Затраты предприятия на производство и реализацию единицы изделия, руб.
Показатель | Изделие | ||
А | Б | В | |
Переменные затраты | 21,0 | 30,0 | 15,3 |
Постоянные затраты | 7,9 | 11,3 | 5,7 |
Полная себестоимость | 28,9 | 41,3 | 21,0 |
Цена | 35,0 | 40,0 | 25,0 |
Прибыль | +6,1 | -1,3 | +4,0 |
Примечание. Постоянные затраты между изделиями распределены пропорционально переменным.
Поскольку предприятие имеет в ассортименте изделие «Б», убыточное по полной себестоимости, посмотрим, как изменится прибыль предприятия, если от его производства отказаться.
В этом случае выручка предприятия сократится на объем выручки от реализации этого изделия и составит 72 500 руб. (120 500 -48 000). Сократятся и издержки предприятия на сумму переменных затрат, необходимых для производства и реализации изделия «Б», на величину 36 000 руб. (1200 х 30). В связи с тем что постоянные затраты не зависят от объема производства, отказ от производства изделия «Б» не повлияет на их величину.
Затраты предприятия без производства изделий «Б» составят 74 000 руб. (ПО 000 - 36 000). В этом случае убытки предприятия будут равны 1500 руб. (72 500 - 74 000), а общие убытки — 12 000 руб. (10 500 + 1500), причем 10 500 руб. для предприятия — прямая потерянная прибыль.
Таким образом, имея информацию о полных затратах и прибыли на единицу изделия, можно принять неправильное решение, отказаться от «убыточных» изделий и потерять прибыль. Использование маржинального метода учета затрат позволяет избежать подобных ошибок (табл. 8.2).
Как видно, у всей продукции маржинальный доход на единицу изделия положительный. Если отказаться от производства 1 шт. изделия «Б», предприятие теряет 10 руб. маржинального дохода. Отказ
Бухгалтерский учет
от производства 1200 шт. изделия «Б» приведет к потерям в размере 12 000 руб. (1200 х 10). Отсюда можно сделать вывод: изделие «Б» необходимо сохранить в ассортименте.
Таблица 8.2 Расчет маржинального дохода на единицу изделия, руб.
Показатель | Изделие | ||
А | Б | В | |
Средние переменные затраты | 21,0 | 30,0 | 15,3 |
Цена | 35,0 | 40,0 | 25,0 |
Средняя величина маржинального дохода | +14,0 | +10,0 | + 9,7 |
Теперь предположим, что предприятие имеет возможность производить и реализовывать новое изделие «Г» в объеме 1700 шт. по цене 30 руб. за 1 шт. При этом средние переменные затраты по этому изделию составляют 17 руб. Выпуск и реализация данного изделия предприятию выгодна. Средняя величина маржинального дохода равна 13 руб. (30 - 17). Увеличение прибыли от него составит 22 100 руб. (1700 х 13).
Однако производственные мощности предприятия пригодны для производства только 4000 шт. изделий. Если предприятие собирается наладить производство нового изделия «Г», ему придется отказаться от выпуска 1400 шт. других изделий. Отсюда вопрос: стоит ли вводить в ассортимент новое изделие, и если да, то производство каких изделий следует сократить?
Величина маржинального дохода для единицы изделия «Г» составляет 13 руб. Среди всех производимых предприятием изделий наименьшая средняя величина маржинального дохода — у изделия «В» (9,7 руб.). Если отказаться от производства 1400 шт. изделий «В», то предприятие потеряет 13 580 руб. (1400 х 9,7), в то же время от выпуска изделия «Г» оно дополнительно получит 22 100 руб. Выигрыш предприятия от изменения в ассортименте составит 8520 руб. (22 100 - 13 580).
В табл. 8.3 показано, как изменится прибыль предприятия, когда оно начнет выпускать изделие «Г».
Глава VIII. Учет затрат и калькулирование себестоимости
Таблица 8.3 Расчет прибыли предприятия после изменения в ассортименте
Показатель | Изделие | Всего | |||
А | Б | В | Г | ||
Объем выпуска, шт. | |||||
Выручка, руб. | 35 000 | 48 000 | 136 500 | ||
Переменные затраты, руб. | 36 000 | 28 900 | 87 430 | ||
Постоянные затраты, руб. | 30 000 |
Как видно, в результате обновления продукции положение предприятия улучшилось: прибыль выросла с 10 500 до 19 070 руб.
Приведенные данные позволяют сделать вывод об эффективности применения маржинального метода учета затрат. Главное его преимущество — в разделении постоянных и переменных затрат. Это позволяет решать важнейшие задачи управления затратами, а именно:
— определить нижнюю границу цены продукции или заказа;
— провести сравнительный анализ прибыльности различных
видов продукции;
— определись оптимальную программу выпуска и реализации
продукции;
— выбрать между собственным производством продукции или
услуг и их закупкой на стороне;
— выбрать оптимальную с экономической точки зрения технологию производства;
— определить точку безубыточности и запас прочности предприятия и др.
Однако этот метод имеет и недостатки:
— отсутствует расчет полной себестоимости продукции, необходимый согласно законодательству;
— себестоимость запасов незавершенной и готовой продукции
оказывается заниженной;
— возникают сложности разделения постоянных и переменных
затрат, которые во многом зависят от длительности рассматриваемо
го периода и анализируемого диапазона объемов выпуска.
