ТЕМА 1.1. Бухгалтерский учёт. Его цели, принципы и задачи

Вопросы:

1. Сущность хозяйственного учёта. Его виды и характеристика

2. Объект, предмет, принципы бухгалтерского учёта

3. Характеристика основных нормативных документов, регламентирующих ведение бухгалтерского учёта

4. Финансово-управленческий учет

5. Обязанности и ответственность главного бухгалтера

Вопрос 1.

Учёт является необходимым элементом любой системы управления. Как правило, в экономической литературе выделяются три вида учёта:

1) оперативный;

2) бухгалтерский;

3) статистический.

В рамках оперативного учёта накапливаются данные, пригодные для принятия сиюминутных решений. Оперативный учёт не отличается какой-либо унифицированностью и систематизацией. Имеет целью быстрое реагирование на возникающие проблемы.

Данные, накапливаемые в системе бухгалтерского учёта. весьма систематизированы, и именно здесь формируется информационная база выведения финансовых результатов деятельности организации. Учетные данные используются в текущем управлении финансами. Так, анализ бухгалтерской отчётности, сформированный по данным бухгалтерского учёта, даёт возможность предотвратить отрицательные результаты хозяйственной деятельности организации, выявить резервы дельнейшего роста предприятия с целью дальнейшего повышения его финансовой устойчивости на рынке.

Статистический учёт означает формирование базы данных о событиях, имевших место в прошлом, но в статистике, помимо хозяйственной деятельности, изучаются другие стороны общественной жизни.

Таким образом, в бухгалтерском учете отражается вся информация об обязательствах и хозяйственных операциях организаций, и поэтому он должен быть сплошным и непрерывным, что не обязательно в двух других учетах. В бухгалтерском учёте его объекты обязательно отражаются в стоимостной оценке, также не обязательной в других видах учёта.

Бухгалтерский учёт представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путём сплошного непрерывного документального учёта всех хозяйственных операций.

Основными задачами бухгалтерского учёта являются:

1. Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой руководителям и собственникам организации.

2. Контроль за соблюдением законодательства РФ.

3. Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации.

Главная цель бухгалтерского учёта:

· Формирование полной и достоверной информации для обеспечения внутренних и внешних пользователей.

· Анализ информации для выявления тенденций развития предприятия, принятия управленческих решений.

Вопрос 2.

Предметом исследования в бухгалтерском учёте является упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах и их движении.

Объектами бухгалтерского учёта на основании Федерального закона 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» (статья 5) являются:

· Имущество (актив организации).

· Капитал и обязательства организации (источники формирования имущества или пассив организации).

· Хозяйственные операции, вызывающие изменения имущества и источников их формирования.

По составу имущество организации подразделяют на 2 группы:

1. Внеоборотные активы (основной капитал)

2. Оборотные активы (оборотный капитал).

Внеоборотные активы включают:

· Основные средства

· Оборудование к установке

· Незавершенные капитальные вложения.

Оборотные активы:

1. Оборотные фонды

2. Фонды обращения.

По источникам образования имущество организации подразделяют:

· Собственные (собственный капитал):

1) уставный капитал;

2) добавочный капитал;

3) резервный капитал;

4) нераспределённая прибыль;

5) целевые финансирование и поступления.

· Заёмные (созданные за счёт обязательств) включают:

1) краткосрочные и долгосрочные кредиты банка;

2) кредиторскую задолженность;

3) обязательства по расчетам (задолженность по зарплате, по платежам в бюджет и внебюджетные фонды).

В отечественной практике учёта и отчётности под принципами бухгалтерского учёта понимают правила, требования и допущения.

Бухгалтерский учёт РФ в соответствии с Положением по ведение бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в РФ, утверждённым Минфином России от 29 июля 1998 года № 34н, а также норм ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» должен вестись сегодня с соблюдением следующих правил.

1. Организация ведёт бухгалтерского учёт имущества, обязательств и хозяйственных операций путём двойной записи на взаимосвязанных счётах бухгалтерского учёта, включённых в рабочий План счётов бухгалтерского учёта. Рабочий план счетов бухгалтерского учёта утверждается организацией на основе Плана счетов.

2. Бухгалтерский учёт имущества, обязательств и хозяйственных операций ведётся в валюте РФ – в рублях.

3. Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации должны своевременно регистрироваться на счётах бухгалтерского учёта. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, на основании которых ведётся бухгалтерский учёт.

4. Активы (капитал) обязательства организации должны быть выражены в денежной оценке.

5. Бухгалтерский учёт текущих затрат, связанных с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг должен вестись раздельно от капитальных и финансовых сложений.

Необходимость ведения раздельного учёта объясняется тем, что текущие затраты связанные с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг, учитываются при расчёте финансового результата и налогообложения прибыли и относятся к основной (текущей) деятельности организации, а капитальные финансовые сложения относятся на увеличение стоимости организации. При этом капитальные вложения включают в себестоимость продукции, но такое перенесение на расходы организации происходит не единовременно, а через начисленную амортизацию в течении всего периода полезного использования внеоборотного актива.

