Учёт валового дохода от реализации товаров
ВАЛОВОЙ ДОХОД оптовой торговли = ВЫРУЧКА (Кт 90.1) - НДС (Дт 90.3) - Себестоимость реализации (покупная стоимость товара Дт 90.2)
Прибыль от реализации товаров в торговых организациях рассчитывается как разность между валовым доходом и издержками обращения, относящихся к реализованным товарам. Таким образом валовой доход является одним из элементов формирования прибыли, что и определяет значение правильности и достоверности его расчета.
Валовой доход от реализации товаров представляет собой торговую надбавку, относящуюся к реализованным товарам, и составляет разность между выручкой от реализации (продажной стоимостью реализованных товаров) и покупной стоимостью проданных товаров.
Торговая надбавка – основной источник доходов торговых организаций. Ее устанавливают в процентах к покупной стоимости товаров с таким расчетом, чтобы покрыть издержки обращения и обеспечить получение прибыли и не должна превышать установленных законодательством размеров.
Порядок определения валового дохода от реализации товаров в основном зависит от вида применяемых учетных цен на товары (покупные или продажные).
В организациях оптовой торговли товары учитывают по покупным ценам, а валовой доход от реализации выявляют автоматически как кредитовое сальдо счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг)». При отгрузке товаров покупателю (момент реализации – отгрузка) делают такие записи:
2. Д-т 41 К-т 46 - Списываются реализованные товары.
Здесь не отражены операции по списанию издержек обращения и закрытию счета 46 в конце месяца. Сальдо счета 46, промежуточное, показывает сумму валового дохода от реализации (сумму реализованной торговой надбавки).При учете товаров по продажным ценам легко определить сумму реализованных товаров по учетным ценам, поскольку последняя есть не что иное, как сумма выручки. В этих условиях при необходимости всегда легко установить учетный остаток товаров на любой момент времени, что также немаловажно для организации контроля за сохранностью товаров.
При учете товаров по продажным ценам валовой доход от реализации определяется расчетным путем. Существует несколько способов такого расчета в зависимости от размера применяемых надбавок, частоты их изменения, возможностей учета реализации товаров по их видам и т.п.
Основными из этих способов являются: 1. По общему товарообороту; Используется в том случае, когда на все товары применяются одинаковый процент торговых надбавок. В этом случае валовой доход от реализации товаров (ВД) рассчитывается по формуле:ВД= Т (ТН / 100 + ТН, где Т – общий товарооборот; ТН – торговая надбавка, %. Если размер торговой надбавки в течение отчетного периода изменялся, следует определить объем товарооборота отдельно по периодам применения разных размеров торговой надбавки.2. По ассортименту товарооборота; Используется, если на разные группы товаров применяются разные торговые надбавки. Он предполагает обязательный учет товарооборота по группам товаров, каждая из которых включает товары с одинаковой надбавкой.
Рассчитывается сначала по каждой группе товаров, с помощью вышеприведенной формулы, а затем полученные частные суммы реализованных торговых надбавок складывают.
Расчет валового дохода по общему товарообороту на практике почти не используется, поскольку это возможно только в узкоспециализированных предприятиях, продающих одно или несколько наименований товаров.3. По ассортименту остатка товаров; Способ расчета валового дохода по ассортименту товарооборота более приемлем на практике, однако его применение требует обязательного учета товарооборота за отчетный период в разрезе товарных групп. Кроме того, при изменении размера торговой надбавки по тому или иному товару нужно вести учет по реализации по периодам действия разных размеров торговой надбавки.
Поэтому оба способа расчета валового дохода используют крайне редко. Большинство предприятий торгует товарами множества наименований, торговая надбавка на них по целому ряду причин устанавливается в большинстве случаев разная; более того, на один и тот же товар в зависимости от конъюнктуры рынка размер торговой надбавки часто меняется. Кроме того, абсолютное большинство предприятий пока не располагают необходимыми техническими средствами для учета товарооборота в разрезе отдельных товаров. В силу этого на практике чаще всего рассчитывают реализованную торговую надбавку исходя из среднего процента 9П0 по такой формуле:ВД = Т (П / 100). В свою очередь, средний процент определяют по формуле:П = (ТНн + ТНп + ТНв) / (Т+ОК) (100), где ТНн – торговая надбавка на остаток товаров на начало отчетного периода (сальдо счета 42 «Торговая наценка» на начало отчетного периода); ТНп – торговая надбавка на товары, поступившие за отчетный период (кредитовый оборот счета 42 «Торговая наценка» за отчетный период); ТНв – торговая надбавка на выбывшие товары (дебетовый оборот счета 42 «Торговая наценка» за отчетный период); ОК – остаток товаров на конец отчетного периода (сальдо счета 41 «Товары» на конец отчетного периода).4. По среднему проценту.
