Методические указания по проведению практики

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с федеральным законодательством России все организации обязаны вести бухгалтерский учет и представлять государственным органам отчетность. Лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, должны подавать в налоговые органы декларацию о доходах и расходах, которую невозможно составить без ведения бухгалтерского учета по единым правилам, устанавливаемыми федеральными правительственными органами.

Современный бухгалтер на предприятии – это контролер, финансист, аналитик и прогнозист, главной задачей которого является правильное и грамотное ведения бухгалтерского учета, подразумевающее следующее:

- обеспечение контроля за наличием и движением имущества и рациональным использованием всех видов ресурсов;

- своевременное предупреждение отрицательных фактов хозяйственной деятельности, выявление и мобилизация резервов, разработка мер по их использованию;

- получение полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и финансовых результатах деятельности;

- правильный расчет с финансовыми органами.

Программа производственной практики по бухгалтер­скому учету представляет собой форму методического обеспечения учебного плана направления подготовки бакалавров 080100.62 «Экономика», профиля «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», в котором проведение производ­ственной практики предусмотрено в течение двух недель по завершении 4-го семестра теоретического обучения.

Федеральным государственным стандартом высшего профессионального образования в рамках подготовки бакалавров в вузе предусмотрена практическая работа студентов, важнейшей частью которой является сбор практического материала для написания курсовой работы по бухгалтерскому учету и аудиту.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ

Бухгалтерский учет – важный элемент финансово-экономических отношений в человеческом обществе. В сфере действия предприятия (организации) любой формы собственности он выступает как:

- звено управления, осуществляющее взаимную связь между руководством предприятия и его трудовым коллективом;

- специальный финансовый язык, с помощью которого отражаются сущность и специфика хозяйственной деятельности.

В целом, бухгалтерский учет выполняет функции особой информационно-технической системы, обеспечивающей непрерывность и устойчивость работы коммерческого предприятия, предсказуемость ее финансового результата. С этой точки зрения, он не может быть заменен никаким другим равнозначным экономическим механизмом или однотипной финансовой структурой.

Бухгалтерский учет как система регистрации, контроля и анализа хозяйственной деятельности людей зародился несколько тысячелетий тому назад. Он развивался и совершенствовался одновременно с развитием человеческого общества. Понятия и принципы бухгалтерского учета отбирались, шлифовались и дополнялись все новыми и новыми поколениями. Свои вклады в эту научно-практическую деятельность людей внесли многие эпохи и государства.

Производственная практика является первым этапом практической подготовки специалистов и направлена на получение студентами первичных умений и навыков. Задачей практики является закрепление полученных теоретических знаний, получение общего представления по избранной специальности, подготовка студентов к осознанному и углубленному изучению общепрофессиональных и специальных дисциплин, привитие им навыков практической работы.

Цель производственной практики состоит в том, чтобы студенты, во-первых, закрепили полученные в институте теоретические знания по бухгалтерскому учету и, во-вторых, выработали некоторые прак­тические умения и навыки самостоятельного выполнения профессиональных обязанностей по ведению бухгалтерского учета на конкретном предприятии (учреждении) в условиях рыночной экономики.

Программа практики предусматривает решение следующих задач:

- закрепление приобретенных теоретических знаний (акцентируя внимание на тех дисциплинах, которые являются базовыми по выбранной специализации);

- ознакомление со структурой деятельности предприятия (учреждения) и его деятельностью;

- с организацией бухгалтерского учета, применяемой формой бухгалтерского учета, его автоматизацией;

- изучение содержания нормативных документов, регламентирующих деятельность предприятия или организации;

- со структурой бухгалтерии предприятия, распределением обязанностей между работниками бухгалтерии;

- приобретение опыта общения с современной техникой обработки учетных данных;

- с документооборотом и его организацией;

- приобретение навыков составления документов, проверки и использования регистров при обработке данных на ЭВМ или на базе персональных компьютеров (ПК);

- изучение системы счетов и методологии ее применения на объекте практики для решения задач по учету хозяйственных операций;

- выявление и изучение методов ведения учета и организации контроля за использованием трудовых, материальных и финансовых ресурсов;

- ознакомление с действующим законодательством и нормативными документами по бухгалтерскому учету и отчетности.

