Погашение стоимости отдельных предметов, числящихся в составе оборотных средств
Стоимость отдельных предметов, числящихся в составе оборотных средств, погашается путем списания в затраты. На основании первичных документов (требований, лимитно-заборных карт) отдельные предметы, числящиеся в составе оборотных средств, стоимостью до одной базовой величины могут быть отнесены на затраты в размере 100% их стоимости.
Стоимость специнструментов и приспособлений погашается по нормативным или сметным ставкам, рассчитанным исходя из сметы расходов на их изготовление (приобретение) и запланированного выпуска продукции сроком до двух лет.
Погашение стоимости специнструментов и спецприспособлений, предназначенных для индивидуальных заказов, производится по мере отпуска их и передачи заказа в производство. Таким образом, их списание в расход может быть только по выполнении или при прекращении заказа.
По предметам, имеющим сроки службы (спецодежда, спецобувь и др.) в связи с большой их номенклатурой, незначительными сроками носки (от 1 года до 5) целесообразнее списывать их в затраты в размере 50% при передаче в эксплуатацию и 50% по мере естественного износа.
По другим видам малоценных и быстроизнашивающихся предметов списание в затраты производится в размере 50% при передаче их в эксплуатацию и остальных 50% - при выбытии за непригодностью. Для определения непригодности отдельных предметов, числящихся в составе оборотных средств к дальнейшему использованию субъекты хозяйствования должны создавать комиссии.
При списании отдельных предметов, числящихся в составе оборотных средств, составляется акт выбытия (ф. №мб-4), который необходимо регистрировать в специальном журнале. Акт оформляется при поломке, порче, утере и естественном износе предметов. В обязательном порядке указывается причина выбытия.
В обязанности комиссии входит:
-производить непосредственный осмотр предметов, подлежащих списанию;
-устанавливать непригодность отдельных предметов, числящихся в составе оборотных средств, к дальнейшему использованию;
-определять возможность или целесообразность проведения восстановительного ремонта;
-определять вид и количество материалов, запасных частей, отходов, подлежащих оприходованию;
-составлять акт на списание отдельных предметов, числящихся в составе оборотных средств, по форме № МБ-8 и прилагать к нему все акты выбытия.
Второй экземпляр акта направляется в бухгалтерию, которая проверяет правильность заполнения и рассчитывает размер ущерба, который взыскивается с виновных лиц. После подписания и утверждения акта перечисленные в нем отдельные предметы, числящиеся в составе оборотных средств, передаются на склад для утилизации, а затем один экземпляр акта – в бухгалтерию для отражения операций в учете.
Синтетический учет отдельных предметов, числящихся в составе оборотных средств
Для обобщения информации о наличии и движении отдельных предметов, числящихся в составе оборотных средств, предназначен счет 10 «Материалы».
В соответствии с Законом о бухгалтерском учете и отчетности отдельные предметы, числящиеся в составе оборотных средств, оцениваются в учете и балансе по фактическим затратам на их приобретение, сооружение или изготовление. Для учета износа используется счета: 20, 23, 25, 26, 29, 44 и т.д.
Основные операции по движению отдельных предметов, числящихся в составе оборотных средств, отражаются следующими бухгалтерскими записями:
Д-т сч.10 К-т сч.60, 71 – приобретены за плату на сумму без НДС
Д-т сч.10 К-т сч.08, 20, 23, 29 - поступили из собственного производства
Д-т сч. 10 К-т сч.75 - поступили в счет вклада учредителей в уставный фонд
Д-т сч.10 К-т сч.91.1 – оприходованы в результате ликвидации основных средств
Д-т сч.10 К-т сч.98 – поступили безвозмездно
Д-т сч.10 К-т сч.23, 60, 68, 69, 70, 71, 76 и др. – списываются расходы по приобретению, сооружению, изготовлению
Д-т сч.10 К-т сч.91.1 – оприходованы излишки, выявленные при инвентаризации
Доначисление износа при выбытии МБП эта сумма должна быть уменьшена на стоимость возвратных отходов, подлежащих оприходованию.
Д-т сч.94 К-т сч.10 – выявлена недостача
ТЕМА 3
УЧЕТ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ)
ЛЕКЦИЯ 2.12 Общие положения по учету затрат на производство продукции (работ, услуг)
- Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и возмещаемых из других источников.
- Задачи учета и контроля производственных расходов. Классификация затрат на производство.
1.Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и возмещаемых из других источников.
Порядок учета затрат на производство регулируется Основными положениями по составу затрат на производство, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) (утвержденными Постановлением Министерства статистики и анализа от 30.01.98 г. №01-21/8, Министерством труда от 30.01.98 г. №03-02-07/300, Министерством финансов от 30.01.98 г. №3, Министерством экономики от 26.01.98 г. №19-12/397, с изменениями и дополнениями), который носит рекомендательный характер
Затраты– стоимостная оценка ресурсов, потребленных организацией в процессе производства и реализации товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг.
