Принципы организации бухгалтерского (финансового) учета на предприятии.
Принципы организации бухгалтерского (финансового) учета на предприятии.
1. Под организацией бухгалтерского учета понимается научно обоснованная система выполнения учетных работ, построение учетного процесса с целью получения своевременной и достоверной информации для оперативного руководства хозяйством, эффективного контроля за экономным и рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов. В соответствии с Законом о бухгалтерском учете и отчетности бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах предприятий, о движении имущества и обязательств путем сплошного, непрерывного и документированного учета всех хозяйственных операций.
2. Основы порядка организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности установлены Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России (последняя редакция – от 24.12.2011). Они позволяют правильно организовать и вести бухгалтерский учет на каждом этапе хозяйственной деятельности организации, а также составлять и представлять бухгалтерскую отчетность. Можно выделить следующие этапы организации бухгалтерского учета:определение порядка организации бухгалтерского учета;выбор форм бухгалтерского учета;определение порядка документирования хозяйственных операций, т.е. организации первичного учета;определение правил бухгалтерского учета и оценки активов и пассивов; разработка и утверждение положения об учетной политике организации и ее рабочего плана счетов;определение правил инвентаризации активов и пассивов;определение порядка составления и представления бухгалтерской отчетности.
3. Для обеспечения рациональной организации бухгалтерского учета большое значение имеет разработка плана его организации.
4. План организации бухгалтерского учета состоит из следующих элементов:план документации и документооборота;план инвентаризации;План счетов и их корреспонденции;план отчетности;план технического оформления учета;план организации труда работников бухгалтерии.
5. В плане технического оформления учета дается детальная характеристика формы учета, которая будет применена на данном предприятии, а также указывается, какие вычислительные машины, приборы и устройства будут использованы в организации. При выборе формы учета организации обязаны руководствоваться указаниями и инструкциями по этому вопросу, учитывать конкретные условия работы организации, хорошо знать преимущества и недостатки действующих форм бухгалтерского учета.
6. При установлении структуры аппарата бухгалтерии и форм его связи с отдельными частями организации необходимо решить вопрос о централизации или децентрализации учета.
7. В настоящее время сложилось три основных типа организации структуры бухгалтерий: линейная (иерархическая), по вертикали (линейно-штабная) и комбинированная (функциональная).
8. Организация бухгалтерского учета преследует выполнение следующих основных задач 1. Формирование полной и достоверной информации о деятельности предприятия, его имущественного положения информации, необходимой внутренним пользователям предприятия и внешним пользователям. 2. Обеспечение информацией пользователец бух. отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении хоз. операций, за целесообразностью операций. наличием и движением имущества, использованием различных ресурсов в соответствии с утвержденными нормами. 3. Предотвращение отрицательных результатов и выявление внутрихозяйственных резервов, обеспеч. фин. устойчивости.
Переводы в пути
Сч.57 предназнач для обобщ-я инф-и о наличии и движ-и ден-х ср-в в валюте РФ и иностр-х валютах в пути. На счете отраж-ся суммы ден. средств, внесенные в кассы кредитн учреждений для зачисления на расч счета орг-ции, до момента фактического зачисления. Основанием для внесен.записи по сч 57 явл-ся квитанция о приеме ден ср-в, выданная кредитнучрежд-ем или отделением почты. В завис-ти от вида ден-х ср-в - валюта РФ или иностр. - к сч-у могут откр-сясубсч для ведения раздель. учета.
Внесение ден средств в кассу орг-и, осуществляющей их доставку и зачисление, сопровожд-ся записью Д57 в корресп-ции со счетами, отраж-щими источник внесения. Зачисление ден средств на сч организации сопровожд-ся записью К57 в коррес-ции со сч, отражающими соответствующий счеторг-ции, - сч 51, сч 52.