Бухгалтерский учет
8.2. ABC-метод
Метод «Activity Based Costing» (или ABC) широко распространен на европейских и американских предприятиях различного профиля. Аналогом данного метода является отечественный пооперационный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции. В буквальном смысле ABC-метод означает учет затрат по работам (функциональный учет затрат). Он возник в результате изменений, происходящих в экономической структуре, в частности взглядов на методику учета затрат и расчета себестоимости продукции. Ранее расчет себестоимости проводился с учетом постоянных (absorption costing) и переменных (direct costing) расходов. Переменные расходы распределяются на себестоимость продукции, которая таким образом отражает полные производственные издержки. Постоянные расходы не включаются в себестоимость продукции, а списываются как затраты на период. Себестоимость продукции в этом случае равна маржинальным издержкам. Однако на практике для деятельности предприятия неизбежно требуется долгосрочное привлечение ресурсов в производство, маркетинг, сбыт, обслуживание. Поэтому, несмотря на то что, согласно расчетам, равенство маржинальных издержек и доходов приносит максимальный доход, применение «директ-костинга» (см. параграф 8.5) эффективно только при определенных условиях. Во-первых, прямые затраты на предприятии должны составлять большую часть расходов. Во-вторых, оно должно выпускать узкий перечень продукции (один-два вида, для каждого из которых требуются практически равные фиксированные расходы)- Если предприятие не отвечает подобным требованиям, показатели себестоимости будут неизбежно искажены: заниженная наценка на мелкосерийную продукцию и завышенная на крупносерийную, более низкие показатели доходов в финансовом учете по сравнению с управленческим, кажущаяся высокая прибыльность технологически сложных и инновационных продуктов по сравнению с простыми. Следовательно, для решения основных задач управленческого учета применять постоянные и переменные показатели неэффективно.
Поиск новых методов получения объективной информации о затратах привел к появлению метода ABC, согласно которому предприятие рассматривается как набор рабочих операций, определяющих его специфику. В процессе работы потребляются ресурсы (материалы, информация, оборудование), возникает какой-либо ре-
Глава VIII. Учет затрат и калькулирование себестоимости
зультат. Соответственно в начальной стадии применения ABC определяется перечень и последовательность работ на предприятии путем разложения сложных рабочих операций на простейшие составляющие параллельно с расчетом потребления ресурсов. В рамках ABC выделяют три типа работ по способу их участия в выпуске продукции: Unit Level (штучная работа), Batch Level (пакетная работа) и Product Level (продуктовая работа). Такая классификация основывается на изучении зависимости между затратами и различными производственными процессами: выпуск единицы продукции, выпуск заказа (пакета), производство продукта как такового. При этом не учитывается еще одна важная категория затрат, которая не зависит от производственных событий: затраты, обеспечивающие функционирование предприятия в целом. Для учета таких издержек вводится четвертый тип работ — Facility Level (общехозяйственные работы). Первые три категории работ, а точнее, затраты по ним, могут быть прямо отнесены на конкретный продукт. Результаты общехозяйственных работ нельзя точно присвоить тому или иному продукту, поэтому для их распределения приходится предлагать различные алгоритмы.
Для достижения оптимального анализа классифицируются и ресурсы: на поставляемые в момент потребления и заранее. К первым можно отнести сдельную оплату труда: работникам платят за то количество рабочих операций, которые они уже совершили; ко вторым — фиксированную заработную плату, которая оговаривается заранее и не привязана к конкретному количеству заданий. Такое разделение ресурсов дает возможность организовать простую систему для периодических отчетов о затратах и доходах.
Все ресурсы, затраченные на рабочую операцию, составляют ее стоимость. В конце первого этапа анализа все работы предприятия должны быть точно соотнесены с необходимыми для их выполнения ресурсами. В некоторых случаях статья затрат соответствует какой-либо работе. Например, статья «Заработная плата отдела снабжения» входит в стоимость рабочей операции «Снабжение». Вместе с тем статья «Аренда офисных помещений» должна быть распределена пропорционально потреблению ресурсов по статьям затрат «Снабжение», «Производство», «Маркетинг» и др. Очень часто бывает, что какой-либо ресурс не может быть соотнесен с рабочей операцией и, следовательно, тратится впустую.
Однако простоты подсчета стоимости тех или иных работ недостаточно, чтобы определить себестоимость конечной продукции. Со-
Бухгалтерский учет
гласно ABC рабочая операция должна иметь индекс-измеритель выходного результата — кост-драйвер. Так, кост-драйвером для статьи затрат «Снабжение» будет являться «Количество закупок»; для статьи «Настройка» — «Количество наладок».
Второй этап применения ABC заключается в расчете кост-драйверов и показателей потребления ими каждого ресурса. Этот показатель умножается на себестоимость единицы выхода работы. В итоге получаем сумму трудовых затрат на изготовление конкретного продукта. Сумма работ, которая затрачена на производство продукта, является его себестоимостью. Эти расчеты составляют третий этап практического применения методики ABC.
Представление предприятия как набора рабочих операций открывает широкие возможности для совершенствования его функционирования, позволяет проводить качественную оценку деятельности в таких сферах, как инвестирование, персональный учет, управление кадрами и т. д.
Корпоративная стратегия подразумевает набор целей, к которым стремится организация. Цели организации достигаются в результате выполнения ее работ. Построение модели работ, определение их связей и условий выполнения обеспечивают реконфигурацию бизнес-процесса предприятия для реализации корпоративной стратегии. В конечном счете применение ABC позволяет повысить конкурентоспособность предприятия, поскольку при этом обеспечивается доступ к оперативной информации на всех уровнях.