Тема 1. Основы организации финансового учета на предприятии.

Тема 1. Основы организации финансового учета на предприятии.

1. Бухгалтерский учет в информационной системе управления экономикой предприятия.

2. Обусловленность организации учета на предприятии требованиями пользователей информацией.

3. Финансовый и управленческий учет: цели, сравнительная характеристика, области использования подготавливаемой информации.

4. Основное содержание бухгалтерского (финансового) учета.

5. Система нормативного регулирования бухгалтерского (финансового) учета РФ.

6. Учетная политика предприятия, принципы ее формирования и раскрытия.

Бухгалтерский учет в информационной системе управления экономикой предприятия.

В повседневной хозяйственной деятельности, предприятия используют множество оперативной информации, которая представляет собой исходный материал для принятия управленческих решений. Основой разработки и реализации управленческих решений является соответствие информации о состоянии управляемого объекта. Информационная система предприятия состоит из взаимосвязанных подсистем: конструкторской, технологической, статистической и экономической. Среди этих подсистем, экономическая информация занимает наибольший удельный вес по объему и по значимости в принятии управленческих решений. Экономическая информация подразделяется на следующие виды: плановая, нормативная, учетная и прочая. В общей совокупности экономической информации около 2/3 объема составляют данные бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет является составной частью управленческой и информационной систем организации. Данные бухгалтерского учета служат основанием для принятия управленческих решений как внутри организации так и вне организации. При этом бухгалтерский учет обеспечивает выполнение важнейших функций, таких как планирование, контроль и анализ.

Пользователей бухгалтерской информацией можно разделить на 2 группы: внутренние (руководители, менеджеры, собственники), внешние - это сторонние потребители информации. Они бывают трех видов: с прямым финансовым интересом (акционеры, инвесторы, кредиторы, покупатели ), с косвенным финансовым интересом (налоговые службы, казначейства, биржи, дилеры) и внешние пользователи не имеющие финансового интереса (аудиторские фирмы, органы статистики, арбитраж).

2. Обусловленность организации учета на предприятии требованиями пользователей информацией.

Действующим законодательством РФ установлены требования к ведению бухгалтерского учета во всех организациях независимо от форм собственности.

Требования предъявляемые к бухгалтерскому учету:

  1. Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах.
  2. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется в валюте РФ, в рублях.
  3. Соблюдение в течение отчетного года принятой учетной политики.
  4. В бухгалтерском учете текущие затраты на производство продукции, выполнение работ, услуг и затраты, связанные с капитальными и финансовыми вложениями учитываются раздельно.
  5. Имущество, являющееся собственностью организации учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации.
  6. Бухгалтерский учет ведется непрерывно с момента регистрации в качестве юридического лица.
  7. Ответственность за организацию бухгалтерского учета, предоставления бухгалтерской отчетности, соблюдением законодательства при выполнении хозяйственной деятельности несет руководитель.

Законом «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ определены следующие задачи бухгалтерского учета:

  1. Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, и ее имущественном положении, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности.
  2. Обеспечение информацией необходимой внутренним и внешним пользователям для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении хозяйственной деятельности.
  3. Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявление внутренних резервов обеспечения финансовой устойчивости.

Учет денежных документов.

К денежным документам относятся санаторно-курортные путевки, бланки трудовых книжек, авиабилеты, почтовые и другие марки, акции, облигации. Денежные документы хранятся в кассе под материальной ответственностью кассира. Для учета денежных документов открывается отдельная кассовая книга. Рекомендуется выделять на каждый вид денежных документов отдельные страницы. В момент приема денежных документов выписывается накладная в двух экземплярах. Учет денежных документов ведется по номинальной стоимости. Выдача денежных документов из кассы производится по требованию выписанному главным бухгалтером. Синтетический учет денежных документов ведется на счете № 50/3 «Денежные документы»:



Д К Содержание
50/3 Отражается приобретение денежных документов
50/1 50/3 Отражается поступление денег за выдачу денежных документов
50/3 Выдача денежных документов за счет чистой прибыли
50/3 За путевку или трудовую книжку
50/3 Выданы авиабилеты
26,44 50/3 Списываются почтовые марки(расходы на продажу)
69/1 50/3 За счет социального страхования

Аналитический учет денежных документов ведется в разрезе каждого вида денежных документов.

