Расчеты с персоналом по прочим операциям

ВыбытиеОС

Продажа,списание в результате износа,недостача,дарение,взнос в уставной капиталлдр.организации.

Списание ОС дт01Выбытие кт01 списана первоночальная стоимость ОС

Остаточная стоимость=первоночальная стоимость-сумма начисленной амортизации.

ПродажаОС. Дт62кт91.1, дт01В кт01, дт02кт01В списаннаначисл.амортизация, дт 91.2 кт01В списанна остаточная стоимость, дт91.2 кт68 начисл НДС.

Безвозмездная передача ОС. Дт01В кт01, дт02кт01в, дт91.2 кт01в, дт91.2кт68.

Списание ОС в результате износа. Дт01В кт01, дт02 кт01В, дт91.2 кт01В.

Списание ОС амортизированной,первоноч.стоимость равна сумме начисл.амортизации. Дт01 В кт01, дт02 кт01В.

Недостача ОС. Дт94 кт01.

Внесение ОС в качестве вклада в уставн.капиталл. Дт дт02 кт01В списана сумма начисл.амортизации, дт58кт01В передано оспоостат.стоимости в счет вклада в уст.капиталл.

27. Учет поступления ОС

ПБУ 6/01 от 30.03.01 №26н предполагает, что ОС – часть им-ва, используемая при произв-ве ПРУ либо для управленческих нужд орг-и в теч-е п—да, превышающего 12 мес.

К СЧ01 открывают с/счета: 01-1“Собственные ОС”; 01-2“Арендованные ОС по дог лизинга”; 01-3“ОС на консервации”; 01-4“ОС в запасе”; 01-5“Выбытие ОС”. Основные каналы поступления : покупка, строит-во, безвозмездное получение, вклад в УК, , аренда и др. Приобретение ОС через покупку отражают так: 1)Д60 К51- оплачена поставщику ст-ть ОС2)Д08К60 – на ст-ть получен от пост-ка ОС без НДС 3) Д19К60- НДС 4)Д08К10,70,69- затраты по доставке и довед-ю ОС до состояния , в кот они пригодны к экспл-и 5) Д08К67,66- % по заем ср-вам, получен для покупки ОС, до ввода в экспл-ю 6)Д01К08 7)Д68 К19, 8) Д91К66,67 –списыв % по кредитам после ввода в экспл-ю

Получение ОС в качестве вклада в уставный капиталТакие ОС надо учесть на балансе по ст-ти, согласованной м/у учредителями. Если размер вклада превыш 20000 руб., то цену ОС д подтверждать оценщик.

Проводки: 1)Д75-1 К80 –зад-ть по вкладу в УК ; 2)Д08 К75-1– получено ОС в счет вклада в УК; 3)Д08 К60 трансп расходы по доставке ; 4)Д19 К60 -НДС по трансп расходам ; 5)Д01К08 ввод ОС в экспл-ю; 6)Д60К51 –оплачено транспорг-и; 7) Д68К19 –налог вычет

Получение ОС безвозмездно. Стоимость ОС опред исходя из рыноч цены на подобные ОС.Безвозмезд передача и получение им-ва на сумму более 6500 рубкоммерчорг-ями запрещены. Т.о. безвозмездно получить ОС орг-ия м только от ФЛ, некоммерчорг-ии, а также гос и муниципальных органов.начисление амортизации оформится так: Д20 К02 На эту величину надо закрыть счет 98-2:

Д98-2 К91-1– включена во внереализационные доходы часть ст-ти безвозмездно полученного ОС пропорционально сумме начислен ам-и по мере ее начисл-я.

Приобретение ОС по товарообменному (бартерному) договоруПервоначст-ть ОС, полученного по договору мены, рассчитывается исходя из рыночной ст-ти того им-ва, которое передали взамен. Эту ст-тьустанавлив исходя из цены , по кот обычно орг-я реализ аналог ценности.

Приобретение ОС за счет средств бюджетаП/П получило из бюджета дотацию – 120000 руб. На эти ср-ва закуплены комбайны. При этом НДС, выделенный в счете-фактуре, был возмещен из бюджета. Составьте проводки.

