Бухгалтерский учёт его объекты и задачи
Содержание
Бухгалтерский учёт его объекты и задачи
- Понятие о хозяйственном учёте
- Измерители, применяемые в учёте
- Б/у и требования к нему
- Задачи б/у в соответствии с законом о б/у
- Пользователи бухгалтерской информации
- Объекты б/у
Нормативная база организации б/у
- Уровни нормативного обеспечения
- Закон о б/у
Бухгалтерский баланс
- Понятие о балансе, его структуре и содержании
- Виды бухгалтерских балансов
- Типы изменений в балансе под влиянием хозяйственных операции
Счета б/у
- Бух. счета их назначения и структура
- Двойная запись операции на счетах
- Счета синтетического и аналитического учёта
- Обобщение данных текущего учета
- План счетов б/у
- Классификация счетов б/у по назначению и структуре
Принципы учета основных хозяйственных процессов
- Учет процесса снабжения
- Понятие и учет процесса производства
- Понятие и учёт процесса реализации
Документация
- Понятие о бухгалтерской документации и их виды
- Правила проверки документов и исправление ошибок в них
- Понятие о проверке, обработке бухгалтерских документов
- Документооборот и правила хранения документов
Инвентаризация
- Понятие инвентаризации
- Виды и сроки проведения инвентаризации
- Общий порядок проведения инвентаризации
- Документальное оформление инвентаризации
- Отражение в учёте результатов инвентаризации
Учётные регистры
- Понятие и виды учётных регистров
- Способы исправления ошибок в учётных регистрах
Формы б/у
-Понятие о формах б/у и их виды
Бухгалтерский учёт, его объекты и задачи
Понятие о хозяйственном учёте
Потребность в учёте существовало всегда, поэтому учёт имеет древнюю историю и возник до нашей эры. В ходе развития общественных отношений совершенствовался учёт и возник б/у. Основателем б/у с использованием двойной записи является Лука Пачоли, который в 1494 году написал «Трактат о двойной записи».
Хозяйственный учёт – это учёт хозяйственных процессов явлений о деятельности организаций и предприятий всего народного хозяйства.
Виды:
Оперативный учёт – это быстрый учёт отдельных хозяйственных процессов для принятия управленческих решений, не требует документального подтверждения. Например: изучит состояние дебиторской и кредиторской задолженности.
Статистический учёт – используется для учёта количественных показателей в неразрывной связи с качественными в конкретных условиях места и времени. При статистических учётах исследуются используемые данные б/у.
Бухгалтерский учёт – это упорядоченная система сбора и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их изменениях путём сплоченного непрерывного и документального учёта всех хозяйственных операций.
Все виды учёта взаимосвязаны между собой и применяются на каждом предприятии независимо от ведомственной принадлежности.
Измерители, применяемые в учёте
Все виды учёта используют измерителями:натуральные (шт., метры, тонны), трудовые (часы, дни, недели, месяцы),стоимостные (денежные: рубли, доллары, евро).
Бухгалтерский учёт и требования к нему
В соответствии с законом о бухгалтерском учёте № 129 от 21.11.1996 года к б/у предъявляют следующие требования:
- б/у ведется в валюте РФ
- б/у ведется непрерывно в соответствии с действующим законодательством.
- б/у ведется по учёту имущества и обязательств организации реально с использованием способа двойной записи на основе плана счетов б/у
-все хозяйственной операции подлежат своевременной регистрации в первичных документах, учетных регистрах и на счетах синтетического и аналитического учёта
Учёт имущества ведется раздельно:
1 собственного
2 арендованного
3 принадлежащего другим организациям
Б/у подразделяется на несколько видов:
- теория б/у
- производственный учёт
- управленческий учёт
- финансовый учёт
- налоговый учёт
Задачи бухгалтерского учёта
В законе о б/у определены следующие задачи б/у:
1 Формирование полной и достоверной информации о имуществе, обязательствах организации на основе первичных и сводных документов
2 Обеспечение полной и достоверной информации её пользователей
3 Предотвращение отрицательных результатов работы организации
Нормативная база организации б/у
Закон о б/у
См. в книге на столе, первые статьи.
Бухгалтерский баланс
Виды бухгалтерских балансов
Бухгалтерский баланс составляется с разной целью, поэтому существует несколько видов бухгалтерского баланса:
- по времени составления: вступительный баланс, текущий баланс (за месяц, квартал), ликвидационный баланс, раздельный баланс, объединительный баланс.
