Учет материально – производственных запасов.
Понятие, классификация и задачи учета материально-производственных запасов (МПЗ) на предприятии ООО «Северная»
К МПЗ относят активы, которые служат менее 1 года.
В состав МПЗ входят следующие группы оборотных активов:
1. Материалы
2. Инвентарь и хозяйственные принадлежности
3. Годовая продукция
4. Товары
Основные задачи учета МПЗ на предприятии ООО «Северная»:
· Правильное и своевременное документальное оформление всех операций по движению материальных ценностей
· Контроль за поступлением и заготовлением материальных ценностей
· Контроль за сохранностью материальных ценностей
· Систематический контроль за выявлением лишних и неиспользуемых материалов, их продажей
· Своевременное осуществление расчетов с поставщиками производственных запасов
Оценка производственных запасов.
Для правильной организации учета МПЗ разрабатывается номенклатура-ценник. Номенклатура - систематизированный перечень наименований материалов, топлива, запасов и др. каждому наименованию присваивают номенклатурный номер.
МПЗ принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, включающей в себя суммы фактических затрат, связанных с их приобретением и доставкой.
К фактическим затратам на приобретение МПЗ на предприятии ООО «Северная» относятся:
· Таможенные пошлины;
· Невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением МПЗ;
· Вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены МПЗ;
· Иные затраты, непосредственно связанные с приобретением МПЗ.
Фактическая себестоимость МПЗ при их изготовлении самой организацией определяется исходя из фактических затрат, связанных с производством данных запасов.
Фактическая себестоимость МПЗ, внесенных учредителями в счет вклада в УК, определяется исходя из их денежной оценки согласованной учредителями организации.
Фактическая себестоимость МПЗ, полученных организацией по договору дарения или безвозмездно, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету.
Фактическая себестоимость материалов рассчитывается на конец месяца.
Движение материалов происходит в организации ежедневно, и документы на приход и расход должны оформляться своевременно. Большинство организаций ведут учет по твердым учетным ценам. Ими могут быть покупные (договорные) цены.
В случае использования в текущем счете покупных цен по окончании месяца рассчитывается сумма и процент транспортно-заготовительных расходов для доведения их до фактической себестоимости.
Организация может выбрать один из методов оценки материалов, списываемых на производство:
1. По средней себестоимости. Средняя себестоимость определяется по каждой группе запасов.
2. По себестоимости первых по времени закупок (метод ФИФО). Производственные запасы списываются на производство последовательно в порядке их поставок на предприятие по принципу: "первая партия на приход - первая в расход"
В налоговом учете стоимость МПЗ складывается так же, как и в бухгалтерском учете, из фактических затрат организации на их приобретение.
Метод ФИФО занижает себестоимость выпущенной продукции и соответственно увеличивает налогооблагаемую прибыль.
Метод средней себестоимости позволяет достичь золотой середины. Ведь он учитывает колебание цен и сглаживает их.
Документальное оформление движения материалов.
Для учета движения материалов используется типовая документация.
Поступление документов на склад оформляют следующими документами:
· Приходный ордер (соответствие фактического количества материалов документальным данным поставщика). Составляется в 1 экз.;
· Акт о приемке материалов. Применяется для оформления поступивших материальных ценностей без платежных документов и в случае расхождений с данными сопроводительных документов поставщика. Составляется в 2 экз.
Если перевозку материалов осуществляют автотранспортом, то в качестве первичного документа применяют "товарно-транспортную накладную", которую выписывает грузоотправитель в 4 экз.
Поступление на склад отходов производства, а так же внутреннее перемещение материалов оформляют накладной, которую выписывают в 2 экз. цехи-сдатчики.
Материалы, полученные от разборки и демонтажа зданий и сооружений, приходуют на основании акта об оприходовании материальных ценностей.
Подотчетные лица приобретают товары в организациях розничной торговли и др. документом, подтверждающим стоимость приобретенных материалов, является товарный чек или акт (справка), которую прилагают к авансовому отчету подотчетного лица.
