Учет финансовых результатов от продажи продукции

Цель отражения хозяйственных операций по выпуску и реали­зации готовых изделий на счетах бухгалтерского учета — выявить финансовый результат (прибыль или убыток). Расчет финансового

Глава IX. Учет выпуска и продаж продукции (работ, услуг)

Учет финансовых результатов от продажи продукции - student2.ru

Бухгалтерский учет

результата производится ежемесячно на основании документов, подтверждающих реализацию продукции.

Для обобщения информации о реализации готовой продукции, а также определения ее финансовых результатов предназначен счет 90 «Продажи». По кредиту этого счета отражается выручка от реализации по отпускным ценам, а по дебету — производственная себестоимость реализованной продукции, коммерческие расходы, стоимость тары, оплачиваемые сверх цены продукции, налог на добавленную стои­мость, акцизы и другие расходы. Таким образом, по дебету счета 90 «Продажи» отражается полная фактическая себестоимость реализован­ной продукции, налоги и отчисления, а по кредиту — суммы, предъяв­ленные покупателям для оплаты по отпускным ценам.

По окончании месяца подсчитываются обороты по дебету и кре­диту счета 90. Путем сопоставления кредитового оборота с дебето­вым выявляется финансовый результат от реализации продукции (прибыль или убыток). Если кредит счета 90 окажется больше, чем дебет, то получена прибыль, которая в конце месяца полностью списывается на увеличение прибыли предприятия и в бухгалтер­ском учете отражается записью:

дебет счета 90 «Продажи»,

кредит счета 99 «Прибыли и убытки».

Если дебет счета 90 окажется больше, чем кредит, то получен убыток, который списывается на уменьшение прибыли предпри­ятия. При этом производится следующая запись:

дебет счета 99 «Прибыли и убытки», кредит счета 90 «Продажи».

Отражение убытка от реализации продукции вышеназванной записью предусмотрено действующей инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной дея­тельности предприятий и организаций (2001 г.). К сожалению, ука­занная методология списания сумм убытков на практике порой приводит к ошибочному завышению объемов реализации, что в свою очередь искажает налогооблагаемую базу по расчетам налогов, сборов и отчислений, для которых базовым показателем является объем реализованной продукции. В связи с этим целесообразно бы­ло бы убыток от реализации продукции отражать следующей сторнировочной записью:

дебет счета 90 «Продажи»,

кредит счета 99 «Прибыли и убытки».

Глава IX. Учет выпуска и продаж продукции (работ, услуг)

В этом случае объем реализации не завышается. Кроме того, достигается единообразие при отражении финансового результата от реализации продукции.

Производственные предприятия к счету 90 «Продажи» могут от­крывать следующие субсчета для отражения отдельных составляю­щих финансового результата от продаж: 90-1 «Выручка от продаж»; 90-2 «Себестоимость продаж»; 90-3 «Налог на добавленную стои­мость»; 90-4 «Акцизы»; 90-5 «Экспортные пошлины»; 90-9 «При­быль/убыток от продаж» и др.

Записи по указанным выше субсчетам производятся накопительно в течение отчетного года. По окончании каждого месяца суммы итогов дебетовых оборотов по субсчетам 90-2, 90-3, 90-4, 90-5 сопоставляются с итогом кредитового оборота по субсчету 90-1. Выявленный результат представляет собой прибыль или убы­ток от продаж за месяц. Эту сумму необходимо списывать заключи­тельным оборотом отчетного месяца со счета 90-9 на счет 99 «При­были и убытки». В этом случае синтетический счет 90 «Продажи» на конец месяца остатка не имеет. Однако все субсчета счета 90 имеют либо дебетовое, либо кредитовое сальдо, величина которого накап­ливается, начиная с января отчетного года. При этом необходимо иметь в виду, что до конца отчетного года по всем субсчетам счета 90 никаких списаний быть не должно.

