Глава 2.2. Общие правила проведения инвентаризации имущества и обязательств организации

Для обеспечения достоверности данных бухгал­терского учета и бухгалтерской отчетности магазин обязан прово­дить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверя­ются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финан­совых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.95 № 49.

Инвентаризации подлежит все имущество организации независи­мо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств. В частности, необходимо инвен­таризировать:

ü основные средства;

ü нематериальные активы;

ü финансовые вложения;

ü производственные запасы;

ü готовую продукцию;

ü товары;

ü прочие запасы;

ü денежные средства;

ü прочие финансовые активы;

ü кредиторскую задолженность;

ü кредиты банков;

ü резервы.

Основными целями проведения инвентаризации являются:

ü выявление фактического наличия имущества;

ü сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;

ü проверка полноты и обоснованности отражения в учете обяза­тельств.

В ходе инвентаризации необходимо не только пересчитать количество и общую стоимость имеющихся в наличии товарно-материальных ценно­стей и денежных средств, но и проверить правильность их оценки. При проведении инвентаризации также должны быть проверены правильность и обоснованность отражения в бухгалтерском учете финансовых обязательств организации, выявлена задолженность, погаше­ние которой маловероятно, а также долги, безнадежные к взысканию.

Инвентаризация может проводиться не только по инициативе само­го предприятия. Проведение инвентаризации налоговыми органами производится в соответствии с Положением о порядке проведения инвентаризации иму­щества налогоплательщиков при налоговой проверке.

Должно­стные лица налоговых органов вправе осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержа­нием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и террито­рии, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества в порядке, предусмотренном ст. 92 НК РФ, только в рамках выездной налоговой проверки (см. также письмо Минфина России от 30.11.2011 № 03-02-07/1-411). На основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщика и предъявлении служебных удо­стоверений должностными лицами налоговых органов, непосредственно проводящими выездную налоговую проверку, осуществляется их доступ на территорию или в помещение проверяемого налогоплательщика.

Порядок проведения инвентаризации при налоговой проверке идентичен порядку проведения инвентаризации самими предприяти­ями. Единственное существенное различие связано с определением перечня инвентаризируемых объектов:

ü проводится инвентаризация активов и обязательств организации. Это означает, что инвентаризации под­лежат все статьи баланса организации без исключения;

ü при налоговой проверке может проводиться инвентаризация только имущества организации, к которому относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, и иное имущество (за исклю­чением имущественных прав), работы и услуги, информация, результа­ты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность), нематериальные блага.

Таким образом, в последнем случае формально не подлежат инвента­ризации имущественные права и обязательства организации. Однако в п. 1.3 Положения о порядке проведения инвентаризации речь идет о возможности и необходимости инвентаризации не только имущества, но и обязательств организации. То есть в данном случае подзаконный нормативный акт вступает в про­тиворечие с законодательством. Теоретически такое противоречие в су­дебном порядке может быть решено в пользу налогоплательщика. Однако налогоплательщик может выиграть такой спор исключительно по фор­мальным обстоятельствам, которые все равно не будут препятствовать проверке сотрудниками налоговых органов любых статей баланса органи­зации. Ведь у работников ФНС России вполне достаточно различных инструментов для проверки имущественных прав и обязательств налого­плательщика и без составления инвентаризационных описей.

Наши рекомендации