Проводки по Д:
Д57 К50 - Отражена сумма налич-х ср-в, внес-х в кассу почтового отделения для перевода контрагенту
Д57 К51 - Учтена сумма ден-х ср-в, перечислен-я с расчет.счета для покупки иностр-й валюты
Д57 К62 - Учтена сумма, внес-япокуп-лем в кассу почтового отделения для расчетов с орг-цией за предост-ную услугу
Д57 К91 - Учтена сумма ден-х ср-в, вырученная от продажи прочего имущ-ва, внес-ная в кассу кред-ногоучреж-ния для зачисл-я на расч-ый счет орг-ции
Проводки по К:
Д50 К57 Учтено оприход-е в кассу ден-х ср-в, отправл-х почтовым переводом
Д51 К57 Учтена сумма ден-х средств, наход-ся в пути и зачисл-ная на расчет.счет орг-ции
Д60 К57 Учтена сумма ден-х ср-в, наход-ся в пути и зачисл-ная на сч подрядчика
Д62 К57 Учтена сумма ден-х ср-в, направл-наяпокуп-лю почтовым переводом и зачисл-наянаегорасч. сч
Д50 К57 Учтено оприходование в кассу денежных средств, отправленных почтовым переводом
Д51 К57 Учтена сумма денежных средств, находившаяся в пути и зачисленная на расчетный счет организации
Д60 К57 Учтена сумма денежных средств, находившаяся в пути и зачисленная на счет подрядчика
Д62 К57 Учтена сумма денежных средств, направленная покупателю почтовым переводом и зачисленная на его расчетный счет
Поступления ОС.
ОС поступают на предприятие в результате производственных капитальных вложений (строительство, изготовление, приобретение ЗП у физических и юридических лиц). Безвозмездно, дарение в качестве вклада в уставный капитал, в обмен на другое имущество, в иных случаях, предусмотренных законодательством.
Оприходование ОС, поступивших через капитальные вложения, это затраты на строительство ОС, их приобретения, перевооружение и т.д. Основные затраты по их приобретению на счет 08 до ввода в эксплуатацию объекта ОС. После ввода в эксплуатацию на основании акта-приемки передачи. ОС средства приходятся на счет 01: Д01-К08 – перечисление стоимости ОС.
Оприходование ОС, полученных безвозмездно: а) если передача идет в пределах одного собственника: Д01-К88.8; в) если от других предприятий Д01-К80 – налоги на прибыль платится.
Оприходование ОС, внесенных учредителями в уставно капитал. Д01-К75.1 – от учредителей.
Учет выбытия ОС.
Выбытие ОС происходит в результате:
- реализации юридическими и физическими лицами (акт купли-продажи), или акт приемки-передачи);
- моральный и физический износ (акт ликвидации ОС);
- передача в уставной капитал другого предприятия (акт приемки-передачи);
- безвозмездно передача ( акт приемки-передачи);
- передача в аренду (договор об аренде и акт приемки-передачи);
- при авариях, стихийных бедствиях (акт о ликвидации ОС);
- при недостачах и хищениях (акт о недостачах и хищениях).
Все акты составляются комиссией, назначаемой директором предприятия с обязательным участием в ней главного бухгалтера и ведущего специалиста. В акте указывается наименование объекта ОС, дата ввода его в эксплуатацию, его первоначальная стоимость, сумма износа. Причина списания. Расходы по ликвидации и доходы (металлолом, ГСМ, кирпич и т.д.). На основании акта бухгалтер делает отметку в инвентарной карточке.
Выбытие ОС отражается через АП47, ( реализация и прочие убытия). По дебету счет 47 учитывают первоначальную стоимость выбывшего ОС с корреспонденци5ей счет 01, Д47-К01 или расходы по демонтажу. Ликвидации, продажи. Корреспонденция со счета 70,68,69,60,76, Д47-К70(68,69). По кредиту счет 47 показывают продажную стоимость реализуемого ОС по счету денежные средства или расчетов, Д51,52,62-К47. Износ по выбывшим объектам ОС – корреспонденция со счета 02, Д02-К47.
Стоимость материалов (металлолом, доски) оприходованы после ликвидации ОС – корреспонденция со счетом 10, Д10-К47.
Сальдо по счету 47 ежемесячно переносится на счет 80 (прибыли и убытки) – на финансовый результат предприятия, Д47-К80 – прибыль, Д80-К47 – убыток.
Нематериальные активы»
К нма относят:
1) искл. права на объекты интеллект.соб-ти, котор. использ. в производств. д-ти более 1 года
2) деловая репутация орг-ии, т.е. разница м/д покупной ценой орг-ии и стоимостью по бух. балансу всех активов и обязательств на дату приобретения. Если орг-я приобретает нма, то его необх учесть на балансе по первонач. стоим-ти.
