Тема 2.2. Учет безналичных денежных средств.
1. Учет денежных средств на расчетных счетах. Порядок открытия счетов в банке.
На территории России большинство платежей осуществляется в безналичной форме. Для этого организации открывают в банках расчетные, текущие и валютные счета. Документ – положение « о безналичных расчетах в РФ»
Каждая организация вправе открыть в любом банке расчетные и другие счета для осуществления всех видов операций. Расчетные счета разрешается открывать в количестве, необходимом для осуществления расчетных операций.
Расчетные счета имеют право открывать фирмы, являющиеся юр лицами и имеющие сам баланс. Для этого в банк должны быть представлены след документы:
- заявление на открытие расчетного счета
- нотариально заверенные документы о гос регистрации
- нотариально заверенные копии устава и учредительного договора
- копия свидетельства о постановке на учет в налоговой инспекции
- копия справки Госкомстата России о присвоении организации стат кодов
- справки о регистрации в пенс фонде, фондах занятости, мед и соц страхования
- карточки с образцами подписей руководителя, глав буха и оттиском печати
Об открытии расчетного счета организация обязана сообщить в НИ в течение 10 дней. Банк присваивает организации номер расчетного счета.
При наличных операциях по расчетному счету оформляют след документы:
-объявление на взнос наличными. Оформляют при сдаче денег из кассы организации на расчетный счет в банке след сумм: для уплаты налогов в бюджет и внебюджетные фонды; перерасход лимита в кассе организации; полученная выручка от реализации; депонированная з/п.
-чек из чековой книжки. Это документ, содержащий безусловный приказ владельца текущего счета банку, о выплате указанной в нем суммы определенному лицу или организации.
Счет 51 активный.
2. Характеристика основных форм безналичных расчетов.
1) расчеты платежными поручениями. Платежное поручение – это документ, оформляющий поручение организации своему банку о перечислении денег, указанных в документе, с его расчетного счета на расчетный счет другой организации. Платежными поручениями могут производиться перечисления ден средств:
- за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги
-в(о) (вне)бюджетные фонды
- по распоряжению физ лиц или в пользу физ лиц
- в др. целях, предусмотренных законодательством или договором
Составляют на бланке установленного образца без ошибок и помарок. Действительны в течение 10 дней со дня выписки. Принимаются к исполнению банком независимо от наличия средств на счете плательщика. Организация представляет в свое отделение банка по нахождению расчетного счета ПП в 4 экз: 1ый остается в банке, 2 и 3 пересылаются в банк получателя, 4 – прилагается к выписке из расчетного счета.
2)расчеты платежными требованиями. Платежное требование – это расчетный документ, который содержит требование кредитора к должнику об уплате определенной суммы через банк в соответствии с заключенным договором. Оформляют на бланках установленного образца без ошибок и помарок. Необходимо правильно указать получателя и его банк реквизиты, срок оплаты, срок для акцепта, дату отсылки плательщику, наим товара, дату поставки, способ и др.
Бывают двух видов: без акцепта и с акцептом.
Инкассо – банк операция получения платежа от плательщика, которая совершается банком по поручению клиента на основании расчетных документов.
3)расчеты по аккредитивам. Аккредитив – это поручение банка плательщика провести оплату счетов поставщика за отгруженный товар на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении покупателя, или предоставление полномочий др. исполняющему банку провести платежи в пределах указанной суммы.
Предназначен для расчетов только с одним поставщиком и должен содержать указание на его вид. Выплаты по аккредитиву производят в безналичном порядке в течение срока его действия в полной сумме аккредитива или по частям.
4)расчеты чеками. Чек – это ценная бумага, содержащая распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной суммы чекодержателю. Чеки действительны в течение 10 дней со дня выписки.
5)расчеты по инкассо. Это банк операция, посредством которой банк –эмитент по поручение клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Расчеты по инкассо осуществляются на основании:
-Платежных требований с акцептом или безакцептном порядке
-инкассовых поручений
Инкассовое поручение – это расчетный документ, на основании которого производится списание ден средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке. Применяют в случаях когда бесспорный порядок взыскания ден средств установлен законодательством РФ и для взыскания по исполнительным листам.
6)расчеты в порядке плановых платежей. Эти расчеты осуществляются между организациями со сложившимися устойчивыми хоз связями и расчетными отношениями, при равномерных постоянных поставках товарно-материальных ценностей или оказаниях услуг.
В договоре указывают плановую стоимость продукции или услуг. Оплату оформляют платежным требованием или поручением.
Синтетический учет счета 51 «расчетный счет». Активный, предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств на расчетном счете организации. По Д – поступление ден средств на расчетный счет, по К – их списание.
5. Выписки из расчетного счета предприятия, оформленные банком. Правила обработки выписок банка.
6. Учет операций на специальных счетах в банке.
Для обобщения информации о наличии и движении ден средств в рос и ин валюте, находящихся на территории страны и за рубежом в аккредитивах, чековых книжках, иных платежных документах, на текущих, особых и иных специальных счетах предназначен счет 55 «специальные счета в банках». Активный.
Порядок расчетов при аккредитивной форме расчетов регламентируется ЦБ РФ.
Аккредитивы. В момент зачисления ден средств в аккредитивы делаются записи:
-дебет субсчета 55.1 «аккредитивы»
-К счетов 51, 52, 66.
Принятые на учет по счету 55 средства в аккредитивах списывают по мере их использования, как правило, в Д 60
Неиспользованные средства восстанавливаются банком Д 51, 52 К 55.1
Чековые книжки. На субсчете 55.2 учитывается движение средств, находящихся в чековых книжках. Депонирование ден средств при выдаче чековых книжек учитывают след образом: Д 55 К 51, 52, 66
Суммы по полученным в кредит организации чековым книжкам списывают по мере оплаты выданных чеков, как правило, в Д 76. на суммы по возвращенным в кредит организацию чекам запись: Д 51, 52 К 55.2
Депозитные счета. На субсчете 55.3 учитывают движение средств, вложенных организацией в банковские и другие вклады. В случае перечисления ден средств во вклады составляют след корреспонденцию счетов: Д 55.3 К 51, 52.
При учете сумм начисленных процентов по вкладам на депозитных счетах: Д 55.3 К 91, 91.1
На суммы возвращенных в кредит организацию ден средств оформляют проводку: Д 51, 52 К 55.3
Аналитический учет ведут по каждому вкладу согласно договору с кредитной организацией с указанием сроков вклада и возврата ден средств.