Понятие материально-производственных запасов (МПЗ). Учет поступления и списания МПЗ.

Материально-производственные запасы (МПЗ) – материалы, сырье, тара, топливо, полуфабрикаты – используются в одном цикле (акте) произ-ва и поэтому всю свою стоимость сразу переносят на изготовленную из них продукцию (в состав себестоимости). К МПЗ относят также остатки незавершенного произ-ва, стоимость готовой продукции (своя продукция), товаров (купленные товары), расходы будущих периодов (например, аренда, т.е. оплата в данном периоде, а пользование в будущем).

Синтетический учет поступления нематериальных активов отражается на счете 04 «Нематериальные активы».

Оценка нематериальных активов производится по первоначальной стоимости. Порядок ее определения зависит от способа приобретения нематериальных активов.

1. При внесении в счет вклада в уставный фонд по договорной стоимости или экспертной оценки:

Дебет счета 04 «Нематериальные активы»

Кредит счета 75 «Расчеты с учредителями»

2. При приобретении за плату у других организаций и лиц по фактически произведенным затратам на приобретение нематериальных активов;

Дебет счета 04 «Нематериальные активы»

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

На сумму НДС

Дебет счета 18/2 «НДС по приобретенным нематериальным активам»

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

3. При создании самой организацией, исходя из фактической стоимости на их создание:

Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»

Кредит счетов: 10 «Материалы», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 26 Общехозяйственные расходы», 70 «расчеты с персоналом по оплате труда», 68 «Расчеты по налогам с сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;

Введены в эксплуатацию нематериальные активы

Дебет счета 04 «Нематериальные активы»

Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»

4. При получении безвозмездно от других организаций и лиц по рыночной стоимости на дату оприходования:

Дебет счета 04 «Нематериальные активы»

Кредит счета 98/2 «Доходы будущих периодов»

И ежемесячно по мере начисления амортизации»

Дебет счета 98/2 «Доходы будущих периодов»

Кредит счета 92 «Внереализационные доходы и расходы»

Основанием для оприходования нематериальных активов является «Акт о приемке нематериальных активов» формы НА-1. Аналитический учет нематериальных активов ведется в «Инвентарной карточке учета нематериальных активов» формы НА-2, которая открывается на каждый объект на основании первичных документов (Акт о приемке нематериальных активов, накладная и др.)

Списание МПЗ по себестоимости каждой единицы

Метод списания материалов по себестоимости каждой единицы удобен для применения в случаях, когда организация использует в производстве небольшую номенклатуру материалов и можно легко отследить, из какой именно партии списаны материалы, причем цены на них остаются достаточно стабильными в течение длительного периода. В этом случае учет ведется по каждой партии материалов отдельно, и списываются материалы именно по тем ценам, по которым они приняты к учету. Пунктом 74 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов предложено два варианта списания материалов по цене каждой единицы:

1. В себестоимость единицы включаются все расходы, связанные с приобретением этих запасов. Этот способ применяется, когда есть возможность точно определить суммы расходов по приобретению, которые относятся к разным материалам.

2. Упрощенный способ, по которому в себестоимость единицы включается только стоимость запасов по договорным ценам, а транспортные и иные расходы, связанные с их приобретением, учитываются отдельно и списываются пропорционально стоимости материалов, списанных в производство, в договорных ценах. Этот способ применяется, когда невозможно точно установить, какая доля транспортно-заготовительных расходов относится к каждой конкретной партии приобретенных материалов.

Списание материалов в производство по средней себестоимости

Метод списания МПЗ по средней себестоимости заключается в следующем. По каждому виду материалов средняя себестоимость единицы определяется как частное от деления общей себестоимости этих материалов (сумма стоимости материалов на начало месяца и поступивших в течение месяца) на количество этих материалов (сумма остатка на начало месяца и поступивших в течение месяца).

