I Синтетический и аналитический учет поступления

Лекция

по дисциплине Бухгалтерский учет (ФиК)

Тема № 14 Учет производственных запасов.

Занятие № 2 Учет материалов в бухгалтерии.

Содержание

Введение

1. Синтетический и аналитический учет поступления и расхода материалов.

2. Учет расчетов с поставщиками.

3. Инвентаризация товарно-материальных ценностей.

Заключение

Литература:

а) Основная.

1. Налоговый кодекс РФ ч. I – Закон от 31.07.98г. № 147-ФЗ,

2. Федеральный закон от 21 ноября 96г. N 129-ФЗ "О бухгалтерс­ком учете" (в редакции изменений и дополнений внесенных ФЗ от 23.07.99г. № 123-ФЗ).

3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Приказ Минфина РФ от 29.07.1998г. № 34н.

4. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации». ПБУ 1/98. Приказ МФ РФ от 09 декабря 1998г. № 60н.

5. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, приказ Минфина РФ от 9 июня 2001г. № 44н.

6. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, приказ Минфина РФ от 06 мая 1999г. № 33-н.

7. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций. Приказ МФ РФ от 31.10.2000г. № 94н ( в редакции Приказа МФ РФ от 7.05.03.г.№38н.).

8. Н.П. Кондраков Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – М: ИНФРА, 2002г. – с. 183-207

б) дополнительная

1. Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. Приказ МФРФ от 28.12.2001г. № 119н.

2. Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете, приказ МФ СССР от 29 июля 1983г. № 105.

3. Рекомендации по применению единой журнально-ордерной формы счетоводства, утвержденные письмом Минфина РФ от 24.071992г. за № 59.

4. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Приказ МФ РФ от 13.06.95г. № 49.

5. Н.Г. Волков «Учет производственных запасов» Ж. Бухгалтерский учет, № 4 2001г. с.18-26.

6. В.Р. Воинов «Учет транспортно-заготовительных расходов в организациях, занятых строительством» "Консультант бухгалтера" N 5, май 2002 г.

7. И. Ложников «Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов» "Финансовая газета", N 17, апрель 2002 г.

8. И.Н. Ложников «О Методических указаниях по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов». Журнал Налоговый вестник N 4, 5, апрель, май 2002 г.

9. В.Р. Захарьин «Особенности учета материально-производственных запасов в строительных организациях». Консультант бухгалтера N 5, май 2002 г.

10. Составление бухгалтерских проводок. Учебно-практическое пособие. 2003г. с.22-27.

Учебно-материальное обеспечение

1. Слайды по теме № 14/2

2. ТСО: Лектор – 2000

Введение

Учет приобретения, хранения и использования материалов составляет один из наиболее важных участков бухгалтерской работы в организации. При быстрой смене номенклатуры выпускаемой продукции поставщиком материальных ресурсов и цен на материалы в условиях рыночной экономики учет материальных ресурсов приобретает еще более важное значение.

Надлежащая организация материального учета может быть обеспечена бухгалтерией при участии других отделов (отдела снабжения, отдела главного технолога, программистов ВЦ и др.). В этих случаях бухгалтерия должна быть инициатором выполнения соответствующих учетных работ.

На предыдущем лекционном занятии мы изучили порядок оценки и документального оформления операций по поступлению и расходу материалов, учет наличия и движения материалов на складах.

Основными задачами учета материальных ценностей является: контроль за сохранностью, соответствием складских запасов нормативам, соблюдением норм производственного потребления, выявления фактических затрат, связанных с заготовкой материалов, правильное распределение стоимости израсходованных в производстве материалов по объектам калькуляции.

Основной целью сегодняшнего лекционного занятия является ознакомиться изучить порядок отражения на счетах бухгалтерского учета поступления и расхода материалов, расчетов с поставщиками и подрядчиками, результатов инвентаризации производственных запасов.

