Тема 5. КЛАССИФИКАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКИХ СЧЕТОВ
Содержание
Аннотация. 4
Тема 5. КЛАССИФИКАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКИХ СЧЕТОВ.. 5
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 13. 5
Тема 6. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ.. 8
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 14. 8
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 15. 13
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 16. 19
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 17. 25
Тема 7. ДОКУМЕНТАЦИЯ И ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ.. 41
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 18. 41
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 19. 44
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 20. 45
Тема 8. ФОРМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА.. 51
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 21. 51
ПЛАН СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ.. 56
КЛАССИФИКАЦИЯ СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ПРЕДПРИЯТИЯ.. 61
ЛИТЕРАТУРА.. 64
Аннотация
Предлагаемый курс лекций соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта по специальности Коммерция (по отраслям) и тематическому плану рабочей программы учебной дисциплины «Бухгалтерский учет» для студентов специальности Коммерция (по отраслям).
Дисциплина «Бухгалтерский учет» входит в состав цикла общепрофессиональных дисциплин. Данная методическая разработка включает курс практических занятий, который посвящён закреплению знаний ключевой терминологии и базовых концепций в области теории бухгалтерского учета.
Данная дисциплина формирует общую систему теоретических и концептуальных представлений об управленческой деятельности, которые могут быть применены для лучшего понимания других дисциплин в области бухгалтерского учёта, а также ряд практических навыков и умений, позволяющих слушателям данного курса впоследствии принимать эффективные управленческие решения в условиях неопределенной и изменчивой внешней среды.
Задача дисциплины состоит в формировании у студентов организационно-экономического мышления, основных навыков использования методов организации, управления и экономики в практической деятельности.
Дисциплина «Бухгалтерский учет» является исходной теоретической и практической основой для изучения учебных дисциплин общепрофессионального цикла.
Тема 5. КЛАССИФИКАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКИХ СЧЕТОВ
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 13
Цель занятия –усвоение порядка классификации счетов по экономическому содержанию, назначению и структуре.
Задача 1
На основе типового плана счетов осуществить группировку счетов бухгалтерского учета по назначению и структуре в виде таблицы 1.
Таблица 1
Классификация счетов бухгалтерского учета по назначению и структуре.
Группа | Подгруппа | Код счета | Наименование счета |
Основные счета | Материальные | ||
Денежные | |||
Фондовые | |||
Расчетные | |||
Регулирующие | |||
Распределительные | Собирательно-распределительные | ||
Финансово-распределительные | |||
Отчетно-распределительные | |||
Калькуляционные | |||
Сопоставляющие | Операционно-результатные | ||
Финансово-результатные |
Задача 2
Произвести группировку представленного перечня счетов бухгалтерского учета по структуре, представленной в таблице 2.
Таблица 2
№ п/п | Код счета | Структура счета | ||
активный | пассивный | активно-пассивный | ||
Касса | ||||
Исходные данные:
№ п/п | Наименование счета | № счета |
Материалы | ||
Готовая продукция | ||
Расчеты с поставщиками | ||
Расчеты с разными поставщиками | ||
Расчеты с разными дебиторами и кредиторами | ||
Прибыли и убытки | ||
Общехозяйственные расходы | ||
Амортизация основных средств | ||
Расчеты с подотчетными лицами | ||
Резервный капитал | ||
Прочие доходы и расходы | ||
Расчеты с персоналом по оплате труда | ||
Амортизация нематериальных активов | ||
Расчетные счета |
ТЕСТ
Укажите правильный ответ.
1.Группировка счетов по экономическому содержанию осуществляется для:
а) построение системы аналитического учета;
б) обеспечение принципов отражения на счетах;
в) распределение затрат по отчетным периодам.
2.Счета классификации по экономическому содержанию подразделяются на:
а) регулирующие, основные, хозяйственных процессов и их результатов;
б) счет средств, источников образования средств, для учета хозяйственных процессов и их результатов;
в) счета средств, источников образования средств, операционные.
3.Классификация счетов по структуре предназначена для:
а) соизмерения дебетовых и кредитовых оборотов по счету;
б) понимания значения оборотов и остатков по счетам;
в) построения системы контроля.