Учет переводов в пути.

Денежные средства учитываются как переводы в пути в случаях, когда имеется временной разрыв между моментом документально подтвержденного списания и моментом зачисления денежных средств на соответствующие счета. Переводы в пути образуются при сдаче денег инкассаторам, предприятиям связи, в вечернюю кассу банка в последний день месяца. Первичными документами являются квитанции банка, квитанции отделений связи, копии сопроводительных ведомостей. Синтетический учет переводов в пути ведется на счете № 57 «Переводы в пути». Сальдо дебетовое показывает не зачисленную на расчетный счет выручки.

Д К Содержание
При сдаче денег из кассы инкассаторам, в отделения связи, вечернюю кассу
Услуги почтового сбора
Отражается сдача выручки продавцами
Отражается зачисление денег на расчетный счет

Инвентаризация переводов в пути производится по состоянию на 1 число квартала.

.

Учет финансовых вложений

1)Понятие, виды и оценка финансовых вложений.

Финансовые вложения представляют собой инвестиции в государственные ценные бумаги (облигации и другие долговые обязательства), в ценные бумаги и в уставные капиталы других предприятий, а также предоставленные другим предприятиям займы. Порядок бухгалтерского учета финансовых вложений регулируется ПБУ19/02 утв. Приказом Минфина №126н от 10.12.2002г. В соответствии с п.3 ПБУ к финансовым вложениям относятся:

- государственные и муниципальные ценные бумаги;

- ценные бумаги других организаций, в том числе долговые ценные бумаги, в которых дата и стоимость погашения определена (облигации, векселя);

- вклады в уставные капиталы (складочные) капиталы других организаций (в том числе дочерних и зависимых хозяйственных обществ);

- предоставленные другим организациям займы;

- депозитные вклады в кредитных организациях,

- дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования ;

- вклады организации товарища по договору товарищества и пр.

Для того чтобы активы были приняты к бухгалтерскому учету в качестве финансовых вложений необходимо одновременное выполнение следующих условий:

- наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование права у организации на финансовые вложения и на получение денежных средств или других активов;

- способность приносить экономические выгоды в будущем в форме процентов, дивидендов, либо прироста их стоимости;

- переход к организации финансовых рисков, связанных с финансовыми вложениями.

Для правильной организации учета и контроля следует сгруппировать финансовые вложения. Существует несколько признаков классификации фин.вложений.

По срокам отвлечения средства в финансовые вложения подразделяются на долгосрочные и краткосрочные. К долгосрочным относятся вложения, срок возвращения которых превышает 1 год. К ним относятся вклады в уставные капиталы различных организаций и затраты на приобретение акций. К краткосрочным вложениям относятся: приобретение государственных облигаций, облигаций федерального и местного займов, приобретение депозитных сертификатов, сберегательных сертификатов и т.д. В зависимости от связи с уставным капиталом различают финансовые вложения с целью образования уставного капитала и долговые. К вложениям с целью образования уставного капитала относят акции, вклады в уставные капиталы других организаций и инвестиционные сертификаты, подтверждающие долю участия в инвестиционном фонде. К долговым ценным бумагам относятся облигации, закладные, депозитные и сберегательные сертификаты, казначейские обязательства, векселя. По формам собственности различают государственные и негосударственные ценные бумаги.

Финансовые вложения принимаются к бухгалтерскому учету у организации - инвестора по первоначальной стоимости., т.е. в сумме фактических затрат на их приобретение , за исключением ндс. Фактическими затратами на приобретение финансовых вложений являются суммы уплачиваемые прдавцу, за информационные и консультационные услуги связанные с приобретением финансовых вложений, вознаграждения уплачиваемые посредническим организациям и иные затраты связанные с приобретением фин.вложений.

В соответствии с пунктом 18 ПБУ 19 первоначальная стоимость может изменяться. Для целей последующей оценки они подразделяются на две группы:

1.Финансовые вложения по которым можно определить текущую рыночную стоимость.

2.Финансовые вложения по которым их текущая рыночная стоимость не определяется.