Первонач. стоим-ть - сумма фактических затрат по приобретению или созданию объекта нма. Все затраты, связ. с пр-ом или покупкой нма учитыв. Д08К60,76,70,69,02,10.
Д19К60(76) при вводе в экспл нма Д04К08, налог вычет Д68К19.
При покупке нма в качестве вклада в уст капитал в учете:
Д75-1К80 – отражается задолж-ть учредителя в уставный капитал;
Д08-8 К75-1 получение нма;
Д04 К08-8 приняты к бу нма.
Практически кажд орг-я в своей работе использует комплексные программы. Если исключетельное авторское право принадлежит орг-и его необходимо учесть в состав нма. Однако в бол-ве случаев фактическое право на использование программой у разработчиков, поэтому орг-я приобретает право ользования.
Согласно пбу 14 учит на забалансовом счете, в оценке, принятой в договоре. Период платежа за право пользования объектов интеллект соб-ти должна включать в расходы отчетного периода и фиксир разов платеж, учесть как расходы будущ периодов и спис на затраты в течение срока действ договор. Т.к. в плане счетов отсутств забалансов. счет, то орг-я может открыть его сама и назнач счет 012 нма, приобрет на право пользов
Д012 отраж себест нма,
Д97 К60 отражен платеж пользования программой.
Д26К97.
К012
При передачи нма в кач. вклада в уст.капитал друг. прд-я
Д05К04 списана сумма накопленной ам;
Д58-1К04 спис. ост. стои-ть нма в качестве вклада в уст капитал;
Д19К68
Д58-1К19 восстановлен НДС, учтен в состав финн. вложений;
Д58-1К91-1 если остат стоим-ть меньше стои-ти согласован с учредит
Если балнсовая стоим-ть на больше согласован с учредит Д91-2К58. Орг-я может заключить договр о передачи права испл-я нма, за это пред-е будет перечислять лицензион. платежи.
Д62К90-1 начисл леценз платежа
Д20К02 амортиз по нма
если предоставл з/п прав на время пользов явл предметом д-ти орг-ии Д76(62)К91-1
Д91-2К05
Учет готовой продукции.
Данный счет использ орг-я, осущствл с/х и иную произв. деят-ть. ГП орг-я может учитывать одним из 2-х способов:
1)по факт произв себест-ти
2) по учетн ценам (по нормат или плановой себ-ти)
При учете прод-и по нормат себ-ти орг-я учитыв ГП с испоьлзованием сч 40 или без его испоьль-я, примен метод орг-я должна закрепить в учетной политике. Если прод-я изготовлена в основном пр-ве, то в день ее передачи на склад суммы затрат спис-ся записью: Д43К20. Если прод-я выпущена вспомог или обслуж произ-м, то расходы на ее изготовление списыв записью Д43 К23,26
При передачи прод-и на склад отражаемые по план себ-ти дел-ся в учете аналогич записи: Д43 К20,23,29 – оприходов ГП по планов себ-ти.
Втеечение отчетного периода факт затраты отраж в буслед записью Д20,23,29К10,70,69,02,60 – отражена фактич себ-ть прод-и, Д43К20 – отражена положит. калькуляц разница (факт-план)методами дополнит записи. При отриц калькул разнице в бу запись испр-ся методами красн сторно. При реализ ГП учтены по факт себ-ти, в день перехода к … права соб-ти на отгружен прод-ю отр-ся выручка от продажи: Д62К90-1. Д90-3 К68 – начисл НДС с выручки от продажи ГП
Д50,51,52К62 – получ ден ср-ва от покуп-ля
Д68К51 – оплачена сумма ндс
Д90-9К99 – отражена прибыль от реализ-и проду-и
Если в договоре поставщика устанавленно что право собствен-ти на прод-ю, то факт себ-ть ГП, отгруж покупателями Д45К43, Д90-2К45 – после оплаты покупат ден ср-в необходимо списать факт себ-ть прод-и. При списании ГП на нужды пред-я Д20,44,26К45.
