Понятие и виды хозяйственного учета. Бухгалтерский учет, его цели и задачи

РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ростовский государственный университет путей сообщения»

Понятие и виды хозяйственного учета. Бухгалтерский учет, его цели и задачи - student2.ru (ФГБОУ ВПО РГУПС)

Ю.С. Зиновьева

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ

по дисциплине «Бухгалтерский учет»

Ростов-на-Дону

РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ростовский государственный университет путей сообщения»

Понятие и виды хозяйственного учета. Бухгалтерский учет, его цели и задачи - student2.ru (ФГБОУ ВПО РГУПС)

Ю.С. Зиновьева

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ

по дисциплине «Бухгалтерский учет»

Ростов-на-Дону

УДК 657(07) + 06

Зиновьева, Ю.С.

Краткий курс лекций по дисциплине «Бухгалтерский учет : учебно-методическое пособие / Ю.С. Зиновьева ; Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2015. – 85 с.

© Ростовский государственный университет путей сообщения, 2015

Ю.С. Зиновьева

Организация бухгалтерского учета на предприятии

Основы порядка организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности установлены Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н (с изменениями и дополнениями). Они позволяют правильно организовать и вести бухгалтерский учет на каждом этапе хозяйственной деятельности организации, а также составлять и представлять бухгалтерскую отчетность. Можно выделить следующие этапы организации бухгалтерского учета:

- определение порядка организации бухгалтерского учета;

- выбор форм бухгалтерского учета;

- определение порядка документирования хозяйственных операций, т.е. организации первичного учета;

- определение правил бухгалтерского учета и оценки активов и пассивов; разработка и утверждение положения об учетной политике организации и ее рабочего плана счетов;

- определение правил инвентаризации активов и пассивов;

- определение порядка составления и представления бухгалтерской отчетности.

Способы организации бухгалтерского учета

Руководитель хозяйствующего субъекта в зависимости от особенностей предприятия вправе выбрать один из способов организации бухгалтерского учета:

Понятие и виды хозяйственного учета. Бухгалтерский учет, его цели и задачи - student2.ru

Метод бухгалтерского учета

Для решения поставленных задач бухгалтерский учет выработал определенный метод, включающий следующие элементы:

1) документация - отражает хозяйственные операции;

2) счета - рубрики, по которым регистрируются данные о хозяйственных операциях;

3) двойная запись - принцип регистрации фактов хозяйственной деятельности посредством корреспонденции счетов;

4) инвентаризация - фиксируется наличие учетных объектов;

5) оценка - денежное выражение стоимости учетного объекта;

6) калькуляция - исчисление стоимости процессов, связанных с производством и продажей учетных объектов;

7) бухгалтерский баланс - отчетная форма, дающая представление о финансовом положении организации;

8) отчетность - набор итоговых форм, позволяющих оценить хозяйственную деятельность организации за определенный период.

Использование каждого из данных элементов оговорено в соответствующих положениях, инструкциях, разработанных и утвержденных в установленном законодательством порядке.

Подробно о методе бух учета читайте глава 4,5,6,7 учебника

Воронченко, Т. В. Основы бухгалтерского учета : учебник и практикум для СПО / Т. В. Воронченко. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 276 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03199-7. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/9219EBCE-114F-45FF-A6F5-48FC1E951709.

Учет основных средств

При принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:

а) использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

б) использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;

г) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем [ПБУ 6/01].

Первоначальная стоимость - оценка, по которой принимаются к бухгалтерскому учету объекты основных средств, нематериальных активов и других видов активов.

Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются:

суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;

суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;

регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;

таможенные пошлины;

невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств;

вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;

иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств. В частности, начисленные до принятия объекта основных средств к бухгалтерскому учету проценты по заемным средствам, если они привлечены для приобретения, сооружения или изготовления этого объекта.

Не включаются в фактические затраты на приобретение, сооружение или изготовление основных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, сооружением или изготовлением основных средств.