Расход материала со склада на производственные и хозяйственные нужды оформляют документами:
· Лимитно-заработная карта;
· Требование-накладная на отпуск материалов.
Учет производственных запасов на складе.
Порядок учета МПЗ на складе и в бухгалтерии зависит от метода их учета.
Существует 3 метода:
1. Количественно-суммовой;
2. С помощью отчетов материально ответственных лиц;
3. Оперативно-бухгалтерский (сальдовый).
Наиболее рациональный - оперативно-бухгалтерский. Он предполагает ведение на складах только количественно-сортового учета движения материалов и осуществляется в "Карточках учета материалов". В карточке регистрируется расход материала, выводится остаток.
По состоянию на 1 число месяца материально-ответственное лицо переносит количественные остатки из карточек в "Ведомость учета остатков материалов".
Эта ведомость открывается бухгалтерией на год по каждому складу. Работник бухгалтерии проверяет правильность записей кладовщика в карточках учета материалов и подтверждает их своей подписью на карточках.
Учет транспортно-заготовительных расходов (ТЗР).
ТЗР входят в фактическую себестоимость материалов. К ним относят расходы на приобретение материалов, кроме их покупной стоимости.
Ежемесячно бухгалтерия определяет сумму ТЗР, представляющую собой разницу между фактической стоимостью материалов и стоимостью их по учетной цене.
Суммы ТЗР распределяются между израсходованными и оставшимися на складе материалами пропорционально стоимости материалов по учетным ценам.
ТЗР учитывают на том же счете, что и материалы, на отдельном субсчете.
Учет материалов в бухгалтерии.
Существует несколько способов учета материалов:
1. Сортовой способ. На каждый вид и сорт материалов бухгалтерия открывает карточки количественно-суммового учета, в которых фиксируются операции поступления и расхода материалов по количеству и сумме. Аналитический учет в бухгалтерии дублирует складской на карточках учета материалов. По окончании месяца и на дату инвентаризации в карточках подсчитывают итоги по приходу и расходу за месяц и определяют остатки материалов. По этим данным составляют оборотные ведомости аналитического учета, открываемые по материально ответственным лицам. Итоговые данные по всем оборотным ведомостям аналитического учета должны совпадать с оборотами и остатками на соответствующих синтетических счетах.
2. Способ учета по номенклатурным номерам. Первичные документы по приходу и расходу материалов поступают в бухгалтерию, где их группируют по номенклатурным номерам, а в конце месяца подсчитывают итоговые данные о поступлении и расходе каждого вида материала и записывают в оборотные ведомости в натуральном и денежном выражении по каждому складу в разрезе соответствующих синтетических счетов и субсчетов.
3. Более прогрессивным является оперативно-бухгалтерский. При этом методе не реже 1 раза/неделю работник бухгалтерии проверяет правильность произведенных кладовщиком записей в карточках учета материалов и подтверждает их своей подписью на карточках.
Инвентаризация МПЗ на предприятии ООО «Северная».
Положение о бухгалтерском учете и отчетности обязывает организации проводить инвентаризацию МПЗ:
· Не менее 1 раза/год по состоянию на 1 октября отчетного года , с целью объективного отражения состояния этих средств в годовом отчете;
· При смене материально-ответственных лиц;
· При стихийных бедствиях и др. ЧС;
· При выявлении фактов порчи, злоупотребления и хищения имущества;
· При реорганизации/ликвидации организации;
· При преобразовании гос/муниципального унитарного предприятия.
Основная целью является выявление фактического наличия материальных ценностей в натуральном и стоимостном выражении.
Инвентаризация осуществляется инвентаризационной комиссией, которая в присутствии материально ответственных лиц осуществляет подсчет, взвешивание каждого вида материала и полученные результаты записывает в инвентаризационную опись.
Опись подписывают члены комиссии и материально ответственное лицо.
Комиссия устанавливает характер, причины выявленных расхождений или порчи материалов и определяет порядок регулирования разниц и возмещения потерь.
v Оформление первичных документов по получению и оприходованию материально – производственных запасов на склад (счет – фактуры, товарная накладная, акт о приеме - передаче доверенность) приложение №6.