Предмет бухгалтерского учета. Объекты бухгалтерского учета и их классификация.
Предмет бухгалтерского учета — это хозяйственная деятельность организации, т.е. рассмотрение объектов бух. учета: имущество, источники образования этого имущества, хозяйственные операции, вызывающие изменение этих источников.
В более общем виде объекты подразделяются на:
1. объекты, обеспечивающие хоз. деятельность, т. е. хозяйственные средства и их источники.
2. объекты, составляющие хоз. деятельность, т. е. хоз. процессы и их результаты:
— процессы снабжения
— производство продукции
— реализация продукции
— отдельные уровни (осуществление капитальных вложений, ремонта основных средств).
По составу и функциональной роли все имущество делится на две группы:
1. Внеоборотные активы (срок эксплуатации более 1 года):
— основные средства
— нематериальные активы
— вложения во внеоборотные активы.
2. Оборотные активы (срок оборота до 1 года):
— запасы сырья и материалов
— остатки незавершенного производства- продукция не прошедшая все стадии обработки, не прошедшая ОТК и не поступившая на склад готовой продукции.
— готовая продукция
— дебиторская задолженность- долг других лиц перед нашей организацией.
— финансовые вложения в ценные бумаги и в уставной капитал других организаций.
— денежные средства.
По источникам образования имущество делится на две группы:
1. Собственные средства:
—уставный фонд — вклад собственников.
— резервный капитал — создается для покрытия непредвиденных расходов и убытков формируется из чистой прибыли, для ОАО должен быть не менее 5% от уставного капитала.
— добавочный капитал — образуется при дооценки основных средств, а также при реализации акций, при первичном размещении по цене выше номинала или за счет курсовой разницы, при осуществлении вклада собственниками в иностранной валюте. Используется на аналогичные цели, или на увеличение уставного капитала.
— прибыль организации.
— сформированные фонды и резервы, а так же целевое финансирование и поступления.
2. Заемные средства:
—долгосрочные, краткосрочные кредиты и займы,
— кредиторская задолженность.
Билет №12.
Бухгалтерский баланс как метод обобщения данных об объектах, обеспечивающих производственно-хозяйственную и финансовую деятельность организации.
В экономике применяются различные виды балансов:
— бухгалтерский
— доходов и расходов
— баланс основных фондов
— денежных доходов и расходов
— материальный
— трудовых ресурсов
— платежный
— межотраслевой и др.
Общая идея применения балансового метода состоит в выравнивании суммарного значения показателей, записанных в левой и правой сторонах уравнения.
ОФ начало + ОФ поступ. = ОФ конец периода
Впервые балансовое обобщение было применено в бухучете как равенство активов и пассивов. Бухгалтерские балансы предназначены для отражения финансового положения экономического субъекта на конкретный момент времени:
— дату создания организации;
— на начало и конец отчетного периода;
— на дату составления промежуточных финансовых отчетов;
— в случае санации организации (финансового оздоровления) ;
— в случае банкротства, ликвидации, реорганизации.
В активе бухгалтерского баланса отражаются остатки имущества организации на дату составления баланса с их группой по степени ликвидности — по возрастанию ликвидности.
Примечание. Если сумму необходимо отнять (убыток), она указывается в скобках.
Билет №13.
Классификация балансов.
Все бухгалтерские балансы можно разделить на две группы:
1. Статические бухгалтерские балансы, в которых отражаются показатели на определенную дату. Классификация статических балансов:
1.1 по времени составления:
—вступительные (организационные),
— текущие,
— санируемые,
— ликвидационные (начальные, промежуточные, конечные),
— разделительные,
— объединительные,
1.2 по источникам состояния:
—инвентарные (вступительные, организационные),
— книжный баланс, который составляется по данным текущего бухгалтерского баланса без подтверждения бухгалтерских (книжных) записей данными инвентаризации,
— генеральный баланс, который составляется в конце года и считается наиболее реальным, так как в его основу положены и текущие записи, и результаты проведенной инвентаризации.
1.3 по объему информации:
— единичные (составляются по деятельности только 1 предприятия),
— сводные/консолидированные: а) разработанные министерствами и ведомствами, где представлены агрегированные данные по отрасли в целом, б) сводные балансы группы показывают каким был бы баланс материнской компании, если бы она закрыла все дочерние предприятия и сама осуществляла руководство их деятельностью.
1.4 по объекту отражения:
—самостоятельные балансы, которые составлены юридическими лицами;
— отдельные балансы.
1.5 по способу очистки:
—балансы брутто, которые включают в себя регулируемые статьи;
— балансы нетто, в которых объекты отражаются по остаточной стоимости.
1.6 по характеру деятельности:
—балансы по основной деятельности;
— балансы по не основным видам деятельности.
2. Динамические бухгалтерские балансы, в которых отражаются данные об имуществе и источниках формирования имущества, как на определенную дату, так и в виде интервальных показателей за период или оборотов.
Билет №14.