Организация проведения инвентаризации

Инвентаризация - это способ определения фактического наличия товарно-материальных ценностей на предприятии и сверка их с данными учета.

Основополагающим документов, определяющим место и роль инвентаризации в системе бухгалтерского учета, является Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Этот документ определяет цели инвентаризации, случаи проведения обязательных инвентаризаций и порядок регулирования выделенных при инвентаризации расхождений фактического наличия ценностей с данными бухгалтерского учета. Рабочим нормативным документом, определяющим технические указания по инвентаризации, являются Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Минфином РФ № 49 от 13.06.1995 г.

Основные задачи инвентаризации:

1. выявление фактического наличия имущества на предприятии;

2. контроль за сохранностью имущества путем сопоставления фактического наличия имущества с данными с бухгалтерского учета;

3. выявление неиспользуемого имущества;

4. проверка соблюдения правил и условий хранения имущества;

5. проверка реальности стоимости учтенного в балансе имущества.

В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета предприятия самостоятельно определяют количество инвентаризаций в отчетном периоде, даты их проведения. Кроме этого обязательно проводятся инвентаризации в следующих случаях.:

· при передаче имущества предприятия в аренду, выкупе, продажи, а также преобразования государственного муниципального предприятия в акционерное общество;

· перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

· при смене материально-ответственных лиц (на день приема-передачи дел);

· при установление фактов хищений, а также порчи ценностей - немедленно после установления фактов;

· в случае пожара или стихийных бедствий;

· при переоценке имущества;

· при реорганизации и ликвидации предприятия.

Ответственность за полноту и правильность проведения инвентаризации и обеспечение их внезапности несет руководитель предприятия. Главный бухгалтер обязан контролировать соблюдение установленных правил проведения инвентаризации.

Инвентаризацию можно разделить на четыре этапа:

1. подготовительный;

2. проверка фактического наличия документов;

3. документальное оформление результатов инвентаризации

4. принятие решений руководителем по результатам инвентаризации..

Инвентаризации подлежит все имущество предприятия, числящееся на балансе, независимо от его местонахождения, а также материальные ценности и денежные средства, не принадлежащие организации, но числящиеся на бухгалтерском учете, в том числе находящиеся на ответственном хранении, арендованные и др.

Основанием для проведения инвентаризации является распоряжение руководителя предприятия, в котором указывается время начала инвентаризации и состав комиссии.

Документальное оформление инвентаризации.

Проведение инвентаризации оформляется инвентаризационной описью, которая составляется в трех экземплярах. Инвентаризационные описи могут составляться как с помощью средств вычислительной техники, так и ручным способом чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без подчисток и помарок.

Наименование материальных ценностей и их количество показываются в описи по номенклатуре в единицах измерения, принятых в учете. На каждой странице описи указывается прописью число порядковых номеров и количество натуральных показателей. записанных на данной странице.

Исправление ошибок проводится на всех экземплярах описей корректурным способом подписывается всеми членами комиссии и материально-ответственными лицами.

Каждая страница подписывается всеми членами инвентаризационной комиссии и материально -ответственными лицами.

При инвентаризации в случае смены материально-ответственного лица инвентаризационные описи составляются в четырех экземплярах. Лицо, принявшее ценности расписывается в их получении, а сдавшее - в их сдаче.

Формы бухгалтерского учета. Общие положения

Строение учетных регистров, применяемых в бухгалтерском учете, их взаимосвязь, последовательность и способы записи в них хозяйственных операций определяется формой бухгалтерского учета.

Форма бухгалтерского учета - определенная организация формирования информационной системы, обеспечивающая в строго установленной последовательности и взаимосвязи совмещение хронологической и систематической записей, синтетического и аналитического учета для целей текущего контроля за фактами хозяйственной жизни (экономических событий) и составления отчетности.

Основными признаками, определяющими ту или иную форму являются:

1. виды применяемых регистров, взаимосвязь между ними;

2. последовательность и способы записи в них;

3. применение средств вычислительной техники.

Признаками, отличающими одну форму бухгалтерского учета от других являются:

1. количество применяемых регистров, их назначение, содержание и внешний вид;

2. взаимосвязь хронологических и систематических регистров синтетического и аналитического учета;

3. последовательность и способы записей в учетные регистры;

4. степень использования средств механизации и автоматизации в бухгалтерском учете;

В современном бухгалтерском учете применяются следующие формы бухгалтерского учета: мемориально-ордерная, журнально-ордерная, автоматизированная (диалоговая) и упрощенная.

Наши рекомендации