Реформирование бухучета в России в соответствии с МСФО

Приведение национальной системы бух.учета в соответствие с МСФО обусловило необходимость реформирования бух.учета в России и создание концепции его развития. С этой целью постановлением Правительства РФ была утверждена «Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности» от 05.03.98 №283.

Реформирование бухучета осуществляется по след. направлениям:

1. Обеспечение законодательного и нормативного регулирования бухучета на уровне Президента и Правительства страны

2. Формирование нормативной базы (положений по бухучету)

3. Методическое обеспечение (разработка инструкций, методических указаний)

4. Кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка, переподготовка, повышение квалификации специалистов по бухгалтерскому учету)

Для реализации обширной программы реформирования бухгалтерского учета, рассчитанной на 5 лет, была разработана концепция бухучета в рыночной экономике. Она основывается как на достижениях отечественной науки и техники, так и на международных принципах бухучета.

В стране была проделана обширная работа по реализации этой программы. В значительной степени урегулирована законодательная база. Основным инструментом реформирования бухучета были приняты МСФО. В бухгалтерской отчетности стала раскрываться информация о событиях после отчетной даты, условных фактах хоз. деят., прекращаемой деят., по сегментам. Крупнейшие юр. лица стали составлять консолидированную отчетность на основе МСФО или других стандартов, признаваемых в международной практике (ГААП). Разработано и введено 20 положений по бухучету отд. объектов, План счетов для коммерческих и некоммерческих организаций.

Концепция развития бухучета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу (2004-2010 гг.):

1. Обоснована необходимость дальнейшего развития бухучета и отчетности в связи со след. недостатками:

- отсутствие официального статуса отчетности, составляемой по МСФО, и инфраструктуры применения МСФО.

- формальный подход к категориям, принципам и требованиям бухучета, действующим в рыночной экономике.

- высокие затраты, связанные с трансформацией отчетности в консолидированную отчетность в формате МСФО, а также с параллельным ведением бухгалтерского и налогового учета

- слабость аудита бух. отчетности

и др.

2. Целью развития бух.учета на среднесрочную перспективу (2004-2010 гг.) являлось создание необходимых предпосылок и условий для формирования информации о хозяйственной деятельности организации для заинтересованных пользователей. При этом дальнейшее развитие и совершенствование бух.учета должно базироваться на активном использовании МСФО.

3. Повышение качества информации , формируемой в бухучете.

Вопрос №25.
Многоуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ.

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в РФ осуществляет Правительство РФ, а точнее – Министерство финансов РФ. Основными целями законодательства РФ о бухгалтерском учете являются: обеспечение единообразия ведения учета имущества и обязательств, осуществляемых организациями; составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой всем пользователям бухгалтерской информации.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ включает четыре уровня документов.

1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете», Гражданский кодекс, Налоговый кодекс, Арбитражный кодекс, Таможенный кодекс, Трудовой кодекс, Уголовный кодекс и др.

2. Национальная система стандартов бухгалтерского учета в виде Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ).

3. Инструкции и методические указания Министерства финансов РФ, разрабатываемые и вводимые в разрезе отдельных ПБУ.

4. Документы, утверждаемые менеджментом организации, такие как Учетная политика организации, приказы и распоряжения руководителя организации.

Вопрос №26.
Организация бухгалтерского учета на предприятии

Ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии, соблюдение законодательства несет руководитель. В зависимости от объема учетной работы руководитель может:

· учредить бухгалтерскую службу, как отдельное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером

· ввести в штат должность бухгалтера

· передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации или бухгалтеру-специалисту

· вести бухгалтерский учет лично.

На должность главного бухгалтера рекомендуются лица, имеющие высшее специальное образование или стаж по специальности не менее трех лет.

Основные функции, выполняемые бухгалтерией:

· учет материально-технических ценностей (основных средств, материалов)

· учет расчетов по оплате труда

· учет затрат на производство

· учет финансовой деятельности (реализации продукции, прибыли, фондов и резервов

· учет денежных операций (денежных средств в кассе, на расчетном счете, расчетов с поставщиками, прочими кредиторами, расчетов с бюджетом и т.п.)

