Учет коммерческих расходов (расходы на продажу)
В процессе сбыта продукции возникают расходы на продажу. Они относятся к расходам по обычным видам деятельности и возмещаются покупателями. Расходы на продажу в сумме с производственной себестоимостью образуют полную фактическую стоимость продукции.
В БУ к расходам на продажу относят все фактические затраты по отгрузке и сбыту продукции.
Расходы на продажу группируют по статьям аналитического учета:
- расходы на тару и упаковку изделий на складах ГП
- расходы на транспортировку продукции
- комиссионные сборы
- затраты на рекламу
- прочие расходы по сбыту
Расходы учитываются на активном счете 44 «Расходы на продажу».
Дт44 Кт10,70, 69 – фактические затраты связанные со сбытом продукции
Дт90.2 Кт44 – списание сбытовых расходов, относящихся к реализованной продукции.
В зависимости от принятой на предприятии учетной политикой, расходы на продажу могут списываться в полном объеме на проданную продукцию или распределяться между проданной и непроданной продукцией пропорционально производственной себестоимости ГП.
Порядок учета расходов на тару и упаковку зависит от того, где они производятся – на складе или в производственном цехе. Тара может быть покупной, а упаковка продукции может производиться работниками предприятия или сторонней организацией.
Если изготовление тары, упаковка осуществляются на складе ГП, то все расходы учитываются на счете 44.
Дт44 Кт10, 23, 60, 70, 69 – фактические расходы на тару и упаковку
Если производство тары, упаковка осуществляются в производственном цехе, то расходы учитываются на счете 20 или 23
Дт20, 23 Кт10, 70, 69 Расходы цехов на тару и упаковку включаются в производственную себестоимость продукции, которая сдается на склад
Дт43 Кт20, 23
Тара может быть изготовлена в основном или вспомогательных цехах отдельно от ГП и по мере изготовления передаваться на склад. В этом случае расходы на изготовление тары учитываются по Дт20, 23. Учет и калькулирование себестоимости тары осуществляется по сокращенной номенклатуре статей. Готовая тара передается на склад материалов по сдаточной накладной по производственной себестоимости Дт10.4 Кт20, 23
Тара и упаковка, поступившие от поставщиков, отражаются Дт10.4,19 Кт60. Тара и упаковка отпускаются со склада материалов для упаковки ГП по требованию-накладной Дт44 Кт10.4 и принимается в расчет при формировании продажной цены на ГП, расходы на тару включаются в полную себестоимость проданной продукции.
Если стоимость тары не участвует в формировании себестоимости и цены на ГП, она не списывается на расходы на продажу, а в расчетных документах на ГП показывается обособленно и оплачивается покупателем сверх продажной цены на ГП. Если тара покупная, то учет расходов отражается записью:
Дт62 Кт91.1 – стоимость тары, подлежащая оплате
Дт91.2 Кт68 - НДС
Дт91.2 Кт10.4 – списана себестоимость тары
Если тара собственного производства, то составляются записи:
Дт62 Кт90.1 – стоимость тары, подлежащая оплате
Дт90.3 Кт68 - НДС
Дт90.2 Кт10.4 – списана себестоимость тары
В процессе продажи ГП производятся погрузочно-разгрузочные работы на складе поставщика, доставка на станцию или в порт отправления, транспортировка до пункта назначения и склада покупателя. Порядок учета расходов на транспортировку ГП и погрузочно-разгрузочные работы зависит от того, кто их выполняет и как они возмещаются покупателем.
Расходы, связанные с работой собственного транспорта организации (затраты транспортного цеха), учитываются, как правило, на счете 23 «Вспомогательное производство».
Дт23 Кт10, 70, 69, 60, 25 – фактические затраты
Часть этих расходов, связанная с выполнением работ по транспортировке готовой продукции, подлежащая оплате покупателями сверх цены готовой продукции списывается на счет расходов на продажу Дт90.2 Кт23. Суммы, предъявленные к оплате, включая и величину налогов, причитающихся за оказанные транспортные услуги Дт90 Кт68.
Затраты организации, связанные с транспортировкой готовой продукции, не подлежащие оплате покупателем отдельно, учитываются по Дт44 "Расходы на продажу" Кт23.
Расходы по транспортировке готовой продукции, выполненные сторонними организациями и лицами, учитываются по Дт60, 76, 19 Кт51, 71. Расходы, подлежащие возмещению покупателями готовой продукции, списываются с указанного выше счета учета расчетов в Дт62 Кт60, включая величину налога на добавленную стоимость, причитающуюся (уплаченную) сторонней транспортной организации. Эта сумма налога на добавленную стоимость предъявляется к оплате покупателю продукции.
Расходы по транспортировке готовой продукции, выполненные сторонними организациями, не подлежащие оплате покупателями продукции, списываются Дт44, 19 Кт60 .
Расходы на рекламу – расходы по целенаправленному воздействию на потребителя для продвижения продукции на рынке сбыта.
К расходам на рекламу относят:
- расходы на разработку, издание и распространение рекламных каталогов афиш, сувениров, образцов продукции
- на рекламные мероприятия в средствах массовой информации
- на световую наружную рекламу
- изготовление стендов, муляжей, щитов
- на участие в выставках, ярмарках
- оформление витрин
- хранение и экспедирование рекламных материалов
- проведение иных рекламных мероприятий, связанных с продажей продукции
Данные расходы выделяют отдельно в составе расходов на продажу с подразделением по направлениям расходов. Расходы на рекламу отражаются Дт44 Кт60, 23
Стоимость изготовленных собственными подразделениями или сторонними организациями рекламных продуктов отражается Дт10 Кт23, 60, а по мере отпуска их на рекламные цели они списываются Дт44 Кт10.
Организация может производить массовые рекламные мероприятия с вручением призов победителям. В этом случае Дт44 Кт10, 43 – на стоимость купленных призов или собственной продукции.
В бухгалтерском учете все фактические расходы на рекламу в полном объеме включаются в себестоимость проданной продукции Дт90.2 Кт44..
При исчислении полной себестоимости и составлении отчетной калькуляции расходы на продажу относятся на себестоимость отдельных видов продукции. При этом расходы на упаковку и транспортировку включаются в себестоимость отдельных видов продукции прямым путем на основании первичных документов. При невозможности прямого отнесения они распределяются пропорционально весу, объему, производственной себестоимости, продажной стоимости продукции. База распределения отражается в учетной политике. Все остальные виды расходов на продажу также распределяются между соответствующими видами продукции косвенным путем.
Учет расходов на продажу осуществляется в ведомости № 15 по аналитическим статьям. Ведомость заполняется на основе первичных документов и ведомостей распределения затрат по их направлениям.
Тема 13. Учет финансовых результатов и использования прибыли