В декабре отчетного года, после списания финансового резуль­тата за указанный месяц, все субсчета, открытые к счету 90 «Прода­жи» (кроме субсчета 90-9), должны закрываться внутренними запи­сями на субсчет 90-9. В результате произведенных записей на 1 ян­варя нового отчетного года ни один из субсчетов сальдо иметь не будет.

Вышеизложенный порядок отражения операций по счету 90 не только позволяет исчислить результат от продажи продукции (работ, услуг) за отчетный месяц, но и предоставляет информацию, необхо­димую для формирования накопительных данных к отчету о прибы­лях и убытках.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что такое готовая продукция и каковы основные задачи ее учета?

2. Как классифицируется и оценивается в учете готовая продукция?

3. Каков порядок учета выпуска и сдачи на склад готовой продук­ции?

Бухгалтерский учет

4. Как учитывается готовая продукция на складе и в бухгалтерии?

5. Каков порядок учета отгрузки готовой продукции?

6. Как определяется фактическая себестоимость отгруженной гото­вой продукции?

7. Каков порядок учета и списания расходов на продажу?

8. Как определяются и отражаются в учете НДС и акцизы на реали­зацию готовой продукции?

9. Как определяется фактическая себестоимость реализованной го­товой продукции?

10. Как определяются и отражаются в учете результаты от реализа­ции готовой продукции?

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Сбытовая деятельность — это:

а) продажа продуктов, товаров, работ и услуг;

б) формирование и удовлетворение платежеспособного спроса по­купателей;

в) организация эффективных каналов распределения и продвиже­ния товаров;

г) все вышеперечисленные факторы.

2. Готовая продукция — это изделия:

а) прошедшие все стадии технологической обработки на предпри­ятии;

б) соответствующие действующим стандартам и технологическим
условиям;

в) отвечающие требованиям заказчика, предусмотренным в договоре;

г) все перечисленные факторы.

3. Товарная продукция по объему:

а) ниже валовой продукции;

б) ниже чистой продукции;

в) ниже реализованной продукции;

г) равняется объему чистой продукции.

4. Чистая продукция — это:

а) очищенная от грязи и пыли товарная продукция;

б) разница между валовой и товарной продукцией;

в) стоимость продукции по цене материальных затрат;

г) вновь созданная на предприятии стоимость.

5. Чистая продукция по объему:

а) выше реализованной продукции;

Глава IX. Учет выпуска и продаж продукции (работ, услуг)

б) выше товарной продукции;

в) ниже реализованной продукции;

г) равняется объему реализованной продукции.

6. Эффективная политика продаж требует:

а) продавать то, что производится;

б) производить то, что может быть продано;

в) лоббировать законопроекты, предоставляющие всевозможные
льготы;

г) добиться протекционистских мер во внешней торговле.

7. При маркетинговой ориентации организации упаковка товара яв­ляется:

а) средством хранения товара;

б) средством формирования спроса (рекламы);

в) пластмассовой;

г) жестяной.

8. Готовая продукция в синтетическом учете и балансе отражается:

а) по фактической производственной себестоимости;

б) по нормативной (плановой) производственной себестоимости;

в) по фактической и нормативной (плановой) цеховой себестоимо­сти (без общехозяйственных расходов);

г) по всем перечисленным методам оценки.

9. Выпуск продукции в бухгалтерском учете отражается записью
(счет 40 не используется):

а) Д-т счета 20 К-т счета 43;

б) Д-т счета 25 К-т счета 43;

в) Д-т счета 43 К-т счета 20;

г) Д-т счета 43 К-т счета 25.

10. Выпуск продукции в бухгалтерском учете отражается записью
(счет 40 используется):

а) Д-т счета 40 К-т счета 20;

б) Д-т счета 40 К-т счета 25;

в) Д-т счета 43 К-т счета 20;

г) Д-т счета 43 К-т счета 40.

