Классификация хозяйственных средств
Для осуществления хозяйственной деятельности каждая организация должна располагать определенными средствами. Размер средств, характер использования зависят от вида, объема деятельности организации. Хозяйственные средства любой организации бухгалтерия рассматривается с двух точек зрения.
С одной стороны – из каких видов эти средства состоят, в какой сфере размещены (производство, торговля);
с другой стороны – за счет каких источников это имущество приобреталось или формировалось.
Хозяйственные средства по составу и размещению являются активом организации и классифицируются как внеоборотные активы и оборотные активы.
Внеоборотные активы подразделяются на основные средства. нематериальные активы, оборудование к установке, вложения во внеоборотные активы.
Основные средства - это часть средств труда, с помощью которых человек в процессе производства воздействует на предмет труда с целью получения определенного продукта; это предметы, срок службы которых составляет более 12 месяцев независимо от стоимости. Главной особенностью основных средств является то, что они длительное время в неизменной форме участвуют в процессе производства и постепенно переносят свою стоимость на вновь создаваемый продукт с помощью амортизационных отчислений.
Нематериальные активы– это вид средств, не имеющих материально – вещественной (физической) структуры; используются в течение длительного времени свыше 12 месяцев. К ним относятся патенты, программы для ЭВМ, право на изобретение, товарный знак, НОУ – ХАУ и т.п.
Оборотные активы подразделяются на производственные запасы, затраты на производство, готовую продукцию и товары, денежные средства.
Производственные запасы – сырьё, материалы, запасные части, тара, топливо, животные на выращивании и откорме; резервы под снижение стоимости материальных ценностей; налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям.
Затраты на производство – расходы по обычным видам деятельности, (кроме расходов на продажу) – основное производство; полуфабрикаты собственного производства; затраты на вспомогательные производства; общепроизводственные и общехозяйственные расходы; брак в производстве.
Готовая продукция и товары – это выпуск продукции; товары для перепродажи; торговая наценка; готовая продукция; расходы на продажу, связанные с продажей продукции, товаров, работ, услуг; товары отгруженные; выполненные этапы по незавершенным работам.
Денежные средства - это денежная наличность в российской и иностранной валюте, находящаяся в кассе, на расченых и других счетах; ценные бумаги; платежные и денежные документы; финансовые вложения; расчеты с покупателями и заказчиками; расчеты с подотчетными лицами; расчеты с разными дебиторами и кредиторами. Дебиторская задолженность – это задолженность различных организаций или отдельных лиц данной организации. Дебиторами называются организации или отдельные лица, которые используют средства данной организации.
Хозяйственные средства по источникам образования и целевому назначению подразделяются на две группы: собственные средства и заемные (привлеченные) средства.
Собственные средства(капитал и резервы): уставный капитал, резервный капитал, добавочный капитал, нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), собственный акции (доли); целевое финансирование; прибыли и убытки.
Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд) – первоначально инвестированный капитал, образуется при создании организации за счет вкладов учредителей, стоимости основных средств, нематериальных и других активов, необходимых для обеспечения уставной деятельности организации. Уставный капитал может изменяться.
Добавочный капитал– собственный капитал организации, образовавшийся в результате дополнительного внесения собственниками средств сверх зарегистрированного уставного капитала или за счет прироста стоимости внеоборотных активов при их переоценке.
Резервный капитал (фонд) – формируется за счет части прибыли и используется для покрытия потерь, возникших в результате чрезвычайных обстоятельств.
Прибыль– сумма превышения доходов над расходами, полученная от реализации продукции, работ, услуг. К собственному капиталу относится нераспределенная прибыль Сумма превышения расходов над доходами является убытками организации.
Целевое финансирование – поступления активов со стороны государства и других организаций . Используется для покрытия расходов целевого характера.
Привлеченные (заемные ) средства : долгосрочные кредиты и займы; краткосрочные кредиты и займы; кредиторская задолженность; обязательства по распределению.
Долгосрочные кредиты и займы–кредиты банков, выдаваемые на срок более 12 месяцев. К долгосрочным займам относят средства, полученные в результате выпуска и продажи акций трудового коллектива, облигаций.
Краткосрочные кредиты и займы – обязательства перед банками и другими организациями, срок погашения которых не превышает 12 месяцев после отчетной даты.
Кредиторская задолженность – это долги организации за товары и услуги другим организациям или отдельным лицам. Кредиторами называются организации и лица, которым должна данная организация. Кредиторская задолженность возникает, если материалы и товары поступают раньше, чем произведена за них оплата.
Обязательства по распределению – к ним относятся задолженность персоналу по оплате труда; задолженность бюджету по налогам и сборам; задолженность внебюджетным фондам по социальному страхованию и обеспечению.
МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Метод бухгалтерского учета – это совокупность способов и приемов, с помощью которых познается предмет бухгалтерского учета. Метод бухгалтерского учета включает в себя способы и приемы, которые принято называть элементами метода бухгалтерского учета:
бухгалтерский баланс; счета; двойная запись; бухгалтерская отчетность; документирование; инвентаризация; оценка; калькуляция.
Бухгалтерский баланс - это способ обобщения и группировки информации о хозяйственных средствах предприятия и источниках их образования на основе документации на определенную дату в денежном выражении.
Счета – способ экономической группировки и текущего учета однородных по экономическому содержанию хозяйственных средств и их источников.
Двойная запись – это отражение каждой хозяйственной операции на двух счетах бухгалтерского учета в равных суммах по дебету одного и по кредиту другого счетов.
Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах её хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
Документирование – первичная регистрация хозяйственных операций или прав на них с помощью документов.
Инвентаризация – способ проверки соответствия фактического наличия имущества данным бухгалтерского учета.
Оценка– способ выражения в денежном измерении имущества предприятия и его источников.
Калькуляция– способ группировки затрат и определения себестоимости, т.е. фактических затрат предприятия в денежной форме на единицу продукции, работ, услуг.