Если в ходе приема ГП выявлены браковые изделия, их необх списать записью: Д28К43 – забраков ГП. При реализ-и ГП учтено по учтен ценам необходимо списать разницу м/д факт себ-ю и ее учетной ценой. Сумма отклонений, кот подлежит списанию опред-я по форме =учетная цена прод-и *отклонения (факт себ-ть от учетн цены
%отклон факт себ-ти прод-и от ее учет цены = отклонении по ГП на нач мес отклонен по ГП +прод-я поступивш на склад в отчет месс/стоим-ть ГП по учетн цене на нач месс + сто-ть ГП по учетной цене, отпущ на склад *100%
35. Учет операций по счету 40 «Выпуск продукции(работ,услуг)»
Дан счет исполь-ся орг-ей при необход-ти , в боль-ве случаев сч.40 использ при массовом про-ве или большой нменклатуре прод-и. На данном счете ГП расчетя вед-ся по план себ-ти. После того как прол-я изготовлена и передана на склад в учете дел-ся запись: Д43К40 – оприход ГП по нормат себ-ти. Рассчит себ-ть ГП отраж по дебету сч 40
Д40К20 – отражена факт себ-ть ГП, т.е. нормативн.себ-ть не совпадает с плановой, то по сч 40 образуется сальдо:
1)дебетовое – отражает превышение фактич чеб-ти над плановой
2) кредитовае – превышение нормативной себ-ти над…
Дебетовое сальдо ежемесячно списыват записью Д90-2 К40 – отражено превышение факт себ-ти над плановой
экономию ежемесячно списыв сторнир записью Д90-2К40 – сторнировано превышение норм.себ-ти над фактич. При реализ прод-и в учете дел-ся след.записи: Д62К90-1 – отражена выручка от продажи прод-и
Д90-2К43 – списана план себ-ть прод-и
Д90-3 К68 – начисл НДС
Д50,51,52 К62 – получ ден ср-ва от покупателя Д68К51 – уплачен НДС
Д90-2К40 – списан остаток на сч 40 методом доп записи либо кр сторно
Д90-9 К99 – прибыль, Д99К90-9 – убыток
Учет торговой наценки
Дан счет предназначен для обобщения инф – и о торг наценках и скидках на товары в орг-ях розничной торговли, если их учет ведется по продажным ценам. Установленную торг наценку устанавлив по кредиту сч 42. Д41К42. Если реализ. товары облагаются НДС, то в торг наценку включают доход орг-ии и сумму налога.
В процессе торг д-ти товары могут потерять свои потребит.кач-ва, кроме того может снизится спрос на этот вид товара. В этих случаях орг-я может принять решения об уценке товара. Сумму на кот.нужно уценить товар засчет установл ранее торгов наценки отраж записью Д41К42 – сторниров запись – уценка в предел торг наценки. Если сумма уценки размер торг наценки, то возникшая разница списыв на прочие расходы и отраж Д91-2К41 – списана превышение суммы уценки над первонач наценкой.
Превышение уммы уценки над наценкой налогооблаг прибыль не уменишает. товары использов на собств нужды орг-и списыв по продаж ценам на счет 414
Если товары выбывш результате недостачили порчи, то их стоимость вместе с торг наценкой спис в дебет 94.
Учет уставного капитала
Счет 80 "Уставный капитал" предназначен для обобщения информации о состоянии и движении уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда) организации.В соответствии с действующим законодательством РФ и в зависимости от организационно-правовой формы организации уставный капитал может иметь форму:
- складочного капитала - в полном товариществе и товариществе на вере;
- паевого фонда - в производственных кооперативах;
- уставного фонда - в государственных и муниципальных унитарных предприятиях;
- уставного капитала - в акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью.
Складочный капиталтовариществ составляется из вкладов его участников.Паевой фонд производственных кооперативов составляется из имущественных паевых взносов его членов.Уставный фондгосударственных и муниципальных унитарных предприятий составляется из внеоборотных и оборотных активов, выделенных им государством (Российской Федерацией), субъектом РФ или муниципальным образованием (органом).
Уставный капитал акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью составляется из номинальной стоимости долей его участников.В обобщенном виде уставный капитал- это совокупность вкладов (долей, акций, паевых взносов) учредителей (участников) организации, зафиксированная в учредительных документах.
Формирование уставного - капиталаУставный капитал учреждаемого акционерного общества (ЗАО или ОАО) представляет собой сумму номинальной стоимости акций этого общества, распределенных между его акционерами.
Величина уставного капитала должна быть обязательно указана в уставе (п. 2 ст. 52 ГК РФ).
Дебет 75 Кредит 80- отражена величина уставного капитала и задолженность учредителей по его оплате. Уставный капитал ЗАО, ОАО или ООО, зафиксированный в учредительных документах, к моменту регистрации общества должен быть оплачен не менее чем на 50%.
