Тема 3. Бухгалтерский баланс

1. Понятие о бухгалтерском балансе, его структура и содержание.

2. Виды бухгалтерских балансов.

3. Изменения в балансе под влиянием хозяйственных операций.

Понятие о бухгалтерском балансе, его структура
и содержание

Баланс в бухгалтерском учете имеет двоякое значение:

1) баланс – это элемент метода бухгалтерского учета, то есть равенство дебета и кредита; равенство аналитических счетов соответствующему синтетическоту счету; равенство актива и пасива;

2) баланс предприятия – форма №1, это основная форма бухгалтерской отчетности, которая содержит информацию о составе имущества и источников его образования на 1 число месяца, квартала, года.

Одной из функций бухгалтерского учета является предоставление пользователям информации о финансовом положении предприятия.

Важнейшим источником информации о финансовом положении предприятия является бухгалтерский баланс.

Термин «баланс» французского происхождения: буквально “balanc” переводится как весы, то есть равновесие. В бухгалтерском учете способ балансового обобщения используется для группировки информации об объектах учета в стоимостном выражении. Внешне бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, которая состоит из двух частей: одна называется активом, другая пассивом.

С помощью бухгалтерского баланса хозяйственные средства предприятия группируются, с одной стороны (в активе), по видам и размещению, с другой стороны (в пассиве), по источникам формирования и целевому назначению.

Актив и пассив баланса состоят из отдельных статей.

Статья баланса представляет собой отдельное наименование объектов имущества (хозяйственных средств) или его источников (обязательств и капитала). Статьи, размещенные в активе, называются активными, а в пассиве – пассивными. Конечные итоги актива и пассива баланса называются валютой баланса.

Система отражения экономической информации в бухгалтерском учете изначально строится на предпосылке: для того чтобы действовать, предприятию нужны средства (экономические ресурсы). Эти средства должны быть представлены их собственником. Вкладываемая собственность становится экономическими ресурсами предприятия. Таким образом, получается равенство:

Средства = Средства

(экономические ресурсы) (собственность)

Экономические ресурсы –это все то, чем располагает предприятие, и то, что необходимо для его функционирования.

Собственностьпредстает в двух видах:

1) капитал (уставный фонд), который вносится собственниками предприятия – это собственность учредителей организации;

2) обязательства и задолженность – собственность кредитор предприятия.

По принятой в бухгалтерском учете терминологии:

· экономические ресурсы – это активы,

· задолженности и капитал – пассивы.

Итак, в бухгалтерском учете средства предприятия рассматриваются с двух точек зрения:

Чем являются средства = Кто вложил средства

(активы) (пассивы)

активы = пассивы

пассивы = задолженность + капитал

активы = задолженность + капитал

Это равенство называется основным равенством бухгалтерского учета (ОРБ). Активы и пассивы всегда будут равны друг другу независимо от количества проведенных операций. Могут меняться размеры активов, капитала и задолженности, но равенство активов и пассивов будет сохраняться всегда.

Активы – экономические ресурсы,которыми предприятие владеет и от которых ожидает получить выгоду в будущем, используя их в своей деятельности.

Активы предприятия включают: здания, оборудование, запасы товаров, транспортные средства, причитающиеся фирме выплаты (задолженность клиентов или счета дебиторов), счета в банке, наличные
деньги.

Активы должны отвечать двум требованиям:

1) находиться во владении предприятия;

2) иметь денежное выражение.

Видов активов на предприятии очень много. Как же бухгалтер учитывает в ежедневной практике все их? Однотипные виды активов группируются по принятым в учете категориям. Например, монеты, банкноты, находящиеся в наличии у предприятия, группируются в активе «Касса».

Задолженность(или обязательства) предприятия складывается из:

· денег, которые предприятие должно за поставленные ему товары;

· затрат, произведенных в интересах предприятия;

· заемных средств, предоставленных предприятию в пользование.

Задолженность, как и долги, – это требование, признаваемое законодательно. То есть закон дает предприятию-кредитору право требовать возмещения долгов, и в соответствии с законом предприятие-кредитор может принудить предприятие-должника продать свои активы для погашения долга. В этом случае кредиторы имеют преимущественное право вернуть свои деньги полностью, прежде чем что-то получит владелец предприятия-должника, даже если тому придется продать все свои активы.

Капитал –это собственность, вкладываемая в дело. Этот вклад может быть в виде денег, оборудования и т.д. Предприниматель (или акционер предприятия) является владельцем своего предприятия, поэтому все активы представляют его собственность.

Собственный капитал представляет собой остаточный интерес инвесторов (собственников) в активах предприятия после вычитания пассивов. Инвесторы (собственники) в отличие от кредиторов обладают лишь правом остаточного иска, то есть объектом их исков могут быть все средства, остающиеся после платежей по обязательствам предприятия.

Из вышеизложенного следует, что все активы предприятия могут быть востребованы либо кредиторами, либо его владельцами. А поскольку общая сумма претензий собственников и кредиторов не может превышать сумму имеющихся активов, то из этого вытекает равенство актива и пассива.

