Учет материально – производственных запасов.

Понятие, классификация и задачи учета материально-производственных запасов (МПЗ) на предприятии ООО «Северная»

К МПЗ относят активы, которые служат менее 1 года.

В состав МПЗ входят следующие группы оборотных активов:

1. Материалы

2. Инвентарь и хозяйственные принадлежности

3. Годовая продукция

4. Товары

Основные задачи учета МПЗ на предприятии ООО «Северная»:

· Правильное и своевременное документальное оформление всех операций по движению материальных ценностей

· Контроль за поступлением и заготовлением материальных ценностей

· Контроль за сохранностью материальных ценностей

· Систематический контроль за выявлением лишних и неиспользуемых материалов, их продажей

· Своевременное осуществление расчетов с поставщиками производственных запасов

Оценка производственных запасов.

Для правильной организации учета МПЗ разрабатывается номенклатура-ценник. Номенклатура - систематизированный перечень наименований материалов, топлива, запасов и др. каждому наименованию присваивают номенклатурный номер.

МПЗ принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, включающей в себя суммы фактических затрат, связанных с их приобретением и доставкой.

К фактическим затратам на приобретение МПЗ на предприятии ООО «Северная» относятся:

· Таможенные пошлины;

· Невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением МПЗ;

· Вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены МПЗ;

· Иные затраты, непосредственно связанные с приобретением МПЗ.

Фактическая себестоимость МПЗ при их изготовлении самой организацией определяется исходя из фактических затрат, связанных с производством данных запасов.

Фактическая себестоимость МПЗ, внесенных учредителями в счет вклада в УК, определяется исходя из их денежной оценки согласованной учредителями организации.

Фактическая себестоимость МПЗ, полученных организацией по договору дарения или безвозмездно, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Фактическая себестоимость материалов рассчитывается на конец месяца.

Движение материалов происходит в организации ежедневно, и документы на приход и расход должны оформляться своевременно. Большинство организаций ведут учет по твердым учетным ценам. Ими могут быть покупные (договорные) цены.

В случае использования в текущем счете покупных цен по окончании месяца рассчитывается сумма и процент транспортно-заготовительных расходов для доведения их до фактической себестоимости.

Организация может выбрать один из методов оценки материалов, списываемых на производство:

1. По средней себестоимости. Средняя себестоимость определяется по каждой группе запасов.

2. По себестоимости первых по времени закупок (метод ФИФО). Производственные запасы списываются на производство последовательно в порядке их поставок на предприятие по принципу: "первая партия на приход - первая в расход"

В налоговом учете стоимость МПЗ складывается так же, как и в бухгалтерском учете, из фактических затрат организации на их приобретение.

Метод ФИФО занижает себестоимость выпущенной продукции и соответственно увеличивает налогооблагаемую прибыль.

Метод средней себестоимости позволяет достичь золотой середины. Ведь он учитывает колебание цен и сглаживает их.

Документальное оформление движения материалов.

Для учета движения материалов используется типовая документация.

Поступление документов на склад оформляют следующими документами:

· Приходный ордер (соответствие фактического количества материалов документальным данным поставщика). Составляется в 1 экз.;

· Акт о приемке материалов. Применяется для оформления поступивших материальных ценностей без платежных документов и в случае расхождений с данными сопроводительных документов поставщика. Составляется в 2 экз.

Если перевозку материалов осуществляют автотранспортом, то в качестве первичного документа применяют "товарно-транспортную накладную", которую выписывает грузоотправитель в 4 экз.

Поступление на склад отходов производства, а так же внутреннее перемещение материалов оформляют накладной, которую выписывают в 2 экз. цехи-сдатчики.

Материалы, полученные от разборки и демонтажа зданий и сооружений, приходуют на основании акта об оприходовании материальных ценностей.

Подотчетные лица приобретают товары в организациях розничной торговли и др. документом, подтверждающим стоимость приобретенных материалов, является товарный чек или акт (справка), которую прилагают к авансовому отчету подотчетного лица.

Расход материала со склада на производственные и хозяйственные нужды оформляют документами:

· Лимитно-заработная карта;

· Требование-накладная на отпуск материалов.