11. Списание себестоимости реализованной продукции в бухгалтер­ском учете отражается записью (счет 40 используется):

а) Д-т счета 62 К-т счета 90;

б) Д-т счета 62 К-т счета 43;

в) Д-т счета 62 К-т счета 40;

г) Д-т счета 90 К-т счета 43.

Бухгалтерский учет

12. Списание себестоимости реализованной продукции в бухгалтер­ском учете отражается записью (счет 40 не используется):

а) Д-т счета 62 К-т счета 90;

б) Д-т счета 62 К-т счета 43;

в) Д-т счета 90 К-т счета 43;

г) Д-т счета 43 К-т счета 90.

13. Начисление НДС от суммы реализации продукции в бухгалтер­ском учете отражается записью (применяется метод «отгрузки»):

а) Д-т счета 68 К-т счета 19;

б) Д-т счета 19 К-т счета 68;

в) Д-т счета 90 К-т счета 68;

г) Д-т счета 90 К-т счета 19.

14. Начисление НДС от суммы реализации продукции в бухгалтер­ском учете отражается записью (применяется метод «по оплате»):

а) Д-т счета 90 К-т счета 68;

б) Д-т счета 68 К-т счета 90;

в) Д-т счета 76 К-т счета 68;

г) Д-т счета 76 К-т счета 19.

15. Списание коммерческо-сбытовых расходов в бухгалтерском уче­те отражается записью:

а) Д-т счета 62 К-т счета 44;

б) Д-т счета 99 К-т счета 44;

в) Д-т счета 90 К-т счета 44;

г) Д-т счета 44 К-т счета 20.

16. Списание сумм отклонений между фактической и нормативной
(плановой) себестоимостью готовых изделий в бухгалтерском учете от­ражается записью (счет 40 используется):

а) Д-т счета 99 К-т счета 90;

б) Д-т счета 90 К-т счета 99;

в) Д-т счета 90 К-т счета 40;

г) Д-т счета 40 К-т счета 20.

17. Списание себестоимости выпущенной из производства продук­ции в бухгалтерском учете отражается записью (счет 40 используется):

а) Д-т счета 20 К-т счета 43;

б) Д-т счета 40 К-т счета 20;

в) Д-т счета 40 К-т счета 43;

г) Д-т счета 43 К-т счета 40.

18. Списание финансового результата от продажи продукции в бух­галтерском учете отражается записью:

Глава IX. Учет выпуска и продаж продукции (работ, услуг)

а) Д-т счета 91 К-т счета 90;

б) Д-т счета 90 К-т счета 91;

в) Д-т счета 90 К-т счета 99;

г) Д-т счета 90 К-т счета 84.

19. ожидаемый объем продаж в плановом периоде экспертным путем определяется по формуле:

Учет финансовых результатов от продажи продукции - student2.ru

где Оп — ожидаемый объем продаж;

О, В, П — объемы продаж: соответственно оптимистический, веро­ятностный, пессимистический.

20. Прогнозируемый объем продаж исходя из доли рынка предпри­ятия определяется по формуле:

Учет финансовых результатов от продажи продукции - student2.ru

где Оп — прогнозируемый объем продаж;

Ер — емкость целевого рынка в отчетном году (единиц);

Ир — среднегодовой индекс роста емкости целевого рынка за про­шедший период;

Д — планируемая доля предприятия на целевом рынке в прогнози­руемом периоде, в %.

Глава 10

Учет денежных средств

 
  Учет финансовых результатов от продажи продукции - student2.ru

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ГЛАВЫ:

• раскрытие действующего порядка ведения кассовых опера­ций в организациях и на предприятиях;

• изучение порядка документального оформления движения
денежных средств и денежных документов в кассе организа­ции и предприятия;

• отражение действующей методики синтетического и аналити­ческого учета денежных средств и денежных документов в
кассе организаций и предприятий;

• раскрытие методологии учета операций по расчетным, валют­ным и специальным счетам организаций и предприятий;

• отражение методологии учета операций, связанных с перево­дами в пути.

Наши рекомендации