Это уравнение может быть представлено в следующем виде:

Активы = Пассивы + Капитал

или

Средства = Обязательства + Капитал

Виды бухгалтерских балансов

Существует множество видов бухгалтерских балансов. В зависимости от цели их составления балансы классифицируют по следующим признакам: времени составления, источникам составления, формам собственности, объектам отражения, способам очистки.

1. По времени составления бухгалтерские балансы могут быть: вступительные, текущие, ликвидационные, разделительные, объединительные.

1.1. Вступительный баланс составляют на момент возникновения предприятия. В нем отражают капитал, с которого предприятие начинает свою деятельность.

1.2. Текущие балансы составляют периодически в течение всего времени существования предприятия. Они подразделяются на начальные (входящие), промежуточные и заключительные (исходящие). Начальный баланс формируется на начало, а заключительный – на конец отчетного года. В свою очередь заключительный баланс отчетного года является начальным балансом следующего года. Промежуточные балансы составляются за период между началом и концом года и отличаются от заключительных, во-первых, тем, что к последним прилагается большее число отчетных форм, раскрывающих те или иные статьи баланса; во-вторых, промежуточные балансы составляются, как правило, только на основании данных текущего бухгалтерского учета, тогда как перед составлением заключительного баланса должна быть проведена полная инвентаризация всех статей баланса (основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и финансовых обязательств) с отражением ее результатов, вследствие чего заключительные балансы более реальны.

1.3. Ликвидационный баланс формируют при ликвидации предприятия. Эти балансы составляют в течение всего периода ликвидации, они также носят название вступительных ликвидационных (на начало периода ликвидации), промежуточных ликвидационных (в течение вышеуказанного периода) и заключительных ликвидационных (на конец периода ликвидации).

1.4. Разделительные балансы составляют в момент разделения крупного предприятия на несколько более мелких или передачи одной либо нескольких структурных единиц данного предприятия другому предприятию. В последнем случае баланс часто называют передаточным.

1.5. Объединительный баланс формируют при объединении (слиянии) нескольких предприятий в одно или при присоединении одной или нескольких структурных единиц к данному предприятию.

2. По источникам составления балансы подразделяют на инвентарные, книжные и генеральные.

2.1. Инвентарные балансы составляют только на основании инвентаря (описи) средств; они представляют собой сокращенный и упрощенный его вариант и требуются при возникновении нового предприятия на существовавшей ранее имущественной основе или при изменении хозяйством своей формы (например превращении его из государственного в акционерное).

2.2. Книжный баланс составляют только на основании данных текущего бухгалтерского учета без предварительной проверки их путем инвентаризации.

2.3. Генеральный баланс составляют на основании учетных записей и данных инвентаризации. Согласно последней уточняются остатки средств и финансовых обязательств, и тем самым повышается реальность баланса.

3. По объему информациибалансы подразделяются на единичные, сводные и консолидированные.

3.1. Единичный баланс отражает деятельность только одного предприятия и составляется на основании данных текущего учета.

3.2. Сводные балансы получают путем механического сложения сумм по соответствующим статьям единичных балансов и подсчета общих итогов актива и пассива. В таком балансе отдельные графы характеризуют состояние средств тех или иных предприятий, а графа «Всего» отражает общее состояние средств всех предприятий в целом.

4. По характеру деятельности состовляются балансы основной и неосновной деятельности.

4.1. Основной называется деятельность, соответствующая профилю предприятия, его уставу (для промышленных предприятий основной является деятельность по производству и реализации промышленной продукции; для строительных предприятий – выполнение строительно-монтажных работ; для торговых предприятий – покупка и продажа товаров и т.п.); все прочие виды деятельности предприятий – неосновные (подсобные, сельские, жилищно-коммунальные и транспортные хозяйства и т.д.).

4.2. Подразделения предприятий, занимающиеся не основной деятельностью, могут иметь отдельные балансы. Однако во многих случаях показатели работы этих подразделений отражаются в балансе основной деятельности. При этом средства подразделений, занимающихся не основной деятельностью, отражаются на соответствующих статьях баланса вместе со средствами по основной деятельности.

5. По формам собственности различают балансы государственных, муниципальных, кооперативных, коллективных, частных, смешанных и совместных предприятий, а также общественных организаций.

6. По объекту отражениябалансы делятся на самостоятельные и отдельные.

6.1. Самостоятельный баланс имеют только предприятия, являющиеся юридическими лицами.

6.2. Отдельный баланс составляют структурные подразделения предприятия (филиалы, цехи, автотранспортные и жилищно-коммунальные хозяйства).

7. По способу очистки может быть баланс-брутто и баланс-нетто.

7.1. Баланс-брутто – это баланс, валюта которого включает в себя регулирующие статьи. Регулирующими называют статьи, суммы по которым при определении фактической себестоимости (или остаточной стоимости) средств вычитаются из суммы другой статьи. Например, для расчета остаточной стоимости основных средств из суммы статьи "Основные средства" вычитается сумма регулирующей статьи "Износ основных средств".

7.2. Баланс-нетто – это баланс, валюта которого не включает регулирующие статьи. Исключение из баланса регулирующих статей называется его "очисткой". Баланс-нетто позволяет упростить систему балансовых показателей, получить реальную оценку хозяйственных средств предприятия.

Наши рекомендации