Д51 К86 “Целевое финансирование” – 120000 руб. – получена дотация

Д08 К60 – 100000 руб. – отражена первоначст-ть приобретенного комбайна

Д19 К60 – 20000 руб. – отражен НДС

Д60 К51 – 120000 руб. – оплачен комбайн

Д01 К08 – 100000 руб. – введен в экспл-ю комбайн

Д68 К19 – 20000 руб. –НДС

Д86 К98 – 120000 руб. – учтены бюджетные средства в составе доходов будущих периодов. Ам-ю начисл по норме 10% за год, следовательно, в учете ежемесячно оформится запись: Д20К02 – 833 руб. ((100000 руб.*10%)/12 мес.) – начислена амортизация комбайна за отчетный месяц

Д98 К91-1 – 1000 руб. ((120000 руб.*10%)/12 мес.) – отнесена на внереализационные доходы часть средств бюджетного финансирования за отчетный месяц.

26.Учет операций по счету 73 “ Расчеты с персоналом по прочим операциям”

Согласно ПСсчет 73 имеет 2 с/сч:

73-1 “ Расчеты по предоставленным займам”

72-2 “ Расчеты по возмещению материального ущерба”

В практике можно открыть др с/сч.

С/сч 73-1: По данному с/сч учитываются расчеты по выданным займам на жилищ строит-во, приобретение или строение садовых домиков, приобретение мебели.

Д73-1 К50 (51)- выдан заем,

Д73-1 К91-1 % за пользование займом и одновр-но: Д50,51,70 К73-1 –работник выплатил S % или удерж из з/п.

Если работнику дан заем на льготных условиях, то он получает доп доход в виде материальной выгоды . На с/счете 73-2 учитываются расчеты по возмещению матер ущерба причиненного работником в рез-те недостач и хищений ДС и МПЗ, брака, а также по возмещению др видов ущерба.

Д73-2 К94(28) - S ущерба отнесена на вин лицо.

Д50,70 К73-2 - ДС внесены в кассу, удержаны из з/п

Если вин лицо не признает S ущерба, то П/П обращается с иском в суд, если суд признал иск необоснованным: Д94 К73-2 - исправительная проводка.

Д73-2 К94 – отражена зад-ть вин-го лица.

Д50 (70) К73-2 – поступила в кассу (уд-но из з/п) S в погашение недостачи.

Д98-3 К91 “Прибыли прошлых лет, выявленные в отчетном году”.

На счете 98-4 учитывают недостачу ущерб, по которой возмещается не по факт с/б, а по рын ценам.

Если недостача обнаружена в силу чрезвычайных обстоятельств, тоД 99 К10 (41, 50, . .)

Аудит денежных средств.

Аудит операций по кассе и расчетному счету осуществляется на базе следующих нормативных документов:1. Порядок ведения кассовых операций в РФ 2. Закон РФ № 5215-1 от 18.06.1993г. «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением.3. Положение о безналичных расчетах в РФ.

Источниками информации для проверки служат кассовая книга, отчеты кассира, приходные и расходные кассовые ордера, журнал регистрации кассовых документов; журнал регистрации депонентов, авансовые отчеты, журнал регистрации платежных ведомостей; платежные поручения и требования-поручения, чековые книжки, аккредитивы, выписки банка.

Ответственность за соблюдение порядка ведения кассовых операций возлагается на руководителя. Главного бухгалтера и кассира. Аудитор должен опросить каждого из них.Составляется вопросник аудитора для составления плана и программы проверки.

Вся информация о наличии и движении денежных средств в кассе собирается на счете 50 «Касса». К этому счету могут быть открыты следующие субсчета: 50-1 «Касса организации», 50-2 «Операционная касса», 50-3 «Денежные документы» и др.

Путем проведения сплошной проверки необходимо убедиться, соответствует ли принятый на предприятии порядок учета денежных средств порядку, установленному соответствующими нормативными документами. Так, порядок хранения, расходования и учета денежных средств в кассе установлен письмом Центробанка РФ от 22 сентября 1993г. №40 и Положением Центробанка РФ от 5 января 1998г. №14п «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации».

