Сбор практических данных на исследуемом предприятии
Особенностью курсовой работы по бухгалтерскому учету является то, что по подавляющему большинству тем они носят не описательный характер, астроятся на основе изучения данных о деятельности конкретного объекта обследования и не должны ограничиваться лишь описанием методики. В работе необходимо проиллюстрировать действующую методику бухгалтерского учета того или иного объекта исследования на конкретных расчетах и величинах. Поэтому сбор фактического материала является одним из наиболее ответственных и трудных этапов. От того, как и насколько правильно и полно собран фактический материал, во многом зависит качество написания курсовой работы. Поэтому прежде чем приступить к сбору материала, следует тщательно продумать этапы сбора данных, и, по возможности, составить специальный план.
При написании курсовой работы для обработки и исследования конкретных данных необходимо использовать весь арсенал приемов, которыми студент вооружился в ходе изучения дисциплины «Бухгалтерский учет и анализ», а также при проработке литературных источников.
Уже на стадии выполнения курсовой работы, в ходе обработки и изучения фактических данных студент может продумать выводы, вытекающие из результатов исследования, и сформулировать свои предложения, направленные на совершенствование организации бухгалтерского учета на предприятии.
Обработка практических данных, их систематизация и обобщение в сочетании с материалами литературных источников
Систематизацию полученных на исследуемом предприятии бухгалтерских данных необходимо проводить в сочетании с теоретическим материалом. Текстовой теоретический аргумент должен быть подтвержден документами из практической деятельности предприятия. Документы, по мере их упоминания в тексте должны быть представлены в приложении к курсовой работе. Ссылка на документ, подтверждающий факт хозяйственной жизни предприятия указывается по тексту работы в скобках, например, (Приложение 1). Не допускается описание теоретической информации, без подкрепления данными бухгалтерского учета предприятия. Цифровой материал должен быть подкреплен ссылками либо на источник литературы (по теоретической части), либо на приложения (по практической части).
Написание текста курсовой работы
Курсовая работа пишется на основе тщательно проработанных литературных источников, собранного и обработанного конкретного материала с базы написания курсовой работы.
Структура курсовой работы состоит из: введения, основного текста изложения материала и заключения.
Во введении обосновывается актуальность темы курсовой работы, показывается ее взаимосвязь с проблемами совершенствования методологии и организации учетного процесса. Также во введении определяются цель курсовой работы, перечисляются задачи, которые ставит перед собой студент для достижения цели курсовой работы. Раскрывается, что послужило информационной базой написания курсовой работы. Объем введения 3-4 страницы машинописного текста.
В краткой характеристике исследуемого предприятия необходимо описать его организационную структуру, произвести анализ производственных процессов. При этом следует остановиться на тех особенностях деятельности предприятия, которые влияют на организацию методики бухгалтерского учета рассматриваемого вопроса. По данным бухгалтерского баланса (форма №1), необходимо дать ответы на следующие вопросы:
1. Название исследуемого предприятия
2. Описание производственной (или иной) деятельности предприятия
3. Организационная структура предприятия
4. Показатели финансово-хозяйственной деятельности за отчетный и предыдущий периоды в действующих и сопоставимых ценах (по форме, представленной в таблице 1)
ПРИМЕР
Таблица 1 - Показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО «А»
№ | Показатели | Прошлый период, тыс. руб. | Отчетный период | Отклонение, тыс. руб. | Темп роста, % | |
в действующих ценах, тыс. руб. | в сопоставимых ценах, тыс. руб. | |||||
Справка: Анализируются данные годовой отчетности
Пересчет показателей прошлого года производится с учетом общего индекса инфляции по данному региону, который опубликован в местных периодических изданиях.
В первом пункте необходимо охарактеризовать отрасль, к которой относится исследуемое предприятие, так как отраслевая специфика оказывает сильное влияние на организацию бухгалтерского учета. Данное исследование проводится с привлечением статистической информации за ряд лет, исторических аспектов, зарубежного опыта и т.д. Приветствуется графическое представление результатов исследования.