4.Счета при классификации по структуре подразделяются на:
а) основные, операционные, бюджетно-распределительные, финансово-результатные;
б) основные, регулирующие, калькуляционные;
в) основные, регулирующие, операционные, бюджетно-распределительные, финансово-результатные, забалансовые.
5.Регулирующие счета используются для:
а) учета источников образования средств;
б) уточнения оценки объектов, отражаемых на основных счетах;
в) уточнения оценки объектов, отраженных на калькуляционных счетах.
6.Отчетно-распределительные счета используются для:
а) учета процесса заготовления;
б) уточнения оценки объектов, отражаемых на основных учетах;
в) распределения затрат по отчетным периодам.
7.Собирательно-распределительные счета используются для:
а) учета косвенных расходов, подлежащих распределению по объектам бухгалтерского учета;
б) уточнения оценки объектов, отраженных на основных счетах;
в) учета источников образования средств.
8.Особенность строения сопоставляющих счетов заключается в:
а) наличие двух остатков сразу;
б) отражение одновременно двух или более объектов учета;
в) отражение одного объекта учета в двух разных оценках.
9.Особенность отражения операций на забалансовых счетах состоит в:
а) необходимости составления особых документов;
б) простой записи;
в) двойной записи.
10.Забалнсовые счета используются для:
а) учета средств, не принадлежащих данному хозяйствующему субъекту;
б) учета средств, взятых в аренду;
в) отражения событий и операций, которые в данный момент не влияют на баланс хозяйствующего субъекта, а также для учета средств, принятых на ответственное хранение, переработку, комиссию, в аренду.
11.План счетов бухгалтерского учета - это:
а) классификация общей номенклатуры синтетических показателей бухгалтерского учет;
б) перечень аналитических счетов, используемых в учете;
в) совокупность синтетических и аналитических счетов.
Ответы к тестам
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 14
Цель занятия –отражение на счетах операций по учету заготовления (снабжения) материалов и определения их фактической себестоимости.
Задача 1
Для выполнения задания необходимо подготовить журнал регистрации хозяйственных операций, указать корреспонденцию счетов, определить фактическую себестоимость приобретенных материалов.
Счет 10 «Материалы»
Дебет | Кредит |
Об. | Об. |
Ск. |
Задача 2
Для выполнения задания необходимо подготовить журнал регистрации хозяйственных операций, указать корреспонденцию счетов, определить фактическую себестоимость приобретенных материалов.
Счет 10 «Материалы»
Дебет | Кредит |
Об. | Об. |
Ск. |
Задача 3
На основании исходных данных по бухгалтерскому учету процесса заготовления (снабжения) отразить на счетах операции по приобретению материалов с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материалов» 16 «Отклонение в стоимости материалов».
Счет 10 «Материалы»
Дебет | Кредит |
Об. | Об. |
Ск. |
УЧЕТ ПРОЦЕССА ПРОИЗВОДСТВА
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 15
Цель занятия –отражение на счетах операций по учету затрат на производство и определение фактической себестоимости изготовленной продукции.
Задача 6
На основе данных для выполнения задачи:
1) подготовить журнал регистрации хозяйственных операций ЗАО «Нива» и указать корреспонденцию счетов;
2) определить фактическую себестоимость изготовленной готовой продукции.
Счет 25
Дебет | Кредит |
Об | Об |
Счет 26
Дебет | Кредит |
Об | Об |
Счет 20
Дебет | Кредит |
Об | Об |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 16
Цель занятия –Отражение на счетах операций по учету продажи продукции и определение финансового результата от продажи.
Счет 90 «Продажи»
Дебет | Кредит |
Об. | Об. |
Счет 90 «Продажи»
Дебет | Кредит |
Об. | Об. |
Задача 9
На основе данных для выполнения задачи:
1) подготовить журнал регистрации хозяйственных операций ООО «Дюна» и указать корреспонденцию счетов;
2) определить и списать на соответствующие счета финансовый результат от продажи.
Счет 44
Дебет | Кредит |
Об. | Об. |
Счет 90
Дебет | Кредит |
Об. | Об. |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 17
Цель занятия –контроль усвоения пройденного материала, диагностика прочности знаний учащихся по теме «Учет хозяйственных процессов»
Задача 1
На основе данных для выполнения задачи:
1) подготовить и заполнить журнал регистрации хозяйственных операций;
2) открыть схемы счетов и отразить на них хозяйственные операции;
3) подсчитать обороты за месяц и вывести остатки на конец месяца;
4) определить и списать результат от реализации продукции;
5) составит оборотную ведомость по синтетическим счетам;
6) составить баланс ООО «Кедр» на 1 мая 20__г.