При проверке следует установить, соблюдает ли предприятие установленный лимит хранения наличных денег, так как в кассе можно хранить лишь небольшие денежные суммы для оплаты мелких хозяйственных расходов, выдачи авансов на командировки и других небольших платежей. Превышение установленных лимитов в кассе допускается лишь в течение трех рабочих дней в период выплаты заработной платы работникам предприятия, пособий по временной нетрудоспособности и премий.

Все операции по поступлению и расходованию денежных средств кассир записывает в кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной печатью. Записи в кассовой книге ведут через копировальную бумагу одновременно на двух листах. Один лист отрывной, его сдают в конце дня вместе со всеми приходными и расходными документами в качестве отчета по кассовым операциям.В кассе могут храниться денежные документы. К ним относятся путевки в санатории и дома отдыха, почтовые марки, проездные билеты, вексельные марки, оплаченные авиабилеты и другие документы. Учет денежных документов ведется на субсчете 50-3 «Денежные документы», при этом аналитический учет ведется по каждому виду денежных документов.Аудитору необходимо проверить:- правильность учета денежных документов (поступление и списание денежных документов оформляется кассовыми приходными и расходными документами и отражается в книге по движению денежных документов; кассир составляет отчет по движению денежных документов и сдает его главному бухгалтеру);- правильность составления бухгалтерских проводок по счету 50-3 «Денежные документы» и записей в книге по учету и движению денежных документов.

Аудит учета ОС и НМААудит основных средств и нематериальных активов осуществляется на базе следующих нормативных документов:1. Закон РФ «О бухгалтерском учете».2. Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» 3. ПБУ 6/01 «Учет ОС» 4. ПБУ 14/2007 «Учет НМА» 5. Методические указания по бухучету основных средств .6. О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (Постановление Правительства РФ от 01.01.2002г. №1).

Источниками информации для проверки служат акты приемки-передачи ОС и акты приемки НМА, акты на списание ОС и НМА, инвентарные карточки учета ОС, карточки учета НМА, журналы-ордера, Главная книга, баланс, ф. №2, приложение к балансу (ф.№5), справки, расчеты.Целью аудита основных средств является установление соответствия применяемой в организации методики учета, налогообложения операций по движению основных средств нормативным актам, действующим в Российской Федерации. Иными словами, это выражение мнения о достоверности отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности объектов основных средств.Для достижения данной цели аудитор должен: - оценить систему внутреннего контроля проверяемой организации; -определить методы проверки; -разработать программу аудиторских процедур по существу.

Можно выделить 4 направления аудита ОС и НМА:1Аудит наличия и сохранности ОС. 2Аудит движения ОС. 3Аудит правильность начисления амортизации. 4Проверка правильности налогообложения.

Аудитор должен присутствовать (или провести самостоятельно) при инвентаризации). Необходимо проверить, как ведется учет на синтетических счетах 01, 02, 07 и 08.

Основные направления аудита ОС должны обеспечить:1) контроль за наличием и сохранностью объектов;2) правильность отнесения предметов кОС;3) правильность оценки в учете;4) правильность оформления и отражения в учете операций по поступлению и выбытию;5) правильность начисления и отражения в учете амортизации ОС, ремонта ОС;6) правильность отражения данных о наличии и движении активов в учете и отчетности.

Этапы аудиторской проверки ОС:1) Осуществить оценку сохранности и наличия основных средств. 2). Произвести проверку соблюдения условий для отнесения имущества к основным средствам. Для этого изучаются состав и структура основных средств по данным регистров аналитического учета. 3). Осуществить проверку документального оформления и учета основных средств. Первичные документы, на основании которых в учете отражаются операции, связанные с объектами основных средств, должны иметь правильное оформление. 4). На основании данных учета и первичных учетных документов проверить своевременность зачисления объектов в состав основных средств и правильность формирования первоначальной стоимости поименованных активов.5. Отследить правильность начисления амортизации основных средств для целей бухгалтерского и налогового учета. Способ начисления амортизации должен быть закреплен в учетной политике организации. Применение выбранного способа начисления амортизации по группе однородных объектов производится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу. Проверка основывается на данных регистра бухгалтерского учета по начислению амортизации.