К первой группе относятся котируемые ценные бумаги, паи (если учредитель паевого фонда регулярно публикует их цену). Они отражаются в бухгалтерской отчетности исходя из их рыночной цены. Для этого на конец отчетного года их учетную стоимость корректируют , то есть переоценивают. Разницу между оценкой по текущей рыночной стоимости на отчетную дату и предыдущей оценкой относят на финансовые результаты ( как операционный расход или доход. Отражают записями Дт58 Кт91 – при увеличении рыночной цены; Дт91 Кт58 - при снижении рыночной цены. Такую корректировку организация может производить ежемесячно или ежеквартально.

Ценные бумаги второй группы отражаются в бухгалтерской отчетности исходя из первоначальной стоимости.

По долговым ценным бумагам, по которым не определяется текущая рыночная стоимость , разрешается разницу между первоначальной стоимостью и номинальной стоимостью в течение срока их обращения равномерно по мере причитающегося по ним дохода относить на финансовые результаты (как операционный доход или расход) . Отражается данная операция : Дт58 Кт91 на ежемесячно отражается доведение учетной стоимости до номинала( пропорционально сроку обращения).

ПБУ19 рассматривает ситуацию обесценения финансовых вложений. Устойчивое существенное снижение (ниже величины экономических выгод) снижение стоимости фин.вложений, по которым не определяется их текущая рыночная стоимость, признается обесценением. Расчетная стоимость определяется на основе расчета организации и равняется разнице между их стоимостью по которой они отражены в бухгалтерском учете (учетной стоимостью) , и суммой и суммой такого снижения. Снижение стоимости признается устойчивым при одновременном наличии след. условий:

-на отчетную дату и на предыдущую дату учетная стоимость существенно выше их рыночной стоимости;

- в течение отчетного года расчетная стоимость существенно изменялась исключительно в направлении снижения;

- на отчетную дату отсутствуют свидетельства того , что в будущем возможно существенное повышение расчетной стоимости данных финансовых вложений.

ПБУ определяет ситуации при которых может произойти обесценение финансовых вложений п37. Если устойчивое снижение стоимости будет подтверждено организация образует резерв под обесценение фин.вложений. Размер резерва равен разнице между учетной стоимостью и расчетной стоимостью фин. вложения. Дт91 Кт59 - создание резерва. Дт59 Кт91 – корректировка ранее созданного резерва, если выявляется повышение расчетной стоимости.

ПБУ определяет порядок оценки при выбытии п.26.

Синтетический учет финансовых вложений ведется на счете 58 «Финансовые вложения» на следующих субсчетах:

58-1 «Паи и акции

58-2 Долговые ценные бумаги»

58-3 «Предоставленные займы»

58-4 «Вклады по договору простого товарищества и др.

2) Учет инвестиций в акции

Акция – это эмиссионная ценная бумага, приносящая владельцу доход в виде дивидендов, размер которых зависит от результатов хозяйственной деятельности АО. Все ценные бумаги должны быть зарегистрированы в книге учета ценных бумаг. Ответственность за ведение этой книги несет руководитель. Учет вложений в акции ведется на счете 58/1 «Паи и акции».

Д К Содержание
58/1 51(52,50) Приобретение акций
58/1 Задолженность по неоплаченным акциям

Если вместо денежных средств передаются активы (ОС, НМА, товары, продукция и т.д.), то операции отражаются через 91 счет.

Д К Содержание
58/1 Приобретение акций
Передача ОС в счет вкладов или за акции
На сумму амортизации
Начисление доходов от участия в других организациях

Продажа акций отражается через 91 счет:

Д К Содержание
Продажная стоимость акций
58/1 Списывается балансовая стоимость акций
Отражается прибыль от реализации акций

Приобретение акций в качестве вклада в уставный капитал отражается Дт58 Кт75 по стоимости оговоренной в учредительных документах.

3) Учет инвестиций в облигации

Облигация – это долговое обязательство в форме ценной бумаги подтверждающая обязательство возместить ее держателю номинальную стоимость с уплатой фиксированного процента. Облигации выпускает государство и коммерческие хозяйственные структуры. Облигации выпускаются на определенный срок, по истечении которого владелец получает сумму, равную номинальной стоимости облигации и проценты по ней.

Облигации могут выпускаться:

- именными и на предъявителя;

-процентными и беспроцентными;

-свободно обращающимися или с ограниченным кругом обращения.

