Лекция 18. Анализ отчёта о прибылях и убытках
План
18.1Прибыль - основной показатель эффективности деятельности организации.
18.2 Анализ уровня и динамики финансовых результатов по данным
Ф.№ 2
Прибыль - основной показатель эффективности деятельности организации.
В широком смысле прибыль является основным защитным механизмом, предохраняющим предприятие от угрозы банкротства. Различают несколько видов прибыли (убытка):
1) валовая прибыль- разница между суммами чистого дохода( выручки) от реализации продукции и себестоимости продаж;
2) финансовые результаты от операционной деятельности ( прибыль от продаж), которые будут меньше, чем первая сумма за счёт отчисления «коммерческих и управленческих расходов»;
3) финансовые результаты от обычной деятельности (прибыль до налогообложении);
4) чистая прибыль или убыток.
Экономический эффект- абсолютный показатель, характеризующий результат деятельности. Экономическая эффективность раскрывает связь между затратами операционной деятельности и её результатом. Под экономической эффективностью понимают соотношение между экономическим эффектом и затратами или финансовыми ресурсами ,использованными для его достижения. В наиболее общем виде оценить эффективность деятельности предприятия можно по относительным показателям доходности или по соотношению темпов роста основных показателей: совокупных активов ( Та) ;объёма продаж ( Топ) и прибыли( Тп):
100% < Та< Топ< Тп
Первое неравенство(100%<Та) показывает, что предприятие наращивает экономический потенциал и масштабы своей деятельности.
Второе неравенство (Та< Топ) свидетельствует том, что объём продаж растёт быстрее экономического потенциала.
Третье неравенство (Топ<Тп), означает, что прибыль предприятия растёт быстрее объёма реализации продукции и совокупного капитала. А это говорит о повышении уровня рентабельности. Если данные пропорции соблюдаются, то это говорит об устойчивом развитии предприятия. Для оценки уровня эффективности предприятия используются показатели рентабельности.
Показатели рентабельности можно поделить:1)показатели, базирующиеся на затратном подходе- рентабельность продукции рентабельность деятельности и др. 2)показатели характеризующие; прибыльность продаж - рентабельность отдельных видов продукции и продаж; 3)определяется отношением прибыли к капиталу :рентабельность активов или общая рентабельность; рентабельность основного капитала; рентабельность оборотного капитала и др.
Анализ уровня и динамики финансовых результатов по данным
Ф.№ 2
С помощью формы № 2 « Отчёта о финансовых результатах» можно проанализировать влияние изменения затрат на прибыль. Но чтобы оценить влияние факторов на изменение самих затрат, необходимо располагать данными управленческого учёта и формой № 5 « Приложение к бухгалтерскому балансу», где отражены расходы , произведённые организацией в отчётном и прошлом году , сгруппированные по экономическим элементам.
Анализ финансовых результатов деятельности организации включает:
1.Исследование изменение каждого показателя за текущий анализируемый период ( горизонтальный анализ);
2.Исследование структуры соответствующих показателей их изменений ( вертикальный анализ);
3.Изучение динамики изменения показателей за ряд отчётных периодов ( трендовый анализ);
4.Исследование влияние факторов на прибыль ( факторный анализ).
В ходе анализа рассчитываются следующие показатели:
1.Абсолютное отклонение
П=П1-По, (10)
Где По- прибыль базисного периода;
П1-прибыль отчётного периода;
П- изменение прибыли.
2.Темп роста:
Темп роста =П1/По х 100%. (11)
3.Уровень каждого показателя относительно выручки от продажи ( в %):
Уровень каждого показателя относительно выручки от продажи=П1/ По х 100%. (12)
4.Изменение структуры:
У=УП1 – УПо; (13)
(Уровень отчётного периода - Уровень базисного периода)
Анализ отчёта о прибылях и убытках.
Анализ отчёта о прибылях и убытках предполагает последовательное изучение всех статей отчёта.
Анализ начинается с изучения выручки как доходов по обычным видам деятельности и соответствующим им расходов - себестоимости проданной продукции; особое внимание уделяется тенденциям изменения этих показателей. Различные виды прочих доходов и расходов рассматриваются как факторы , влияющие на показатели прибыли ( убытка).Конечная цель анализа состоит в том, чтобы объяснить причины изменения и качество чистой прибыли- источника прироста капитала и выплаты дивидендов. Результаты анализа отчёта о прибылях и убытках конкретного субъекта хозяйствования используются в сравнительном анализе, который важен для кредиторов ,акционеров, участников фондового рынка и других пользователей , принимающих деловые решения на основе выбора вариантов.