Стоимость материалов, списанных в производство, определяется умножением их количества на среднюю себестоимость. Стоимость остатка на конец месяца определяется умножением количества материала на остатке на среднюю себестоимость. Таким образом, средняя себестоимость единицы материалов может изменяться от месяца к месяцу. Сальдо по счетам учета МПЗ отражается по средней себестоимости.

Списание материалов в производство по методу ФИФО

Данный метод основан на допущении, что материалы отпускаются в производство в течение отчетного периода в последовательности их приобретения, то есть материалы, первыми отпущенные в производство, должны быть оценены по себестоимости первых по времени закупок. При применении этого метода оценка материалов, находящихся на складе производственной организации на конец отчетного периода, производится по себестоимости последних по времени закупок, а в себестоимости готовой продукции учитывается стоимость ранних по времени закупок.

В случае если первые по времени приобретения партии материалов стоят дешевле, а последующие — дороже, то применение метода ФИФО приводит к увеличению балансовой прибыли, так как материалы списываются в производство по меньшей стоимости, что снижает себестоимость готовой продукции, однако остаток материалов на складе отражается по более высокой цене.

Если цены на материалы имеют тенденцию к снижению, то применение данного метода приводит к увеличению себестоимости продукции и, соответственно, к уменьшению балансовой прибыли.

Существует два способа определения стоимости материалов, списанных в производство по методу ФИФО:

1. Сначала списываются материалы по стоимости первой приобретенной партии, если количество списанных материалов больше этой партии, списывается вторая и т.д. Остаток материалов определяется вычитанием стоимости списанных материалов из общей стоимости материалов, поступивших за месяц (с учетом остатка на начало месяца).

2. Определяется остаток материалов на конец месяца по цене последних по времени приобретения. Стоимость материалов, списанных в производство, определяется вычитанием полученной величины из общей стоимости материалов, поступивших за месяц (с учетом остатка на начало месяца).

Списание материалов в производство по методу ЛИФО

Этот метод основан на допущении, что материалы списываются в производство в последовательности, обратной той, в которой они приобретены. Материалы из ранее приобретенных партий не списываются, пока не израсходована последняя. При этом способе материалы, отпущенные в производство, оцениваются по фактической себестоимости материалов, последних по времени приобретения, а остаток материалов на конец месяца оценивается по себестоимости первых по времени приобретения.

В том случае, если первые по времени приобретения партии стоят дешевле, а последующие — дороже, применение метода ЛИФО приводит к увеличению себестоимости продукции и уменьшению балансовой прибыли. Остаток материалов на счете 10 «Материалы» отражается по более низким ценам.

Если цены на материалы имеют тенденцию к снижению, то ситуация обратная.

Существует два способа определения стоимости материалов, списанных в производство по методу ЛИФО:

1. Сначала списываются материалы по стоимости последней приобретенной партии, если количество списанных материалов больше этой партии — списывается предыдущая партия и т.д. Остаток материалов определяется вычитанием стоимости списанных материалов из общей стоимости материалов, поступивших за месяц (с учетом остатка на начало месяца)

2. Определяется остаток материалов на конец месяца по цене первых по времени приобретения. Стоимость материалов, списанных в производство, определяется вычитанием полученной величины из общей стоимости материалов, поступивших за месяц (с учетом остатка на начало месяца).

21. Формы и системы оплаты труда. Налог на доходы физических лиц.

22. Отчисления на социальные нужды и их учет.

23. Расчеты с работниками по прочим операциям. Учет расчетов с подотчетными лицами.

24. Правила и порядок ведения кассовых операций. Учет кассовых операций. Формы безналичных расчетов в РФ.

25. Понятие и виды кредитов и займов. Учет кредитов и займов.

26. Понятие и учет готовой продукции.

27. Понятие прибылей и убытков. Формирование и учет финансового результата.

28. Понятие аудита и его виды. Субъекты и объекты аудита.

29. Концепции независимого аудита.

30. Аудиторское заключение и его виды.

Наши рекомендации