Структурно-логическая схема занятия:

I Синтетический и аналитический учет поступления - student2.ru I

Варианты - учетные цены

- отклонения

II

III

- на виновных лиц

- на естественную убыль

- на финансовый результат

И расход материалов.

Учет материалов в бухгалтерской службе ведется следующим порядком:

1 этап (проверка документов)

1) Все первичные учетные документы по движению материальных ценностей на складах подразделений организации должны быть сданы в бухгалтерскую службу в установленные в организации сроки. Бухгалтерия проверяет первичные учетные документы при их поступлении с точки зрения:

- правильности их оформления и

- законности совершенных операций.

При обнаружении операций (расходов), не со­ответствующих законодательству Российской Фе­дерации и правилам бухгалтерского учета, лицо, осуществляющее учет материалов, сообщает об этом главному бухгалтеру. По недооформленным документам:

- принимаются меры к их дооформлению либо

- такие документы возвращаются соответствующим складам (кладовым) и подразделе­ниям для надлежащего дооформления.

После проверки первичные учетные до­кументы таксируются (если таксировка ранее не была проведена), т. е. определяется сумма (де­нежная оценка) операций путем умножения ко­личества на цену (бухгалтером или на ВЦ).

Этап (аналитический учет)

Аналитический учет материалов (коли­чественный и суммовой учет) ведется:

а) на основе использования оборотных ведомостей;

б) сальдо­вым методом.

Учет ведется в разрезе каждого склада, подраз­деления, других мест хранения материалов, а внут­ри них - в разрезе каждого наименования (номенк­латурного номера), групп материалов, субсчетов и синтетических счетов бухгалтерского учета.

А) Рассмотрим порядок учета материалов с использование оборотных ведомостей.

В этом случае бухгалтерия как правило, применяет два варианта учета материалов:

1) в бухгалтерии ведутся карточки количественно-суммового учета, которые откры­ваются на каждое наименование (номенклатур­ный номер) материалов. В карточках бухгалтер отражает движение материалов (приход, расход) на основании первичных учетных документов (приходных, расходных, на внутренние переме­щения), сдаваемых в бухгалтерскую службу скла­дами и подразделениями. Таким образом, в бух­галтерской службе дублируется складской учет, с той лишь разницей, что в бухгалтерской службе ведется количественный и суммовой учет, а на складах и подразделениях - только количествен­ный учет.

В карточках ежемесячно выводятся обороты и остатки на начало следующего месяца.

На основании карточек составляются оборотные ведомости материалов отдельно по каждому складу и подраз­делению.

На основе указанных оборотных ведомостей составляется сводная оборотная ведомость, в ко­торую переносятся итоги оборотных ведомостей складов и подразделений по группам, субсчетам, синтетическим счетам, по складам и подразделе­ниям.

Сводные оборотные ведомости сверяются с данными синтетического учета материалов и с данными в карточках складов и подразделений.

2) При втором варианте карточки аналитического учета в бухгал­терской службе не ведутся. Все приходные и рас­ходные документы группируются по номенкла­турным номерам, по ним подсчитываются итоговые данные за месяц по приходу и отдельно по расходу, которые записываются в оборотную ведомость. Оборотные ведомости и сводные оборотные ве­домости ведутся гак же, как в первом варианте. Остатки в оборотных ведомостях, сверяются с ос­татками, выведенными в карточках складов и подразделений.

Б)Сальдовый метод учета материалов за­ключается в том, что в бухгалтерии организации не ведется количественный и суммовой учет дви­жения (прихода и расхода) материалов в разрезе их номенклатуры и не составляются оборотные ведомости по номенклатуре материалов. Учет движения материалов ведется в разрезе групп, субсчетов и балансовых счетов материалов бух­галтерской службой только в денежном выраже­нии, определяемом исходя, как правило, из учет­ных цен.

Отдельно учитываются движение (образование и распределение) и остатки транспортно-заготовительных расходов.

