Денежная масса и ее структура в Российской Федерации
Денежная масса - совокупность покупательных, платежных и накопительных средств, обслуживающая экономические связи принадлежащая физическим и юридическим лицам, а также государству. Это важный количественный показатель движения денег.
С развитием товарного обмена и платёжно-расчётных отношений состав и структура денежной массы претерпели существенные изменения. В начале XX века при золотом обращении структура денежной массы была в развитых странах такова: золотые монеты составляли 40% , а банкноты и другие кредитные деньги - 50 % и остатки на счетах кредитных учреждений 10%.
Денежная масса России.После деноминации (изменения масштаба цен) с 1 января 1998 г. в обращении находятся банкноты достоинством 10, 50, 100 и 500 рублей и монеты — 1, 2, 5 рублей и 1, 5, 10 и 50 копеек.
Подавляющая часть наличных денег приходится на банкноты и монеты образца 1997 г. (97,3% и 1,3%), 1,4% наличности составляют старые банкноты и монеты.
Денежная масса в России в целом относительно невелика и по состоянию на 1 января 1999 г. обеспечивает лишь 16,4% ВВП. Такой объем денежной массы — одна из причин особого явления экономической ситуации в стране — неплатежей. По прогнозу на 2000 г., денежная масса должна быть увеличена на 56% и составлять до 700 млрд. руб. при значительно меньшем увеличении ВВП.Однако рост денежной массы без достаточной поддержки производства и товарооборота может сыграть и негативную роль.
Удельный вес наличных денег около 1/3 всей денежной массы, это еще более усугубляет проблему неплатежеспособности в РФ. Переход денег из безналичного оборота в наличный обусловлен жесткой монетаристской политикой и ведет к расширению уклонения от уплаты налогов. Кроме того, сокращение безналичного оборота свидетельствует о снижении возможности государства влиять на реальные хозяйственные процессы. В последние годы удельный вес безналичных денег имеет слабую тенденцию к увеличению.
В целях организации наличного обращения на территории страны Банк России (БР) выполняет следующие функции:
1) прогнозирование и организацию производства, перевозку и хранение банкнот и монет, а также создание их резервных фондов;
2) установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
3) определение признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожение;
4) разработку порядка введения кассовых операций для кредитных организаций.
Коммерческие банки также участвуют в эмиссионном процессе, выпуская безналичные деньги при кредитовании и изъятии их из обращения при погашении ссуды.
Организация и регулирование денежной системы осуществляются БР в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики, разрабатываемой и утверждаемой банковским законодательством. Наделенный исключительным правом эмиссии денег БР особенно ответствен за поддержание равновесия в сфере денежного обращения.
Для регулирования экономики БР испельзует такие инструменты, как:
1) ставки учетного процента (дисконтную политику);
2) нормы обязательных резервов кредитных учреждений;
3) операции на открытом рынке;
4) регламентацию экономических нормативов для кредитных учреждений и др.
Кризисное состояние российской денежной системы. Денежная система России продолжает переживать глубокий кризис, что обусловлено общим расстройством экономики страны, связанным с резким падением эффективности производства, значительным ростом цен, кризисным состоянием финансово-кредитной системы, огромными дефицитами бюджетов, внутренним и внешним долгом. Денежная масса, функционирующая в стране, не обеспечивалась товарно-материальными ценностями. 90-е годы (особенно первая половина) характеризовались высокими темпами инфляции.
В результате кризисного состояния российской денежной системы нарушены функции национальной денежной единицы:
1) как средства обращения. В обращении наряду с официальной денежной единицей почти параллельно действует доллар TIIA, а также огромное количество псевдоплатежных средств сертификаты, налоговые обязательства, варранты и др.). В результате денежная масса неоправданно возрастает, а роль БР как регулятора денежного обращения снижается. Это ведет к обесценению рубля;
2) как средства платежа. Переход к рыночной экономике в России ознаменовался таким новым явлением, как неплатежеспособность. Неплательщиками становятся физические и юридические лица, а также государство, которое задерживает оплату по своим заказам, выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, пенсий, пособий, стипендий. Общая сумма неплатежей к началу 1997 г. составила более 170% ВВП, в том числе только кредитная задолженность на 1 января 1999 г. оценивалась в 2,3 трлн. деноминированных рублей (85% ВВП).
Неплатежи вызваны целым рядом причин, в том числе использованием в широких масштабах налично-денежного оборота, ослаблением расчетно-платежнои дисциплины, расширением внебанковского оборота (оборота теневой экономики). Не последнюю роль в этом процессе играет рост потребности в денежных средствах для оборота. В целом все это приводит к расстройству всей платежной системы;
3) как средства сбережения. Из-за постоянного обесценения российская валюта потеряла способность накапливаться и сберегаться. Функцию сокровища выполняет доллар США. Ежегодно у физических лиц оседает инвалюты в наличной форме до 10—15 млрд, что составляет до 10% денежных доходов.
Денежная система, в целом отражая общее состояние развития в стране и переживая серьезное расстройство, нуждается в качественном ее реформировании, которое невозможно без укрепления экономического базиса и всей финансово-кредитной системы, в частности: 1) ограничения налично-денежного обращения и расширения безналичного оборота; 2) гибкого регулирования денежной массы через воздействие на денежный мультипликатор, рынок ценных бумаг, с использованием инструментов БР; 3) восстановления функций рубля как средства обращения и платежа путем урегулирования проблемы неплатежей, просроченной задолженности предприятий друг другу.