6. В соответствии с принятой в организации учётной политикой для ведения бухгалтерского учёта в организации формируется учётная политика.

Под учётной политикой организации понимают способы и приёмы ведения бухгалтерского учёта:

· первичного наблюдения;

· стоимостного измерения;

· текущей группировки;

· итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Формирование учётной политики организации осуществляется в соответствии с допущениями и требованиями, установленными ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации».

Понятие «допущения» относится к правилам ведения учёта и составления отчётности.

Принятая организацией учётная политика должна соответствовать следующим допущениям.

· Допущение имущественной обособленности (активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций).

· Допущение непрерывности деятельности организации (организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у неё отсутствуют намерения и необходимость ликвидации и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке).

· Допущение последовательности применения учётной политики (выбранная организацией учётная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому).

Изменения в учётную политику могут вносится по причинам:

1. Изменения законодательства РФ;

2. Необходимости применения иных способов бухгалтерского учёта, доказывающих более высокую эффективность их применения.

· Допущение временной определённости фактов хозяйственной деятельности (факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место независимо от фактического времени (даты) поступления или выплаты денежных средств).

Формируемая организациями учётная политика должна соответствовать следующим требованиям.

o Требование полноты означает полноту отражения в бухгалтерском учёте всех фактов хозяйственной деятельности. Полнота охвата всех хозяйственных операций делает бухгалтерский учёт достоверным.

o Требование своевременности означает своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учёте и отчётности. Несвоевременно представленная отчётность может потерять свою уместность.

o Требование осмотрительности означает большую готовность в признании в бухгалтерском учёте расходов и обязательств чем возможных доходов и активов. С этой целью в организации создаются фонды самострахования на случай непредвиденных потерь, например, резервы по сомнительным долгам.

o Требование приоритета содержания над формой означает, что в бухгалтерском учёте факты хозяйственной деятельности должны отражаться исходя ни столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования. Например, предприятие может выдать ссуду своим работникам на один или три года, по юридической форме данная операция законна, но если предприятие имеет отрицательный финансовый результат, низкие показатели рентабельности, то выдача ссуды невозможна.

o Требование непротиворечивости обусловливает необходимость тождества данных аналитического учёта, оборота и остатков по счётам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца. Например, сальдо по счёту 70«Расчеты с персоналом по оплате труда» должно соответствовать итоговым суммам по всем расчетно-платёжным или платёжным ведомостям организации.

o Требование рациональности означает необходимость разделения хозяйственной деятельности на отчетные периоды, выбора более рациональных способов и приёмов ведения учёта и т.д.

Вопрос 3.

1. Федеральный закон от 6 дек. 2011 № 402 - ФЗ «О бухгалтерском учёте».

2. Положение поведения бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в РФ, утверждённое приказом Минфина России от 29 июля 1998 № 34н.

3. План счётов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению, утверждённая приказом Минфина России от 31 октября 2000 года № 94н.

4. Положение по бухгалтерскому учёту «Учётная политика организации» ПБУ 1/2008, утверждённое приказом Минфина России от 6 октября 2008 года №106 и т. д.

В 2014 году в России разработаны и утверждены 24 стандарта по бухгалтерскому учёту (ПБУ). Разработаны проекты ПБУ: учёт аренды, учёт вознаграждения работникам.

Положение по бухгалтерскому учёту обычно включает следующие элементы.

1. Название и номер ПБУ.

2. Общие положения.

3. Определения.

4. Оценка.

5. Порядок учёта.

6. Раскрытие информации.

Отечественный ПБУ в отличии от международных стандартов носят не рекомендательный, а обязательный характер.

Вопрос 4.

В международной практике учёт разделяется на финансовый и управленческий.

Финансовый учёт — это система сбора и обобщения учётной информации, которая обеспечивает бухгалтерское оформление и оформление хозяйственных операций и также составление бухгалтерской (финансовой) отчётности.

Основной задачей финансового учёта является достоверность учётов финансовых результатов деятельности предприятия, его имущественного и финансового состояния.

Потребителями финансового учёта являются в основном внешние пользователи:

1. Государственные налоговые органы.

2. Банки.

3. Поставщики.

4. Покупатели.

5. Потенциальные инвесторы.

Управленческий учёт представляет собой систему внутреннего учёта, призван обеспечить получение учётной информации, необходимой для управления производством и принятия решений руководством на ближайшую перспективу.

Основной целью управленческого учёта является:

1. Исчисление фактической себестоимости (работ, услуг) и отклонений от установленных норм, стандартов смет.

2. Определение финансовых результатов по реализованным изделиям или группам изделий.

Управленческий учёт не является обязательным, администрация предприятия сама определяет создавать или не создавать систему внутреннего учёта.

Управленческий учёт в отличии от финансового учёта ориентирован на внутренних пользователей.

Вопрос 5 (самостоятельно)

Наши рекомендации