Обнаруженные ошибки и нарушения аудитор анализирует в соответствии с требованиями Федерального стандарта аудиторской деятельности «Существенность в аудите». Существенность ошибок оценивается количественно (обнаруженные ошибки сравниваются с уровнем существенности, установленным на стадии планирования) и качественно (в этом случае аудитор руководствуется собственным практическим опытом и знаниями).

28.Рациональная организация контроля за состоянием расчетов способствует укреплению договорной и расчетной дисциплины, выполнению обязательств по поставкам продукции в заданном ассортименте и качестве, повышению ответственности за соблюдение платежной дисциплины, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборотных средств и, следовательно, улучшению финансового состояния предприятия.Проверку состояния расчетов рекомендуется начинать с анализа материалов инвентаризации расчетов.Инвентаризация расчетов заключается в выявлении по соответствующим документам остатков и тщательной проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах. Учитывая, что сами предприятия в большинстве случаев проводят инвентаризацию расчетов с низким качеством (либо вообще не проводят) , аудитор должен установить сроки возникновения задолженности по счетам дебиторов и кредиторов, ее реальность и лиц, виновных в пропуске сроков исковой давности (согласно гражданскому кодексу РФ срок исковой давности установлен 3 года) .В случае необходимости нужно провести сверку расчетов с дебиторами и кредиторами с составлением актов сверок. Для этой работы можно привлечь и сотрудников бухгалтерии проверяемого предприятия.1. Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками, дебиторами и кредиторамиПроверка по счетам расчетов должна осуществляться по следующим основным направлениям: наличие и правильность оформления документов, определяющих права и обязанности сторон по поставке материальных ценностей (работ, услуг) ; правильность оплаты или получения сумм за полученные или отгруженные материальные ценности; полнота оприходования и списания полученных ценностей.При проверке следует обратить внимание на следующее:имеются ли договора на поставку продукции (выполнение работ, услуг) и правильность их оформления;при наличии дебиторской и кредиторской задолженности необходимо установить дату возникновения и причину образования;имеется ли задолженность с истекшим сроком исковой давности, принимаются ли меры к ее взысканию.При этом следует иметь в виду, что к важнейшим основам правопорядка при осуществлении сделок на поставку товаров (выполнения работ или оказания услуг) относятся соблюдение формы договора, полнота и своевременность исполнения обязательств сторонами соответствующих договоров вне зависимости от срока договора. (Указ Президента РФ от 20 декабря 1994 г. №2204 “Об обеспечении правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнения работ или оказания услуг)”). Сделки, осуществляемые сторонами умышленно без соблюдения установленной Гражданским кодексом РФ формы, не в полном объеме или несвоевременно, в соответствии с Гражданским кодексом РФ являются ничтожными. Установлено, что обязательным условием договоров, предусматривающих поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг) , является определение срока исполнения обязательств по расчетам за поставленные по договору товары (выполненные работы или оказанные услуги) .Установлено также, что предельный срок исполнения обязательств по расчетам за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) равен трем месяцам с момента фактического получения товаров (выполнения работ, оказания услуг) .Суммы неистребованной кредитором задолженности по обязательствам, порожденным указанными сделками подлежат списанию по истечении четырех месяцев со дня фактического получения предприятием-должником товаров (выполнения работ, оказания услуг) как безнадежная дебиторская задолженность на убытки предприятия-кредитора, за исключением случаев когда в его действиях отсутствует умысел;при поступлении товарно-материальных ценностей, на которые не получены расчетные документы (неотфактурованные поставки) , необходимо проверить, не числятся ли эти поступившие ценности как оплаченные, но находящиеся в пути или не вывезенные со складов поставщиков, и не числится ли стоимость этих ценностей как дебиторская задолженность;проводилась ли инвентаризация расчетов. Посмотреть ее результаты, а в необходимых случаях провести встречную проверку расчетов;полнота оприходования материальных ценностей;