Облигации учитываются на счете 58/2 «Долговые ценные бумаги».

Д К Содержание
58/2 76,60 Приобретение облигаций
На сумму % по облигациям
58/2 При погашении или продаже облигации

На счете 58/2 учитываются финансовые векселя и товарные векселя третьих лиц.

Д К Содержание
Продажа продукции
58/2 Получен финансовый вексель от покупателя
58/2 Погашение векселя (по балансовой стоимости)
Получено за вексель
Результат от реализации векселя

4)Учет предоставленных займов

Финансовые вложения, основанные на отношениях займа осуществляются путем предоставления организацией (займодавцем) своих активов на определенный срок в собственность других лиц (заемщиков). Договор займа определяет предмет займа, способы обеспечения займа, указывается возмездность займа, назначение займа, способы возврата займа. Если в договоре прямых указаний о процентах нет, то он определяется исходя из ставки рефинансирования ЦБ. Предмет займа учитывается на счете 58/3 «Предоставленные займы».

Д К Содержание
58/3 Предоставление в заем денежных средств
На сумму %
Получены %
58/3 Возврат займа

Передача активов в заем отражается через 91 счет.

5) Учет вкладов в уставные капиталы

Финансовые вложения в уставные капиталы представляют собой сумму активов, инвестированных в имущество другой организации. Вклады могут быть денежными средствами и прочими активами. Не денежные активы, свыше 200 минимальных размеров оплаты труда, оцениваются оценщиками.

Д К Содержание
58/1 Перечислены вклады в уставные капиталы других организаций
91 операционный доход Дивиденды от участия в уставных капиталах других организаций (доход)
Поступление дивидендов

Вклады не денежными средствами отражаются через 91 счет:

Д К Содержание
58/1 Внесен вклад в уставный капитал другой организации
Списывается сумма начисленной амортизации ОС
Остаточная стоимость ОС
% (дивиденды)

6) Учет вкладов в товарищества

По договору простого товарищества или по договору о совместной деятельности двое или несколько лиц (товарищей) объединяют свои вклады и совместно действуют без образования юридического лица. Вклады в товарищество не облагаются НДС. Срок действия договора определяется сторонами. Сумма вкладов в товарищество учитывается на счете 58/4 «Вклады по договору простого товарищества».

Д К Содержание
58/4 51,52,50 Вклад в товарищество денежными средствами
58/4 Вклад в товарищество ОС
Доход от совместной деятельности
58/4 Возврат вклада на расчетный счет

7)Учет уступки права требования

В составе финансовых вложений учитывается дебиторская задолженность приобретенная организацией на основании уступки прав требований. Уступкой прав требования на дебиторскую задолженность (цессией) признается соглашение, в соответствии с которым первоначальный кредитор (цедент) передает свои права кредитора по отношению к должнику третьему лицу (цессионарию).

Приобретение прав требования дебиторской задолженности и оказание цессионарием финансовых услуг отражается следующими записями:

Дт 58 Кт 76/ Расчеты с цедентом у цедента приобретение права требования

дебиторской задолженности

Дт76/Расчеты с цедентом Кт51 уплачен долг цеденту

Дт 76/Расчеты с должником Кт91 предъявлены требования должнику об оплате

Дт91 Кт58 списана учетная стоимость предъявленных прав требования

Дт91 Кт 68 начислен НДС с суммы превышения доходов над

расходами

Дт51 Кт76/ Расчеты с должником зачислена сумма в счет погашения

задолженности должника

Дт91 Кт99 прибыль от оказания финансовых услуг

Аналитический учет по всем видам вложений ведется в ж/о № 3 в разрезе каждого вида вложения и по объектам.

Учет кредитов и займов.

