Классификация хозяйственных средств

Хозяйственные средства являются основным объектом бухгал­терского учета, поскольку они могут быть зафиксированы и исчис­лены на определенный момент времени. Хозяйственные процессы и результаты деятельности отражаются в бухгалтерском учете посред­ством отражения изменений в состоянии хозяйственных средств, произошедших под влиянием конкретной хозяйственной операции. Для целей бухгалтерского учета хозяйственные средства классифицируются по двум критериям:

* по составу и функциональной роли в процессе хозяйственной деятельности организации (актив);

* по источникам образования и целевому назначению (пассив).

Все активы в зависимости от продолжительности и характера использования в хозяйственной деятельности организации подраз­деляются на две основные группы:

* внеоборотные (долгосрочные);

* оборотные (краткосрочные).

Внеоборотные активы в своей первоначальной форме участвуют в нескольких операционных (производственных) циклах в течение периода, превышающего 12 месяцев (или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев).

Нематериальные активы — исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, используемые в хозяйственной деятельности организации и приносящие экономические выгоды (доход) в течение периода, превышающего 12 месяцев, возника­ющие, в частности:

* из авторских и иных договоров на произведения науки, лите­ратуры, искусства и объекты смежных прав, на программы для ЭВМ, базы данных и др.:

* из патентов на изобретения, промышленные образцы, из свидетельств на полезные модели, товар­ные знаки и знаки обслуживания или лицензионных договоров на их использование.

Основные средства — материальное имущество организации, используемое к качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления органи­зацией в течение периода, превышающего 12 месяцев (или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев).

К основным средствам относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные сред­ства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий и продуктивный скот, многолетние на­саждения, внутрихозяйственные дороги, находящиеся в собствен­ности земельные участки и объекты природопользования, прочие основные средства.

Амортизация в бухгалтерском учёте — процесс перенесения по частям стоимости основных средств и нематериальных активов по мере их физического или морального износа на стоимость производимой продукции (работ, услуг).

Амортизационные отчисления — отчисления части стоимости основных фондов для возмещения их износа. Амортизационные отчисления включаются в издержки производства или обращения. Производятся коммерческими организациями на основе установленных норм и балансовой стоимости основных фондов, на которые начисляется амортизация.

Амортизационные отчисления производятся по определённым нормам относительно балансовой стоимости объекта основных фондов. Чтобы найти амортизационный период, надо 100 делить на норму амортизации.

Норма амортизации — это установленный годовой процент возмещения стоимости изношенной части основных средств.

Согласно российским стандартам бухгалтерского учёта (ПБУ 6/01 «Основные средства»), существуют четыре основных способа начисления амортизации для бухгалтерского учёта по объектам основных средств:

· Линейный способ — происходит равномерное начисление амортизации с первоначальной до остаточной стоимости (в конце срока службы) в течение всего срока использования. Текущая остаточная стоимость определяется вычитанием суммарной накопленной амортизации основного средства из первоначальной стоимости. Первоначальная стоимость - оценка, по которой принимаются к бухгалтерскому учету объекты основных средств, нематериальных активов и других видов активов. Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

  • Способ уменьшаемого остатка — сумма амортизации за каждый период равняется остаточной стоимости, умноженной на определенный процент. Каждый год амортизация начисляется на остаточную стоимость в начале года.
  • Способ списания стоимости пропорционально объёму продукции (работ) — амортизация начисляется на основе какого-либо натурального показателя (например, машино-час использования оборудования).
  • Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.

Для целей российского налогового учёта по налогу на прибыль может применяться два способа начисления амортизации:



  • Линейный способ
  • Нелинейный способ

Компания может самостоятельно выбрать метод амортизации, если иное не установлено законодательством в отношении определённых объектов. Обязательным условием является применение выбранного метода амортизации к группе однородных объектов в течение всего срока полезного использования.

Доходные вложения в материальные ценности — материальное имущество организации, предназначенное для представления другим организациям и лицам во временное пользование (аренду, прокат) с целью получения дохода.

Незавершенное строительство — затраты, связанные с приобре­тением и созданием объектов основных средств, нематериальных активов, доходных вложений в материальные ценности, находящих­ся в процессе доведения до состояния, пригодного к использова­нию в запланированных целях.

Долгосрочные финансовые вложения:

1) государственные и муни­ципальные ценные бумаги, ценные бумаги других организаций, в которых определены дата и стоимость погашения (облигации, векселя);

2) вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций (в том числе дочерних и зависимых обществ), а также предоставленные другим организациям займы;

3) депозитные вклады в кредитных организациях;

4) дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требо­вания.

Всё вышеперечисленное способно приносить экономические выгоды организации со сроком нахождения (использования) в организации более 12 ме­сяцев.

Оборотные активы используются в хозяйственной деятельности организации в течение срока, не превышающего 12 месяцев (или обычного операционного цикла, если он не превышает 12 месяцев).

Материалы — материальное имущество организации, использу­емое в качестве предметов труда в процессе производства продукции, оказания услуг и выполнения работ или управления организацией, а также средства труда со сроком полезного использования менее 12 месяцев и стоимостью в пределах установленного организацией лимита менее 40 000 руб.

Незавершенное производство — продукция (работы, услуги), не прошедшая всех стадий (фаз, переделов) обработки, предусмотрен­ных технологическим процессом в организации; изделия неукомплектованные, не прошедшие испытаний и технической при­емки.

Готовая продукция — продукция (работы), прошедшая все стадии обработки, предусмотренные технологическим процессом в органи­зации, испытания и приемку, полностью укомплектованная и соот­ветствующая техническим условиям и стандартам.

Товары — материальное имущество организации, приобретенное для перепродажи.

Дебиторская задолженность — задолженность перед организаци­ей различных лиц, возникающая вследствие наличия временного разрыва между моментом возникновения обязательства и моментом его фактического погашения.

Краткосрочные финансовые вложения:

1) инвестиции организации в государственные и муниципальные ценные бумаги;

2) ценные бумаги других организации, в том числе долговые ценные бумаги, в которых определены дата и стоимость погашения (облигации, векселя);

3) вклады в уставные (складочные) капиталы дру­гих организации (в том числе дочерних и зависимых обществ);

4) предоставленные другим организациям займы;

5) депозитные вкла­ды в кредитных организациях.

Всё вышеперечисленное способно приносить экономические выгоды организации со сроком нахождения (использования) в организации менее 12 ме­сяцев.

Денежные средства разделяются на:

1) денежные средства в кассе;

2) денежные средства на расчётном счёте;

3) денежные средства на валютном счёте;

4) денежные средства на специальных счетах в банках;

5) денежные средства в пути.

В целях отражения в бухгалтерском учете опенка активов произ­водится организацией в денежном выражении в порядке, установ­ленном законодательными и нормативными актами.

Наши рекомендации