Для надлежащего оформления характеристики исследуемого предприятия, необходимо рассчитать следующие показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Таблица 2 - Показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия
№ | Наименование показателей | Источник информации |
Выручка от реализации без НДС | Форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках» | |
2. | Себестоимость продаж - сумма, тыс.руб - уровень, % | Форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках» |
3. | Прибыль (убыток) от продаж - сумма, тыс.руб - уровень, % | Форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках» |
4. | Прочие доходы - сумма, тыс.руб - уровень, % | Форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках» |
5. | Прочие расходы - сумма, тыс.руб - уровень, % | Форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках» |
6. | Прибыль (убыток) до налогообложения - сумма, тыс.руб - уровень, % | Форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках» |
7. | Уровень рентабельности | Расчетная величина |
8. | Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) - сумма, тыс.руб - уровень, % | Форма № 1 «Бухгалтерский баланс» |
9. | Фонд оплаты труда - сумма, тыс.руб - уровень, % | Пояснение к отчету о прибылях и убытках |
11. | Среднесписочная численность работников, чел | Пояснение к отчету о прибылях и убытках |
12. | Среднемесячная заработная плата, тыс. руб. | Расчетная величина |
Описательно подробно анализируются в текстовом материале полученные цифровые данные с исследованием их динамики и сравнением с нормативными данными.
В следующих пунктах курсовой работы рассматривается действующая практика учета. Изложение должно быть последовательно и логично. Оно должно быть конкретным и целиком оправданным и опираться на действующую практику ведения бухгалтерского учета. Важно, не просто констатация действующих хозяйственных операций, а критический обзор организации и методологии бухгалтерского учета. Категорически запрещается в описательную часть курсовой работы включать текст нормативно – справочного материала. Инструкции и законодательно – нормативные акты необходимо тщательно изучить и применить переработанную информацию, которая непосредственно подходит к теме исследования.
Отдельным пунктом идет анализ финансово-хозяйственой деятельности предприятия и информации соответствующего раздела учета. Для этого необходимо провести экспресс-анализ (Приложение 1), горизонтальный и вертикальный анализ по данным бухгалтерской отчетности (Приложение 2), а также рассчитать показатели платежеспособности и финансовой устойчивости (Приложение 3). Обязательно наличие раскрытых выводов.
Все содержание курсовой работы от введения до заключения должно иметь единый стержень. Все части курсовой работы должны быть логически связаны между собой, дополняя и углубляя одна другую.
При изложении практических материалов в курсовой работе студент должен использовать первичные документы, регистры бухгалтерского учета - журналы-ордера, вспомогательные ведомости, формы отчетности, заполненные конкретными данными предприятия за прошлый и текущий отчетный периоды.
Регистры бухгалтерского учета следует заполнять за исследуемый месяц, а первичные документы, в целях избежания дублирования, в течение несколько дней (5-7) и показывать итоги за месяц для сверки и увязки с другими регистрами, и для записи в Главную книгу.
Если применяемый на практике порядок учета имеет особенности и отличия от теоретических положений, изложенных в учебной литературе, а также от нормативных указаний (приказов, инструкций), то следует критически рассмотреть действующий порядок, выяснить, чем вызваны эти особенности в соответствующих разделах курсовой работы, и дать им оценку.
Все вопросы организации бухгалтерского учета следует увязать с возможностью использования средств автоматизации, в частности компьютеров.
В заключении студент приводит основные выводы и дает заключение по исследуемой теме.
Защита курсовой работы
В установленные кафедрой сроки курсовая работа сдается на проверку, при этом она подлежит регистрации в журнале регистрации курсовых работ, хранящемся на кафедре. Для проверки преподавателю отводится десятидневный срок. Проверенная курсовая работа выдается студентам для ознакомления с замечаниями. На замечания готовятся письменные ответы, которые при защите должны быть освещены. Курсовая работа хранится на кафедре.
При допуске к защите курсовой работы могут иметь место 3 варианта:
1) курсовая работа допущена к защите;
2) курсовая работа допущена к защите с условием доработки;
3) курсовая работа не допущена к защите.
Во 2) и 3) случаях к курсовой работе прикладывается рецензия преподавателя с указанием замечаний, подлежащих исправлению.
Если курсовая работа допущена условно, то студент готовит ответы по высказанным замечаниям на отдельных листах (не меняя исходный текст), прикладывает их к курсовой работе и приходит на защиту.
Если курсовая работа содержит грубые нарушения и полностью не допущена к защите, то ее текст переделывается полностью с учетом замечаний в рецензии, приложения из старой работы изымаются и подшиваются к новому тексту. Курсовая работа сдается на проверку заново, при этом текст не допущенного варианта прикладывается.