При построении аналитических таблиц необходимо учитывать, что объектом является неоднородная совокупность – доходы и расходы , прибыли и убытки, итоговый показатель- будь то прибыль до налогообложения или чистая прибыль- формируется не только за счёт выручки от продажи. Для изучения факторов, повлиявших на чистую прибыль в отчётном году по сравнению с предыдущим, необходимо проанализировать несколько ступеней формирования финансовых результатов. Поэтому представляется целесообразным представить данные о формировании финансовых результатов нескольких таблицах, количество и содержание которых определяются содержанием бухгалтерского отчёта о прибылях и убытках.
В уплотненном отчёте о прибылях и убытках отражается обобщённая информация о формировании чистой прибыли (табл.18.1)
Таблица18.1 –Уплотнённый аналитический отчёт о прибылях и убытках
Показатели | В тыс. руб. | Темп прироста, % | Структура, % | ||||
Предыдущий год | Отчетный год | Отклонение | Предыдущий год | Отчетный год | Отклонение | ||
Прибыль от продаж | |||||||
Прибыль до налогообложений | - | ||||||
Чистая прибыль |
По результатам таблицы делается вывод об изменениях финансовых результатов. Также необходимо проследить динамику соотношения доходов и расходов в таблице 18.2
Таблица 18.2- Горизонтальный и вертикальный анализ доходов и расходов организации.
Показатели | В тыс. руб. | Темп прироста, % | Структура, % | ||||
Предыдущий год | Отчетный год | Отклонение | Предыдущий год | Отчетный год | Отклонение | ||
Доходы по обычным видам деятельности | |||||||
Прочие доходы | |||||||
Всего доходов | - | ||||||
Расходы по обычным видам деятельности | |||||||
Прочие расходы | |||||||
Всего расходы | - |
Наиболее существенной частью прибыли до налогообложения является прибыль от продаж, поэтому особое внимание уделяется анализу её формирования. Для этого используются методы горизонтального и вертикального анализа, рассчитываются финансовые коэффициенты –рентабельность продаж ( по прибыли от продаж), коэффициент валовой прибыли, изучаются факторы, повлиявшие на изменение прибыли от продаж.
Удельный вес расходов по обычным видам деятельности в выручке, выраженный в процентах,- это затраты на рубль продаж, выраженные в копейках. Доля прибыли от продаж в выручке от продаж, выраженная в процентах, характеризует рентабельность продукции , рассчитанную по прибыли от продаж. Увеличение затрат на рубль продаж может указывать на снижение прибыли - в расчёте на один рубль продаж и рентабельности, что может быть объяснено изменением величины коммерческих и управленческих расходов.
Таблица18.3 – Анализ прибыли от продаж
Показатели | В тыс. руб. | Темп прироста, % | Структура, % | ||||
Предыдущий год | Отчетный год | Отклонение | Предыдущий год | Отчетный год | Отклонение | ||
Выручка от продажи продукции (товаров, работ, услуг) | - | ||||||
Себестоимость продукции (товаров, работ, услуг) | |||||||
Валовая прибыль | |||||||
Коммерческие расходы | |||||||
Управленческие расходы | |||||||
Прибыль от продажи продукции (товаров, работ, услуг) |
Но главный аспект анализа при изучении этих статей- целесообразность увеличения коммерческих и управленческих расходов, соответствие темпов роста этих расходов темпам роста объёма продаж.
Анализ формирования финансовых результатов дополняется оценкой показателей рентабельности, рассчитываемых по данным отчёта о прибылях и убытках.
Таблица 18.4 – Коэффициент рентабельности
Показатели | Алгоритм расчета | Предыдущий год, % | Отчетный год, % |
Коэффициент валовой прибыли (валовая рентабельность) | Валовая прибыль/Выручка от продаж*100 | ||
Рентабельность текущей деятельности (затратоотдача) | Прибыль от продажи/ Расходы по обычным видам деятельности *100 | ||
Рентабельность продаж по прибыли от продажи | Прибыль от продажи/ Выручка от продажи *100 | ||
Общая рентабельность (бухгалтерская от обычной деятельности ) | Прибыль до налогообложения/ Выручка от продажи *100 | ||
Рентабельность продаж по чистой прибыли (чистая рентабельность) | Чистая прибыль/ Выручка от продажи *100 | ||
Экономическая рентабельность | Чистая прибыль/ Средняя стоимость имущества * 100 | ||
Рентабельность собственного капитала | Чистая прибыль/ Средняя стоимость собственного капитала * 100 | ||
Рентабельность перманентного капитала | Чистая прибыль/ (Средняя стоимость собственного капитала + Средняя стоимость долгосрочных обязательств) * 100 |
Следует помнить, что существует взаимосвязь между показателями рентабельности активов, оборачиваемости активов и рентабельностью продаж, которая может быть представлена: рентабельность активов равна произведению оборачиваемости активов на рентабельность продаж.
