Классическая процедура бухгалтерского учета
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный
Технологический университет»
И.И. Ивакина
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Бухгалтерский учет и анализ: теория учета
Методические указания по выполнению расчетно-графической работы
для студентов направления подготовки 080100.62 «Экономика», профиля «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» очной и очной сокращенной форм обучения
Красноярск
УДК 657.01
ББК 65.052
Ивакина И.И. Бухгалтерский учет и анализ: теория учета. Методические указания по выполнению расчетно-графической работы для студентов направления подготовки 080100.62 «Экономика», профиля «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» очной и очной сокращенной форм обучения / Сост. И.И. Ивакина – Красноярск: СибГТУ, 2011. – 38с.
Составитель: к.п.н., доц. И.И. Ивакина
Рецензент: Е.В. Мельникова (методический совет СибГТУ)
Методические указания содержат описание основных процедур ведения бухгалтерского учета, целью которых является закрепление теоретических знаний, получения навыков ведения бухгалтерского учета. Рекомендуется к использованию при выполнении расчетно-графической работы по дисциплине «Бухгалтерский учет и анализ: теория учета».
Утверждены на заседании кафедры бухгалтерского учета и финансов
27.11.2011г., протокол №9
© И.И. Ивакина 2011
© ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет», 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………………...…4
1. Классическая процедура бухгалтерского учета…………………..….…6
1.1 Этапы организационного периода……………………………..….6
1.2 Этапы процедуры, выполняемые в каждом отчетном периоде. 8
1.3 Применение шахматной оборотной ведомости в контрольных целях…………………………………………….……………………..……15
1.4 Применение оборотных ведомостей по аналитическим счетам в контрольных целях……………………………………………..……….….16
2. Задание для расчетно-графической работы и порядок его
выполнения….….………………………………………………………19
3. Исходные данные……………………………………………………..…20
Библиографический список…………………………………………..……27
Приложение А (справочное) Образец оформления карточки аналитического учета по счету 10 «Материалы»…………………..….…29
Приложение Б (справочное) Образец оформления карточки аналитического учета по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»…………………………………………………..…………29
Приложение В (справочное) Бухгалтерский баланс…………….………30
Приложение Г (справочное) План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций…………….……32
Приложение Д (справочное). Образец заполнения титульного листа…37
Введение
Дисциплина «Бухгалтерский учет и анализ: теория учета» относится к базовой части профессионального цикла учебного плана подготовки бакалавра по направлению 080100.62 «Экономика» профиля «Бухгалтерский учет, анализ, аудит». Хорошее знание теории учета имеет первостепенное значение для формирования профессиональной подготовки и деловых качеств бухгалтеров, аудиторов, финансистов, экономистов. Иначе говоря, теория учета является фундаментальной частью для познания как бухгалтерского учета, так и многих других смежных с ним дисциплин.
«Бухгалтерский учет и анализ: теория учета» базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных студентами при изучении дисциплин: «История бухгалтерского учета», «Микроэкономика», «Математический анализ», «Линейная алгебра» и др.
Количество зачетных единиц по ФГОС ВПО по дисциплине «Бухгалтерский учет и анализ: теория учета» – 6, общая трудоемкость 216 часов из которых 90 часов отводится на аудиторные занятия и 126 часов на самостоятельную работу студента. Самостоятельная работа студента включает изучение теоретического курса – 76 часов, выполнение расчетно-графической работы – 14 часов и подготовка к экзамену – 36 часов. Данная дисциплина изучается студентами во 2-м семестре.
Знания и умения, приобретенные при изучении дисциплины необходимы студенту в дальнейшем при изучении таких дисциплин, как «Бухгалтерский финансовый учет», «Бухгалтерская финансовая отчетность», «Бухгалтерский управленческий учет», «Бухгалтерское дело», «Аудит», «Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету».
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать: принципы, цели, задачи бухгалтерского учета и приемы ведения учета в организациях, основы нормативного регулирования учета в Российской Федерации, исторические аспекты возникновения и дальнейшего развития учетных записей. Современные подходы к оценке объектов бухгалтерского наблюдения, экономико-правовые аспекты и логику отражения фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета и в финансовой отчетности, методику формирования учетных записей и формы документирования свершившихся фактов, классическую процедуру бухгалтерского учета, ее учетно-технологические аспекты и контрольные моменты;
уметь: документально оформлять хозяйственные операции различного типа, владеть навыками ведения бухгалтерского учета при различных формах ведения учета, использовать экономическую, нормативно-правовую информацию и справочный материал в своей профессиональной деятельности.
владеть: навыками отражения хозяйственных операций на счетах; современными методами ведения учета; методологией экономического исследования; современными методами сбора, анализа и обработки экономических данных; навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений.