правильность установления цен на материальные ценности, соответствуют ли они ценам, указанным в договорах поставки;правильность списания затрат с кредита расчетов с дебиторами и кредиторами на себестоимость продукции (работ, услуг) ;правильность списания задолженности с истекшим сроком исковой давности.Согласно Положению о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по решению руководителя предприятия и относятся соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов, либо на результаты хозяйственной деятельности, если в период предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались или на уменьшение финансирования (фондов) . Списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Эта задолженность должна отражаться за балансом в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника. Суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым исковая давность истекла, подлежат отнесению на результаты хозяйственной деятельности или на увеличение финансирования (фондов) ;правильность отражения операций при оплате векселями;предъявлялись ли претензии поставщикам и подрядчикам в случае несоответствия цен и тарифов, обусловленных договорами, а также при выявлении арифметических ошибок в счетах; при обнаружении несоответствия качества стандартам или техническим условиям; за недостачу груза в пути сверх норм естественной убыли;при проверке расчетов с подрядчиками следует установить: обеспечены ли объекты источником финансирования; имеется ли проектно-сметная документация на строящиеся объекты; нет ли приписок объемов выполненных работ;правильность ведения аналитического и синтетического учета по счетам 60 “Расчеты с дебиторами и кредиторами” ;соответствие данных журналов-ордеров №6,8 по этим счетам данным, указанным в главной книге и балансе;правильность составления бухгалтерских проводок по счетам расчетов.

Особенности расчетов с поставщиками в иностранной валютеСинтетический учет расчетов с поставщиками в СКВ ведется обычным порядком. Аналитический учет ведется по каждому поставщику раздельно в валюте платежа и ее рублевом эквиваленте по курсу ЦБ РФ на дату возникновения обязательств.При оплате счета поставщика операцию отражают по курсу на день платежа, который может отклоняться от курса на дату возникновения долга.Указанная курсовая разница относится либо на внереализационные доходы (кредит счета 80) или потери (дебет счета 80) предприятия, либо предварительно в течение года учитывается на счете 83, а в декабре списывается на внереализационные доходы или потери (в зависимости от принятой учетной политики предприятия) . В конце месяца все неоплаченные счета поставщиков в СКВ в обязательном порядке пересчитываются по курсу на последний день месяца и возникшую при пересчете по курсу на последний день месяца курсовую разницу, списывают со счета 60 и относят также либо на счет 80, либо на счет 83.

2. Аудит расчетов по претензиямОсновным нормативным документом, регламентирующим аудиторскую деятельность по проверке расчетов по претензиям является “Положение о претензионном порядке урегулирования споров” (постановление Верховного Совета РФ от 24 июня 1992 г. №3116-1) .При проверке необходимо обратить внимание на:обоснованность, своевременность и правильность оформления документов. Несоблюдение сроков предъявления претензий может быть использовано для сокрытия фактов хищения материальных ценностей, так как при отказе в удовлетворении претензий числящиеся суммы списываются на издержки производства;обоснованность претензий, предъявляемых к проверяемому предприятию. В случае удовлетворения претензий нужно проверить проводились ли административные расследования с целью установления виновных лиц, и если таковые установлены, возместили ли они причиненный материальный ущерб;

правильность составления бухгалтерских проводок по счету 63 “Расчеты по претензиям” ;правильность ведения аналитического учета - он должен вестись по каждому дебитору и отдельным претензиям; соответствие записей аналитического учета записям в журнале-ордере №8, главной книге и балансе.

3. Аудит расчетов по авансам полученнымАвансы могут быть получены под поставку материальных ценностей либо под выполнение работ (оказание услуг) , а также в счет оплаты продукции и работ, произведенных для заказчиков по частичной готовности.Необходимопроверить:обоснованность получения авансов;правильность ведения аналитического учета по счету 64 “Расчеты по авансам полученным” . Он должен вестись в разрезе кредиторов;уплачен ли налог на добавленную стоимость с суммы авансовых платежей, поступивших в счет предстоящих поставок товаров или выполнения работ (услуг) на расчетный счет или полученных в порядке частичной оплаты по расчетным документам за реализованные товары (работы, услуги) ;правильность составления бухгалтерских проводок по счету 64;соответствие записей аналитического учета с записями в журнале-ордере №8, главной книге и балансе;правильность учета авансов, полученных в иностранной валюте.Полученные в СКВ авансы должны числиться в валюте на дату возникновения задолженности по курсу ЦБ РФ до момента их зачета в уменьшение задолженности покупателей. Возникающая курсовая разница списывается на внереализационные результаты.

