Общие правила оценки обязательств.

В соответствии с законодательством (ст. 8, 307 ГК РФ) обязательства у организации возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом; из актов государственных органов и органов местного самоуправления; из судебных решений и по другим основаниям.

В соответствии с правилами, установленными Положением, обязательства могут оцениваться:

при постановке на бухгалтерский учет:

· в суммах, вытекающих из договора, установленных по соглашению сторон, участвующих с сделке (ст. 155, 424 ГК РФ);

В процессе использования и при отражении в бухгалтерской отчетности:

· в бухгалтерском учете - уменьшаться или увеличиваться на сумму процентов (доходов), предусмотренных к получению на соответствующие отчетные даты до момента завершения сделки (гашения обязательств). В этом случае изменение размера обязательств должно производиться ежемесячно или ежеквартально в порядке и размерах, вытекающих из условий хозяйственных и кредитных договоров, а также договоров займа;

· в бухгалтерской отчетности - корректироваться на сумму резерва сомнительных долгов в случае, если резерв образуется по дебиторской задолженности, сомнительной к получению.

13. Калькуляция, ее виды и содержание

Калькуляция ( от лат. Calculatio - счисление) - способ группировки затрат и определения себестоимости приобретенных материальных ценностей, изготовленной продукции, выполненных работ или оказанных услуг. Или процесс расчета денежных затрат на единицу продукции и конкретного вида работы или услуги.

Калькуляции группируют по ряду признаков. По отношению ко времени осуществления хозяйственного процесса различают нормативные, плановые ( сметные) и отчетные (фактические) калькуляции:

· Нормативная калькуляция исчисляется на начало отчетного периода и представляет собой величину затрат, которую предприятие на момент составления калькуляции, исходя из технического уровня производства и существующей технологии, израсходует на единицу выпускаемой продукции с учетом действующих норм и нормативов в постатейном разрезе;

· Плановые калькуляции составляются до начала отчетного периода. В этих калькуляциях рассчитывается число материальных и трудовых затрат для производства, запланированного к выпуску количества продукции. Они составляются исходя из плановых норм расходов и других плановых показателей на отчетный период;

· Отчетные калькуляции составляются после совершения хозяйственных процессов. Цель отчетной калькуляции - определение фактической себестоимости продукции, выполненных и оказанных услуг. Используется данные бухгалтерского учета о фактических расходах на производство и количестве выпущенной продукции (работ. услуг).

Объект калькулирования - продукт производства(деталь, узел, изделие, группа однородных изделий), технологическая фаза(передел, производство), стадия и пр, то есть продукция разной степени готовности, виды работ или услуг.

Калькуляционная единица - измеритель объекта калькулирования. В отраслях перерабатывающей промышленности калькуляционной единицей продукции, к примеру, является 1 т или 1 ц. Для однородных продуктов применяются условные укрупненные единицы (например, 100 пар обуви, 1000 условных банок).

Группировка текущих затрат осуществляется по элементам и статьям калькуляции.

По элементам затрат группировка необходима для получения информации о количестве затрат в отчетном периоде на изготовление конкретного объекта. Затраты, формирующие себестоимость продукции (работ, услуг), группируются в в соответствии с их экономической сущностью по следующим элементам:

1. материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

2. затраты на оплату труда;

3. отчисления на социальные нужды;

4. амортизация основных фондов;

5. прочие затраты ( налоги, сборы, платежи по обязательному страхованию имущества и др.).

С целью установления единых методологических подходов разработана типовая номенклатура статей затрат. Она включает следующие статьи:

1.сырье и материалы;

2. возвратные отходы (вычитаются);

3. покупные и комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций;

4. топливо и энергия на технологические цели;

6. заработная плата производственных рабочих;

7. отчисления на социальные нужды;

8. расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;

9. цеховые (общепроизводственные) расходы;

10. общезаводские (общехозяйственные) расходы;

11. потери от брака;

12. прочие производственные расходы;

13. коммерческие (внепроизводственные) расходы.

В зависимости от того, на каком уровне предприятие формирует себестоимость продукции, различают себестоимость:

· цеховую (ст. 1-8 включительно);

· заводскую (ст. 1-11);

· полную (ст. 1-12).

По способу включения в себестоимость все затраты делятся на прямые и косвенные.

Прямые затраты непосредственно включаются в себестоимость конкретных объектов калькулирования. Это заработная плата основных производственных рабочих с отчислениями на социальные нужды, сырье и материалы.

Косвенные затраты относятся ко всему производству в целом или к отдельным его подразделениям. Это амортизационные отчисления. Затраты на ремонт, заработная плата административно-управленческого персонала, хозяйственные, канцелярские и другие расходы. В течение месяца они собираются на отдельных счетах. А в конце месяца распределяются по видам выпускаемой продукции. Основой для такого распределения могут быть либо прямые затраты, либо заработная плата основных производственных рабочих.

Полнота и и правильность отнесения затрат на отдельные виды продукции - одно из важнейших требований к работе бухгалтера, поскольку от этого во многом зависят результаты хозяйственной деятельности предприятия. Полнота и правильность отнесения затрат являются объектом проверки налоговых инспекторов. Поскольку при неоправданном завышении себестоимости занижается прибыль и уменьшаются налоговые платежи в бюджет.

Наши рекомендации