Для успешного прохождения производственной практики обучающиеся используют знания, умения, сформированные в ходеизучения дисциплин базовой и вариативной части профессионального цикла: «Микроэкономика», «Эконометрика», «Статистика», «Бухгалтерский учет и анализ», «Финансы», а также для последующей подготовки к итоговой государственной аттестации.

Производственная практика проводится в форме ознакомительной практики в коммерческих организациях (предприятиях) региона. Продолжительность производственной практики в 4 семестре – 2 недели.

В результате прохождения данной производственной практики у обучающихся должны быть сформированы элементы следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению подготовки:

а) общекультурных (ОК):

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК-3);

- способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

- готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

- способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);

- владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);

б) профессиональных (ПК):

расчетно-экономическая деятельность:

- способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

аналитическая, научно-исследовательская деятельность:

- способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);

- способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);

- способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9).

В результате прохождения данной производственной практики обучающийся должен:

1) знать: предмет и объект выбранного направления и профиля профессиональной подготовки; круг своих будущих профессиональных обязанностей; методы и методику самообразования; критерии профессиональной успешности.

2) уметь: осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор и анализ данных, необходимых для проведения конкретных экономических расчетов. Правильно применять полученные теоретические знания при анализе конкретных экономических ситуаций и решении практических задач.

3) владеть: методикой анализа процессов, явлений и объектов, относящихся к области профессиональной деятельности, анализа и интерпретация полученных результатов; методикой анализа и интерпретации показателей, характеризующих социально-экономические процессы и явления на микро- и макро-уровне как в России, так и за рубежом, а также владеть категориальным аппаратом экономической теории.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ

Практика студентов проводится в структурных подразделениях ОАО «РЖД», а также на предприятиях других отраслей народного хозяйства. На каждом предприятии назначается ответственный руководитель (главный бухгалтер, главный экономист, или их заместители).

Основное внимание должно быть уделено знакомству с Положением о предприятии, с действующими нормативными документами по бухгалтерскому учету и отчетности, со структурой предприятия, с организацией бухгалтерского учета и его автоматизацией, правильному заполнению учетной документации и ведению записей в учетных регистрах.

Ответственный руководитель:

1. Организует практику студентов по программе кафедры, составляет календарный план в соответствии с условиями работы предприятия и с учетом распределения бюджета времени, установленного кафедрой (в нем указывается рабочее время студента-практиканта, перечень и сроки выполнения работ и руководителя на каждом рабочем месте).

2. Осуществляет контроль за работой студентов-практикантов.

3. Проводит собеседования и консультации.

4. Проверяет отчеты по практике.

Студент обязан:

1. Явиться на место практики точно в установленный срок.

2. Выполнять правила внутреннего распорядка, действующего на предприятии и требования трудового законодательства.

3. Выполнять работу по утвержденному календарному плану.

4. Точно и своевременно выполнять указания руководителя практики от предприятия.

5. О результатах практики составить развернутые отчеты по учету хозяйственной деятельности. Отчет утверждается главным бухгалтером и представляется на кафедру «Бухгалтерский учет и аудит» для его проверки и последующей защиты.

Объектами практики являются локомотивные и ва­гонные депо, дистанции пути, сигнализации и связи, элек­троснабжения, грузовой и коммерческой работы, дирекции и другие структурные подразделения железных дорог, финансовый и планово-экономический отде­лы дирекций железной дороги, предприятия промышленности, строительства, торговли, имеющие высокий уровень экономической работы, хорошую постановку бухгалтерского учета.

О зачислении студентов на практику по организации издается приказ, которым назначаются руководители практики от организации.

Общее руководство практикой мо­гут осуществлять начальник финансового или экономического отде­ла подразделений железной дороги.

Руководители практики студентов от организации непосредственно обеспечивают выполнение программы практики и индивидуальных за­даний, контролируют соблюдение трудовой дисциплины, организуют прием зачетов.

Руководители практики организуют и контролируют выполнение студентами программы по конкретным разделам практики. Они периодически проверяют выполненную каждым студентом работу, консультируют их, обеспечивают нормальные условия практики студентов на конкретных рабочих местах.

Руководство практикой от института осуществляет преподаватель кафедры, который несет ответственность за организацию, проведение и итоги практики студентов, ее соответствие учебному плану и программе.