Кредит- это система экономических отношений, возникающая при передаче имущества в денежной или натуральной форме одними лицами другим на условиях возврата с уплатой % за временное пользование переданным имуществом. Различают банковский кредит и коммерческий кредит (займы). Банковский кредит-это выделение банком организациям и физическим лицам денежных средств на определенный срок. Банки имеют лицензию на эти операции. Коммерческий кредит предоставляется одними организациями другим. Коммерческий кредит не может быть выдан из чужих денежных средств временно находящихся у займодавца. Кроме того, организации систематически занимающиеся предоставлением кредитов должны иметь лицензию. Порядок выдачи и погашения кредитов регулируется кредитным договором. Порядок учета займов и кредитов, порядок учета затрат связанных с выполнением заемных обязательств определяется ПБУ 15/08. Задолженность по полученному займу и кредиту учитывается в соответствии с условиями договора в сумме фактически поступивших денежных средств. Кредиты и займы делятся на краткосрочные сроком до 12 месяцев и долгосрочные – свыше 12 месяцев, срочные и просроченные. Срочная задолженность – это задолженность срок платежа по которой не наступил или продлен, пролонгирован. Просроченная задолженность – срок платежа по которой истек. По мере наступления срока погашения долгосрочная задолженность может быть переведена в краткосрочную. В случае невыполнения обязательств заимодавцев организация приводит информацию в пояснительной записке к годовой отчетности о недополученных суммах. Синтетический учет расчетов по краткосрочным кредитам и займам ведется на счете № 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», а по долгосрочным – на счете № 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».

Д К Содержание
Получение краткосрочного кредита
Начисление % по краткосрочным суммам
Погашение задолженности по кредитам
Получение долгосрочной ссуды
Перечислено поставщику
% по кредитам, полученным для приобретения ОС (до ввода в эксплуатацию ОС)
% по кредитам, полученным для приобретения ОС (после ввода в эксплуатацию ОС)
Переведена долгосрочная задолженность в краткосрочную

Аналитический учет расчетов по кредитам и займам ведется в разрезе каждого договора.

Учет займов отражается в зависимости от сроков на счетах 67 или 66. Организации могут получать займы путем выпуска и продажи акций трудового коллектива, акций и облигаций предприятия, под векселя и другие обязательства.

У заемщика:

Д К Содержание
50,51 66,67 Получение денежного займа
08,10,91 66,67 Проценты по займам
66,67 Погашение займа

У займодавца:

Д К Содержание
51,50 Выдача займа
76/5 Начисление % по займам
НДС на сумму %
76/5 Поступление на расчетный счет %
76/5 Отражается задолженность по мере наступления срока платежа
51,50 76/5 Возврат денежных средств

Учет взаимозачета и бартерных операций.

Порядок осуществления взаимозачета регулируется ГК ст410. Прекращение обязательств по договору купли-продажи ( поставки) является зачет взаимной задолженности. Для зачета взаимных требований достаточно заявления одной стороны. Это заявление составляется в двух экземплярах и передается другой стороне. Взаимозачет отличается от бартера. При бартере стороны осуществляют встречные поставки ТМЦ, а при взаимозачете стороны лишь фиксируют прекращение задолженности. По своей юридической природе бартер представляет собой договор мены (ст567 ГК РФ). В договоре мены четко определяется количество, качество, стоимость имущества, подлежащего обмену. При бартере не возникает обязанность по оплате денежными средствами. Договор мены может быть заключен только при участии сторон. Порядок отражения на счетах при бартерных операциях и зачете взаимных требований одинаковый, но отличие в порядке налогообложения.

Д К Содержание
Получен кирпич на сумму 100=
НДС в сумме 20=
Поставлен сахар в сумме 100=
НДС в сумме 10=
Зачет НДС 20=
Зачет взаимных требований

Учет расчетов с бюджетом

1) Система налогов и сборов.

Налоги и сборы являются основным источником доходов бюджетов всех уровней. Обязанность уплаты налогов и сборов закреплена статьей 57 Конституции РФ. С 01.01.1999г. вступила в действие первая часть Налогового кодекса (федеральный закон № 147-ФЗ от 31.07.1998г.).

В соответствии со статьей 8 Налогового кодекса под налогом понимается обязательный индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Налогоплательщики – это организации, физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

Налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию и перечислению налогов.

Выездная проверка проводится по одному или нескольким налогам на основании решения руководителя ИМНС. Срок выездной проверки – до двух месяцев. Повторная выездная проверка возможна по решению вышестоящей ИМНС, при прекращении деятельности организации, при реорганизации.

2)НДС

НДС является косвенным налогом, регулируется главой 21 Налогового кодекса.

