Аудит расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами

Аудит расчетов с бюджетом

Учитывая большое количество видов налогов и других платежей в бюджет, нестабильность и несовершенство налогового законодательства, вопросы правильности начисления налогов и уплаты платежей в бюджет являются наиболее трудоемкими и сложными.

Общими вопросами, подлежащими проверке при проведении аудита расчетов с бюджетом, являются:

1.полнота и правильность определения налогооблагаемой базы;

2.правильность применения ставок налогов и других платежей, а также арифметических подсчетов при начислении платежей; законность и обоснованность применения льгот при уплате налогов в Федеральный бюджет и бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований РФ;

3.полнота и своевременность уплаты платежей в бюджет;

4.правильность составления бухгалтерских проводок по начислению и уплате платежей;

5.правильность составления и своевременность представления в налоговую инспекцию форм отчетности по видам платежей; правильность ведения аналитического и синтетического учета записям в главной книге и балансе предприятия. Следует помнить, что отражаемые в отчетности суммы по расчетам с финансовыми и налоговыми органами должны быть согласованы с ними и тождественны. Оставление на балансе неотрегулированных сумм по этим расчетам не допускается (Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ (п. 64))

Аудит расчетов по внебюджетным платежам

Общей задачей проверки по всем видам платежей во внебюджетные фонды является установление правильности начисления сумм платежей, своевременности взносов (перечислений) причитающихся сумм, выяснение причин просрочки платежей, правильности ведения бухгалтерского учета по этим операциям и составления отчетности.

Исходя из вышеперечисленных задач необходимо проверить:

-правильность определения объекта налогообложения; правильность применения ставок налогов;

-законность и обоснованность применения льгот по уплате налогов; своевременность и полноту перечисления взносов;

-правильность отражения в бухгалтерском учете операций по начислению платежей и их перечислению;

-соответствие записей аналитического и синтетического учета по счету 67 "Расчеты по внебюджетным платежам" записям в главной книге и балансе; правильность и своевременность составления форм отчетности по видам внебюджетных платежей, представляемых в налоговую инспекцию; правильность начисления платежей в фонд имущества, фонд НИОКР, фонд содействия конверсии военного производства и другие фонды, предусмотренные действующим законодательством.

Важным моментом в проверке расчетов является аудит расчетов по налогам и сборам, так как расчеты по дебиторской и кредиторской задолженностью напрямую связаны с налогообложением.
Учитывая большое количество налогов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды, нестабильность и несовершенство налоговой системы, вопросы начисления и уплаты налогов являются наиболее трудоемкими в аудиторской проверке.
Контроль за правильностью исчисления налогов и платежей и своевременностью их перечисления возложен на налоговые органы. Данные органы имеют право применять к предприятиям штрафные санкции в виде взысканий сокрытых сумм, штрафов и пеней.
В связи с этим, аудитор должен помочь предприятиям избежать убытков, связанных со штрафными санкциями налоговых органов.
Расчеты по начислению налогов и их перечислению в бюджет являются довольно трудоемкими. Для этих целей в бухгалтерском учете используется счет 68 «Расчеты с бюджетом». Аналитический учет по счету 68 ведется по видам налогов.
Аудитор, прежде всего, должен установить, какие налоги и платежи уплачивает предприятие. По каждому налогу необходимо определить правильность:
• исчисления налогооблагаемой базы;
• применения ставок налогов и платежей;
• расчетов сумм налогов;
• применения льгот при расчете и уплате налогов;
• полноты и своевременности уплаты платежей в бюджет;
• составления бухгалтерских проводок по начислению и уплате налогов и платежей;
• составления и своевременности представления в налоговую инспекцию отчетности по видам налогов и платежей;
• ведения аналитического и синтетического учета по счету 68.
Для проверки аудитору необходимо иметь в распоряжении нормативную базу (Налоговый кодекс, инструкции, положения и другие) или в компьютере (информационно-справочные системы типа «Гарант», «Консультант-плюс» и другие), или в виде справочников и специальных таблиц. Это значительно сокращает трудоемкость проверок.
Аудитору также следует проверить отражение расчетов с бюджетом по налогам в отчетных формах: балансе (ф. № 1), отчете о прибылях и убытках (ф. № 2). Так, в балансе изучается дебиторская и кредиторская задолженность по расчетам с бюджетом. В отчете о прибылях и убытках проверяется, как отражен налог на прибыль.
При аудите расчетов по налогам и сборам аудитор должен обратить внимание на базу налогообложения, источники выплаты налогов, налоговые ставки и налоговые льготы. Все эти вопросы регламентированы налоговым кодексом РФ.
Так, по источникам уплаты налоги делятся на следующие группы:
• налоги, включаемые в себестоимость ( налог с владельцев автотранспортных средств, налоги за пользование природными ресурсами и др.). Данные налоги при начислении отражаются проводкой Д 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» К 68 «Расчеты по налогам и сборам;
• налоги, начисляемые на реализацию (акцизы, налог на добавленную стоимость). Перечисленные налоги начисляются проводкой Д 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» К 68 «Расчеты по налогам и сборам»;
• налоги, начисляемые на валовую прибыль до налогообложения (налог на имущество и другие). Составляется проводка Д 91 «Прочие доходы и расходы» К 68 «Расчеты по налогам и сборам»;
• налоги на валовую прибыль (налог на прибыль). При начислении налога на прибыль составляется проводка Д 99 «Прибыли и убытки» К 68 «расчеты по налогам и сборам».
Отдельным этапом аудитор проверяет правильность исчисления единого социального налога. Для этих целей аудитор проверяет, как организован учет по счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Расчеты ведутся на следующих субсчетах: 69/1 «Расчеты по социальному страхованию»; 69/2 «Расчеты по пенсионному обеспечению»; 69/3 «Расчеты по медицинскому страхованию».
Единый социальный налог начисляется на доходы каждого работника предприятия. Порядок расчета этого налога регулируется 23 главой «Единый социальный налог» Налогового кодекса РФ.
При проверке аудитор, прежде всего, должен обратить внимание на такие моменты:
• правильно ли определена налогооблагаемая база для начисления соответствующих взносов;
• своевременно ли перечислялся налог;
• как отражены в бухгалтерском учете данные по начислению единого социального налога и его перечислению в фонды;
• соответствие данных аналитического и синтетического учета по счету 69 записям в расчетах, главной книге и балансе.
Ставка единого социального налога установлена в размере 26 %.
Расходы, связанные с начислением страховых взносов в Фонд социального страхования РФ , относятся на издержки производства и оформляются проводкой Д 20, 25, 26, 44 К 69/1
Проверка расчетов по субсчету 69/2 «Расчеты по пенсионному обеспечению» ведется следующим образом. Прежде всего, следует учесть, что ставка налога по Пенсионному фонду Российской Федерации установлена в размере 20 %.
Начисление налога в Пенсионный фонд РФ производится проводкой Д 20, 25, 26, 44 К 68.
Расчеты по медицинскому страхованию ведутся на субсчете 69/3 «Расчеты по медицинскому страхованию». .
При начислении составляется такая же проводка, как и в Пенсионный фонд РФ.
Все выявленные результаты по проверке расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами должны доводится до сведения предприятия в письменном отчете по результатам проверки

Размещено на Allbest.ru

Наши рекомендации