Фактические затраты на приобретение и сооружение основных средств определяются (уменьшаются или увеличиваются) с учетом суммовых разниц, возникающих в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах).

Первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Первоначальной стоимостью основных средств, полученных организацией по договору дарения (безвозмездно), признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Первоначальной стоимостью основных средств, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей.

При невозможности установить стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией, стоимость основных средств, полученных организацией по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, определяется исходя из стоимости, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные объекты основных средств.

В первоначальную стоимость объектов основных средств, определяемую в соответствии с п.п.8, 9, 10 и 11 ПБУ 6/01, включаются также фактические затраты организации на доставку объектов и приведение их в состояние, пригодное для использования.

Капитальные вложения в многолетние насаждения, на коренное улучшение земель включаются в состав основных средств ежегодно в сумме затрат, относящихся к принятым в отчетном году в эксплуатацию площадям, независимо от даты окончания всего комплекса работ.

Стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации и ПБУ 6/01.

Изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.

Коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.

При принятии решения о переоценке по таким основным средствам следует учитывать, что в последующем они переоцениваются регулярно, чтобы стоимость основных средств, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости [ПБУ 6/01].

Амортизация основных средств. Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации. Не подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки и объекты природопользования).

Начисление амортизации объектов основных средств производится одним из следующих способов:

линейный способ;

способ уменьшаемого остатка;

способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Применение одного из способов начисления амортизации по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу.

Объекты основных средств стоимостью не более 10000 руб. за единицу, а также приобретенные книги, брошюры и тому подобные издания разрешается списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию. В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением.

Годовая сумма амортизационных отчислений определяется:

при линейном способе - исходя из первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта;

при способе уменьшаемого остатка - исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента ускорения, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации;

при способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования - исходя из первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и соотношения, в числителе которого - число лет, остающихся до конца срока полезного использования объекта, а в знаменателе - сумма чисел лет срока полезного использования объекта.

В течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам основных средств начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы.

По основным средствам, используемым в организациях с сезонным характером производства, годовая сумма амортизационных отчислений по основным средствам начисляется равномерно в течение периода работы организации в отчетном году.

При способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) начисление амортизационных отчислений производится исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств [ПБУ 6/01].

Учет нематериальных активов

Особую категорию внеоборотных активов организации составляют нематериальные активы. Несмотря на отсутствие материально-вещественной формы, эти объекты тем не менее способны приносить организации доходы.

О том, какие объекты могут учитываться в составе нематериальных активов, как организовать их бухгалтерский учет, как документально подтвердить их движение, мы расскажем в этой статье.

Осуществляя учет таких объектов, как нематериальные активы (далее - НМА), российские организации (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений) обязаны применять Положение по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007), утвержденное Приказом Минфина России от 27 декабря 2007 г. N 153н (далее - ПБУ 14/2007).

Прежде всего перечислим объекты, в отношении которых не могут применяться правила ПБУ 14/2007, то есть объекты, которые не могут учитываться в качестве НМА. К таковым в соответствии с п. 2 ПБУ 14/2007 относятся:

- не давшие положительного результата научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы (далее - НИОКР);

- не законченные и не оформленные в установленном законодательством порядке НИОКР;

- материальные носители, в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (далее - средства индивидуализации);

- финансовые вложения.

Обратите внимание! Не являются НМА расходы, связанные с образованием юридического лица (организационные расходы), интеллектуальные и деловые качества персонала, их квалификация и способность к труду, что следует из п. 4 ПБУ 14/2007.

Условия принятия объекта в состав нематериальных активов.

Единица учета

Для того чтобы организация могла учесть объект в составе НМА, должны единовременно выполняться условия, перечень которых содержит п. 3 ПБУ 14/2007:

- объект способен приносить организации экономические выгоды в будущем, причем это условие признается выполненным, если объект предназначен для использования в деятельности организации (изготовлении продукции, выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд;

- организация имеет право на получение экономических выгод, которые данный объект способен приносить в будущем (для выполнения этого условия необходимо наличие охранных или иных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительных прав организации на него). В качестве таких документов рассматриваются патенты, свидетельства, договоры об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной собственности и средства индивидуализации и так далее.