· составление бухгалтерской отчетности.

Руководитель предприятия формирует учетную политику на основе ПБУ «Учетная политика организации» от 09.12.98г. №64н, введенного в действии с 1 января 1999 г.

Учетная политика – это совокупность способов ведения бухгалтерского учета на конкретном предприятии, то есть осуществляется выбор одного из нескольких вариантов, допускаемых законодательством. Например, способ определения момента реализации по оплате или по отгрузке, критерии отнесение материальных ценностей к основным средствам или малоценным и быстроизнашивающимся предметам и т.д.

Вопрос№27.
Учетная политика организации.

Учетная политика – принятая совокупность способов ведения Б/У первичного наблюдения (документация), стоимостного измерения (оценка), текущей группировки (отражение в регистрах) и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Формирование учетной политики подразумевает два аспекта:

1 – организационно-технический (выбор организации б/у)

2 – методический (методика конкретного учета)

ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»

II Формирование учетной политики:

4. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации.

При этом утверждаются:

1 - рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

2 - формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

3 - порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

4 - способы оценки активов и обязательств;

5 - правила документооборота и технология обработки учетной информации;

6 - порядок контроля за хозяйственными операциями;

7- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Каждая организация обязана предоставить информацию о способах б/у, существенно влияющих на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности, в пояснительной записке к отчетности.

ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»

IV Раскрытие учетной политики

В случае публикации бухгалтерской отчетности не в полном объеме информация об учетной политике подлежит раскрытию, как минимум, в части, непосредственно относящейся к опубликованным данным.

20. Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, то организация должна указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана.

24. Существенные способы ведения бухгалтерского учета, а также информация об изменении учетной политики подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации. В случае представления промежуточной бухгалтерской отчетности, она может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, в которой раскрыта учетная политика.

1. Особенности внесения изменений в учетную политику, установленные ПБУ «Учетная политика организации».

Выделают три случая изменения:

1 – изменение законодательства;

2 – разработка организацией новых способов ведения учета;

3 – существенное изменение условий хозяйствования.

ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»

III Изменение учетной политики

10. Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

13. Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, оцениваются в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

2. Сущность и содержание учетной политики, установленные ПБУ «Учетная политика организации»

1. Настоящее Положение устанавливает правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений) (далее - организации).

Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут формировать учетную политику в соответствии с настоящим Положением либо исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности.

2. Для целей настоящего Положения под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.

3. Настоящее Положение распространяется:

· в части формирования учетной политики - на все организации;

· в части раскрытия учетной политики - на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе.

Вопрос№28.
Пололжения по бухгалтерскому учету ПБУ

Общие положения:

1. Настоящее Положение устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, кроме кредитных организаций и бюджетных организаций.

2. Положение не применяется при формировании отчетности, разрабатываемой организацией для внутренних целей, отчетности, составляемой для государственного статистического наблюдения, отчетной информации, представляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями, и составления отчетной информации для иных специальных целей, если в правилах подготовки такой отчетности и информации не предусматривается использование настоящего Положения.

3. Настоящее Положение применяется Министерством финансов Российской Федерации при установлении:

· типовых форм бухгалтерской отчетности и инструкции о порядке составления отчетности;

· упрощенного порядка формирования бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций;

· особенностей формирования сводной бухгалтерской отчетности;

· особенностей формирования бухгалтерской отчетности в случаях реорганизации или ликвидации организации;

· особенностей формирования бухгалтерской отчетности страховыми организациями, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг и иными организациями сферы финансового посредничества;

· порядка публикации бухгалтерской отчетности.

Структура:

ПБУ «Бухгалтерская отчетность организации» включает следующие разделы:

I. Общие положения

II. Определения

III. Состав бухгалтерской отчетности и общие требования к ней

IV. Содержание бухгалтерского баланса

· Актив

· Пассив

V. Содержание отчета о прибылях и убытках

VI. Содержание пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках

VII. Правила оценки статей бухгалтерской отчетности

VIII. Информация, сопутствующая бухгалтерской отчетности

IX. Аудит бухгалтерской отчетности

X. Публичность бухгалтерской отчетности

XI. Промежуточная бухгалтерская отчетность

Значение:

Настоящее Положение устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, кроме кредитных организаций и бюджетных организаций.

