Основополагающие допущения (принципы) финансовой отчетности.
1.Осмотрительность\непротиворечивости\сопоставимости\существенности\нейтральности
Достоверность и полнота\целостность ( все подразделения) \
Принципы подготовки и составления финансовой отчетности содержат следующие основополагающие допущения:
· учет по методу начисления, согласно которому результаты
операций и прочих событий признаются по факту их совершения (а не тогда, когда денежные средства или их эквиваленты получены и выплачены). Применение этого метода означает, что на каждую отчетную дату производится начисление соответствующих доходов и расходов компании (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности);
· непрерывность деятельности компании. В соответствии с этим принципом при составлении финансовой отчетности подразумевается, что компания действует и будет действовать в обозримом будущем. Компания не собирается и не нуждается в ликвидации или существенном сокращении масштабов своей деятельности. В случае ожидания прекращения деятельности компании, ее банкротства отчетность должна быть составлена исходя из предположения, что все активы будут проданы по ликвидационной стоимости.
· допущение имущественной обособленности организации, согласно которому активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций, действующее в российской практике, МСФО не предусмотрено.
Практическая реализация этого допущения на отечественных предприятиях приводит к тому, что при отражении активов в бухгалтерском учете юридическая форма превалирует над экономическим содержанием.
Расходы отражаются тогда, когда возникают и отражаются в учете соответствующие доходы. В отсутствии доходов понесенные расходы отражаются как расходы будущих периодов или переходящие на следующий период расходы на незавершенное производство или создание товарных запасов. Так действует принцип соотнесения расходов с доходами. Вместе с тем нельзя допускать переходящие остатки по статьям, которые не отвечают установленным критериям определения активов или обязательств. Например, расходы по оплате штрафов за нарушения хозяйственных договоров не порождают доходов, но их нельзя рассматривать в качестве переходящих расходов и отражать в активе отчетного бухгалтерского баланса. Они должны быть, списаны на уменьшение прибыли того отчетного периода, в котором были признаны в качестве расходов.
· Принцип объективности (objectivity principle). Финансовая отчётность должна отражать реальное состояние дел в компании.
· Принцип учёта по начислению (accrual principle). Для учёта операций фиксируются не только транзакции, связанные с деньгами, но и бартер, продажи в кредит, обмен активами и др. Фиксируются все сделки, имеющие потенциальное денежное выражение, однако факт уплаты денег не обязателен.
· Принцип соответствия (matching principle). Для учёта операций компании расходы будущих периодов должны быть капитализированы и переведены в издержки по мере получения экономического эффекта. Расходы, выгода от которых уже получена, а оплата будет произведена в будущем, должны быть признаны обязательствами.
· Принцип консерватизма. Необходимо минимизировать риск включения в финансовую отчётность излишне оптимистичной информации. Она должна быть тщательно обоснована.
· Принцип разумности. Нужно избегать излишней детализации учёта[4].
38. Состав и содержание бухгалтерской отчётности предприятия. Требования к раскрытию информации в пояснениях к отчётности.
ФЗ № 402-ФЗ дает следующее определение отчетности:
Бухгалтерская (финансовая) отчетность - информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными ФЗ.
Данный ФЗ устанавливает следующие требования к БФО:- БФО должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. - Экономический субъект составляет годовую БФО, если иное не установлено другими ФЗ, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования БУ. - Годовая БФО составляется за отчетный год. - Промежуточная БФО составляется за отчетный период менее отчетного года. - БФО должна включать показатели деятельности всех подразделений экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения. - БФО составляется в валюте РФ. -БФО считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта. - В случае опубликования БФО, которая подлежит обязательному аудиту, такая БФО должна опубликовываться вместе с аудиторским заключением. - В отношении БФО не может быть установлен режим коммерческой тайны.
Состав БФО:Финансовая отчетность состоит из 1)бухгалтерского баланса, 2)отчета о фин результатах 3) приложений к ним – отчет рб изменении капитала\отчет о движении ден средств и иные приложения
5)аудиторского заключения, подтверждающего достоверность финансовой отчетности, если организация в соответствии с законодательством подлежит обязательному аудиту.