- по источникам составления: инвентарный (на основании описи по счетам), книжный (на основании записей в книгах б/у), генеральный баланс (книг, инвентаризационных записей).
- по объёму информации: единичные балансы (по 1 предприятию), сводные «консолидированные» (по нескольку предприятий).
- по характеру деятельности: основная деятельность, прочая (неосновная).
- по формам собственности: государственная, частная, муниципальная, кооперативная, смешанная, совместная, общехозяйственных организаций.
- по объекту отражения: самостоятельные, отдельные (составляют структурные подразделения предприятия).
- по способу очистки: баланс-брутто (содержит регулирующие статьи), баланс-нетто (составляется после «очистки», т.е. исключения регулирующих статей).
Счета б/у
План счетов б/у
В законе о б/у дано определение плана счетов.
План счетов – это систематизированный перечень синтетических счетов б/у. Он утвержден приказом Министерства Финансов и обязан к применению всеми организациями и предприятиями, кроме банковских, страховых и бюджетных.
В плане счетов представлены все счета в соответствующих разделах.
Например: На каждом предприятии составляется план счетов, в котором указываются только счета данного предприятия.
В плане счетов отражаются счета синтетического и аналитического субсчёта.
Учет процесса снабжения
Деятельность предприятий связано с хозяйственными процессами: снабжения, производства, реализации и определения финансовых результатов.
На каждом из этих процессов, применяются показатели характеризующие объем и качество работы.
Объём работы определяется количественными показателями, которые различны по отраслям деятельности.
Например: 1в торговле объёмный показатель – это количество проданных товаров, 2 в автоперевозках объёмный показатель – количество проданных товаров, 3 в производстве – количество выпущенной продукции.
Одновременно объёмный показатель обязательно характеризуется в денежном выражении, в рублях.
Количественные показатели деятельности предприятий характеризуются:
1 фонд оплаты труда (70),
2 расходы организации (20, 23, 25, 26, 29, 44),
3 доходы организации (90/9, 91/9, 99, 84),
4 прибыль
Процесс снабжения на любом предприятии предусматривает обеспечение сырьём, материалами, топливом, трудовыми ресурсами для осуществления хозяйственной деятельности.
Организация б/у на предприятии производиться в соответствии с ПБУ №5 «Учет материально - производственных запасов».
Все материально-производственные запасы, поступающие на предприятия, принимаются к б/у по фактической себестоимости (пункт 5, ПБУ №5/01).
Фактическая себестоимость = СТ-Т6+ТЗР
К фактическим затратам на приобретение сырья, материалов относится (пункт 6): консультационные услуги, таможенные пошлины, невозмещаемые пошлины, вознаграждение, затраты по заготовке и доставке, затраты по доведению материальных производственных запасов.
Для учёта процесса снабжения материально – производственных запасов применяется счет № 10. Следовательно, фактическая себестоимость поступающих материалов формируется по Дт счёта № 10.
Транспортно-заготовительные расходы
Транспортно – заготовительные расходы учитываются по видам, а в конце месяца они распределяются на 2 части:
1 сумма расходов, относящихся к израсходованным материалам,
2 сумма расходов, находящихся в остатке материалов.
Для этого распределения составляется специальный счёт.
Документация
Инвентаризация
Понятие инвентаризации
Инвентаризация – это один из элементов метода б/у и представляет собой проверку соответствия фактического наличия данным б/у на определенную дату.
Необходимость проведения инвентаризации указано в законе о б/у (статья 12).
Значение инвентаризации состоит в том, что с её помощью обеспечивается контроль над сохранностью товароматериальных ценностей, а так же оценка за уровнем организации материальной ответственности.
Инвентаризации проводятся на основании следующих нормативных документов:
1 Приказ Министерства Финансов РФ №49 от 13 июня 1995 года «Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».
2 Приказ Министерства Финансов РФ и Министерства по налогам и сборам от 10 марта 1999 года №20 «Положение о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке».
Инвентаризация основана на следующих принципах: внезапность, плановость, объективность, полнота охвата, юридическая правомочность результатов, оперативность, гласность.
Учётные регистры
Формы б/у
Содержание
Бухгалтерский учёт его объекты и задачи
- Понятие о хозяйственном учёте
- Измерители, применяемые в учёте
- Б/у и требования к нему
- Задачи б/у в соответствии с законом о б/у
- Пользователи бухгалтерской информации
- Объекты б/у