4. Аудит расчетов с покупателями и заказчикамиПри проверке необходимо установить:заключены ли договора поставки продукции;реальность задолженности покупателей, что должно быть подтверждено актами инвентаризации (сверки) расчетов;правильность ведения аналитического учета по счету 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками” . При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения данных о задолженности по расчетам с покупателями и заказчиками, обеспеченной векселями срок поступления денежных средств по которым не наступил; векселями, дисконтированными (учтенными в банках, по которым денежные средства не поступили в срок) ;правильность составления бухгалтерских проводок по счету 62;соответствие записей аналитического учета по счету 62 записям в журнале-ордере №11, главной книге и балансе.

5. Аудит расчетов с подотчетными лицамиПри проверке авансовых отчетов подотчетных лиц необходимо обратить внимание на следующее:имеются ли приказы (распоряжения) о направлении работников в командировку;правильность возмещения командировочных расходов (суточные, квартирные, стоимость проезда) ;имеется ли командировочное удостоверение с отметкой в месте пребывания в командировке;правильность и своевременность составления авансовых отчетов; Пример: К авансовому отчету завхоза школы приложены расписки лиц в получении денег на погрузку и разгрузку 1120 т. угля, поступившего в школу с 20 по 24 августа. По отчету за август аудитор проверил, поступал ли уголь в школу и в каком количестве. Действительно, поступал но в количестве 640 т. Встречными проверками на складе было установлено, что уголь грузили при помощи механизмов и перевозили самосвалами. Значит, надобности в найме людей при погрузочно-разгрузочных работах не было. По адресам и фамилиям, указанным в расписках на получение денег, запросили адресное бюро, которое сообщило, что эти лица в городе не проживают. Аналогичные факты выявились и по другим авансовым отчетам этого подотчетного лица. Таким образом, пользуясь отсутствием контроля со стороны централизованной бухгалтерии и руководства школы, завхоз оформлял фиктивные расписки на получение сумм за якобы выполненные работы.правильность возмещения затрат на хозяйственные нужды;наличие оправдательных документов;полнота и своевременность сдачи в кассу остатка подотчетной суммы;правильность возмещения затрат на представительские расходы.Включение представительских расходов в себестоимость продукции (работ, услуг) производится в пределах смет предприятия и только при наличии оправдательных первичных документов, в которых должны быть указаны: дата и место, программа проведения деловой встречи (приема) , приглашенные лица, участники со стороны предприятия, величина расходов;правильность возмещения затрат при краткосрочных загранкомандировках;правильность составления бухгалтерских проводок по операциям с подотчетными лицами;правильность выведения остатков на конец месяца по счету 71 “Расчеты с подотчетными лицами” ;соответствие записей в авансовых отчетах записям в журнале-ордере №7 по счету 71 “Расчеты с подотчетными лицами” и главной книге.