Плательщиками НДС являются организации, индивидуальные предприниматели. Конечным плательщиком является потребитель, который покупает товар или потребляет услугу. НДС представляет собой форму изъятия в бюджет добавленной стоимости создаваемой на всех стадиях производства и обращения. Сумма налога рассчитывается в виде разницы между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные товары , и суммами налога уплаченными поставщикам товаров и услуг, стоимость которых включается в издержки производства и обращения. Налоговым периодом является месяц.

Объектом налогообложения является реализация товаров, работ, услуг на территории РФ, выполненные СМР для собственного потребления, передача на безвозмездной основе жилых домов, объектов социально-культурного назначения, объектов основных средств. Сумма налога определяется как процентное отношение налоговой ставки, к налоговой базе принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки.

Основные ставки налога:

10% - при реализации продовольственных товаров, товаров детского

ассортимента (по перечню)

18% - при реализации товаров, услуг, не указанных в пунктах 1,2 статьи

0% - при реализации товаров на экспорт

Основным документом для исчисления НДС является счет-фактура.

Форма счета-фактуры утверждена Постановлением Правительства № 914.

Организация для исчисления налога ведет книгу продаж, где регистрируются все продажи на основании счетов-фактур и на основании документов на сдачу наличной выручки.

Ведется книга покупок, где регистрируются счета-фактуры и другие документы (авансовые отчеты) для предъявления к вычету суммы НДС, уплаченной при приобретении товаров, работ, услуг.

На основании счетов-фактур , выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров и документов подтверждающих фактическую оплату и принятие ТМЦ и услуг производятся вычеты. Рассмотрим отражение этих операций на счетах.

Дт 10 Кт 60 100-00 Поступили материалы

Дт 19 Кт 60 20-00 НДС по принятым материалам

Дт 60 Кт 51 120-00 Перечислено поставщику

Дт 62 Кт 90.1 360-00 Выручка от реализации продукции

Дт 90.3 Кт 68 60-00 Начислен НДС от реализации

Дт 68 Кт 19 20-00 НДС подлежит вычету (возмещению)

Дт 68 Кт 51 40-00 Перечислен НДС

Дт 91 Кт 68 НДС от прочих операций

3) Налог на прибыль

Порядок исчисления налога на прибыль регулируется главой 25 Налогового кодекса.

Объектом налогообложения является прибыль, т.е. полученный доход, уменьшенный на величину расходов. Основная ставка -20%.

Налоговым периодом является год, но в течение года предприятие платит авансовые платежи. Для исчисления налога на прибыль ведется налоговый учет доходов и расходов. Если учетная политика для бухгалтерского учета не совпадает с учетной политикой для налогообложения, то ведутся налоговые регистры.

Дт 99 Кт 68 начисление налога на прибыль

ТНП УР ПНО

Текущий налог = Условный расход + Постоянное налоговое + на прибыль по налогу на прибыль обязательство

ОНА ОНО

Отложенный Отложенное

+ налоговый - налоговое

актив обязательство

4)Налог на имущество организации.

Порядок исчисления налога на имущество регулируется главой 30 НК , а по РБ Законом «О налоге на имущество» №43-з от 28.11.2003г.

Объектом налогообложения является движимое и недвижимое имущество учитываемое в качестве основных средств. Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость основных средств по остаточной стоимости по данным бухгалтерского учета. Среднегодовую стоимость за год определяют следующим образом: остаточная стоимость на 1.01.2004г.+ 1.02+1.03+1.04+1.05+1.06+1.07+1.08+1.09+1.10+1.11+1.12+1.01.2005г и делят на число 13.

Ставка налога на имущество по РБ –2,2%.

Начисление налога отражается записью:

Дт 91 Кт 68

МПЗ

3. систематический контроль за выполнением излишних и неиспользуемых

материалов и их реализацией

4. контроль за соблюдением установленных норм расхода МПЗ

Для правильной организации бухгалтерского учета большое значение имеет научно-обоснованная классификация.

