Определение и классификация запасов
Порядок учета запасов определяется Международным стандартом финансовой отчетности 2.
Его сфера применения не распространяется на:
(i) Незавершенное производство по договорам подряда
(ii) Финансовые инструменты
(iii) Биологические активы, связанные с сельскохозяйственной деятельностью
(iv) Товарных брокеров
Запасы – это активы:
•предназначенные для продажи в ходе обычной деятельности;
•в процессе производства для такой продажи; или
•в форме сырья и материалов, предназначенных для использования в производственном процессе или предоставлении услуг.
В случае предоставления услуг запасы представляют затраты на услуги, счет по которым еще не был выставлен заказчику (аналогично незавершенному производству).
Запасы на предприятии представлены активами в виде:
(а) готовой продукции, товаров, предназначенных для продажи в ходе деятельности субъекта; в том числе товаров в пути;
(б) незавершенного производства, выполнения работ и услуг;
(в) запасов сырья, материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, конструкций и деталей, топлива, тары и тарных материалов, запасных частей, прочих материалов, предназначенных для использования в производственном процессе или выполнении работ и услуг.
Оценка запасов
Запасы оцениваются по наименьшему значению из себестоимости и чистой стоимости реализации.
Оценка запасов по себестоимости
Себестоимость включает все затраты, понесенные для приведения запасов в их текущее состояние и месторасположение.
Себестоимость запасов состоит из:
· Затраты на приобретение
· Затраты на переработку
· Прочие затраты
Затраты на приобретение включают в себя:
· Цена приобретения
· Импортные пошлины и невозмещаемые налоги
· Транспортно-экспедиторские расходы
· За вычетом торговых скидок и возвратов платежей
Затраты на переработку состоят из:
· Прямые производственные затраты
· Накладные производственные затраты при нормальной загрузке – т.е. при обычной загрузке в нормальных условиях работы
· Затраты на совместное производство (за вычетом чистой цены продаж побочных продуктов)
Прочие затраты относятся на себестоимость:
· Только в той степени в которой они связаны с приведением запасов в их текущее состояние и месторасположение и состояние, т.е. непроизводственные накладные расходы (пример, складские расходы на выдержку коньяка)/разработка продуктов под заказ
· В отдельных случаях – затраты по займам (согласно МСФО 23)
Если запасы приобретены на условиях отсрочки платежа (если сроки оплаты дольше обычного), финансовая составляющая исключается из себестоимости запасов и признается расходами периода в течение периодов финансирования (за исключением ситуаций, когда они включаются в состав себестоимости согласно МСФО 23).
Себестоимость запасов предприятий сферы услуг состоит из:
(а) затрат по оплате труда и отчислениям на социальное страхование персонала, непосредственно занятого оказанием услуг, включая средний руководящий персонал;
(б) затраты на вспомогательные материалы;
(в) накладные расходы, понесенные непосредственно в процессе оказания услуг.
Затраты, не включаемые в себестоимость запасов (применительно ко всем отраслям, включая сферу услуг);
(а) сверхнормативные (по оптимальным нормам расхода, установленным на предприятии) расходы материалов, рабочей силы и прочие неплановые производственные затраты;
(б) затраты на хранение запасов между отдельными стадиями производственного цикла, если оно (хранение) не предусмотрено технологическим процессом;
(в) общие и административные расходы;
(г) затраты связанные с реализацией.
Для определения себестоимости могут использоваться два метода:
Метод нормативных затрат
Во внимание принимаются нормальные объемы расхода сырья и материалов, использования трудовых ресурсов, обычная эффективность и загрузка мощностей.
Нормы подлежат регулярно проверке и корректировке (если необходимо).
Управленческий инструмент, корректировки которого могут понадобиться, чтобы обеспечить соответствие МСФО (IAS) 2.
Метод розничных цен
Для оценки запасов, состоящих из большого числа быстро меняющихся изделий с одинаковой маржой. Уменьшаются цены продажи на соответствующий процент валовой прибыли. Практичный способ оценки в целях финансовой отчетности.
Часто применяется средний процент для каждого розничного подразделения.