Организация синтетического и аналитического учета основных средств. Учет поступления основных средств
Синтетический учет основных средств - это обобщение информации о наличии и движении принадлежащих организации основных средств, находящихся в эксплуатации, в запасе, на консервации и сданных в аренду. Учет ведется в денежной оценке.
Для синтетического учета основных средств используются балансовые счета: 01 «Основные средства», 03 «Доходные вложения в материальные ценности», 02 «Амортизация основных средств», 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 3 «Выбытие основных средств», а также забалансовые счета (при необходимости) - 001 «Арендованные основные средства», 011 «Основные средства, сданные в аренду», 010 «Износ основных средств».
Аналитический учет представляет собой пообъектный учет основных средств и ведется на инвентарных карточках по ф. № ОС-6. Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект или на группу однотипных объектов. Заполнение инвентарных карточек (книг) производится на основе первичной документации: актов приемки-передачи, технических паспортов и других документов. В них не следует вносить все показатели технической документации.
Заполненные инвентарные карточки регистрируются в описях типовой формы. Описи инвентарных карточек ведутся бухгалтерией в одном экземпляре по классификационным группам (видам) объектов основных средств. Организации, учитывающие основные средства в инвентарной книге, описи не ведут.
Инвентарные карточки (индивидуальные и групповые) составляются в одном экземпляре и хранятся в бухгалтерии организации. В случае когда в результате реконструкции (модернизации), достройки и дооборудования объекта произведены изменения, отражение которых в старой карточке невозможно, заполняется новая инвентарная карточка, а старая сохраняется как справочный документ.
В картотеке бухгалтерии инвентарные карточки располагаются по отраслевым группам основных средств (промышленность, транспорт, строительство и др.), а внутри этих групп - по месту нахождения объектов (цех, отдел), по видам (здания, сооружения и т.д.) с подразделением на производственные и непроизводственные.
Поступление основных средств есть не что иное, как ввод в эксплуатацию и оприходование вновь полученных объектов основных средств. Основные средства поступают в организацию в результате:
· завершения строительно-монтажных работ;
· приобретения за плату;
· безвозмездного поступления;
· поступления в качестве взноса в уставный капитал;
· перехода права собственности по окончании срока аренды (если договором не предусмотрен переход такого права ранее);
· выявления неоприходованных (неучтенных) объектов основных средств по результатам инвентаризации;
· получения объектов основных средств от государственного или муниципального органа при создании унитарной организации.
Во всех приведенных случаях ввод объектов основных средств в эксплуатацию оформляется актом передачи ф. № ОС-1. Такой же акт выписывается при внутреннем перемещении объектов из одного структурного подразделения в другое и для оформления передачи их со склада (из запаса) в эксплуатацию. При оформлении внутреннего перемещения объектов акт (накладная) выписывается в двух экземплярах работником структурного подразделения, передающего имущество. Первый экземпляр с распиской получателя и сдатчика передается в бухгалтерию, второй - структурному подразделению, передавшему объект.
Акт приемки-передачи вместе с технической документацией передается в бухгалтерию организации, подписывается главным бухгалтером и утверждается руководителем организации. Бухгалтерия открывает инвентарные карточки (производит запись в инвентарной книге) или делает отметку о выбытии объекта в инвентарной карточке (книге). Техническая документация, относящаяся к данному инвентарному объекту, после открытия на него инвентарной карточки передается в соответствующий отдел организации, а в бухгалтерии не хранится.
Основные средства учитываются на активном счете 01 «Основные средства». Дебетовое сальдо отражает сумму первоначальной стоимости основных средств.
По дебету записывают первоначальную стоимость поступивших основных средств и их дооценку, а по кредиту – выбытие основных средств и их уценку.
Источниками приобретения основных средств являются:
· собственные (сумма накопленной амортизации, доходы организации, вклады учредителей в уставный капитал, дарения, или безвозмездные поступления от юридических и физических лиц и субсидии правительственного органа);
· заемные - кредиты, займы и кредиторская задолженность.
Учет поступ. ос
. На поступающие на организацию объекты ОС оформляется акт накладная, приемки- передачи ОС ( форма ОС 1). В нем указывают характеристику объекта, его местонахождение, от кого получено, первоначальную стоимость, СПИ (срок полезного использования), норма амортизации, год выпуска и постройки, дату ввода в эксплуатацию и техническую характеристику. Такой акт составляется на каждый новый объект, поступивший в ОС . Затем эти акты и документы передаются в бухгалтерию, где на них открывают инвентарную карточку и заносят в нее все данные с этого акта. Для обобщения информации о наличии и движение ОС организации, находящиеся в эксплуатации, в запасе, на консервации, в аренде, в доверительном управлении предназначен счет 01. Поступление ОС отражается записью по дебиту счета 01 в корреспонденции 08. При этом по дебету счета 08 формируется первоначальная стоимость объектов ОС в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов в зависимости от источников поступления. Поступление ОС может происходить от учредителей при взносе их вкладов в уставный капитал. Эта операция отражает дебит 08, кредита 75/1 на сумму стоимости. Поступление ОС может происходить в результате капитальных вложений (строительства).
Формирование первоначальной стоимости ОС в этом случаи будет завесить от способа строительства (хозяйственного или подрядного). Приприобретение ОС за плату дебетуется счет 08, кредитуется 60 на сумму НДС и приходуется ОС по дебиту 01 кредит 08. При поступления объекта ОС безвозмездно дебетуется 08 кредитуется 98/2. В оценке по рыночной стоимости на дату его оприходования.