Тема 2. Метод бухгалтерского учета.
Методы или приемы бухгалтерского учета - первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка, итоговое обобщение.
Первичное наблюдение включает документацию хозяйственных операций и инвентаризацию имущества.
Стоимостное измерение включает оценку имущества и калькулирование себестоимости продукции.
Текущая группировка осуществляется на основе двойной записи и корреспонденции счетов.
Итоговое обобщение включает составление бухгалтерского баланса и других форм финансовой отчетности.
Первичное набдюдение.
Система документации предполагает знание документов, порядка их составления и документооборот.
Документы делятся на внешние и внутренние. Внутренние составляются в самой организации, внешние поступают из других организаций.
Документ означает письменное доказательство, свидетельство совершенной хозяйственной операции (сделки).
Документы бывают первичные и бухгалтерского оформления.
Первичные (оправдательные) документы оформляются в момент совершения хозяйственной операции и подтверждают юридическую силу произведенной операции и ответственность исполнителей за хоз. Операцию. Первичные документы составляются на типовых бланках утвержденных форм и содержат необходимые реквизиты, информацию.
Документы бухгалтерского оформления необходимы для обобщения и обработки исполненных документов ( справки, реестры, ведомости и др.). По объему содержания и составления документы бывают разовые и накопительные. Разовые составляются сразу на одну операцию. Накопительные составляются постепенно, в течение месяца ( наряды, лимитные карты и др.).
Сводные документы необходимо для обобщения и группировки первичных документов – различные ведомости, журналы.
Проверка документов осуществляется по форме, арифметическая и по существу.
Обработка документов заключается в шифровке, таксировке (денежной оценке), группировке в ведомостях, записи в учетные регистры – Ж/О или ввод в компьютер.
Исправление ошибок.
3 способа – корректурный, красное сторно, способ дополнительных проводок. Способ исправления зависит от момента их выявления и характера ошибки.
Корректурным способом исправляют частичные ошибки в течение учетного периода в одном из регистров или документов и не требует исправления корреспонденции счетов.
Ошибочная запись зачеркивается одной чертой, чтобы было видно исправленное. Строкой ниже или сбоку вписывается правильное выражение и заверяется « исправленному верить», « вписанному верить», « зачеркнутое не читать», подписью лица, исправившего и датой исправления.
Если ошибка повторяется в нескольких регистрах, то используют способ сторно или дополнительной проводки. Если стоимость занижена – то делается дополнительная запись. Если завышена то неправильная запись сторнируется – уничтожается. Сторно пишется красным цветом или берется в рамочку, если нет красной ручки.
Например отпущены со склада в производство материалы 20- 10- 30000руб.
В бухгалтерии Д 20 К 10 20000руб.
Дополнительная проводка Д 20 К 10 10000 руб.
При сторно. В бухгалтерии прошла запись – начислена з/плата рабочим основного производства 100тыс.руб. Д 20 К 70
При обнаружении повторяется 100тыс.руб. Д 20 К 70
Затем сторнируется 100тыс. руб. Д 20 К 70
Затем правильная запись 70 тыс. руб. Д 20 К 70
Инвентаризация имущества
проводится с целью контроля за сохранностью имущества и эффективностью его использования.
Инвентаризация проводится обязательно один раз в году перед составлением годового бухгалтерского отчета, а также в других необходимых случаях – при смене мат-отв. лиц, при стихийных бедствиях, хищениях и недостачах и др.
Инвентаризация проводится инвентаризационной комиссией, которая назначается приказом руководителя предприятия. Инвентаризация проводится по всем материально-ответственным лицам, проверяется количественное наличие ценностей в местах их хранения.
Данные о наличии имущества вносятся в инвентаризационную опись, где указываются данные инвентаризации и данные бухгалтерского учета. При их сравнении выводится разница (результат). Обнаруженные излишки приходуются как внереализационные доходы, недостачи взыскиваются.