Материально-ответственные лица складов (подразделений) на основании первичных доку­ментов ведут количественный учет материалов в карточках или книгах складского учета. Бухгалтер принимает первичные документы, проверяет их, све­ряет документами каждую запись в карточках (книгах) и подтверждает это своей подписью непосредственно на карточках. Одновременно проверяет правильность выведения остатков.

Количественные остатки материалов на первое число каждого месяца на основании выверенных карточек (книг) складского учета по каждому но­менклатурному номеру переносятся в сальдовую ведомость (или сальдовую книгу) бухгалтером или завскладом.

Остатки материалов, записанных в сальдовой ведомости, таксируются но каждому номенкла­турному номеру. Затем выводятся суммовые итоги остатков по группам материалов, субсчетам, синтетическим счетам и общий итог по складу (подразделению) в целом.

Сальдовая ведомость составляется по той же форме, что и оборотная ведомость, за исключе­нием оборотов(прихода и расхода), и хранится в бухгалтерии.

На основании указанных сальдовых ведомос­тей составляется сводная сальдовая ведомость. Сальдовые ведомости и сводные сальдовые ве­домости ежемесячно сверяются с данными синте­тического учета материалов.

Этап (синтетический учет)

Независимо от принятого метода аналитического учета материалов (оборотный или сальдовый) в бух­галтерской службе должен вестись синтетический учет движения материалов в стоимостном выраже­нии по соответствующим синтетическим счетам, а внутри их по складам (кладовым, материально от­ветственным лицам) и группам материалов.

Обобщение и группировка информации о движении материалов осуществляется в ведо­мостях движения материалов (накопительных ве­домостях) ежемесячно, отдельно по каждому складу, подразделению, другим местам хранения материалов. Ведомости движения материалов со­ставляются отдельно по приходу и расходу мате­риалов. Указанные ведомости могут вестись:

- по фактической себестоимости материалов

- или их учетным ценам.

Формы ведомостей движения ма­териалов устанавливаются организацией само­стоятельно. В указанных ведомостях подсчитыва­ются (формируются) итоги оборотов за месяц (отчетный период) в разрезе групп материалов по субсчетам, синтетическим счетам по каждому складу (подразделению, месту хранения).

Ежемесячно составляется сводная ведо­мость движения материалов, в которую переносятся итоги из ведомостей движения материалов по складам и подразделениям (местам хранения материалов). В сводных ведомостях движения ма­териалов приводятся также данные об остатках материальных ценностей на начало и конец меся­ца (отчетного периода) в разрезе групп материа­лов по соответствующим синтетическим счетам и субсчетам бухгалтерского учета.

Кроме сводной ведомости движения мате­риалов, организация может составлять ведомость распределения (ведомость расхода) материалов, в которой указываются корреспондирующие синте­тические счета и субсчета учета расхода материалов в зависимости от направления их использования (в строительстве ведомости № 10-с).

Необходимо учитывать, что информация о движении материалов не принадлежащих организации на правах собственности (например, временное хранение) отражается на забалансовых счетах (002, 003, 004, 005).

Для обобщения информации о наличии и движении (поступлении и выбытии) принадлежащих на правах собственности организации сырья, материалов, топлива, запасных частей и других аналогичных материальных ценностей Планом счетов бухгалтерского учета предназначен активный синтетический счет 10 "Материалы". К нему предусмотрены 11 субсчетов(в основе выделения субсчетов лежит классификация материалов по их функциональной роли в процессе производства). Также организация может открывать дополнительно к субсчетам аналитические счета.

Обобщение информации о материалах, не принадлежащих предприятию, производится на забалансовых счетах:

002 «Товарно-материальные ценности принятые на ответственное хранение»

003 «Материалы, принятие в переработку»

Схема счета 10 «Материалы»

Дебет Кредит
Сальдо на начало месяца - остаток материалов по фактической себестоимости   Обороты фактическая себестоимость: - расхода материалов - реализации материалов - безвозмездной передачи - недостачи, порчи и хищения - др.
Обороты - фактическая себестоимость поступивших материалов  
Сальдо на конец месяца - остаток материалов по фактической себестоимости

Материалы учитываются на счете 10"Материалы" по фактической себестоимости их приобретения (заготовления, изготовления) без учета налога на добавленную стоимость.

Планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению предусмотрено 2 варианта отражения на счетах бухгалтерского учета поступления материалов по фактической себестоимости:

1-ый вариант предполагает отражать поступление материалов непосредственно на счете 10"Материалы";

2-ой вариант предполагает отражать поступление материалов с использованием в дополнение к счету 10"Материалы" счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "0тклонение в стоимости материальных ценностей»

Первый вариант является традиционным и наиболее широко применяемым в практике бухгалтерского учета. Поэтому мы остановимся на более подробном его рассмотрении.

Сущность данной методики учета материалов заключается в том, что по дебету счета 10"Материалы" собирается полная фактическая себестоимость приобретенных материалов.

Учет поступления материалов

Поступление материалов в организацию осуществляется в следующем порядке:

а) по договорам купли-продажи, договорам поставки, другим аналогичным договорам в соответствии с действующим законодательством;

б) путем изготовления материалов силами организации;

в) внесения в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации;

г) получения организацией безвозмездно (включая договор дарения).

Поступление материалов отражается такими бухгалтерскими проводками:

  Дт 10 – Кт 60 Поступление от поставщиков: - оприходованы материалы от поставщика по ценам поставщиков и ТЗР, включенными в счета поставщиков (без НДС).
Дт 19 – Кт 60 - учтен НДС по оприходованным материалам
Дт 68 – Кт 19 - произведен налоговый вычет НДС по расходам, связанным с приобретением материалов (зачет НДС)
Дт 10 – Кт 71 - оприходованы материалы, приобретенные подотчетными лицами организации
Дт 10 – Кт 23 - оприходованы материалы, изготовленные на самом предприятии
Дт 10 – Кт 28 - оприходован лом и отходы, полученные от неисправимого брака
Дт 10 – Кт 91 - оприходованы материалы, полученные от разборки основных средств, а также излишки, обнаруженные при инвентаризации;
Дт 10 – Кт 98 оприходованы материалы, полученные безвозмездно.

Рассмотрим возможные варианты бухгалтерских проводок, отражающих процесс поступления материалов от поставщиков на предприятие.

Пpи отражении на счетах бухгалтерского учета поступления материалов необходимо обратить внимание на следующие два момента:

1) в бухгалтерском учете материалы отражаются на счете 10 "Материалы" в момент их фактического поступления на предприятие на 'основании данных товарно-сопроводительных документов:

Д-т 10 К-т 60

2) вместе с тем, на предприятие могут поступать материалы на основании заключенных договоров, но без сопроводительных документов. Такие поставки называются неотфактурованными. Материалы приходуются на основании Акта (формы № М-7) и отражаются на счете "Материалы" по ценам, указанным в договоре или по предыдущим поставкам, либо учетным ценам. Если до конца месяца расчетные документы на материалы не поступают, то применяемая оценка на указанные поставки сохраняется. В следующем месяце при поступлении расчетных (сопроводительных) документов стоимость неотфактурованных поставок в принятой оценке сторнируется и составляется новая запись по фактическим суммам, указанным в документах поставщика.

Схема бухгалтерских записей при этом будет выглядеть следующим образом:

а) при оприходовании материалов на склад по учетным ценам без НДС:

Д-т 10 К-т 60

б)при получении документов поставщика:

Д-т 10 К-т 60 (красным) по учетным ценам ;

в) на основании документов поставщика:

Д-т 10 К-т 60 .

Д-т 19 К-т 60.

Поступление материалов на предприятие при журнально-ордерной форме учета отражается в ряде учетных регистров:

1) журнале-ордере №6 по кредиту счета 60"Расчеты с поставщиками и подрядчиками" учитываются материалы, поступившие от поставщиков;

2) журнале-ордере №10-с отражаются материалы, поступившие из собственного производства (с кредита счета 23 "Вспомогательное производство").