Вопрос№29
Положение по БУ «Учетная политика организации».

ПОЛОЖЕНИЕ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПБУ 1/2008

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений) (далее - организации).
Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут формировать учетную политику в соответствии с настоящим Положением либо исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности.

2. Для целей настоящего Положения под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.

3. Настоящее Положение распространяется:

в части формирования учетной политики - на все организации;
в части раскрытия учетной политики - на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе.

6. Учетная политика организации должна обеспечивать:

полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);

своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);

большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);

отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);

тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);

рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации (требование рациональности).

Вопрос№30
Положение по БУ «Бухгалтерская отчетность организации».

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, кроме кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений.
(
2. Положение не применяется при формировании отчетности, разрабатываемой организацией для внутренних целей, отчетности, составляемой для государственного статистического наблюдения, отчетной информации, представляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями, и составления отчетной информации для иных специальных целей, если в правилах подготовки такой отчетности и информации не предусматривается использование настоящего Положения.
3. Настоящее Положение применяется Министерством финансов Российской Федерации при установлении:
типовых форм бухгалтерской отчетности и инструкции о порядке составления отчетности;
упрощенного порядка формирования бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций;
особенностей формирования сводной бухгалтерской отчетности;
особенностей формирования бухгалтерской отчетности в случаях реорганизации или ликвидации организации;
особенностей формирования бухгалтерской отчетности страховыми организациями, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг и иными организациями сферы финансового посредничества;
порядка публикации бухгалтерской отчетности.


III. Состав бухгалтерской отчетности
и общие требования к ней

5. Бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним и пояснительной записки (далее приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках и пояснительная записка именуются пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках), а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.
6. Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.

7. При формировании бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими.
Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.
8. Бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений (включая выделенные на отдельные балансы).
9. Организация должна при составлении бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним придерживаться принятых ею их содержания и формы последовательно от одного отчетного периода к другому.
Изменение принятых содержания и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним допускается в исключительных случаях, например при изменении вида деятельности.
10. По каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности, кроме отчета, составляемого за первый отчетный период, должны быть приведены данные минимум за два года - отчетный и предшествующий отчетному.

12. Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода.
13. При составлении бухгалтерской отчетности за отчетный год отчетным годом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.

Вопрос №31.
Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России.

Переход к рыночной экономике потребовал создания инфраструктуры обеспечивающей условия для её развития, один из элементов инфраструктуры – бухгалтерский учёт.

Для приведения в соответствие с МСФО необходимо реформирования нац системы б/у и создание концепции развития. Концепция – система взаимосвязанных целей и принципов, определяющая природу, функции и границы финансового учета и отчетности, на основе которой возможна разработка стандартов.

Концепция б/у в рыночной экономике направлена на создание системы б/у и контроля в условиях рыночной экономики. Основывается как на достижениях отечественной науки, так и на международных принципах.

Уже многое сделано в соответствии с концепцией. В значительной степени урегулирована законодательная база, в отчетности стала раскрываться инф-я о событиях после отчетн даты, условных фактов хоз деят-сти, прекращаемой деят-сти, по сегментам. Оценка активов рыночными методами, приняты МСФО как инструмент реформирования б/у итд.

Вопрос№ 32.
Концепция развития б/у на среднесрочную перспективу.

Направлена на повышение качества отчетных показателей бух отчётности. Основные направления развития относятся ко всем отраслям и сферам экономики. Поставлены 3 основных вопроса:

1) необходимость дальнейшего развития б/у и отчетности, так как существует ряд недостатков: отсутствие официального статуса отчетности по МСФО и инфраструктуры применения МСФО, формальный подход к категориям и принципам б/у, высокие затраты на трансформацию отчётности по отечественным стандартам в отчетность по МСФО и на параллельное ведение налогового и б/у, слабость системы контроля и др.