Оставшаяся часть уставного капитала вносится в течение года с момента его регистрации.Каждый раз, когда акционеры (участники) вносят вклады в уставный капитал общества, сделайте такую запись:Дебет 51 (50, 52, 08, 10, 58, ...) Кредит 75- внесен вклад в уставный капитал.
Учредители (участники) организации могут принять решение увеличить уставный капитал, например для того, чтобы привлечь дополнительные инвестиционные средства.Если учредители решили увеличить уставный капитал вашей организации, соответствующие изменения в учредительных документах должны быть зарегистрированы.И только после того, как эти изменения будут зарегистрированы, вы можете сделать записи в учете:
Дебет 75 Кредит 80- отражено увеличение уставного капитала за счет средств акционеров (участников);Дебет 83 (84) Кредит 80- отражено увеличение уставного капитала за счет добавочного капитала (нераспределенной прибыли) общества; Дебет 66 (67) Кредит 80- отражено увеличение уставного капитала за счет конвертации облигаций в акции общества.
Учет резервного капитала
Счет 82 "Резервный капитал" предназначен для обобщения информации о состоянии и движении резервного капитала.Резервный капитал создается для покрытия убытков организации, а также погашения облигаций организации и выкупа собственных акций в случае отсутствия иных средств. Резервный капитал не может быть использован для иных целей.
Резервный капитал формируется за счет нераспределенной прибыли организации.Отчисления в резервный капитал отразите по кредиту счета 82:Дебет 84 Кредит 82- чистая прибыль направлена на формирование резервного капитала.
Суммы, направленные на формирование резервного капитала, налогооблагаемую прибыль организации не уменьшают.В акционерных обществах (как закрытых - ЗАО, так и открытых - ОАО) размер резервного капитала должен быть не менее 5% от уставного капитала акционерного общества.
ЗАО и ОАО должны ежегодно отчислять в резервный капитал не менее 5% чистой прибыли. Отчисления прекращаются, когда резервный капитал достигает размера, определенного уставом. Общества с ограниченной ответственностью создавать резервный капитал законодательно не обязаны. Однако ООО может создать резервный капитал, если это предусмотрено уставом общества.Таким образом, если участники ООО решили создать резервный капитал, то ни по размерам, ни по порядку его формирования ограничений нет. Также в соответствии с действующим законодательством могут создавать резервный фонд на условиях, установленных уставом, кооперативы и унитарные предприятия. В некоммерческих организациях создание резервного фонда не предусмотрено.
Учет добавочного капитала.
Добавочный капитал организации может формироваться, в частности, за счет:
- увеличения стоимости основных средств и нематериальных активов после их переоценки (дооценки);
- эмиссионного дохода;
- присоединения к добавочному капиталу суммы использованных целевых инвестиционных средств.
Использование добавочного капитала на увеличение уставного капитала организации - если средства добавочного капитала были направлены на увеличение уставного капитала организации, необходимо зарегистрировать соответствующие изменения в учредительных документах, а в учете сделать проводку: Дебет 83 Кредит 80 - отражено увеличение уставного капитала.
Непокрытый убыток решение о том, за счет каких средств будет погашен полученный убыток, тоже принимают собственники (учредители) организации (общее собрание акционеров в ЗАО или ОАО или собрание участников в ООО).
Убыток может быть погашен за счет:
- целевых взносов акционеров (участников) организации;
- средств резервного капитала;
- средств нераспределенной прибыли прошлых лет.
В первых двух случаях, вы должны сделать проводки по кредиту счета 84:
Дебет 75 (70) Кредит 84 субсчет "Непокрытый убыток" - на погашение убытка направлены целевые взносы акционеров (участников) организации; Кредит 82 Дебет 84 субсчет "Непокрытый убыток" - на погашение убытка направлены средства резервного капитала.
Если собственники организации приняли решение погасить убыток за счет нераспределенной прибыли прошлых лет, в учете сделайте проводку по субсчетам счета 84:
Дебет 84 субсчет "Нераспределенная прибыль" Кредит 84 субсчет "Непокрытый убыток"
- нераспределенная прибыль прошлых лет направлена на погашение убытка.
Убыток также может быть списан с баланса, если общее собрание примет решение уменьшить уставный капитал до величины чистых активов организации.