3) журнале-ордере №7 по кредиту счета 71 "Расчеты с подотчетными лицами" учитываются материалы, приобретенные подотчетными лицами;

4) журнале-ордере №8 отражается сумма расходов по транспортировке материалов сторонними организациями (по кредиту счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами")

5) ведомости движения материалов (в строительстве ведомость № 10-с) (во втором ее разделе), где отражается поступление материалов по всем возможным каналам.

В журналах-ордерах поступление материалов отражается только в стоимостной оценке без разбивки по видам и сортам, местам хранения и материально ответственным лицам, а в ведомости наоборот.

Итак, мы с вами рассмотрели порядок отражения на счетах бухгалтерского учета факта поступления материалов, принадлежащих предприятию на правах собственника.

Дт 91/2 - Кт 91/9

В текущем учете выбытие материалов в течение месяца, как правило, отражается по учетным ценам (в соответствии с Положением "По ведению бухгалтерского учета и отчетности", утв. Приказом МФ РФ № 34н от 29.07.1998г.).

Пытаясь организовать учет материалов на практике, бухгалтера сталкиваются с техническими трудностями – счета поставщиков, транспортных и посреднических организаций могут поступать позже, чем были оприходованы материалы. В этом случае полную фактическую себестоимость материалов не всегда можно определить, тогда они отражаются в текущем (аналитическом) учете по учетным ценам.

Таким образом, в конце отчетного месяца необходимо определить разницу (сумму отклонений) между фактической себестоимостью приобретения материалов и их стоимостью по учетным ценам.

Сумму отклонений, относящуюся к израсходованным и выбывшим материалам списывают с кредита счета 10 «Материалы" в дебет счетов, куда списывались материалы.

При этом, если фактическая себестоимость материалов оказалась выше их учетной цены (положительные отклонения, обозначается знаком «+»), то разницу между ними списывают дополнительной бухгалтерской проводкой:

Дт 20,23,25,26,28,29,44 – Кт 10 – 10000руб

Отрицательную же разницу отражают в учете способом "красное сторно", т.е. отрицательными числами (обозначается знаком "-"):

 
 
10000 руб

Дт 20,23,25,26,28,29,44 – Кт 10 –

Сумма отклонений, относящаяся к израсходованным и выбывшим материалам, определяется на основаниирасчета среднего процента отклонений в учетной стоимости материалов. Средний процент отклонений рассчитывается по формуле:

Он + Оп

Х =------------------ х 100%

Мн + Мп

где Х- средний процент отклонений;

Он- отклонения фактической себестоимости материалов от стоимости по учетным ценам, приходящиеся на остаток материалов на начало отчетного месяца;

Оп- отклонения фактической себестоимости материалов от их стоимости по учетным ценам по поступившим материалам за месяц;

Мн- остаток материалов на начало месяца по учетным ценам;

Мп- сумма поступивших материалов по учетным ценам за отчетный месяц.

В строительстве могут применятся и несколько иные порядки учета отклонений, утвержденные в учетной политике организации.

При журнально-ордерной форме учета основными регистрами синтетического учета расхода и выбытия материалов являются:

- информация о материалах, израсходованных на производство, отражается в журналах-ордерах ф. № 10 и 10/1 (в строительстве ф.№10-с);

- информация о всей сумме выбывших и израсходованных на производство материалов собирается в сводной ведомости движения материалов или в ведомость распределения (расхода) материалов (в строительства ведомости № 10-с).

Материально-производственные запасы в течение года могут снижаться в цене, устаревать и частично терять свое первоначальное качество.

