Значение и задачи учета производственных запасов
Материально-производственные запасы – это активы: используемые при производстве продукции; предназначенные для продажи; используемые для управленческих нужд.
Задачи учета: формирование фактической себестоимости и запасов; правильное и своевременное документальное оформление операций и обеспечение достоверных данных по заготовлению, поступлению и отпуску материальных запасов; контроль за сохранностью материальных запасов в местах их хранения и на всех этапах их движения; контроль за соблюдением установленных организацией норм запасов, обеспечивающих бесперебойный выпуск продукции, выполнение работ и оказание услуг, контроль за соблюдением установленных норм расходов материалов; своевременное выявление ненужных и измененных запасов с целью их возможной продажи или выявление иных возможностей вовлечения их в оборот; проведение анализа эффективности использования запасов.
Для правильного применение в производстве тех или иных материалов на каждом п/п есть номенклатура-ценник, в котором указывается: какое сырье и материалы применяются для выпуска данного вида продукции и его основным параметры. В номенклатуре-ценнике указывают также твердую учетную цену и единицу измерения материалов.
КЛАССИФИКАЦИЯ И СПОСБЫ ОЦЕНКИ МАТЕРАЛОВ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ И ВЫБЫТИИ
Производственные запасы подразделяются на группы: сырье и материалы; вспомогательные материалы; покупные полуфабрикаты; возвратные отходы производства; топливо; тара и тарные материалы; запасные части; инвентарь и хозяйственные принадлежности.
Инвентарь и хозяйственные принадлежности – часть материально-производственных запасов организации, используемая в качестве средств труда в течение не более 12 месяцев или не более обычного операционногоцикла, если он превышает 12 месяцев.
Для учета материала применяются следующие синтетические счета: 10(материалы), 15(заготовление и приобретение материальных ценностей), 16 (отклонение в стоимости материальных ценностей)
Материалы можно учитывать либо по фактической себестоимости, либо по учетным ценам, т. Е. с использованием счета 15 и 16. Порядок учета материалов должен быть закреплен а учетной политике вашей организации.
Фактическая себестоимость складывается из всех затрат по покупке материалов: суммы, уплаченные продавцу; невозмещаемые налоги; расходы по доведению материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию; ТЗР; таможенные пошлины; недостачи и потери от порчи материалов в пути в пределах норм.
ТЗР можно учитывать одним из 3 способов: ТЗР учитываются на том же счете, что и сами материалы; учитываются на отдельном субсчете 10/10; на счете 15. Организация может выбрать любой из способов учета ТЗР в принятой учетной политике.
Если ТЗР учитывается на отдельном субсчете, то рассчитывается:
% ТЗР = сумма ТЗР на начало месяца + сумма ТЗР по поступившим материалам / сумма остатка на начало месяца по учетным ценам + учетная цена поступивших материалов*100%
Сумма ТЗР = учетная цена израсходованных материалов*%ТЗР/100%
Учетная цена + ТЗР = фактическая себестоимость материалов
Учет ТЗР на счете 15 применяют только организации, которые приходуют материалы по учетным ценам, в качестве которых используются плановая себестоимость и средняя покупная цена.
В конце месяца рассчитывается: % отклонения по материалам и сумма отклонения (формулы такие же как и в ТЗР)
Если перерасход, то делается дополнительная проводка. Если экономия, то методом красного сторно.
Расход материалов может отражаться:
Методом ФИФО – материалы, поступившие ранее других, передаются в производство первыми
Метод ЛИФО – материалы, поступившие последними, передаются в производство первыми
Средняя себестоимость. При этом методе необходимо определить среднюю себестоимость единицы материала.
По себестоимости каждой единицы. Используется по ценным, драг металлам и камням.
ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПОСТУПЛЕНИЯ И РАСХОДОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ
Поставщик, отгружая свою продукцию покупателю, выписывает сопроводительные документы: платежное требование (выписываемое в 2 экземплярах, один через почту передается покупателю, второй через учреждения банка; товарно-транспортные накладные; квитанцию ж/д о приемки груза.
Если покупатель получает сам у поставщика материалы, то он должен предъявить доверенность. Поступивший груз на ж/д принимает экспедитор по доверенности. Далее экспедитор доставляет материал на склад п/п. кладовщик проверяет соответствие количества качества материала данным счета поставщика. Если расхождений нет, то выписывается приходный ордер или на самих документах ставят штамп с реквизитами приходного ордера. В тех случаях, когда количество и качество прибывших на склад материалов не соответствует данным счета поставщика, то создается комиссия и оформляется акт о приемки материалов. Все службы п/п должны иметь список материально-ответственных лиц, которые могут подписывать документы на получении и отпуск материалов. Если материалы приобретаются за наличный расчет подотчетными лицами, то приходуются материалы на основании счетов, товарных чеков, кассовых чеков.
На складе на каждый вид поступивших материалов заводится карточка складского учета. В карточке отражается наименование материала, сорт, цена, завод изготовителя и есть графы: приход, расход, остаток, контроль. Кладовщик заполняет эту карточку на основании приходных и расходных документов, а работник бухгалтерии ежедневно или 1 раз в 3 дня выходит на склад и проверяет правильность ведения карточек.
В конце месяца кладовщик сдает в бухгалтерию сальдовку, где указываются остатки материалов на конец месяца.