Защита курсовой работы предполагает выявление глубины и самостоятельности знаний студента по избранной теме. На защите студент должен хорошо ориентироваться в проделанной работе, методах расчетов, уметь объяснить источники цифровых данных, отвечать на вопросы как теоретического, так и практического характера, относящейся к теме работы.
Начать подготовку к защите курсовой работы следует с тщательного изучения письменного отзыва на нее преподавателя – рецензента. Прежде всего, нужно подготовить ответы на замечания преподавателя, содержащиеся в отзыве или на полях работы, а затем уже готовиться к защите по работе в целом.
Защита состоит в кратком изложении студентом основных положений работы, особое внимание должно быть уделенотем разделам работы, в которых имеются критические замечания в адрес действующей системы учета. В конце своего сообщения студент отвечает на замечания рецензента и вопросы.
Каждая курсовая работа с учетом содержания и защиты оценивается по 100-бальной системе.
Оценка по курсовой работе складывается из 2-х показателей: работа в семестре (максимум 60 баллов) и ответы на защите курсовой работы (максимум 40 баллов).
«86-100 баллов» ставится за всестороннюю глубокую разработку темы на основе широкого круга источников информации; если проявлено критическое отношение к использованному материалу, самостоятельность суждений, правильность расчетов и выводы, и нет существенных недостатков в стиле изложения.
Ответы на вопросы должны быть глубокими и содержательными.
«71-85 баллов» ставится при нарушении одного из выше изложенных требований, например, в случае ошибок в расчетах, выводах, но при условии достаточно полной, глубокой и самостоятельной разработки темы, а также не соблюдении всех других требований (глубина изложения, широта информации, содержательность ответов на вопросы и т.д.).
«60-70 баллов» ставится за работу, текст и цифровые данные которой свидетельствуют о том, что студент добросовестно ознакомился и проработал основные источники, без привлечения которых работа вообще не могла бы быть выполнена, и содержание темы, хотя бы по ограниченным источникам, раскрыта в основном правильно, студент, правильно ответивший на все вопросы экзаменатора; в ответе должны быть учтены замечания рецензента.
Студент, не сдавший или не защитивший курсовую работу в срок, считается имеющим академическую задолженность и не допускается к сдаче экзамена по бухгалтерскому учету и анализу.
По решению кафедры, отлично написанные курсовые работы могут быть представлены на выставке курсовых работ в рамках «Недели науки».
3 Требования к оформлению курсовой работы
К курсовой работе как к первому самостоятельному исследованию в области бухгалтерского учета предъявляются следующие требования:
1) курсовая работа должна быть написана на высоком теоретическом уровне;
2) при написании работы должны быть обобщены теоретические материалы по избранной теме с использованием соответствующих законов, постановлений правительства, нормативных и инструктивных документов;
3) курсовая работа должна быть написана самостоятельно, и отличаться критическим подходом, как к изучаемым литературным источникам, так и к практике бухгалтерского учета;
4) изложение темы должно быть конкретным, насыщенным фактическими данными, сопоставимыми выводами;
5) необходимо, чтобы работа заканчивалась выводами и предложениями, направленными на совершенствование организации и методики бухгалтерского учета;
6) материалы используемых литературных источников, должны быть переработаны и органически увязаны с избранной студентом темой.
Курсовая работа представляет собой самостоятельное научное и практическое исследование студентов ряда актуальных вопросов по конкретной теме, выполненной на материалах предприятия или организации.
Материал в работе располагается в следующей последовательности:
1. Титульный лист
2. Задание на курсовую работу
3. Содержание
4. Текстовое изложение курсовой работы
5. Список используемых источников
6. Практический материал, использованный в работе (в виде приложений, если он не помещен по ходу изложения).
Началом курсовой работы служит титульная страница, которая должна быть оформлена по установленному образцу. Титульный лист содержит наименование Министерства, высшего учебного заведения, кафедры, тему курсовой работы, фамилию и инициалы студента, руководителя и консультанта (Приложение 4).
Задание на курсовую работу содержит информацию о закреплении темы курсовой работы и наименование предприятия, по материалам которого данная работа выполняется (Приложение 5).
Текст работы пишется на одной стороне бумаги стандартного формата с соблюдением следующих размеров полей: левое - 30мм, правое 10мм, верхнее -20мм, нижнее - 25 мм.
Содержание текста должно быть последовательным и четким. Изложение следует вести от первого лица множественного числа «Мы, нами».
