Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации
по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Базовая подготовка
Санкт-Петербург
2016
Содержание
1Место практики в структуре ППССЗ.......…………………….……
2Цели и задачи практики……………………………………………
3Требования к результатам освоения содержания практики...........
4Структура и содержание практики ………………………………
4.1Структура практики ........................................................................
4.2Содержание практики......................................................................
5Общие требования к организации практики………………………
6Контроль и оценка практики………………….…..……………….
7Перечень заданий практики…..........................................................
8Учебно-методическое обеспечение практики…….………………
8.1Основная литература………………...............................................
8.2Дополнительная литература………...............................................
8.3Интернет-ресурсы............................................................................
9Кадровое обеспечение практики………………….…......................
10Приложения
Программа учебной практики ПМ.02 Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) и рабочей программы профессионального модуля.
Место учебной практики в структуре ППССЗ
Программа учебной практики является частью ППССЗ по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) в части освоения основных видов профессиональной деятельности по ПМ 02 Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации
Цели и задачи учебной практики
Целью проведения учебной практики является формирование у студентов теоретических и практических навыков ведения бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнения работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации.
Задачей учебной практики по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) является закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Требования к результатам освоения содержания практики
Процесс прохождения учебной практики направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС СПО и ППССЗ по данной специальности:
а) общих компетенций (ОК):
ОК 1. Понимать сущность социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые меры и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
б) профессиональных компетенций (ПК):
ПК 2.1 Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.
ПК 2.2 Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения.
ПК 2.2 Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета.
ПК 2.3 Отражать в бухгалтерских проводках зачет списания и недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации.
ПК 2.4 Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации.
В результате прохождения практики обучающийся должен:
Знать:
- учет труда и его оплаты;
- учет удержаний из заработной платы работников;
- учет финансовых результатов и использования прибыли:
- учет финансовых результатов по обычным видам деятельности;
- учет финансовых результатов по прочим видам деятельности учет нераспределенной прибыли;
- учет собственного капитала:
- учет уставного капитала;
- учет резервного капитала и целевого финансирования;
- учет кредитов и займов;
- нормативные документы, регулирующие порядок проведения инвентаризации имущества;
- основные понятия инвентаризации имущества;
- характеристику имущества организации;
- цели и периодичность проведения инвентаризации имущества;
- задачи и состав инвентаризационной комиссии;
- процесс подготовки к инвентаризации, порядок подготовки регистров аналитического учета по местам хранения имущества без указания количества и цены;
- перечень лиц, ответственных за подготовительный этап для подбора документации, необходимой для проведения инвентаризации;
- приемы физического подсчета имущества;
- порядок составления инвентаризационных описей и сроки передачи их в бухгалтерию;
- порядок составления сличительных ведомостей в бухгалтерии и установление соответствия данных о фактическом наличии средств данным бухгалтерского учета;
- порядок инвентаризации основных средств и отражение ее результатов в бухгалтерских проводках;
- порядок инвентаризации нематериальных активов и отражение ее
результатов в бухгалтерских проводках;
- порядок инвентаризации и переоценки материально-производственных запасов и отражение ее результатов в бухгалтерских проводках;
- формирование бухгалтерских проводок по отражению недостачи ценностей, выявленные в ходе инвентаризации, независимо от причин их возникновения с целью контроля на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;
- формирование бухгалтерских проводок по списанию недостач в
зависимости от причин их возникновения;
- процедуру составления акта по результатам инвентаризации;
- порядок инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности организации;
- порядок инвентаризации расчетов;
- технологию определения реального состояния расчетов;
- порядок выявления задолженности, нереальной для взыскания, с целью принятия мер к взысканию задолженности с должников, либо к списанию ее с учета; порядок инвентаризации недостач и потерь от порчи ценностей (счет 94),
целевого финансирования (счет 86), доходов будущих периодов.
Уметь:
- рассчитывать заработную плату сотрудников;
- определять сумму удержаний из заработной платы сотрудников:
- определять финансовые результаты деятельности организации по основным видам деятельности;
- определять финансовые результаты деятельности организации по прочим видам деятельности;
- проводить учет нераспределенной прибыли;
- проводить учет собственного капитала;
- проводить учет уставного капитала;
- проводить учет резервного капитала и целевого финансирования;
- проводить учет кредитов и займов;
- определять цели и периодичность проведения инвентаризации;
- руководствоваться нормативными документами, регулирующими порядок проведения инвентаризации имущества;
- пользоваться специальной терминологией при проведении инвентаризации имущества;
- давать характеристику имущества организации;
- готовить регистры аналитического учета по местам хранения имущества и передавать их лицам, ответственным за подготовительный этап, для подбора документации, необходимой для проведения инвентаризации;
- составлять инвентаризационные описи;
- проводить физический подсчет имущества;
- составлять сличительные ведомости и устанавливать соответствие данных о фактическом наличии средств данным бухгалтерского учета;
- выполнять работу по инвентаризации основных средств и отражать ее результаты в бухгалтерских проводках;
- выполнять работу по инвентаризации нематериальных активов и отражать ее результаты в бухгалтерских проводках;
- выполнять работу по инвентаризации и переоценке материально- производственных запасов и отражать ее результаты в бухгалтерских проводках;
- формировать бухгалтерские проводки по отражению недостачи ценностей, выявленные в ходе инвентаризации, независимо от причин их возникновения с целью контроля на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;
- формировать бухгалтерские проводки по списанию недостач в зависимости от причин их возникновения;
- составлять акт по результатам инвентаризации;
- проводить выверку финансовых обязательств;
- участвовать в инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности организации;
- проводить инвентаризацию расчетов;
- определять реальное состояние расчетов;
- выявлять задолженность, нереальную для взыскания, с целью принятия мер к взысканию задолженности с должников, либо к списанию ее с учета;
- проводить инвентаризацию недостач и потерь от порчи ценностей (счет 94), целевого финансирования (счет 86), доходов будущих периодов (счет 98)
Иметь практический опыт: ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнения работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации.