- возможность выделения или отделения (идентификации) объекта от других активов;

- объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

- организацией не предполагается продажа объекта в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

- фактическая (первоначальная) стоимость объекта может быть достоверно определена;

- отсутствие у объекта материально-вещественной формы.

При одновременном выполнении всех перечисленных условий в составе НМА согласно п. 4 ПБУ 14/2007 могут учитываться произведения науки, литературы и искусства, программы для ЭВМ, изобретения, полезные модели, селекционные достижения, секреты производства (ноу-хау), товарные знаки и знаки обслуживания.

Единицей бухгалтерского учета НМА в силу п. 5 ПБУ 14/2007 является инвентарный объект, под которым в общем случае признается совокупность прав, возникающих из одного охранного или иного документа, предназначенных для определенных самостоятельных функций. Инвентарными объектами могут признаваться: и сложный объект НМА, включающий в себя несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, например кинофильм, иное аудиовизуальные произведение, театрально-зрелищное представление, мультимедийный продукт, единая технология.

Определение первоначальной стоимости, ее изменение

Нематериальный актив принимается к бухгалтерскому учету по фактической (первоначальной) стоимости, определенной по состоянию на дату принятия его к учету, что следует из п. 6 ПБУ 14/2007.

Под фактической (первоначальной) стоимостью НМА понимается сумма, исчисленная в денежном выражении, равная величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности, уплаченная или начисленная организацией при приобретении, создании НМА и обеспечении необходимых условий для использования его в запланированных целях (п. 7 ПБУ 14/2007).

Порядок формирования фактической (первоначальной) стоимости НМА зависит от способа его поступления в организацию. Как и иные активы организации, НМА могут быть приобретены организацией за плату, внесены в счет вклада в уставный (складочный) капитал, получены по договору дарения, приобретены по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами.

Перечень расходов, связанных с приобретением НМА за плату, определен п. 8 ПБУ 14/2007, в соответствии с которым таковыми признаются:

- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации правообладателю (продавцу);

- таможенные пошлины и таможенные сборы;

- невозмещаемые суммы налогов, государственные, патентные и иные пошлины, уплачиваемые в связи с приобретением нематериального актива;

- вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации и иным лицам, через которые приобретен нематериальный актив;

- суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением нематериального актива;

- иные расходы, непосредственно связанные с приобретением нематериального актива и обеспечением условий для использования актива в запланированных целях.

Несколько иной порядок формирования первоначальной стоимости НМА установлен п. 9 ПБУ 14/2007 для случаев создания нематериальных активов. Помимо расходов, перечисленных в п. 8 ПБУ 14/2007, в первоначальной стоимости создаваемого нематериального актива учитываются:

- суммы, уплачиваемые за выполнение работ или оказание услуг сторонним организациям по заказам, договорам подряда, договорам авторского заказа либо договорам на выполнение НИОКР;

- расходы на оплату труда работников, непосредственно занятых при создании НМА или при выполнении НИОКР по трудовому договору;

- отчисления на социальные нужды;

- расходы на содержание и эксплуатацию научно-исследовательского оборудования, установок и сооружений, других основных средств и иного имущества, амортизацию основных средств и нематериальных активов, использованных непосредственно при создании нематериального актива, фактическая (первоначальная) стоимость которого формируется;

- иные расходы, непосредственно связанные с созданием НМА и обеспечением условий для использования актива в запланированных целях.

Обратите внимание! Перечни расходов, формирующих первоначальную стоимость НМА, являются открытыми, в связи с чем организации в учетной политике необходимо предусмотреть состав расходов, включаемых в первоначальную стоимость НМА, как приобретенных за плату, так и созданных организацией.