Не допускаются словосочетания, которые не несут смысловой нагрузки такие как: « В результате вышеизложенного….», «В данной курсовой работе сделана попытка рассмотреть….» и т.д.
В работе можно использовать только общепринятые сокращения и условные обозначения.
Использованные в работе мысли других авторов в персональном изложении цитаты в обязательном порядке должны сопровождаться ссылками на использованные работы. Эти ссылки должны быть сделаны в виде сносок в нижней части страницы с указанием автора, названия работы, издательства, года издания и номера страницы, где находится данное высказывание или ссылка на конкретную страницу сайта, если используется информация из сети Internet.
Постраничные цитаты нумеруются заново с 1 цифры на каждой странице.
В конце работы прикладывается общий список литературы, в котором в алфавитном порядке перечислены все используемые источники – как содержащиеся в постраничных ссылках, так и прочие.
Пересказ мысли, и выводы других авторов следует делать без искаженияэтих мыслей. Цитаты должны быть тщательно выверены и заключены в кавычки. Студент несет ответственность за точность приводимых данных, а так же за объективность изложения других авторов.
Объем работы должен составлять 35 - 50 страниц машинописного текста. Текст подразделяется на отдельные вопросы. Изложение следующего вопроса начинается сразу по окончании предыдущего. Начало вопроса переносят в том случае, когда на предыдущей странице свободным осталось лишь 1/3 страницы и менее.
Перенос слов в заголовках не разрешается. Точка в конце заголовка не ставится. Пункты нумеруются арабскими цифрами в пределах всей работы. Подпункты нумеруют арабскими цифрами в пределах каждого пункта двумя цифрами, разделенными точкой (3.1).
Все иллюстрации (графики,схемы и др.) в курсовой работе, обозначаются словом «рисунок», нумеруют последовательно арабскими цифрами. Кроме того, каждый рисунок должен сопровождаться содержательной подписью. Подпись размещается под рисунком водну строку сномером. (см. пример)
Рисунок 1 - Схема журнально-ордерной формы учета
Не допускается наличие рисунков без ссылки на них в тексте.
Рисунки должны размещаться сразу после ссылки на них в тексте курсовой работы, если это не возможно по объему, то их располагают на следующей после ссылки странице. Их следует помещать на странице так, чтобы можно было рассматривать без поворота работы. Если такое размещение невозможно, рисунки располагают так, чтобы для их рассмотрения надо было повернуть работу по часовой стрелке.
Если иллюстрация занимает половину страницы илименее, то текстовую часть работы необходимо продолжать сразу после нее. Нумерация иллюстрации осуществляется сплошным порядком в пределах работы.
Таблицы в тексте располагаются после абзацев, содержащих ссылки на них, или сразу на следующей странице. После таблицы следует продолжение текста. Допускается пропуск оставшейся части страницы только в том случае, если ее размер 1/3 страницы.
Таблицы в курсовой работе следует размещать так, чтобы их можно было читать без поворота работы или с поворотом по часовой стрелке. Каждая таблица должна иметь заголовок. Надпись «Таблица» с указанием ее номера и заголовка приводится с красной строки. Нумеруют таблицы сплошным порядком в пределах работы. Заголовок таблицы, слово «Таблица», заголовки граф таблицы пишут с прописной буквы, подзаголовки - со строчных. (см. пример)
Таблица 1 - Журнал учета счетов-фактур.
№ счета-фактуры | Дата заполнения | Дата выдачи | Покупатель | Сумма сделки, руб. | Примечание |
17.01.2000 | 18.01.2000 | ООО Апрель | |||
21.01.2000 | 21.01.2000 | ООО Март | Частичная оплата |
В каждой таблице следует указывать единицы измерения и период времени, к которому относятся данные. Единицы измерения в таблице проставляют или в заголовке каждой графы, или в отдельной специальной графе «Единицаизмерения». Если единица измерения является общей для всех числовых данных, то ее приводят над таблицей справа. Графу «номера по порядку» в таблицу включать не допускается. Нумерация граф таблицы арабскими цифрами допускается в тех случаях, когда в тексте работ имеются ссылки на них, при делении таблицы на части, а также при переносе части таблицы на следующую страницу.
Таблицы и рисунки в курсовой работе должны быть авторскими, составленными на сонове переработки материалов из списка литературы.