2) цель и основные направления дальнейшего развития, цель – создание необходимых предпосылок и условий для выполнения б/у и отчетн их функций в экономике страны. Развитие б/у как части единой системы хоз учета, в тесной связи с изменениями экономической ситуации в стране.

3)повышение качества инф-и, формируемой в б/у, обеспечение относительной независимости учетного процесса от вида формируемой отчетности. Установление принципов и требований к организации бух процесса с учетом требований и принципов в МСФО.

Вопрос№33
Сущность, значение и состав бух отчетности

Б. отчетность – единая система данных об имущественном и фин положении организации и о результатах ее хоз деят-ти, составляемая на основе данных бух учета по установленным формам.

С ее помощью осущ-ся систематическое наблюдение и контроль выполнения конкретных показателей работы и сохранности имущества хозяйствующего субъекта.

Виды БО:

· Индивидуальную - отчетность одного юридического лица

· Сводную – составляется в целом по организации – юридическому лицу, если она имеет филиалы или иные структурные подразделения, выделенные на отдельный баланс. Составляется путем объединения показателей организации и ее структурных подразделений, выделенных на отдельный баланс и не являющихся юридическими лицами.

· Консолидированную – отчетность группы лиц, основанной на отношениях контроля. (например в предприятиях с «дочерними» фирмами). Отличительная особенность – применение специальных учетных процедур, в то время, как сводная отчетность составляется, как правило, путем простого суммирования показателей.

Вопрос№35
Порядок составления Отчета о прибылях и убытках.

В этом отчете содержится информация, раскрывающая формирование финансовых результатов работы организации. Совокупный финансовый результат (прибыль или убыток) включает:

Прибыль и убытки от продажи продукции (работ, услуг) (раздел «Доходы и расходы по обычным видам деятельности»), следующие показатели: выручка от продажи товаров, работ и услуг (за минусом НДС, акцизов и т.д.), с/с проданных т., р., у., валовая прибыль (разница между выручкой (нетто) и с/с, коммерческие расходы (расходы, связанные со сбытом продукции, учитываются на 44 счете), управленческие расходы. Прибыль (убыток) от продаж = выручка (нетто) от продаж – фактическая с/с (затраты на пр-во продукции+коммерческие+управленческие)

Прочие доходы и расходы: доходы и расходы от фин. операций в части сумм, причитающихся к получению по облигациям, депозитам по гос. цен. бумагам, доходы от участия в УК др. организаций, проценты по облигациям, акциям, за предоставление организации в пользование денежных средств (показатели «Проценты к получению», «Проценты к уплате», «Доходы от участия в других организация»); по другим хоз. операциям (показатели «Прочие доходы», «Прочие расходы»): прибыль от совместной деятельности, поступления/расходы от сдачи имущества в аренду, от продажи, выбытия и прочего списания ОС и иных активов и т.д.; Внереализационные доходы и расходы: штрафы, пени, неустойки полученные и уплаченные за нарушение договорных обязательств, стоимость полученных/переданных активов безвозмездно по договору дарения, прибыль (убытки) прошлых лет, выявленные в отчетном году, страховые возмещения и т.д.

Показатель «Прибыль (убыток) до н/о» = алгебраическая сумма прибыли (убытка) от продаж и группы прочих доходов и расходов.

Отложенные налоговые активы = дебетовый – кредитовый оборот за отчетный период

Текущий налог на прибыль

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода (конечный финансовый результат деятельности комапнии) = прибыль (убыток) до н/о +отложенные налоговые активы и обязательства – текущий налог на прибыль.

Справочно (справочный раздел) в отчете приводятся данные о постоянных налоговых обязательствах (активов), а также о базовой и разводненной прибыли (убытке) на акцию.

В отчете о прибылях и убытках данные о доходах, расходах и финансовых результатах представляются в сумме нарастающим итогом с начала года до отчетной даты. Все данные приводятся в сравнении с предыдущим годом (позволяет анализировать в динамике).

Наши рекомендации