Расчет валового дохода по среднему проценту прост и может применяться в любой организации. Однако он недостаточно точен, поскольку основан на предположении, что ассортиментная структура товарооборота за отчетный период и остатков на конец отчетного периода одинаково, чего в практике хозяйственной жизни не бывает. Поэтому сумма валового дохода, рассчитанная этим способом, больше или меньше действительной ее величины. Например, если в числе реализованных преобладают товары с большим размером надбавки (по сравнению со средним процентом), а в остатке преобладают товары с меньшим размером надбавки, то сумма валового дохода будет занижена.
Рассчитать валовой доход по ассортименту остатка товаров можно по
такой формуле:
ВД = (ТНн + ТНп – ТНв) – ТНк, где
ТНк – торговая надбавка на остаток товаров на конец отчетного периода.
В свою очередь:
ТНк = (ОК1 (ТН1 / 100 + ТН1) + (ОК2 (ТН2 / 100 + ТН2) + ... + (ОКn (ТНn / 100 + ТНn), где
ОК1, ОК2... – остатки товаров по наименованиям на конец месяца (по данным инвентаризации);
ТН1, ТН2 – торговая надбавка (в процентах) на товары.
Способ расчета валового дохода по ассортименту остатка товаров более точен, чем по среднему проценту. Он может применяться в любой организации. Недостатком его является большая трудоемкость, поскольку он требует проведения инвентаризации товаров на первое число месяца, следующего за отчетным периодом.
При любом варианте учетных цен на кредите счета 46 всегда отражается продажная стоимость реализованных товаров. Этот показатель можно назвать выручкой от реализации товаров или товарооборотом.
При учете товаров по покупным ценам система учетных записей о реализации товаров предусматривает отражение на дебете счета 46 сразу покупной стоимости реализованных товаров, что соответствует природе данного счета. Поэтому валовой доход от реализации товара выявляется автоматически на счете 46 в сумме его кредитового сальдо.
При учете товаров по продажным ценам на дебет счета 46 первоначально записывают стоимость реализованных товаров по учетным (т.е. продажным) ценам, а не покупным, что не соответствует экономической сущности данного счета. В связи с этим приходится корректировать дебетовый оборот, т.е. доводить его до покупной стоимости реализованных товаров путем уменьшения первоначального дебетового оборота на сумму торговой надбавки, относящейся к реализованным товарам. Кроме того, при учете товаров по продажным ценам применяется счет 42 для учета торговой надбавки на поступающие и выбывающие товары. Поэтому, если торговое предприятие реализовало покупателю товары, оно должно списать со счета 42 относящуюся к этим товарам торговую надбавку.
Корректировка дебетового оборота счета 46 и списание со счета 42 торговой надбавки на реализованные товары осуществляется сторнировочной записью на сумму валового дохода, рассчитанного одним из вышеуказанных способов:
Д-т 46 «Реализация продукции (работ, услуг)» К-т 42 «Торговая наценка».
На списание реализованной торговой надбавки возможно более простая, но необычная для бухгалтера запись:
Д-т 42 «Торговая наценка» («черная» сумма),
Д-т 46 «Реализация продукции (работ, услуг)» («красная» сумма).
После списания реализованной торговой надбавки на счете 46 образуется (как при учете товаров по покупным ценам) кредитовое сальдо, показывающее валовой доход от реализации товаров.
Часть валового дохода от реализации товара (после начислений в фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, в фонд финансирования расходов на содержание вневедомственного жилого фонда, налога на добавленную стоимость) остается у предприятия и участвует в формировании прибыли.
В связи с тем, что ТД «Центролит» является оптовым предприятием и товары учитываются по покупным ценам, то валовой доход от реализации выявляется автоматически как кредитовое сальдо счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг). Валовой доход за отчетный месяц сначала определяется как разница между стоимостью реализованных товаров и их покупной стоимостью, по товарам, включенным в объем реализации (т.е. в соответствии с учетной политикой предприятия, была произведена оплата за отгруженную продукцию) за апрель эта цифра составила 864 млн. рублей. Затем производятся отчисления в фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, отчисления в ведомственный жилфонд (за минусом отчисления в фонд с/х), уплачивается налог на добавленную стоимость, вычитаются издержки обращения и формируется чистая прибыль.