После того как будут зарегистрированы соответствующие изменения в учредительных документах, сделайте проводку: Дебет 80 Кредит 84 субсчет "Непокрытый убыток" - уставный капитал уменьшен до величины чистых активов организации. Общее собрание акционеров (участников) может также принять решение не погашать убыток отчетного года и оставить его на балансе организации.
Расходование средств целевого финансирования - порядок списания средств целевого финансирования зависит от того, на какие цели эти средства выделены. Порядок списания целевых средств у коммерческой и у некоммерческой организации различается.
Списание средств, предназначенных для вложений во внеоборотные активы в коммерческой организации после покупки внеоборотных активов и ввода их в эксплуатацию бухгалтер коммерческой организации должен сделать проводку:
Дебет 86 Кредит 98 - сумма средств целевого финансирования учтена в составе доходов будущих периодов. А по мере начисления амортизации на купленные основные средства или нематериальные активы вы должны сделать запись на сумму начисленной амортизации:
Дебет 98 Кредит 91-1 - средства целевого финансирования, отраженные в доходах будущих периодов, включены в состав прочих доходов организации.
В некоммерческой организации после покупки внеоборотных активов и ввода их в эксплуатацию бухгалтер некоммерческой организации должен списать средства целевого финансирования так: Дебет 86 Кредит 83 - средства целевого финансирования, израсходованные на покупку внеоборотных активов, учтены в составе добавочного капитала.
Списание средств, предназначенных для финансирования текущих расходов в коммерческой организации если материально-производственные запасы за счет средств целевого финансирования покупает коммерческая организация, ее бухгалтер должен списать целевые средства в момент оприходования приобретенных запасов такой проводкой: Дебет 86 Кредит 98 - средства целевого финансирования учтены в составе доходов будущих периодов. НДС по материальным ценностям, оплаченным за счет средств целевого финансирования, из бюджета не возмещается.
А после отпуска материально-производственных запасов в производство или использования для нужд организации сделать такую запись:
Дебет 98 Кредит 91-1 - средства целевого финансирования, отраженные в доходах будущих периодов, включены в состав прочих доходов организации.
Аналогичные проводки нужно сделать при начислении заработной платы, страховых взносов и других расходов, на покрытие которых получены целевые средства.В некоммерческой организации. Если для финансирования своих текущих расходов целевые средства получила некоммерческая организация, то ее бухгалтер должен отразить использование этих средств так:
Дебет 86 Кредит 20 (26) - списаны средства целевого финансирования, израсходованные для осуществления текущей деятельности.
Корректировка резерва обоснованность признания и величина оценочного обязательства подлежат проверке организацией в конце отчетного года, а также при наступлении новых событий, связанных с этим обязательством. По результатам такой проверки сумма оценочного обязательства может быть увеличена или уменьшена при получении дополнительной информации, позволяющей сделать уточнение величины оценочного обязательства.
Оценочное обязательство увеличивается в том же порядке, который установлен для его признания. Увеличение оценочного обязательства отразите проводкой:Дебет 20 (23, 25, 26, 44, 91-2, _) Кредит 96 - отражено увеличение оценочного обязательства (доначислены суммы в резерв).
Уменьшение оценочного обязательства производится в порядке, предусмотренном для его списания. Отразите такое уменьшение проводкой: Дебет 96 Кредит 20 (23, 25, 26, 44, 91-2,_)
- величина оценочного обязательства уменьшена (излишне начисленный резерв списан).
Если организация получила информацию, позволяющую сделать вывод о прекращении выполнения условий признания оценочного обязательства, установленных ПБУ 8/2010, то оно списывается полностью. Кроме того, по результатам проверки обоснованности признания и величины оценочного обязательства соответствующие величины могут остаться без изменений.
Если суммы резерва для погашения соответствующих обязательств не хватило, то расходы, превышающие сумму резерва, отражают в обычном порядке. Например, сумма превышения фактически израсходованных на гарантийный ремонт средств над зарезервированными будет отражаться так: Дебет 20 (26, 44) Кредит 70 (69) - отражено превышение суммы средств, зарезервированных на гарантийный ремонт, над величиной резерва.