В связи с тем, что ознакомительная производственная практика по бухгалтерскому учету является продолжением учебного процесса, руководство ею осуществляется преподавателем кафедры «Бухгалтерский учет и аудит». Преподаватель оказывает методическую помощь студентам при выполнении ими индивидуальных заданий, осуществ­ляет руководство выполнением студентами исследователь­ской работы по заданиям кафедры. Он проверяет и оценивает выполненную студентами работу по разделам про­граммы.

Время практики (2 недели) между разделами программы распределяется примерно следующим образом (табл. 1).

Таблица 1

Примерная программа производственной практики

по бухгалтерскому учету

№ темы Наименование разделов и тем Кол-во дней
Ознакомление с предприятием (организацией)
Организация работы аппарата бухгалтерии
Учет основных хозяйственных процессов на предприятии
Техника и формы бухгалтерского учета
Рабочий план счетов, применяемый на предприятии (организации), порядок двойной записи на счетах
Практика составления бухгалтерского баланса
  Оформление отчета
  Итого:

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

Содержание отчета по практике

Отчет о прохождении производственной практики составляется по результатам самостоятельной работы студента по изучению документов предприятия, организации, по анализу отдельных показателей их деятельности.

В отчете должна быть отражена конкретная работа студента на предприятии (организации), где проходила практика, а также дано описание отдельных видов деятельностей организации (предприятия) согласно программе практики.

Производственная практика может быть организована в условиях, моделирующих деятельность организации (предприятия). Отчет может состоять из самостоятельной работы по выполнению заданий преподавателя, решению ситуационных задач или результатов участия студента в деловых играх, профессиональных ситуациях и других.

Отчет должен быть написан согласно программе практики. Текстовая часть должна строиться на материалах предприятия, а не носить теоретический характер. Объем текстовой части не должен превышать 20 страниц машинописного текста. Отчет должен быть аккуратно оформлен и подписан руководителем практики и заверен печатью предприятия.

Отчет о практике составляется по следующей примерной схеме:

- краткая характеристика организации, на которой проходила практика (наименование, организационная структура, объем и характер деятельности);

- описание организации, форм и методов бухгалтерского учета на предприятии по отдельным разделам программы практики (с приложением всех необходимых документов и регистров).

Титульный лист оформляется в соответствии с приложением. В конце отчета прилагаются материалы самостоятельно выполняемых работ (формы документов, расчеты, таблицы с полученными данными и т.п.).

Объем отчета – не более 40 страниц (включая приложения), в том числе текстовой части – не более 20 страниц. Все страницы, включая приложения, должны быть пронумерованы. Отчет должен быть написан четким и деловым языком, грамматические и синтаксические ошибки в тексте не допускаются.

Оформление отчета по производственной практике производится в следующей последовательности:

- титульный лист;

- текстовая часть отчета (не более 20 машинописных страниц);

- приложения (формы документов, учетных регистров, графики, расчеты, аналитические таблицы и т.д.).

В текстовой части отчета необходимо делать ссылки на соответствующие приложения.

Готовый отчет по практике подписывается студентом-практикантом и руководителями практики от организации. Все документы (титульный лист, дневник) должны быть заверены печатями базы практики.

Оформление отчета

1. Отчет оформляется на стандартных листах белой бумаги А4.

2. Текст отчета, таблицы и иллюстрации следует располагать на листах, соблюдая следующие параметры: левое поле – 25 мм, правое – 10 мм, верхнее и нижнее поля по 15 мм.

3. Текст отчета должен быть исполнен на одной стороне листа с использованием редактора WORD, шрифт – «Times New Roman», размер шрифта — №14, межстрочный интервал — полуторный.

4. Нумерация страниц отчета — сквозная, начиная с титульного листа. Непосредственно на титульном листе номер страницы не ставится.

5. Названия разделов размещаются на отдельных строках и выделяются жирным шрифтом без переноса слов. Эти заголовки отделяются от текста межстрочным интервалом.

6. Иллюстрации (графики, схемы, диаграммы, рисунки и фотографии) объединяются единым названием «рисунок». Каждая иллюстрация должна иметь название, которое помещается после слова «Рис.» и номера иллюстрации.