Отражение в учете снижение стоимости материалов (уценка)

Д-т 91 К-т 10

соответственно дооценка материалов отражается

Д-т 10 К-т 91

Под снижение стоимости материальных ценностей организации могут создавать резерв:

Д-т 10 К-т 91

б) суммы недостач и порчи запасов списывают­ся со счетов учета по их фактической себестоимос­ти. В бухгалтерском учете данная операция отражается по дебету счета 94 "Не­достачи и потери от порчи ценностей" и кредиту счетов учета запасов

Д-т 94 К-т 10

При порче запасов, которые могут быть использованы в организации или проданы (с уценкой), последние одновременно приходуются по рыночным ценам с учетом их физического состояния с уменьшением на эту сумму потерь от порчи: Д-т 10 К-т 94.

Недостача запасов и их порча списывается со счета 94

- в пределах норм естественной убыли на счета уче­та затрат на производство или (и) на расходы на продажу;

Д-т 26 (44) К-т 94;

- сверх норм - за счет виновных лиц;

Д-т 73/2 К-т 94

- если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи запасов и их порчи списываются на финансо­вые результаты; Д-т 91 К-т 94.

Недостача запасов в пределах установленных норм естественной убыли определяется после зачета недостач запасов излишками по пересортице:

Д-т 10 К-т 10

Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может приводиться по решению руководителя организации только:

- за один и тот же проверяемый период;

- у одного и того же проверяемого лица;

- в отношении запасов одного и того же наименования;

- и в тождественных количествах.

Т.о. для обобщения информации о наличии сумм недостач, хищений и потерь от порчи ценностей (включая денежные средства) предназначен активный собирательно-распределительный счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

По дебету счета 94 по недостающим (похищенным) или полностью испорченным основным средствам отражается остаточная стоимость, а по товарно-материальным ценностям – их фактическая себестоимость в корреспонденции с кредитом счетов учета названных ценностей.

По кредиту счета 94 отражается списание недостач и порчи ценностей в различных случаях (в пределах норм естественной убыли, за счет виновных лиц и при отсутствии конкретных виновников).

Если принято решение взыскать с виновного лица стоимость недостающих ценностей по рыночной стоимости, то делается дополнительная запись:

Дт 73/2 – Кт 98/4 – на разницу между стоимостью недостающих

ценностей по рыночным ценам и их стоимостью

отраженной по счету 94.

Погашение начета виновными лицами:

- при внесении наличных денег в кассу или на расчетный счет Дт 50 и 51 - Кт 73/2;

- при удержании денег из заработной платы

Дт 70 - Кт 73/2;

- возмещение материальными ценностями

Дт 10 – Кт 73/2

По мере взыскания начетов с виновных лиц делается проводка на разницу в ценах:

Дт 98/4 - Кт 91

Материальные запасы, утраченные (уничтоженные) в результате стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций списываются по фактической себестоимости этих запасов:

Д-т 94 К-т 10

с последующим отражением на счете 99 «Прибыли и убытки» как чрезвычайные расходы:

Д-т 99 К-т 94

Страховые возмещения, поступающие в качестве компенсации потерь от стихийных бедствий, пожаров, аварий, и других чрезвычайных ситуаций, учитываются в составе чрезвычайных доходов организации.

Д-т 51 К-т 99

Вывод:Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию запасов, в ходе которой проверяются и документально подтверждается их наличие, состояние и оценка.

Порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведение, перечень запасов, проверяемых при каждой из них и т.д.) проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Заключение

В бухгалтерском учете информация о наличии и движении материалов и связанных с их поступлением расчетов с поставщиками обобщается соответственно на счетах 10 «Материалы» и 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Информация отражается в размере фактических затрат на приобретение материалов. В учетной политике организации должны найти отражение следующие вопросы: порядок документального оформления операций по поступлению и выбытию материальных ресурсов; вариант отражения на счетах бухгалтерского учета информации о поступлении материальных ресурсов (с использованием счетов 15,16 или нет); метод оценки материалов при списании их в производство.

Все предприятия и организации независимо от форм собственности обязаны проводить инвентаризацию имущества и денежных обязательств, основными целями которой являются: выявление фактического наличия имущества; сопоставление фактического наличия с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств.

Лекция

по дисциплине Бухгалтерский учет (ФиК)

Тема № 14 Учет производственных запасов.