Продажа котируемых акций
Если ваша организация решила продать принадлежащие ей котируемые акции, то проводки, которые нужно сделать при продаже, будут такими:
Дебет 76 Кредит 91-1
- определена задолженность покупателя;
Дебет 91-2 Кредит 58-1
- списана стоимость акций исходя из последней оценки;
Дебет 91-2 Кредит 76 (51...)
- отражены иные расходы по продаже;
Дебет 51 Кредит 76
- получены деньги от покупателя.
Продажа акций НДС не облагается (ст. 149 НК РФ).
В конце месяца определите финансовый результат от продажи и сделайте проводку:
Дебет 91-9 Кредит 99
- отражена прибыль от продажи акций
или
Дебет 99 Кредит 91-9
- отражен убыток от продажи акций.
Продажа некотируемых акций
Стоимость некотируемых акций может быть списана следующими способами:
- по первоначальной стоимости каждой единицы;
- по средней первоначальной стоимости;
- методом ФИФО.
Способ списания необходимо отразить в учетной политике.
Метод ФИФО
Этот способ предполагает, что:
- акции, первые поступившие в продажу, оцениваются по стоимости ранних по времени закупок;
- остаток бумаг на конец месяца оценивается по стоимости поздних по времени приобретений.
Приобретение облигаций
Если ваша организация приобрела облигации, в учете вы должны сделать проводки:
Дебет 76 Кредит 51
- перечислены средства в оплату облигаций;
Дебет 76 Кредит 51
- оплачены иные расходы по приобретению облигаций;
Дебет 58-2 Кредит 76
- оприходованы облигации, после того как права на них перешли к вашей организации.
Если облигации приобретены за счет заемных средств, то проценты по займу относят к прочим расходам:
Дебет 91-2 Кредит 66
- отражены проценты по займу, полученному для покупки акций или доли в уставном капитале ООО.
Обратите внимание: если полученный заем фирма использует для предварительной оплаты и бумаги еще не приняты к учету, то сумму процентов все равно включают в состав прочих расходов (п. 7 ПБУ 15/2008).
Как учитывать векселя
Вексель - это ценная бумага, удостоверяющая безусловное обязательство векселедателя (то есть того, кто выдал вексель) или иного плательщика, указанного в векселе, уплатить при наступлении срока определенную сумму векселедержателю (владельцу векселя).
Векселя, которые получает ваша организация, вы должны учитывать по-разному в зависимости от ситуации.
Выбрать нужный вариант учета векселей вам поможет таблица:
Ситуация | Отражение в учете |
Ваша организация приобрела вексель третьего лица* по договору купли-продажи | По дебету субсчета 58-2 "Долговые ценные бумаги" |
Ваша организация получила вексель третьего лица в оплату проданной продукции (товаров, иного имущества, а также выполненных работ, оказанных услуг) | По дебету субсчета 58-2 "Долговые ценные бумаги" |
Ваша организация получила вексель в обеспечение договора займа | По дебету субсчета 58-3 "Предоставленные займы" |
Ваша организация получила простой** вексель в оплату проданной продукции (товаров, имущества, работ, услуг) | По дебету субсчета "Векселя полученные" счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" |
* Вексель, векселедателем которого не являются ни ваша организация, ни продавец векселя; такой вексель еще иногда называют финансовым. ** Вексель, плательщиком по которому является сам векселедатель, в данном случае покупатель (заказчик). |
Если ваша организация приобрела вексель третьего лица по договору купли-продажи, сделайте такую проводку:
Дебет 58-2 Кредит 51
- приобретен вексель третьего лица в качестве финансового вложения.
Если ваша организация получила вексель третьего лица от покупателя (заказчика) в оплату проданной продукции (товаров, работ, услуг), сделайте такие записи:
Дебет 62 Кредит 90-1 (91-1)
- продана продукция (иное имущество, выполнены работы, оказаны услуги);
Дебет 58-2 Кредит 62
- получен в оплату вексель третьего лица.
С 1 января 2009 г. перечислять НДС отдельным платежным поручением при расчете векселем третьего лица не нужно. Принимать к вычету входной НДС по купленным товарам можно в общеустановленном порядке: при оприходовании товаров (работ, услуг) и получении от продавца счета-фактуры.
Если договор купли-продажи продукции (товаров, работ, услуг) изначально предусматривает оплату векселем третьего лица, то такая сделка является товарообменной.
Поэтому налоговая инспекция имеет право проверить правильность цен, примененных сторонами, в целях налогообложения по этой сделке (п. 2 ст. 40 НК РФ).