6. Аудит расчетов с прочими дебиторами и кредиторамиПри проверке необходимо установить:правильность и обоснованность удержаний по исполнительным листам в пользу других предприятий и лиц, а также своевременность перечисления удержанных сумм получателю;правильность расчетов с квартиросъемщиками и лицами, проживающими в общежитиях, ведомственных гостиницах, за пользование общежитиями, квартирами, гостиницами и коммунальными услугами;правильность расчетов за товары, проданные в кредит, наличие договоров, сроки представления поручений-обязательств покупателей, порядок погашения кредита и т.д. ;полноту и правильность расчетов по выданным членам трудового коллектива беспроцентным ссудам. Необходимо проверить обоснованность выдачи этих ссуд, правильность оформления документов на выдачу ссуд (кроме суммы, должен быть установлен срок и порядок погашения ссуды) . Особое внимание следует обратить на полноту и своевременность погашения ссуд. На практике встречаются случаи, когда ссуды умышленно своевременно не погашаются и по истечении срока исковой давности списываются за счет предприятия (один из многих способов ухода от налогообложения физических лиц) ;полноту и правильность расчетов по ссудам, выданным на индивидуальное жилищное строительство;правильность отражения в чете депонированной заработной платы, Необходимо сверить записи по счету 76 с записями в книге учета депонированной зарплаты. В случаях перечисления депонированной зарплаты с расчетного счета необходимо уточнить правильность указанных адресов получателей. На практике встречаются случаи, когда умышленно неправильно указывались домашние адреса получателей, а возвращенные в связи с этим переводы в кассу предприятия не приходовались. Также имеются случаи начисления оплаты труда работникам за не выполнявшиеся работы, которая депонировалась и присваивалась кассиром; Пример: При проверке одной централизованной бухгалтерии аудитор обратил внимание на то, что к поручению на перечисление в бюджет невостребованной депонентской задолженности не прилагались тех, за счет кого перечислялись эти суммы. По книге аналитического учета депонированной з/п он проверил движение сумм по каждому депоненту. Оказалось, что 30 сентября, по расходно-кассовому ордеру №925 кассир списал по кассе 3567 руб., как выплаченную депонентскую задолженность, а ведомостей, подтверждающих, эту выплату приложено на 2767 руб., что на 800 руб. меньше. После возвращения документов с машиносчетной станции, бухгалтер, ведущий учет этих операций, уничтожил первоначальный кассовый ордер на 3567 руб., и выписал новый на 2767 руб., а на сумму разницы уменьшил сумму невостребованной депонентской задолженности, подлежащей перечислению в бюджет.своевременность и полноту начисления и поступления взносов родителей за содержание детей в детских дошкольных учреждениях;правильность составления бухгалтерских проводок по расчетам с дебиторами и кредиторами;правильность ведения аналитического учета по счетам 73; 76;соответствие записей аналитического учета по счету 76 записям в журнале-ордере №8, главной книге и балансе.

7. Аудит расчетов по оплате трудаОсновной задачей проверки расчетов с рабочими и служащими по оплате труда является проверка соблюдения нормативно-правовых актов при начислении оплаты труда, удержаниях из нее и правильности ведения бухгалтерского учета расчетов по оплате труда.Источниками информации, используемой в процессе контроля, являются аналитические и синтетические данные по счетам 70 “Расчеты с персоналом по оплате труда” , 88 “Нераспределенная прибыль” (субсчет “Фонд потребления” ) , 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами” (субсчет “Расчеты с депонентами” ) , первичные документы по учету выработки и начислению оплаты труда (табеля учета отработанного времени, наряды и др.) , листки о временной нетрудоспособности, расчеты на оплату отпусков и т.д., нормативные документы, регулирующие эти операции.Начинать проверку расчетов с рабочими и служащими по оплате труда следует с установления соответствия показателей аналитического учета по счету 70 с записями в главной книге и бухгалтерском балансе на одну и ту же дату. Для этого необходимо сверить сальдо по счету 70 на первое число в главной книге и в балансе предприятия с итоговыми суммами (к выдаче) расчетно-платежных ведомостей.При выявлении расхождений необходимо установить их причины.Также необходимо сверить данные по счету 76 (субсчет “Расчеты с депонентами” ) с данными книги учета депонированной зарплаты.Затем изучаются достоверность первичных документов, правильность их заполнения, их соответствие требованиям нормативных документов по начислению и выплате заработной платы и других видов оплаты труда. При этом особое внимание обращается на проверку табелей учета рабочего времени.При повременной оплате труда проверяются правильность применения тарифных ставок или условий контракта, а при сдельной - выполнение количественных и качественных показателей работы, правильность применения норм и расценок.При проверке первичных документов по учету труда и его оплаты устанавливают наличие подписей должностных лиц, ответственных за учет выполненных работ, правильность заполнения всех реквизитов, нет ли в документах подчисток, исправлений (неоговоренных) и т.д.При проверке табелей учета рабочего времени и нарядов, а также других первичных документов по начислению оплаты труда необходимо выяснить, нет ли случаев включения в них вымышленных (подставных) лиц. Для этого следует проанализировать наряды по датам их выдачи, сопоставить фамилии рабочих в нарядах и табелях учета рабочего времени с данными учета личного состава. Необходимо проверить, нет ли случаев повторного начисления сумм по ранее оплаченным первичным документам, повторения фамилий одних и тех же лиц в нескольких расчетно-платежных ведомостях. Особое внимание следует обратить на наряды, выписанные на лиц, не состоящих в списочном составе предприятия и проработавших непродолжительное время, а также наряды по устранению брака по переделке работ, выполненных с низким качеством.При проверке первичных документов и расчетных ведомостей особое внимание необходимо уделить правильности арифметических подсчетов.Дальнейшими этапами осуществления аудиторской проверки являются:выборочная проверка правильности начисления оплаты труда;порядок оформления доплат в связи с отклонением от нормальных условий работы;документальное оформление и оплата простоя;документальное оформление брака продукции и его оплаты;доплата за работу в ночное время;оплата труда за работу в сверхурочное время;оплата работы в праздничные дни;начисление выплат за неотработанное время, предусмотренное действующим законодательством(оплата отпусков, выходных пособий и т.п.);начисление пособий по временной нетрудоспособности;проверка правильности удержаний из заработной платы.В соответствии с законодательством из заработной платы могут быть произведены следующие удержания: подоходный налог; отчисления в пенсионный фонд; погашение задолженности по ранее выданным авансам, а также сумм излишне выплаченных ввиду арифметической ошибки; в погашение задолженности по подотчетным суммам; квартплата; за содержание ребенка в детских дошкольных учреждениях; возмещение материального ущерба, причиненным работником предприятию; денежные начеты; за товары, купленные в кредит; за подписку на газеты и журналы; по исполнительным документам; за брак продукции. Другие удержания из заработной платы могут быть произведены лишь с согласия работника.Подоходный налог удерживается в порядке и размерах, установленных законом РФ “О подоходном налоге с физических лиц” с последующими изменениями и дополнениями.Удержания в пенсионный фонд производится в размере 1% от совокупного дохода.Удержание по исполнительным листам производится только при наличии этих листов либо на основании личного заявления работников.