В зависимости от функциональной роли и назначения материалы подразделяются:

  1. на сырье и основные материалы
  2. на вспомогательные материалы
  3. на покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия, конструкции и детали
  4. на топливо
  5. на тару и тарные материалы
  6. на запчасти
  7. на стройматериалы
  8. на отходы производства
  9. на инвентарь и хозяйственные принадлежности
  10. на прочие материалы
  11. на материалы, переданные в переработку на сторону

Большое значение в организации учета материалов имеет их оценка. В соответствии с «Законом о бухгалтерском учете» и ПБУ 5/01 МПЗ принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Фактическая себестоимость складывается из суммы всех затрат, связанных с приобретением МПЗ.

Основными нормативными актами, регулирующими учет МПЗ, являются:

- ПБУ 5/01 «Учет МПЗ» (приказ МФ № 44н от 09.06.2001г.),

действует с 2002г.

- «Методические указания по ПБУ МПЗ» ( утверждены 28.12.2001г.

приказ МФ № 119н)

- «План счетов и инструкция по его применению»

2.Документальное оформление движения материалов

Порядок документального оформления, поступления МПЗ зависит от источников поступления, способов доставки и места приема материалов. Приобретение материалов осуществляется в соответствии с производственной программой предприятия и на основе заключенных договоров. В отделе снабжения (маркетинга) ведут журнал оперативного учета выполнения договоров поставки. Операции по движению материалов оформляются унифицированными первичными документами.

Первичными документами являются:

- приходные ордера

- доверенность

- акт о приемке материалов при обнаружении расхождения или при

отсутствии документа поставщика ( неотфактурованная поставка)

Сопроводительными документами поставщика являются:

- товарно-транспортная накладная

- счет-фактура

- сертификаты качества

- качественные удостоверения

- ветеринарные удостоверения

- железнодорожная накладная

К расходным документам относятся:

- лимитно-заборная карта

- акт-требование на замену материалов

- накладные

- акты на списание материалов

Учет готовой продукции

Раздел 6 «Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ» определяет порядок учета материалов на складе.

Учет материальных запасов, находящихся на складах, ведется на карточках складского учета в разрезе каждого наименования, сорта, марки, размера.

При автоматизации учета эта информация формируется на магнитных носителях.

Карточки открываются на год, регистрируются в реестре. Операции по поступлению и выбытию записываются отдельными строками на карточках и после каждой записи выводятся остатки. Бухгалтер не реже одного раза в месяц проверяет правильность ведения карточек. Также вместо карточек ведут книги складского учета. Зав.складом, в установленные бухгалтерией сроки, составляет материальный отчет. Срок указывается в графике документооборота. Бухгалтерией ведется аналитический учет материалов двумя способами:

1 способ:

Аналитический количественно-суммовой (натурально-стоимостной) учет материалов в разрезе каждого наименования, сорта, размера. По данным количественно-суммового учета составляется оборотная ведомость или сальдовая ведомость.

2 способ:

Суммовой аналитический учет ведется в ведомости и журнале-ордере № 10 в суммовом выражении в разрезе материально-ответственных лиц и в разрезе корреспондирующих счетов. По итогам журнала-ордера идет запись в Главную книгу.

Готовая продукция – это изделия, прошедшие все стадии технологического процесса, соответствующие стандартам, техническим условиям, договорам.

Изделия, которые не прошли всех стадий, считаются незавершенным производством.

По составу и назначению готовая продукция делится на валовую и товарную.

Валовая продукция включает стоимость готовых изделий, полуфабрикатов, услуг производственного назначения. Это общий объем производственной деятельности.

Товарная продукция – это продукция, предназначенная для реализации.

Готовая продукция поступает из производства по накладным, по накладным-отвесам, по актам. Готовая продукция приходуется под материальную ответственность зав.складом. Готовая продукция выбывает со склада по накладным, счетам-фактурам. Зав.складом ведет на складе учет готовой продукции на карточках или в книге. В установленные бухгалтерией сроки, зав.складом составляет отчет о движении готовой продукции.

В зависимости от принятой учетной политики,готовая продукция учитывается по фактической себестоимости, по нормативной

( плановой) себестоимости, по договорным ценам.

Синтетический учет готовой продукции ведется на балансовом счете 43.

Учет выпуска готовой продукции может отражаться с применением балансового счета 40 «Выпуск продукции», а также без использования балансового счета 40.

С применением балансового счета 40:

В этом случае оприходование готовой продукции, полученной из производства, ведется на балансовом счете 43 по нормативной себес<

Наши рекомендации