7. Список использованных источников литературы должен быть составлен в алфавитном порядке по фамилии авторов. По каждому источнику литературы указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер.

8. Приложения следует оформлять как продолжение отчета на его последующих страницах. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа пишется слово «Приложение» и его номер. На все приложения в тексте отчета должны быть ссылки.

Защита отчета по практике

После проверки и подписи общим руководите­лем практики от организации отчет сдается руководите­лю практики от института.

По окончании практики студент защищает отчет в комиссии, назначенной заведующим кафедрой. В состав комиссии входит один из преподавателей, ведущих специальные курсы, на базе которых проводится практика, руководитель практики от кафедры и по возможности руководитель практики от предприятия.

В соответствии с отзывами руководителей практики решается вопрос о допуске студента к сдаче зачета (с оцен­кой) по практике. При оценке итогов работы студента на практике принимается во внимание характеристика, данная ему руководителем практики от предприятия.

Студент, не выполнивший программу практики, получивший отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку при защите отчета, направляется повторно на практику. В отдельных случаях директор института может рассматривать вопрос о дальнейшем пребывании студента в вузе.

Защита отчетов проводится по окончании практики в сроки, установленные кафедрой.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ.

2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 г. № 34н (ред. приказа Минфина РФ от 24.03.2000 № 31н).

3. Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденное письмом Минфина СССР от 29.07.83 г. № 105.

4. Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой банка России на территории Российской Федерации (утверждено Банком России 12.10.11 г. № 373-П).

5. Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации. Приказ ЦБ РФ от 12.04.2001 г. № 2-П.

6. Приказ Министерства финансов РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» № 66н от 02 июля 2010 г.

7. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика» ПБУ 1/2008 (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 06 октября 2008 г. № 106н).

8. Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» ПБУ 2/2008 (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 24.10.2008 г. № 116н).

9. Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2006 (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 27.11.2006 г. № 154н).

10. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность» ПБУ 4/1999 (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 06.06.1999г. № 43н).

11. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/2001 (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 09.06.2001 г. № 44н (в ред. от 27.11.2006 г. №156н)).

12. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/2001 (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 30.03.2001г. № 26н).

13. Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» ПБУ 7/1998 (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 25.11.1998г. № 56н).

14. Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» ПБУ 8/01 (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 28.11.2001г. № 96н).

15. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/1999 (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 06.05.1999 г. № 32н (в ред. от 27.11.2006 г. №156н)).

16. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/1999 (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 06.05.1999 г. № 33н (в ред. от 27.11.2006 г. №156н)).

17. Положение по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах» ПБУ 11/2008 (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 29.04.2008 г. № 48н).

18. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» ПБУ 12/2000 (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 27.01.2000г. № 11н).

19. Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000 (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 16.10.2000г. № 92н).

20. Положение по бухгалтерскому учету 14/2007 «Учет нематериальных активов» (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 27.12.2007 г. № 123н).

21. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» ПБУ 15/2008 (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 06.10.2008 г. №107н).

22. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращенной деятельности» ПБУ 16/2002 (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 02.07.2002г. № 66н).

23. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские и технологические работы» ПБУ 17/2002 (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 19.11.2002г. № 115н).

24. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/2002 (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 19.11.2002г. № 114н)

25. Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/2002 (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 10.12.2002г. № 126н).

26. Положение по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» ПБУ 20/2003 (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 24.11.2003 г. № 105н).

27. Положение по бухгалтерскому учету 21/2008 «Изменение оценочных значений» (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 06 октября 2008 г. № 106н).

28. Положение по бухгалтерскому учету 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 28 июня 2010 г. № 63н).

29. Положение по бухгалтерскому учету 23/2011 «Отчет о движении денежных средств» (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 02 февраля 2011 г. № 11н).

30. Положение по бухгалтерскому учету 24/2011 «Учет затрат на освоение природных ресурсов» (утв. приказом Минфина России от 6 октября 2011 г. № 125н).

31. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (утвержден приказом Минфина РФ 31.10.2000 г. № 94).

32. Приказ Минфина РФ «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» от 13.06.1995 г. №49.

33. Астахов В.П. Теория бухгалтерского учета / Астахов В.П. Ростов-на-Дону, 2001. 289 с.