При изучении дисциплины необходимо руководствоваться Федеральными законами РФ, постановлениями правительства, инструкциями Министерства финансов РФ, положениями по бухгалтерскому учету и другими нормативными документами, связанными с бухгалтерским учетом.
Расчетно-графическая работа способствует закреплению теоретических знаний и приобретению практических навыков ведения бухгалтерского учета в организациях.
Цель расчетно-графической работы – углубление и систематизация знаний по теории учета, практическое использование современных принципов и методов ведения бухгалтерского учета.
Итоговой формой контроля знаний студентов является экзамен. К экзамену по курсу «Бухгалтерский учет и анализ: теория учета» допускаются студенты, защитившие расчетно-графическую работу. При необходимости работа может быть возвращена студенту на доработку.
Классическая процедура бухгалтерского учета
Подпроцедурой бухгалтерского учета понимается логически выдержанная строгая последовательность выполнения бухгалтерских действий отражения информации в процессе регистрации, накопления и обработки учетных данных с целью формирования финансовой отчетности. Цель процедуры – создать возможность для принятия решений.
Учетная процедура основывается на требованиях законодательных актов и документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, регулируется учетной политикой организации и закрепляется в функциональных обязанностях должностных лиц и работников бухгалтерской службы организации.
Основное требование, которое предъявляется к учетной процедуре, - ее рациональность. На практике это означает минимизацию затрат времени и труда при осуществлении тех или иных действий.
Процедура предусматривает следующие этапы: инвентарь, вступительный баланс, журнал, Главная книга, оборотная ведомость и заключительный баланс.
Рассмотрим перечисленные этапы процедуры, как единовременные: этапы организационного периода и этапы, повторяющиеся из отчетного периода в период.
1.1. Этапы организационного периода.
Инвентарь - перечень имущества, которым владеет и распоряжается организация; долги перед организацией; обязательства по долгам, принятые организацией перед различными юридическими или физическими лицами.
Имущество организации характеризуется с одной стороны, по составу и размещению (то есть, как активы организации), и с другой стороны, - по источникам образования (то есть, пассивы организации)
Имущество организации по составу и размещениюсостоит из:
· основных средств;
· нематериальных активов;
· доходных вложений в материальные ценности;
· финансовых вложений;
· отложенных налоговых активов;
· сырья, материалов и других аналогичных ценностей;
· затрат в незавершенном производстве;
· готовой продукции и товаров;
· расходов будущих периодов;
· налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям;
· дебиторской задолженности – долгов перед организацией покупателей, поставщиков по выданным авансам, подотчетных лиц и т.д.;
· денежных средств;
· прочих активов.
Имущество организации по составу и размещению представляет собой затраты, обещающие выгоды в будущем, то есть ее активы.
Имущество организации по источникам образованиясостоит из:
а) собственных средств (капитала собственника)в состав которых входят:
· уставный капитал;
· собственные акции, выкупленные у акционеров;
· добавочный капитал;
· резервный капитал;
· нераспределенная прибыль;
б) обязательств организации,в состав которых входит:
· займы и кредиты;
· отложенные налоговые обязательства;
· кредиторская задолженность – долги организации перед поставщиками, подрядчиками, персоналом организации, государственными внебюджетными фондами, по налогам и сборам и т. д.;
· задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов;
· доходы будущих периодов;
· резервы предстоящих расходов;
· прочие обязательства.
Имущество организации по источникам образования, то есть капитал собственника и обязательства организации, представляет собой пассивы организации.
С открытием организации составляется вступительный баланс, который представляет собой преобразованное имущество в удобную форму для финансового анализа, оценки заданных ресурсов и имеющихся возможностей.
Баланс состоит из двух частей, в одной записывается имущество организации по составу и размещению – это актив, в другой – источники образования имущества – это пассив. Итог актива равен итогу пассива, так как в той и другой части показываются одно и то же имущество, но в разной группировке (актив – имущество по составу и размещению, пассив – имущество по источникам образования). Величина этих итогов называется валютой баланса. Балансовое уравнение можно выразить так
АКТИВЫ= ПАССИВЫ
Поскольку пассивы представляют собой собственный капитал и финансовые обязательства, то данное равенство можно выразить в виде капитального (основного) уравнениябухгалтерского баланса
АКТИВЫ= КАПИТАЛ + ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Строки баланса (каждый отдельный вид имущества или источников) называются статьями,которые сгруппированы в разделы.
Имущество в активе сведено в два раздела. Разделы в активе баланса расположены в порядке возрастания ликвидности. В пассиве баланса три раздела, которые расположены в зависимости от срока погашения долгов. Каждый из разделов актива и пассива баланса включает экономически однородные виды имущества и его источников.
Баланс составляется на определенный момент, как правило, на последнее число предыдущего квартала. Он отражает состояние средств и их источников, но не может фиксировать изменения, ежедневно происходящие в организации.