Если продажа векселей является предметом деятельности вашей организации, вместо счета 91 "Прочие доходы и расходы" используйте счет 90 "Продажи".
Как учесть вексель, полученный в обеспечение договора займа, смотрите ситуацию "Как учитывать предоставленные займы".
Как учесть простой вексель, полученный от покупателя (заказчика) в оплату проданной продукции (товаров, имущества, работ, услуг), смотрите счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" - ситуацию "Как учесть вексель, полученный в обеспечение задолженности".
Выбытие векселей
Выбытие векселя, учтенного на субсчете 58-2 "Долговые ценные бумаги", отражают в бухгалтерском учете так же, как и выбытие других ценных бумаг. При этом не имеет значения, продают вексель за деньги или им оплачивают приобретенные товары (работы, услуги).
При выбытии векселя сделайте проводки:
Дебет 76 Кредит 91-1
- отражена задолженность покупателя векселя;
Дебет 91-2 Кредит 58-2
- списана учетная стоимость векселя;
Дебет 91-2 Кредит 76 (51)
- учтены расходы по продаже векселя;
Дебет 51 (41, 10, 20...) Кредит 76
- покупатель погасил задолженность.
В конце месяца определите финансовый результат от продажи векселя:
Дебет 99 Кредит 91-9
- отражен убыток от продажи векселя
или
Дебет 91-9 Кредит 99
- отражена прибыль от продажи векселя.
Предоставление займа
Если ваша организация предоставила другой организации денежный заем, сделайте проводки:
Дебет 58-3 Кредит 51 (50...)
- предоставлен заем;
Дебет 76 Кредит 91-1
- начислены проценты по договору займа за соответствующий период;
Дебет 51 (50...) Кредит 76
- получены проценты по договору займа.
Если в обеспечение предоставленного займа ваша организация получила вексель, то такой заем учитывайте на субсчете 58-3 обособленно.
Возврат займа
Когда заемщик возвратит вашей организации взятые взаймы деньги, сделайте проводку:
Дебет 51 Кредит 58-3
- возвращены заемные средства.
Начисление и выплата з.п
Счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда"
Счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" предназначен для обобщения информации о расчетах с работниками организации по оплате труда (по всем видам оплаты труда, премиям, пособиям, пенсиям работающим пенсионерам и другим выплатам), а также по выплате доходов по акциям и другим ценным бумагам данной организации.
Начисление прочих выплат
На счете 70 отражают и начисление дивидендов сотрудникам, которые являются акционерами (участниками) организации.
Начисление дивидендов отразите проводкой:
Дебет 84 Кредит 70
- начислены дивиденды сотрудникам организации.
Расчет среднего заработка.
З.п-вознаграждение за труд, в зависимости от квалификации работника, сложности, количество, качества и условий выполняемой работы, а так же компенсационные выплаты (поощрения, надбавки).
Под средней з.п следует понимать среднюю величину з.п работника за определенный период времени с января 2011г.средний заработок определяется за 2 конечных года пред-х года страхового случая. Вознаграждения начисленные в отчетном году в расчете пособий не учитывается, при расчете среднего заработка необходимо вкл.все выплаты, на которые были начислены взносы в фонд соц.страховании.
При расчете пособий в 2012г заработок за 2011г.будет учитываться в сумме не превышающей 463тыс.руб, а за 2010г в размере не превышающей 415тыс.руб.
Среднийзаработок определяется в том числе и по прежнему месту работы для этого сотрудник должен предоставить справку о сумме выплат с прошлых рабочих мест при увольнении сотруднику работодатель обязан выдать в день увольнения справку о сумме заработка за 2 года, на которые были начислены страховые взносы. Если работник обратился за справкой после увольнения,то она выдается не позднее 3-х рабочих дней со дня подачи заявления.
Расчет среднего заработка: средний дневной заработок определяется: общий заработок/ 362*2
Принципы организации бухгалтерского (финансового) учета на предприятии.
1. Под организацией бухгалтерского учета понимается научно обоснованная система выполнения учетных работ, построение учетного процесса с целью получения своевременной и достоверной информации для оперативного руководства хозяйством, эффективного контроля за экономным и рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов. В соответствии с Законом о бухгалтерском учете и отчетности бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах предприятий, о движении имущества и обязательств пут