34. Богаченко В.М. Бухгалтерский учет: Учебное пособие, изд. 2-е, доп. и перераб./ Богаченко В.М., Кирилова Н.А., Хахонова Н.Н. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. 287 с.

35. Булатов М.А. Теория бухгалтерского учета / Булатов, М.А. – Москва, 2003. 376 с.

36. Безруких П.С. Бухгалтерский учет / Под ред. Безруких П.С. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Бухгалтерский учет, 2002. 719 с.

37. Глушков И.Е. Бухгалтерский (налоговый, финансовый, управленческий) учет на предприятии: эффективное учебно-практическое пособие. 9-е изд., перераб. Глушков, И.Е. М.: КНОРУС, 2002. 1200 с.

38. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: учебное пособие. 4-е изд., перераб. и доп. / Кондраков, Н.П. М.: ИНФРА, 2003. 640 с.

39. Кондраков Н.П. План и корреспонденция счетов бухгалтерского учета (5000 проводок). / Кондраков Н.П.; Кондраков И.Н. М. 2002. 453 с.

40. Куттер М.И. Теория бухгалтерского учета / Куттер М.И. М., 2002. 178 с.

41. Мизиковский Е.А. Теория бухгалтерского учета / Мизиковский Е.А. М.: «Юристь», 2001. 393 с.

42. Терентьева Т.В. Теория бухгалтерского учета [1]: учеб. пособ. / Т.В. Терентьева. М.: Вузовский учебник, 2008. 208 с.

43. Милованова О.И. Введение в специальность: Экономика и бухгалтерский учет на железнодорожном транспорте: Учебное пособие / О.И. Милованова. М.: Маршрут, 2005. 121с.

44. www.buhgalteria.ru

45. www.glavbuh.ru

46. www.klerk.ru

Приложение

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
     
ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА-
филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Иркутский государственный университет путей сообщения» (ЗабИЖТ ИрГУПС)

Кафедра «Бухгалтерский учет и аудит»

О Т Ч Е Т

по производственной практике

по бухгалтерскому учету

База практики_______________________________________

Выполнил(ла):

__________________________

(Ф.И.О.)

группа ____________________

Руководитель_______________________________________________

(дата, подпись)

Главный бухгалтер __________________________________________

(дата, подпись)

Чита, 201__ г.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ…………..…………..…………………………......

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ…………………………………………….…….…..

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИКИ..…………

4. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ………………………………

Тема 1. Ознакомление с предприятием (организацией)……………………..

Тема 2. Организация работы аппарата бухгалтерии…………………………

Тема 3. Учет основных хозяйственных процессов на предприятии (организации)………………………………………………………………………………

Тема 4. Техника и формы бухгалтерского учета………………………………

Тема 5. Рабочий план счетов, применяемый на предприятии (организации), порядок двойной записи на счетах………………………………………..

Тема 6. Практика составления бухгалтерского баланса…………………….

5. КОНТРОЛЬ И ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРАКТИКИ………………………….

5.1. Содержание отчета по практике…………………………………………….

5.2. Оформление отчета…………………………………………………………..

5.3. Защита отчета по практике…………………………………………………..

6. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА………………………………………...........

7. ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………..

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с федеральным законодательством России все организации обязаны вести бухгалтерский учет и представлять государственным органам отчетность. Лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, должны подавать в налоговые органы декларацию о доходах и расходах, которую невозможно составить без ведения бухгалтерского учета по единым правилам, устанавливаемыми федеральными правительственными органами.

Современный бухгалтер на предприятии – это контролер, финансист, аналитик и прогнозист, главной задачей которого является правильное и грамотное ведения бухгалтерского учета, подразумевающее следующее:

- обеспечение контроля за наличием и движением имущества и рациональным использованием всех видов ресурсов;

- своевременное предупреждение отрицательных фактов хозяйственной деятельности, выявление и мобилизация резервов, разработка мер по их использованию;

- получение полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и финансовых результатах деятельности;

- правильный расчет с финансовыми органами.

Программа производственной практики по бухгалтер­скому учету представляет собой форму методического обеспечения учебного плана направления подготовки бакалавров 080100.62 «Экономика», профиля «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», в котором проведение производ­ственной практики предусмотрено в течение двух недель по завершении 4-го семестра теоретического обучения.