Занятие № 2 Учет материалов в бухгалтерии.

Содержание

Введение

1. Синтетический и аналитический учет поступления и расхода материалов.

2. Учет расчетов с поставщиками.

3. Инвентаризация товарно-материальных ценностей.

Заключение

Литература:

а) Основная.

1. Налоговый кодекс РФ ч. I – Закон от 31.07.98г. № 147-ФЗ,

2. Федеральный закон от 21 ноября 96г. N 129-ФЗ "О бухгалтерс­ком учете" (в редакции изменений и дополнений внесенных ФЗ от 23.07.99г. № 123-ФЗ).

3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Приказ Минфина РФ от 29.07.1998г. № 34н.

4. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации». ПБУ 1/98. Приказ МФ РФ от 09 декабря 1998г. № 60н.

5. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, приказ Минфина РФ от 9 июня 2001г. № 44н.

6. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, приказ Минфина РФ от 06 мая 1999г. № 33-н.

7. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций. Приказ МФ РФ от 31.10.2000г. № 94н ( в редакции Приказа МФ РФ от 7.05.03.г.№38н.).

8. Н.П. Кондраков Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – М: ИНФРА, 2002г. – с. 183-207

б) дополнительная

1. Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. Приказ МФРФ от 28.12.2001г. № 119н.

2. Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете, приказ МФ СССР от 29 июля 1983г. № 105.

3. Рекомендации по применению единой журнально-ордерной формы счетоводства, утвержденные письмом Минфина РФ от 24.071992г. за № 59.

4. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Приказ МФ РФ от 13.06.95г. № 49.

5. Н.Г. Волков «Учет производственных запасов» Ж. Бухгалтерский учет, № 4 2001г. с.18-26.

6. В.Р. Воинов «Учет транспортно-заготовительных расходов в организациях, занятых строительством» "Консультант бухгалтера" N 5, май 2002 г.

7. И. Ложников «Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов» "Финансовая газета", N 17, апрель 2002 г.

8. И.Н. Ложников «О Методических указаниях по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов». Журнал Налоговый вестник N 4, 5, апрель, май 2002 г.

9. В.Р. Захарьин «Особенности учета материально-производственных запасов в строительных организациях». Консультант бухгалтера N 5, май 2002 г.

10. Составление бухгалтерских проводок. Учебно-практическое пособие. 2003г. с.22-27.

Учебно-материальное обеспечение

1. Слайды по теме № 14/2

2. ТСО: Лектор – 2000

Введение

Учет приобретения, хранения и использования материалов составляет один из наиболее важных участков бухгалтерской работы в организации. При быстрой смене номенклатуры выпускаемой продукции поставщиком материальных ресурсов и цен на материалы в условиях рыночной экономики учет материальных ресурсов приобретает еще более важное значение.

Надлежащая организация материального учета может быть обеспечена бухгалтерией при участии других отделов (отдела снабжения, отдела главного технолога, программистов ВЦ и др.). В этих случаях бухгалтерия должна быть инициатором выполнения соответствующих учетных работ.

На предыдущем лекционном занятии мы изучили порядок оценки и документального оформления операций по поступлению и расходу материалов, учет наличия и движения материалов на складах.

Основными задачами учета материальных ценностей является: контроль за сохранностью, соответствием складских запасов нормативам, соблюдением норм производственного потребления, выявления фактических затрат, связанных с заготовкой материалов, правильное распределение стоимости израсходованных в производстве материалов по объектам калькуляции.

Основной целью сегодняшнего лекционного занятия является ознакомиться изучить порядок отражения на счетах бухгалтерского учета поступления и расхода материалов, расчетов с поставщиками и подрядчиками, результатов инвентаризации производственных запасов.

Структурно-логическая схема занятия:

I Синтетический и аналитический учет поступления - student2.ru I

Варианты - учетные цены

- отклонения

II

III

- на виновных лиц

- на естественную убыль

- на финансовый результат

I Синтетический и аналитический учет поступления

И расход материалов.