Между тем, формируя свой перечень расходов, включаемых в состав НМА, организации не следует забывать о том, что в расходы на приобретение и создание НМА в соответствии с п. 10 ПБУ 14/2007 не включаются:

- возмещаемые суммы налогов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

- общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением и созданием активов;

- расходы по НИОКР в предшествовавших отчетных периодах, которые были признаны прочими доходами и расходами;

- расходы по полученным займам и кредитам (за исключением случаев, когда актив, фактическая (первоначальная) стоимость которого формируется, относится к инвестиционным).

Напомним, что учет займов и кредитов осуществляется в соответствии с правилами, установленными Положением по бухгалтерскому учету "Учет расходов по займам и кредитам" (ПБУ 15/2008), утвержденным Приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 107н. Под инвестиционным активом согласно п. 7 названного бухгалтерского стандарта понимается объект имущества, подготовка которого к предполагаемому использованию требует длительного времени и существенных расходов на приобретение, сооружение и (или) изготовление. К инвестиционным активам относятся объекты незавершенного производства и незавершенного строительства, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету заемщиком и (или) заказчиком (инвестором, покупателем) в качестве основных средств (включая земельные участки), нематериальных активов или иных внеоборотных активов.

Если НМА вносится в качестве вклада в уставный капитал организации, его первоначальной стоимостью признается денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, что определено п. 11 ПБУ 14/2007. В таком же порядке определяется первоначальная стоимость НМА, вносимых в паевые фонды, а также при внесении государственного и муниципального имущества в уставные капиталы открытых акционерных обществ.

Порядок оценки НМА, принятых к учету при приватизации государственного и муниципального имущества способом преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество, определен п. 12 ПБУ 14/2007. Первоначальная стоимость НМА, принимаемого к учету в такой ситуации, определяется в порядке, предусмотренном для реорганизации предприятия в форме преобразования. При определении первоначальной стоимости НМА организация может воспользоваться Методическими указаниями по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденными Приказом Минфина России от 20 мая 2003 г. N 44н.

Если организация получает НМА по договору дарения, то его фактическая (первоначальная) стоимость определяется исходя из его текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету в качестве вложений во внеоборотные активы. Под текущей рыночной стоимостью нематериального актива понимается сумма денежных средств, которая могла бы быть получена в результате продажи объекта на дату определения текущей рыночной стоимости.

К сожалению, в п. 13 ПБУ 14/2007 нет информации о том, как организация, получившая НМА по договору дарения, должна подтверждать его текущую рыночную стоимость, поэтому рекомендуем предусмотреть в приказе по учетной политике организации, каким способом организация будет подтверждать текущую рыночную стоимость НМА - документально или с помощью экспертной оценки.

Если объект НМА поступает в организацию по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, то стоимость НМА в соответствии с п. 14 ПБУ 14/2007 определяется исходя из стоимости активов, переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных активов.

При невозможности установить стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией по таким договорам, стоимость нематериального актива, полученного организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные НМА.

Обратите внимание! Если в отношении НМА, полученных в виде взноса в уставный капитал, по договорам дарения или по договорам, предусматривающим оплату неденежными средствами, возникают расходы, перечисленные в п. п. 8 и 9 ПБУ 14/2007, то они также включаются в первоначальную стоимость НМА.

Первоначальная стоимость НМА, по которой он принят к бухгалтерскому учету, изменению не подлежит, за исключением случаев переоценки и обесценения НМА, что предусмотрено п. 16 ПБУ 14/2007.

Переоценивать НМА могут лишь коммерческие организации, что следует из п. 17 ПБУ 14/2007, причем переоцениваются группы однородных НМА по текущей рыночной стоимости, определяемой исключительно по данным активного рынка указанных НМА.

Принимая решение о переоценке НМА, следует помнить о том, что в последующем данные активы должны будут регулярно переоцениваться, чтобы стоимость, по которой они отражаются в бухгалтерской отчетности, существенно не отличалась от текущей рыночной стоимости (п. 18 ПБУ 14/2007).