Формулы должны быть указаны в текст тщательно и разборчиво. Прописные и строчные буквы, надстрочные и подстрочные индексы в формулах должны обозначаться четко. Размеры знаков для формул рекомендуются следующие: прописные буквы и цифры 7-8мм, строчные 4мм, показатели степени и индексы не менее 2 мм. Формулы должны нумероваться сквозной нумерацией арабскими цифрами, которые записывают на уровне формулы, справа в круглых скобках.
Значение символов в формулах должны быть расшифрованы сразу же после формулы. Объяснение следует начать со слова «где» без двоеточия после него.
Р = Зн + П – Д - Зк, (1)
где
Р - реализованные товары ;
Зн - остаток товаров на начало периода;
П - поступление товаров;
Д - документированный расход товаров;
Зк - остатки товаров на конец отчетного периода.
Все листы курсовой работы должны быть пронумерованы. Номер проставляется в правом верхнем углу. Титульный лист, задание и содержание (оглавление) включают в общую нумерацию страниц, номера на них не ставятся.
Приложения оформляют как продолжение курсовой работы на последующих ее страницах (листах, бланках и т.д.), располагая в порядке ссылок на них в тексте курсовой работы. Каждое приложение должно иметь заголовок и порядковый номер, справа страницы листа пишут слово «Приложение 1». При этом знак № не ставят. Приложения нумеруют в порядке упоминания в тексте.
Образец оформления проводок:
Получены материалы от поставщика (Приложение 12):
Дебет 10 «Материалы», субсчет «Сырье и материалы»
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 115,60 руб.
Отдельным приложением считается отдельный документ бухгалтерского учета. В случае, если документ содержит несколько страниц, приложение считается многостраничным и нумеруется следующим образом:
- первый лист «Приложение 10»;
- второй и последующие листы «продолжение Приложения 10»;
- последний лист «окончание Приложения 10».
В конце приводится список литературы используемой при подготовке курсовой работы. Немаловажную роль играет порядок оформления списка литературы в соответствии с установленными требованиями. Источники, в количестве не менее 20 должны быть приведены в алфавитном порядке (но первыми указываются сайты).
Например:
Список используемых источников:
1. 1С:Предприятие Основные характеристики // Internet resource: http://www.1c.ru/
2. Астахов В.П. Бухгалтерский финансовый учет: Учебное пособие. – Москва: ИКЦ «Март», 2001.
3. Бакадоров В. Л., Алексеев П. Д. Финансово-экономическое состояние предприятия: Практическое пособие – М.: «Издательство ПРИОР», 2001.
4. Керимов В.Э. Бухгалтерский учет на производственных предприятиях: Учебник. 2-е изд., изм. и доп. М.: Издательский дом «Дашков и К», 2002.
5. Козлова Е. П. Бухгалтерский учет в организациях/Е. П. Козлова, Т. Н. Бабаченко, Е. Н. Галанина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2001.
6. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002.
7. Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденное Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 9 июня 2001 года №44н.
8. Федеральный закон Российской Федерации «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. №129-ФЗ.
9. Финансовый учет: Учебник/под. ред проф. В. Г. Гетьмана. – М.: Финансы и статистика, 2002.
10. Темы курсовых работ с рекомендуемым планом
Тема 1. Содержание и порядок учета денежных средств.
1. Теоретические основы организации учета денежных средств на предприятии (понятия наличных и безналичных денежных средств, кассовая дисциплина, порядок открытия расчетного счета, денежная масса, валюта, безналичные расчеты).
2. Краткая характеристика и анализ финансово-хозяйственной деятельности (горизонтальный и вертикальный анализ финансовой отчетности).
3. Учет денежных средств в кассе предприятия (учет по счету 50 и документальное оформление кассовых операций).
4. Учет безналичных денежных средств (учет по счетам 51, 52, 55 и документальное оформление безналичных расчетов).
5. Анализ движения денежных средств.
Необходимый перечень документов: бухгалтерская финансовая отчетность (данные за 3 последних года), учетная политика, рабочий план счетов, устав, расчетно-платежная ведомость, договор о материальной ответственности кассира, платежные поручения, анализ счетов 50, 51, 52, 57, выписка с расчетного счета,
КО-1 (Приходный кассовый ордер)
КО-2 (Расходный кассовый ордер)
КО-3 (Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов)
КО-4 (Кассовая книга)
КО-5 (Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств)
ИНВ-15 (Акт инвентаризации наличных денежных средств)
KM-9 (Акт о проверке наличных денежных средств кассы)
KM-4 (Журнал кассира – операциониста)