Федеральным государственным стандартом высшего профессионального образования в рамках подготовки бакалавров в вузе предусмотрена практическая работа студентов, важнейшей частью которой является сбор практического материала для написания курсовой работы по бухгалтерскому учету и аудиту.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ

Бухгалтерский учет – важный элемент финансово-экономических отношений в человеческом обществе. В сфере действия предприятия (организации) любой формы собственности он выступает как:

- звено управления, осуществляющее взаимную связь между руководством предприятия и его трудовым коллективом;

- специальный финансовый язык, с помощью которого отражаются сущность и специфика хозяйственной деятельности.

В целом, бухгалтерский учет выполняет функции особой информационно-технической системы, обеспечивающей непрерывность и устойчивость работы коммерческого предприятия, предсказуемость ее финансового результата. С этой точки зрения, он не может быть заменен никаким другим равнозначным экономическим механизмом или однотипной финансовой структурой.

Бухгалтерский учет как система регистрации, контроля и анализа хозяйственной деятельности людей зародился несколько тысячелетий тому назад. Он развивался и совершенствовался одновременно с развитием человеческого общества. Понятия и принципы бухгалтерского учета отбирались, шлифовались и дополнялись все новыми и новыми поколениями. Свои вклады в эту научно-практическую деятельность людей внесли многие эпохи и государства.

Производственная практика является первым этапом практической подготовки специалистов и направлена на получение студентами первичных умений и навыков. Задачей практики является закрепление полученных теоретических знаний, получение общего представления по избранной специальности, подготовка студентов к осознанному и углубленному изучению общепрофессиональных и специальных дисциплин, привитие им навыков практической работы.

Цель производственной практики состоит в том, чтобы студенты, во-первых, закрепили полученные в институте теоретические знания по бухгалтерскому учету и, во-вторых, выработали некоторые прак­тические умения и навыки самостоятельного выполнения профессиональных обязанностей по ведению бухгалтерского учета на конкретном предприятии (учреждении) в условиях рыночной экономики.

Программа практики предусматривает решение следующих задач:

- закрепление приобретенных теоретических знаний (акцентируя внимание на тех дисциплинах, которые являются базовыми по выбранной специализации);

- ознакомление со структурой деятельности предприятия (учреждения) и его деятельностью;

- с организацией бухгалтерского учета, применяемой формой бухгалтерского учета, его автоматизацией;

- изучение содержания нормативных документов, регламентирующих деятельность предприятия или организации;

- со структурой бухгалтерии предприятия, распределением обязанностей между работниками бухгалтерии;

- приобретение опыта общения с современной техникой обработки учетных данных;

- с документооборотом и его организацией;

- приобретение навыков составления документов, проверки и использования регистров при обработке данных на ЭВМ или на базе персональных компьютеров (ПК);

- изучение системы счетов и методологии ее применения на объекте практики для решения задач по учету хозяйственных операций;

- выявление и изучение методов ведения учета и организации контроля за использованием трудовых, материальных и финансовых ресурсов;

- ознакомление с действующим законодательством и нормативными документами по бухгалтерскому учету и отчетности.

Для успешного прохождения производственной практики обучающиеся используют знания, умения, сформированные в ходеизучения дисциплин базовой и вариативной части профессионального цикла: «Микроэкономика», «Эконометрика», «Статистика», «Бухгалтерский учет и анализ», «Финансы», а также для последующей подготовки к итоговой государственной аттестации.

Производственная практика проводится в форме ознакомительной практики в коммерческих организациях (предприятиях) региона. Продолжительность производственной практики в 4 семестре – 2 недели.

В результате прохождения данной производственной практики у обучающихся должны быть сформированы элементы следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению подготовки:

а) общекультурных (ОК):

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК-3);

- способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

- готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

- способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);

- владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);

б) профессиональных (ПК):

расчетно-экономическая деятельность:

- способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

аналитическая, научно-исследовательская деятельность:

- способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);

- способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);

- способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9).

В результате прохождения данной производственной практики обучающийся должен:

1) знать: предмет и объект выбранного направления и профиля профессиональной подготовки; круг своих будущих профессиональных обязанностей; методы и методику самообразования; критерии профессиональной успешности.

2) уметь: осуществл

Наши рекомендации