Учет материалов в бухгалтерской службе ведется следующим порядком:

1 этап (проверка документов)

1) Все первичные учетные документы по движению материальных ценностей на складах подразделений организации должны быть сданы в бухгалтерскую службу в установленные в организации сроки. Бухгалтерия проверяет первичные учетные документы при их поступлении с точки зрения:

- правильности их оформления и

- законности совершенных операций.

При обнаружении операций (расходов), не со­ответствующих законодательству Российской Фе­дерации и правилам бухгалтерского учета, лицо, осуществляющее учет материалов, сообщает об этом главному бухгалтеру. По недооформленным документам:

- принимаются меры к их дооформлению либо

- такие документы возвращаются соответствующим складам (кладовым) и подразделе­ниям для надлежащего дооформления.

После проверки первичные учетные до­кументы таксируются (если таксировка ранее не была проведена), т. е. определяется сумма (де­нежная оценка) операций путем умножения ко­личества на цену (бухгалтером или на ВЦ).

Этап (аналитический учет)

Аналитический учет материалов (коли­чественный и суммовой учет) ведется:

а) на основе использования оборотных ведомостей;

б) сальдо­вым методом.

Учет ведется в разрезе каждого склада, подраз­деления, других мест хранения материалов, а внут­ри них - в разрезе каждого наименования (номенк­латурного номера), групп материалов, субсчетов и синтетических счетов бухгалтерского учета.

А) Рассмотрим порядок учета материалов с использование оборотных ведомостей.

В этом случае бухгалтерия как правило, применяет два варианта учета материалов:

1) в бухгалтерии ведутся карточки количественно-суммового учета, которые откры­ваются на каждое наименование (номенклатур­ный номер) материалов. В карточках бухгалтер отражает движение материалов (приход, расход) на основании первичных учетных документов (приходных, расходных, на внутренние переме­щения), сдаваемых в бухгалтерскую службу скла­дами и подразделениями. Таким образом, в бух­галтерской службе дублируется складской учет, с той лишь разницей, что в бухгалтерской службе ведется количественный и суммовой учет, а на складах и подразделениях - только количествен­ный учет.

В карточках ежемесячно выводятся обороты и остатки на начало следующего месяца.

На основании карточек составляются оборотные ведомости материалов отдельно по каждому складу и подраз­делению.

На основе указанных оборотных ведомостей составляется сводная оборотная ведомость, в ко­торую переносятся итоги оборотных ведомостей складов и подразделений по группам, субсчетам, синтетическим счетам, по складам и подразделе­ниям.

Сводные оборотные ведомости сверяются с данными синтетического учета материалов и с данными в карточках складов и подразделений.

2) При втором варианте карточки аналитического учета в бухгал­терской службе не ведутся. Все приходные и рас­ходные документы группируются по номенкла­турным номерам, по ним подсчитываются итоговые данные за месяц по приходу и отдельно по расходу, которые записываются в оборотную ведомость. Оборотные ведомости и сводные оборотные ве­домости ведутся гак же, как в первом варианте. Остатки в оборотных ведомостях, сверяются с ос­татками, выведенными в карточках складов и подразделений.

Б)Сальдовый метод учета материалов за­ключается в том, что в бухгалтерии организации не ведется количественный и суммовой учет дви­жения (прихода и расхода) материалов в разрезе их номенклатуры и не составляются оборотные ведомости по номенклатуре материалов. Учет движения материалов ведется в разрезе групп, субсчетов и балансовых счетов материалов бух­галтерской службой только в денежном выраже­нии, определяемом исходя, как правило, из учет­ных цен.

Отдельно учитываются движение (образование и распределение) и остатки транспортно-заготовительных расходов.

Материально-ответственные лица складов (подразделений) на основании первичных доку­ментов ведут количественный учет материалов в карточках или книгах складского учета. Бухгалтер принимает первичные докумен

Наши рекомендации