Удержание за товары, проданные в кредит, производится на основании поручения-обязательства, предусмотренного Правилами продажи гражданам товаров длительного пользования в кредит (постановление Правительства РФ от 9 сентября 1993 г. №895) .Удержание в возмещение материального ущерба, причиненного работником, производится на основании приказа по предприятию (при наличии согласия работника) либо по решению суда.В заключении проверки необходимо установить:правильность проверки отнесения расходов к фонду оплаты труда;правильность отнесения отдельных выплат на себестоимость продукции (работ, услуг) ;правильность составления бухгалтерских проводок по фонду оплаты труда;правильность ведения синтетического и аналитического учета, сводных данных и заполнения форм бухгалтерской отчетности по фонду оплаты труда;соответствие записей аналитического учета по счету 70 “Расчеты по оплате труда” и 76” Расчеты с дебиторами и кредиторами” в части расчетов по исполнительным листам и депонированной заработной плате, записям в журналах-ордерах №8,10 (при журнально-ордерной форме учета) , главной книге и балансе.

8. Аудит расчетов по совместной деятельностиВсоответствии с гражданским законодательством совместная деятельность без создания юридического лица осуществляется на основе договора между его участниками. Имущество, объединенное участниками для совместной деятельности, учитывается на отдельном (обособленном) балансе у того участника, которому в соответствии с договором поручено ведение общих дел участников договора.Данные отдельного (обособленного) баланса в баланс предприятия-участника, ведущего общие дела, не включаются.Каждый участник свою долю прибыли, полученную в результате совместной деятельности, включает в состав внереализационных доходов при формировании финансовых результатов.Исходя из вышеизложенного, необходимо проверить:заключен ли договор о совместной деятельности; правильность его составления;ведется ли отдельный учет по совместной деятельности у участника, ведущего общие дела;правильность отражения участником, ведущим общие дела по договору о совместной деятельности, операций, связанных с его выполнением (если эти обязанности возложены на проверяемое предприятие) ;правильность отражения участником договора о совместной деятельности операций, связанных с его выполнением;правильность отражения в учете разницы от превышения оценки имущества, определенной по договору о совместной деятельности, над балансовой его оценкой (или разницы от занижения, если последняя оценка выше договорной) . Эти результаты предприятие должно отнести соответственно в кредит счета 85 “Уставный капитал” на субсчет “Добавочный капитал” (при положительном результате) с 1.01.95 г. “Добавочный капитал” или в де

Наши рекомендации