Бухгалтерский баланс, Отчет о фин. результатах. Отчет об изменениях капитала Отчет о движении денежных средств. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. Отчета о целевом использовании полученных средств - для НКО. Промежуточная отчетность должна состоять из (ф. №1) и Отчета о прибылях и убытках (ф. №2).
Отчетным годом для всех организаций является календарный год – с 1 января по 31 декабря включительно. Первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, - по 31 декабря следующего года.
1) Бухгалтерский баланс – основная форма БФО. Он характеризует имущественное и финансовое состояние организации на отчетную дату. В балансе отражаются остатки по всем счетам БУ на отчетную дату.
2) Отчет о прибылях и убытках состоит из четырех разделов: Доходы и расходы по обычным видам деятельности; Прочие доходы и расходы; Прибыль (убыток) до налогообложения; Чистая прибыль (убыток) отчетного периода. Суммы доходов, расходов и финансовые результаты рассчитываются для отражения в отчете о прибылях и убытках нарастающим итогом с начала года до конца отчетного периода. Все расходы, а также показатели, имеющие отрицательные значения, в данной форме показываются в круглых скобках.
3)Отчет об изменениях капитала. Его заполняют организации, в которых в соответствии с законодательством формируется уставный, добавочный и резервный капитал. Главное назначение данной формы – представить пользователям сведения о структуре и динамике капитала организации.
4)отчет о движении денежных средств. Его основное назначение состоит в том, чтобы уточнить и дополнить показатели бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. В отчете о ДДС раскрывается информация о поступлении и расходовании денежных средств организации в отчетном периоде в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности, т.е. об источниках денежных средств и направлениях их использования. Начало формы
Сведения об учетной политике организации, применяемой для целей как бухгалтерского, так и налогового учета
Согласно п. 13 ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» и п. 24 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» в случае, если учетная политика организации сформирована согласно общепринятым допущениям (имущественной обособленности,
непрерывности деятельности, последовательности применения учетной политики и временной определенности факторов хозяйственной деятельности), эти допущения могут не раскрываться в пояснительной записке.
1.информация при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.
2.Информация об имуществе организации
3. подробные сведения об активах организации. В части сведений о нематериальных активах рекомендуется раскрыть информацию согласно требованиям ПБУ 14/07 «Учет нематериальных активов».
4.В части сведений об основных средствах с учетом существенности подлежит раскрытию следующая информация: доля активной части основных средств; коэффициенты обновления; коэффициенты выбытия; прочая информация.
5. информация по МПЗ: способы оценки МПЗ по группам (видам) и последствия изменения способов их оценки; стоимость МПЗ, переданных в залог;величина и движение резервов под снижение стоимости материальных ценностей, создаваемых по МПЗ, которые морально устарели или частично потеряли свое первоначальное качество.
6.Пояснения должны раскрывать данные о наличии на начало года и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода отдельных видов финансовых вложений.
7.В обязательном порядке пояснительная записка должна содержать сведения об имуществе, переданном в залог либо полученном в залог, а так же
о стоимости амортизируемого имущества, по которому в соответствии с требованиями нормативных документов амортизация не начисляется или начисление временно приостановлено.
8.Информация об операциях в иностранной валюте
9.Раскрытие информации о доходах и расходах организации
10..В пояснительной записке в составе информации о доходах и расходах организации.
11.Сведения о формировании значений показателей, отражаемых в формах отчетности в нетто-оценке
12.Информация о переводе долгосрочной дебиторской и кредиторской задолженности в краткосрочную
13.Как дебиторская, так и кредиторская задолженность, представляемая в бухгалтерском балансе как долгосрочная и предполагаемая к погашению в отчетном году, может быть показана на начало этого отчетного года как краткосрочная. Этот факт необходимо раскрыть в пояснениях к бухгалтерскому балансу.
14.Информация о связанных сторонах
Требования к данному разделу пояснительной записки регулируются Положением по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах» (ПБУ 11/08), утвержденным приказом Минфина России от 29.04.2008 № 48н.
15.Информация о событиях после отчетной даты и условных фактах хозяйственной деятельности