Учет приобретения материалов и расчеты с поставщиками
60 расчеты с поставщиками и подрядчиками – пассивный, основной, расчетный
Транспортные расходы по доставке материалов: Д 10,15 К 60(76)
Если материальные ценности покупают подотчетные лица: Д 10 К 71
Если материалы поступают от учредителей: Д 10 К 75
Если материалы поступают безвозмездно: Д 10 К 98.2
При безвозмездной передаче: Д91 К 10
На сумму НДС Д 91 К 68
УЧЕТ ОТПУСКА МАТЕРИАЛОВ В ПРОИЗВОДСТВО И НА ДРУГИЕ НУЖДЫ
Отпуск материалов в основное производство: Д 20 К 10
В вспомогательное: Д 23 К 10
На нужды цеха Д 25 К 10
На исправление брака: Д 28 К 10
На капитальное строительство: Д 08.3 К 10.8
При ликвидации списанных объектов основных средств: Д 91 К 10
Продажа материалов: Д 62 К 91.1
Начислен НДС Д91 К 68
Списывается себестоимость проданных материалов: Д 91.2 К 10
Определяется фин результат: прибыль – Д91.9 К 99
Убыток – Д 99 К 91.9
Стоимость материалов, утраченных в результате стихийных бедствий или других обстоятельствах: Д 99 К 10
Материалы, израсходованные при ликвидации ЧС: Д 99 К 10
Материалы могут передаваться безвозмездно: Д 91.2 К 10
Начислен НДС
Д 91 К 68
От безвозмездной передачи п/п терпит убыток, который не влияет на налогооблагаемую прибыль.
В течение месяца материалы расходуются по учетным цена, договорным ценам, а в конце месяца определяется фактическая себестоимость израсходованных материалов.
Факт себестоимость=учетная цена + - отклонение
Факт себестоим = покупная цена + ТЗР
ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛОВ
Инвентаризация ТМЦ проводится ежегодно перед составлением годового отчета, но не ранее 1 октября отчетного года. А также при смене материально ответственных лиц; при выявлении фактов хищения, злоупотребления и порчи; в случае стихийных бедствий или других ЧС, при ликвидации организации и др. случаях.
Для проведения инвентаризации создается инвентаризационная комиссия. Она постоянно действующая. В состав комиссии входят представители администрации, работники бух службы и др. специалисты. Если при проведении инвентаризации отсутствует хотя бы 1 член комиссии, то результаты считаются недействительными.
Перед проведение инвентаризации у материально ответственного лица берется расписка: «Все материальные ценности оприходованы и приходные, и расходные документы сданы в бухгалтерию». ТМЦ заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и др. необходимых данных. В конце каждой странице описи пишется общее количество номеров по страничке прописью и общее количество материальных ценностей, записанных по этой страничке.
При хранении ТМЦ в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится по местам хранения. После проверки ценностей вход в помещение опломбировывается, и комиссия переходит для работы в следующее помещение. ТМЦ, поступившие во время проведения инвентаризации заносятся в отдельную опись. Вней указывают дату поступления, наименование товара, дату и номер приходного документа, наименование поставщика, количество, цену и сумму. Одновременно делается отметка «После инвентаризации» со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти ценности.
В описях на ТМЦ, переданные в переработку другой организации, указываются наименование перерабатывающей организации, наименование ценностей, количество, фактическую стоимость по данным учета, дату передачи в переработку, номера и дыта документов.
После проведения инвентаризации у материально ответственного лица берут вторую расписку: «Все материальные ценности проверены в его присутствие и претензий к комиссии не имеет». Затем инвентаризационные описи сдаются в бухгалтерию, которая проставляет данные бух учета и составляет ведомость, где определяется излишек, недостача, пересортица.
Выявленные в процессе инвентаризации излишки: Д 10 К 91
При выявлении недостачи: Д 94 К 10
Приустановление виновных лиц в недостаче: Д 73.2 К 94 К 98.4
Если виновное лицо не установлено: Д 91.9 К 94 и одновременно: Д 99 К 91.9
Недостача в пределах норм естественной убыли: Д 26 К 94