Переоценка производится путем пересчета остаточной стоимости НМА (п. 19 ПБУ 14/2007), причем сумма дооценки зачисляется в добавочный капитал организации, а сумма уценки относится на финансовый результат в качестве прочих доходов и расходов.

Сумма дооценки, равная сумме уценки НМА, проведенной в предыдущие отчетные годы, зачисляется в финансовый результат в качестве прочих доходов.

Сумма уценки НМА относится в уменьшение добавочного капитала организации, образованного за счет сумм дооценки этого актива, проведенной в предыдущие отчетные годы. Превышение суммы уценки над суммой дооценки НМА, зачисленной в добавочный капитал в результате переоценки, проведенной в предыдущие отчетные периоды, относится на финансовый результат в качестве прочих расходов (п. 21 ПБУ 14/2007).

Обратите внимание! Результаты переоценки НМА, проведенной по состоянию на конец отчетного года, подлежат отражению в бухгалтерском учете обособленно.

Пунктом 22 ПБУ 14/2007 установлено, что НМА могут проверяться на обесценение в порядке, определенном международными стандартами финансовой отчетности. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 36 "Обесценение активов" введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 25 ноября 2011 г. N 160н "О введении в действие международных стандартов финансовой отчетности и разъяснений международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации".

Срок полезного использования

Принимая объект НМА к бухгалтерскому учету, организация должна определить срок его полезного использования. Причем под сроком полезного использования понимается выраженный в месяцах период, в течение которого организация предполагает использовать НМА с целью получения экономической выгоды. Для отдельных видов НМА срок полезного использования может определяться исходя из количества продукции или иного натурального показателя (объема работ), ожидаемого к получению в результате использования активов этого вида.

ПБУ 14/2007 выделяет две категории НМА:

- с определенным сроком полезного использования;

- с неопределенным сроком полезного использования.

Руководствуясь п. 26 ПБУ 14/2007, организация определяет срок полезного использования НМА исходя из:

- срока действия прав организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации и периода контроля над активом;

- ожидаемого срока использования актива, в течение которого предполагается получать экономические выгоды (или использовать в деятельности, направленной на достижение целей создания некоммерческой организации).

Если организация не имеет возможности определить надежно срок полезного использования НМА, то такой объект признается НМА с неопределенным сроком полезного использования. В качестве примера таких НМА можно рассматривать общеизвестные товарные знаки, которые на основании ст. 1508 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат правовой охране бессрочно.

Срок полезного использования НМА следует ежегодно проверять на необходимость его уточнения, таково требование п. 27 ПБУ 14/2007. Если продолжительность периода, в течение которого организация предполагает использовать НМА, существенно изменяется, то срок полезного использования такого НМА подлежит уточнению. Корректировки, возникающие в связи с этим, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности как изменения в оценочных значениях.

В отношении НМА с неопределенным сроком полезного использования организации следует ежегодно рассматривать наличие факторов, свидетельствующих о невозможности надежно определить срок полезного использования данного актива. В случае прекращения существования указанных факторов организация определяет срок полезного использования данного нематериального актива и способ его амортизации. Возникшие в связи с этим корректировки отражаются в бухгалтерском учете и отчетности как изменения в оценочных значениях.

Амортизация нематериальных активов

Стоимость НМА с определенным сроком полезного использования погашается посредством начисления амортизации, что установлено п. 23 ПБУ 14/2007. Причем начисляют амортизацию по НМА только коммерческие организации, некоммерческие организации лишены возможности амортизировать НМА.

Для начисления амортизации по НМА п. 28 ПБУ 14/2007 предлагается использовать один из следующих способов:

- линейный способ;

- способ уменьшаемого остатка с использованием повышающего коэффициента (не выше 3);

- способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Выбор способа производится организацией исходя из расчета ожидаемого поступления будущих экономических выгод от использования НМА, включая финансовый результат от возможной продажи данного актива. Если расчет ожидаемого поступления будущих экономических выгод от использования НМА не является надежным, организация обязана применять линейный способ начисления амортизации.