4 Структура и содержание учебной практики
Структура практики
Общая трудоёмкость учебной практики составляет 36 часов: 6 дней по 6 часов
Коды формируемых компетенций | Наименование профессионального модуля и МДК | Объем времени, отводимый на практику (час.) | Продолжи тельность практики (недели) | Семестр |
ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ОК 9 ПК 2.1-2.4 | ПМ 02 Ведение бухгалтерского учета источников формирован. имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансов. обязательств организации МДК 02.01 Практические основы бухгалтерского учета источников формирования имущества организации МДК 02.02 Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации |
Содержание практики
Виды работ | Содержание освоенного учебного материала, необходимого для выполнения видов работ | Наименование МДК с указанием конкретных тем, обеспечивающих выполнение видов работ | Количество часов |
1.Начисление заработной платы работникам в зависимости от вида заработной платы и формы оплаты труда; определение суммы удержаний из заработной платы; отражение в учете соответствующих операций | 1. Составление табеля учета рабочего времени. 2. Расчет в расчетно-платежной ведомости заработной платы к выдаче по повременной и сдельной формам оплаты труда, расчет в бухгалтерских справках оплаты часов ночной, сверхурочной работы; работы в выходные и праздничные дни; оплаты очередных отпусков, пособий по временной нетрудоспособности. 3. Составление свода данных по расчету страховых взносов. Формирование бухгалтерских проводок по начислению заработной платы и удержаний из нее, учету страховых взносов, пособий по временной нетрудоспособности. 5.Формирование карточек соответствующих счетов в программе 1С | МДК 02.01 «Практические основы бухгалтерского учета источников формирования имущества организации» Раздел 1 Учет труда и заработной платы |
2.Отражение учете собственного, заемного капитала организации Отражение в учете получения, использования и возврата кредита (займа), привлеченного организацией под соответствующие нужды. | в | 1.Формирование бухгалтерских проводок по учету кредитов и займов, уставного, резервного, добавочного капитала и расчетов с учредителями на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета. 2. Заполнение журнала-ордера № 4 3.Формирование карточек соответствующих счетов в программе 1С. | МДК 02.01 «Практические основы бухгалтерского учета источников формирования имущества организации» Раздел 2 Учет кредитов и займов Раздел 3 Учет собственного капитала | |
3.Отражение в бухгалтерском учете финансовых результатов деятельности организации в зависимости от вида деятельности Отражение в учете использования прибыли организации. | 1. Расчет финансового результата хозяйственной деятельности организации. 2.Формирование бухгалтерских проводок по учету финансовых результатов на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета. 3. Заполнение журнала-ордера № 15. 4.Формирование оборотно-сальдовой ведомости в программе 1С. | МДК 02.01 «Практические основы бухгалтерского учета источников формирования имущества организации» Раздел 4 Учет финансовых результатов |
4.Участие в работе комиссии по инвентаризации имущества и обязательств организации. Выявление фактического наличия имущества организации (по видам имущества). Регистрация явлений и операций, не отраженных первичной документацией в момент их совершения. | 1.Разработка приказа о проведении инвентаризации 2.Выполнение поручений руководства организации в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения. | МДК 02.02 «Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации» Тема 1 Нормативно- правовая основа проведения инвентаризации имущества и обязательств Тема 2 Общие правила проведения инвентаризации имущества и обязательств | |
5.Проверка действительного соответствия фактического наличия имущества организации данным бухгалтерского учета. | 1. Составление инвентаризационных описей 2. Составление сличительных ведомостей | МДК 02.02 «Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации» Тема 3 Проверка действительного соответствия фактического наличия имущества организации данным бухгалтерского учета | |
6.Отражение в учете операций по инвентаризации имущества и обязательств. | 1.Оформление ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией. 2. Отражение в учете выявленных излишек, недостач и порчи имущества на основе рабочего плана счетов. 3.Формирование карточек соответствующих счетов в программе 1С. | МДК 02.02 «Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации» Тема 4Учет выявленных инвентаризационных разниц и оформление результатов инвентаризации Тема 5. Технология проведения инвентаризации отдельных видов имущества и обязательств организации |
5 Общие требования к организации учебной практики
Базой для прохождения учебной практики являются коммерческие организации, составляющие отчетность по стандартной форме.
Обучающиеся, совмещающие обучение с трудовой деятельностью в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки проходят учебную практику в организациях по месту работы.
Учебно-методическое руководство учебной практикой осуществляет цикловая комиссия специальности, обеспечивающая выполнение учебного плана и программы практики .
Студент при прохождении практики обязан:
- полностью выполнять задания, предусмотренные программой практики;
- подчиняться действующим правилам внутреннего распорядка;
- изучить и неукоснительно соблюдать правила охраны труда и техники безопасности;
- нести ответственность за выполнение работы и за ее результаты;
- представить письменный отчет о прохождении практики и другие необходимые материалы и документацию.
Руководитель практики от цикловой комиссии:
- обеспечивает строгое соответствие практики учебному плану и программе;
-проверяет отчет и организует защиту отчетов.