Все затраты организаций подразделяются на:
- затраты по видам деятельности
- прочие доходы и расходы
Затраты по видам деятельности в свою очередь включают:
1. затраты, включаемые в себестоимость реализованных товаров, продукции (работ, услуг)
2. расходы на управление, обслуживание и организацию производства (общепроизводственные и общехозяйственные расходы), если согласно учетной политике они не включаются в себестоимость продукции, а в полном объеме списываются в Д-т сч. 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» субсчет 4 «Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг»
3. расходы на реализацию товаров, продукции (работ, услуг)
Себестоимость продукции (работ, услуг) – стоимостная оценка используемых в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.
Для учета затрат на производство используется ряд счетов бухгалтерского учета – 20, 23, 25, 26, 28. Затраты по этим счетам группируются по экономическим элементам, статьям калькуляции, видам продукции. Фактическая себестоимость производимой продукции отражается на сч. 20 «Основное производство». По Д в течение месяца собираются прямые затраты проводками:
Д-т 20 «Основное производство»
К-т 02 «Амортизация основных средств»
К-т 10 «Материалы»
К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
К-т 68 «Расчеты по налогам и сборам»
К-т 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»
К-т 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
К-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и т.д.
Расходы на управление, обслуживание и организацию производства не могут быть прямо отнесены на себестоимость конкретного изделия, поскольку являются косвенными. Они предварительно учитываются на собирательно-распределительных сч. 25, 26. В конце месяца эти расходы списываются на сч.20 для включения их в общую сумму затрат записью
Д-т 20 «Основное производство»
К-т 25 «Общепроизводственные затраты»
К-т 26 «Общехозяйственные затраты»
В аналитическом учете собранные расходы по Д сч.25 и 26 должны быть распределены между изготавливаемыми изделиями. Порядок распределения расходов зависит от особенностей отдельных производств и может осуществляться пропорционально:
1. часам работы оборудования
2. зарплате производственных рабочих
3. количеству выпущенной продукции и т.д.
По К сч.20 отражаются: отходы производства, попутная продукция, себестоимость окончательно забракованной продукции, стоимость неиспользованных и возвращенных на склад материалов, фактическая себестоимость сданной на склад готовой продукции, которая отражается в учете проводкой:
Д-т 43 «Готовая продукция»
К-т 20 «Основное производство»
Дебетовое сальдо сч.20 отражает затраты, относящиеся к незавершенному производству (НЗП).
На основе данных сч.20 составляются калькуляции себестоимости отдельных видов продукции.
Для определения себестоимости продукции или услуг вспомогательных производств, которая используется в основном цехе и службами предприятия (пар, вырабатываемый парокотельным цехом, потребляется для отопления цехов) используется сч.23. В конце месяца соответствующая доля этих затрат списывается через сч.25 и 26 прямо на сч. 20 записью
Д-т 20 «Основное производство»
К-т 23 «Вспомогательные производства»
Расходы на реализацию представляют собой расходы:
-по организации сбыта (маркетинговые услуги);
-на тару, упаковку изделий на складах;
-по доставке продукции на станцию отправления;
-комиссионные сборы, уплачиваемые сбытовым и посредническим организациям и др. аналогичные по назначении.
Учитываются данные расходы в течение месяца по Д сч.44 «Расходы на реализацию» проводками
Д-т 44 «Расходы на реализацию»
К-т 02 «Амортизация основных средств»
К-т 10 «Материалы»
К-т 68 «Расчеты по налогам и сборам»
К-т 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»
К-т 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
К-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и т.д.
Ежемесячно эти расходы относятся на себестоимость реализованных товаров, продукции (работ, услуг) пропорционально объему реализации проводкой
Д-т 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» субсчет 4 «Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг»
К-т 44 «Расходы на реализацию»
Прочие доходы и расходы представляют собой затраты по осуществлению хозяйственных операций, не являющихся предметом деятельности данной организации:
-расходы, связанные с продажей и прочим выбытием основных средств и нематериальных активов, производственных запасов, валютных ценностей, ценных бумаг и иных активов;
-расходы, связанные с участием в уставных фондах других организаций;
-расходы, связанные с участием в совместной деятельности по договору простого товарищества;
-начисленные проценты по кредитам и займам (за исключением процентов по просроченным, полученным для приобретения основных средств и нематериальных активов, проценты по которым в конце года относятся на стоимость соответствующих активов)
-штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
-убыток прошлых лет, выявленный в отчетном году;
-суммы дебиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности;
-суммы недостач, потерь и порчи активов;
-судебные издержки;
-потери и расходы в связи с чрезвычайными обстоятельствами и т.д.
и т.д.
Учитываются операционные расходы в течение месяца по Д сч. 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 4 «Прочие расходы» проводками
Д-т 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 4 «Прочие расходы»
К-т 01 «Основные средства»
К-т 04 «Нематериальные активы»
К-т 51 «Расчетные счета»
К-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и т.д.
По истечение месяца сальдо сч. 91 в сумме расходов списывают на счет 99 «Прибыли и убытки» проводкой
Д-т 99 «Прибыли и убытки»
К-т 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 5 «Сальдо прочих доходов и расходов»