Учет производственных запасов на складе.

Порядок учета МПЗ на складе и в бухгалтерии зависит от метода их учета.

Существует 3 метода:

1. Количественно-суммовой;

2. С помощью отчетов материально ответственных лиц;

3. Оперативно-бухгалтерский (сальдовый).

Наиболее рациональный - оперативно-бухгалтерский. Он предполагает ведение на складах только количественно-сортового учета движения материалов и осуществляется в "Карточках учета материалов". В карточке регистрируется расход материала, выводится остаток.

По состоянию на 1 число месяца материально-ответственное лицо переносит количественные остатки из карточек в "Ведомость учета остатков материалов".

Эта ведомость открывается бухгалтерией на год по каждому складу. Работник бухгалтерии проверяет правильность записей кладовщика в карточках учета материалов и подтверждает их своей подписью на карточках.

Учет транспортно-заготовительных расходов (ТЗР).

ТЗР входят в фактическую себестоимость материалов. К ним относят расходы на приобретение материалов, кроме их покупной стоимости.

Ежемесячно бухгалтерия определяет сумму ТЗР, представляющую собой разницу между фактической стоимостью материалов и стоимостью их по учетной цене.

Суммы ТЗР распределяются между израсходованными и оставшимися на складе материалами пропорционально стоимости материалов по учетным ценам.

ТЗР учитывают на том же счете, что и материалы, на отдельном субсчете.

Учет материалов в бухгалтерии.

Существует несколько способов учета материалов:

1. Сортовой способ. На каждый вид и сорт материалов бухгалтерия открывает карточки количественно-суммового учета, в которых фиксируются операции поступления и расхода материалов по количеству и сумме. Аналитический учет в бухгалтерии дублирует складской на карточках учета материалов. По окончании месяца и на дату инвентаризации в карточках подсчитывают итоги по приходу и расходу за месяц и определяют остатки материалов. По этим данным составляют оборотные ведомости аналитического учета, открываемые по материально ответственным лицам. Итоговые данные по всем оборотным ведомостям аналитического учета должны совпадать с оборотами и остатками на соответствующих синтетических счетах.

2. Способ учета по номенклатурным номерам. Первичные документы по приходу и расходу материалов поступают в бухгалтерию, где их группируют по номенклатурным номерам, а в конце месяца подсчитывают итоговые данные о поступлении и расходе каждого вида материала и записывают в оборотные ведомости в натуральном и денежном выражении по каждому складу в разрезе соответствующих синтетических счетов и субсчетов.

3. Более прогрессивным является оперативно-бухгалтерский. При этом методе не реже 1 раза/неделю работник бухгалтерии проверяет правильность произведенных кладовщиком записей в карточках учета материалов и подтверждает их своей подписью на карточках.

Инвентаризация МПЗ на предприятии ООО «Северная».

Положение о бухгалтерском учете и отчетности обязывает организации проводить инвентаризацию МПЗ:

· Не менее 1 раза/год по состоянию на 1 октября отчетного года , с целью объективного отражения состояния этих средств в годовом отчете;

· При смене материально-ответственных лиц;

· При стихийных бедствиях и др. ЧС;

· При выявлении фактов порчи, злоупотребления и хищения имущества;

· При реорганизации/ликвидации организации;

· При преобразовании гос/муниципального унитарного предприятия.

Основная целью является выявление фактического наличия материальных ценностей в натуральном и стоимостном выражении.

Инвентаризация осуществляется инвентаризационной комиссией, которая в присутствии материально ответственных лиц осуществляет подсчет, взвешивание каждого вида материала и полученные результаты записывает в инвентаризационную опись.

Опись подписывают члены комиссии и материально ответственное лицо.

Комиссия устанавливает характер, причины выявленных расхождений или порчи материалов и определяет порядок регулирования разниц и возмещения потерь.

v Оформление первичных документов по получению и оприходованию материально – производственных запасов на склад (счет – фактуры, товарная накладная, акт о приеме - передаче доверенность) приложение №6.


Наши рекомендации