Иными словами, прибыль предприятия, полученная с каждого рубля, вложенного в активы, зависит от скорости оборачиваемости средств и от доли прибыли в выручке от продаж. Данное соотношение может быть интерпретировано следующим образом. С одной стороны , высокое значение рентабельности продаж ещё не означает высокой отдачи от используемого совокупного капитала предприятия .С другой стороны, незначительность чистой прибыли по отношению к выручке от продаж необязательно свидетельствуют о низкой рентабельности вложений в активы предприятия. Определяющий момент-скорость оборота активов предприятия
Это позволяет оценивать стратегию компаний и эффективность управленческих решений её руководства.
К основным факторам формирования прибыли от продаж необходимо отнести: количество и качество продукции; себестоимость продукции; цены на продукцию; элементы себестоимости; структурные сдвиги в составе продукции.
Методика расчёта влияния факторов на прибыль от обычных видов деятельности включает следующие этапы:
1.Расчёт выручки в сопоставимых ценах:
В.соп.= Во/Иц, (14)
Где Во. соп. –выручка от продаж в отчётном го, в сопоставимых ценах;
Во - выручка от продаж в отчётном году;
Иц -индекс изменения цены.
2.Расчёт изменения выручки от продаж за счёт изменения цен:
Δ В =Во –В,соп., (15)
Где ΔВ-изменения выручки от продаж отчётного года за счёт изменения цены.
3.Изменение суммы прибыли от продаж за счёт изменения цен:
Пц= ВхР/100, (16)
Где Пц-изменение суммы прибыли за счёт изменения цен;
Р-рентабельность продаж предыдущего года,%.
Рентабельность продаж предыдущего года определяют:
Р=Пб/Вб х100, (17)
Где Р- рентабельность продаж предыдущего года;
Пб-прибыль от продаж предыдущего года;
Вб-выручка от продаж предыдущего года.
4.Изменение суммы прибыли от продаж за изменения физического объёма и структуры продукции:
ΔПо=[((Во –В, соп.)- ΔВ) хР] /100, (18)
Где По-изменение суммы прибыли от продаж за счёт изменения физического объёма и структуры продукции.
5.Изменение суммы прибыли от продаж за счёт изменения себестоимости реализованной продукции:
ΔПс= [(Исо-Исб) хВо]/100, (19)
Где ΔПс- изменение суммы прибыли за счёт изменения себестоимости реализованной продукции;
Исо, Исб-удельный вес себестоимости в выручке от продаж в отчётном и предыдущем периодах,%.
6.Изменение суммы прибыли от продаж за счёт изменения управленческих расходов:
ΔПу= [(Иуо-Иуб)xВО]/100, (20)
где ΔПу - изменение суммы прибыли от продаж за счёт изменения управленческих расходов;
Иуо, Иуб-удельный вес управленческих расходов выручке от продаж в отчётном и предыдущем периоде,%.
7.Изменение суммы прибыли от продаж за счёт изменения коммерческих расходов:
ΔПк= (Ико-Икб) хВо /100, (21)
Где ΔПк- изменение суммы прибыли от продаж за счёт изменения коммерческих расходов;
Ико,Икб- удельный вес коммерческих расходов в выручке от продаж в предыдущем периоде,%.
Все показатели нужно разделить на факторы прямого и косвенного влияния по отношению к прибыли. На какую величину увеличивается (уменьшается) показатель – фактор «прямого действия», на такую же увеличивается (уменьшается) прибыль. Факторы обратного действия (расходы) влияют на сумму прибыли противоположным образом.
Таблица 18.5 – Сводная таблица влияния факторов на прибыль от продаж отчетного периода
Показатели - факторы | Сумма, тыс.руб. |
| |
| |
| |
| |
| |
Совокупное влияние факторов |
Таким образом, можно обобщить влияние факторов, воздействующих на прибыль от продаж и, следовательно, на прибыль отчетного периода.
Контрольные вопросы
1. Охарактеризуйте сущность, функции и роль прибыли.
2. Охарактеризуйте понятия «прибыльность» и «рентабельность». В чем их отличие?
3. Раскройте сущность методики факторного анализа прибыли от реализации продукции.
4. Охарактеризуйте наиболее важные коэффициенты рентабельности, используемые при анализе эффективности хозяйственной деятельности предприятия.