Способ определения амортизации НМА ежегодно проверяется организацией на необходимость его уточнения. Если расчет ожидаемого поступления будущих экономических выгод от использования НМА существенно изменился, способ определения амортизации такого актива должен быть изменен соответственно. Возникшие в связи с этим корректировки отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности как изменения в оценочных значениях. Такой порядок предусмотрен п. 30 ПБУ 14/2007.

Начислять амортизацию по НМА согласно п. п. 31 и 32 ПБУ 14/2007 следует с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия актива к бухгалтерскому учету. Амортизация начисляется до полного погашения стоимости либо списания НМА с бухгалтерского учета, и с 1-го числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости НМА или списания актива с бухгалтерского учета, амортизационные отчисления прекращаются. В течение срока полезного использования нематериальных активов начисление амортизационных отчислений не приостанавливается.

В бухгалтерском учете амортизация по НМА отражается в том отчетном периоде, к которому она относится независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде.

Списание нематериальных активов

Стоимость НМА, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды в будущем в соответствии с п. 34 ПБУ 14/2007, подлежит списанию с бухгалтерского учета. Одновременно со списанием НМА подлежит списанию и сумма амортизации, начисленной по этому объекту.

Дата списания НМА с учета определяется исходя из правил признания доходов либо расходов. Доходы и расходы от списания отражаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому они относятся и отражаются в качестве прочих доходов и расходов, если иное не установлено нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету.

Учет доходов и расходов осуществляется в соответствии с правилами, установленными Положениями по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденными Приказами Минфина России от 6 мая 1999 г. N N 32н и 33н соответственно.

Документальное оформление движения нематериальных активов

Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом, который должен быть составлен при совершении такого факта, а если это не представляется возможным, то непосредственно после его окончания. Таково требование ч. 1, 3 ст. 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ).

Следует отметить, что названный Закон, вступивший в силу 1 января 2013 г., не содержит условия об обязательном применении унифицированных форм первичных учетных документов. Статьей 9 Закона N 402-ФЗ установлено, что формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

Между тем Закон N 402-ФЗ не запрещает использовать привычные всем унифицированные формы первичных документов, нужно лишь утвердить их применение в учетной политике организации.

Для учета НМА разработана лишь одна унифицированная форма - карточка учета нематериальных активов (форма N НМА-1), утвержденная Постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. N 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве".

Отражение в бухгалтерском учете

Информация о наличии и движении НМА организации обобщается на счете 04 "Нематериальные активы", предназначенном для этих целей Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н.

Принятие к бухгалтерскому учету НМА по первоначальной стоимости отражается по дебету счета 04 "Нематериальные активы" и кредиту счета 08 "Вложения во внеоборотные активы". Затраты на приобретение НМА отражаются на субсчете 08-5 "Приобретение нематериальных активов".

Амортизация по НМА может учитываться либо непосредственно на счете 04 "Нематериальные активы", либо с применением счета 05 "Амортизация нематериальных активов". Если организацией используется счет 05 "Амортизация нематериальных активов", начисленная сумма амортизации отражается по кредиту счета 05 "Амортизация нематериальных активов" в корреспонденции с дебетом счетов учета затрат на производство (расходов на продажу).

При выбытии НМА их стоимость, учтенная на счете 04 "Нематериальные активы", уменьшается на сумму амортизации, начисленной за время использования актива (с дебета счета 05 "Амортизация нематериальных активов"). Остаточная стоимость списывается со счета 04 "Нематериальные активы" на счет 91 "Прочие доходы и расходы".

Аналитический учет по счету 04 "Нематериальные активы" следует вести по отдельным объектам НМА. По счету 08 "Вложения во внеоборотные активы" также следует вести аналитический учет по затратам, связанным с приобретением НМА, по каждому приобретенному объекту.

Наши рекомендации