Счет
Дебет | Кредит |
Об. | Об. |
Счет
Дебет | Кредит |
Об. | Об. |
Счет
Дебет | Кредит |
Об. | Об. |
Счет
Дебет | Кредит |
Об. | Об. |
Счет
Дебет | Кредит |
Об. | Об. |
Счет
Дебет | Кредит |
Об. | Об. |
Счет
Дебет | Кредит |
Об. | Об. |
Счет
Дебет | Кредит |
Об. | Об. |
Счет
Дебет | Кредит |
Об. | Об. |
Счет
Дебет | Кредит |
Об. | Об. |
Счет
Дебет | Кредит |
Об. | Об. |
Счет
Дебет | Кредит |
Об. | Об. |
Счет
Дебет | Кредит |
Об. | Об. |
Оборотная ведомость
№ | Сальдо на 1 ____ | Обороты за месяц | Сальдо на 1_____ | |||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | |
Баланс на ___________ 20__г.
Актив | Пассив | ||
Наименование статей | Сумма | Наименование статей | Сумма |
Баланс | Баланс |
Задача 2
На основе данных для выполнения задачи:
1) подготовить и заполнить журнал регистрации хозяйственных операций;
2) открыть схемы счетов и отразить на них хозяйственные операции;
3) подсчитать обороты за месяц и вывести остатки на конец месяца;
4) определить и списать результат от реализации продукции;
5) составит оборотную ведомость и баланс на 1 июня 20__г. АО «Дар».
Счет
Дебет | Кредит |
Об | Об |
Счет
Дебет | Кредит |
Об | Об |
Счет
Дебет | Кредит |
Об | Об |
Счет
Дебет | Кредит |
Об | Об |
Счет
Дебет | Кредит |
Об | Об |
Счет
Дебет | Кредит |
Об | Об |
Счет
Дебет | Кредит |
Об | Об |
Счет
Дебет | Кредит |
Об | Об |
Счет
Дебет | Кредит |
Об | Об |
Счет
Дебет | Кредит |
Об | Об |
Счет
Дебет | Кредит |
Об | Об |
Счет
Дебет | Кредит |
Об | Об |
Счет
Дебет | Кредит |
Об | Об |
Счет
Дебет | Кредит |
Об | Об |
Счет
Дебет | Кредит |
Об | Об |
Счет
Дебет | Кредит |
Об | Об |
Оборотная ведомость
№ | Сальдо на 1 ____ | Обороты за месяц | Сальдо на 1_____ | |||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | |
Баланс на 1 июня 20__г.
Актив | Пассив | ||
Наименование статей | Сумма | Наименование статей | Сумма |
Баланс | Баланс |
ТЕСТ
1. В основу оценки объектов бухгалтерского учета положены следующие принципы:
а) реальность;
б) полнота;
в) единообразие и реальность.
2. Под полной фактической себестоимостью продукции понимают:
а) сметную себестоимость производства и реализации;
б) фактическую себестоимость производства и реализации;
в) фактическую себестоимость изготовленной продукции.
3. Под прямыми расходами на производство продукции понимают:
а) расходы, связанные с изготовлением конкретных изделий;
б) расходы, возникшие в конкретном цехе;
в) все производственные расходы.
4. Под косвенными расходами понимают:
а) расходы, связанные с изготовлением конкретных изделий;
б) расходы, связанные с изготовлением двух и более изделий;
в) расходы, возникшие в конкретном цехе.
5. Расходы на продажу – это расходы:
а) прямые;
б) косвенные;
в) прямые и косвенные.
6. Готовой считается продукция:
а) выпущенная из производства и сданная на склад;
б) отгруженная покупателям;
в) отгруженная и оплаченная покупателями.
7. Готовая продукция отражается на счетах по:
а) договорным ценам;
б) фактической производственной себестоимости;
в) продажным ценам.
8. На счете 90 «Продажи» формируется:
а) фактическая производственная себестоимость реализованной продукции;
б) учетная оценка;
в) полная фактическая себестоимость реализованной продукции.
9. Бухгалтерская проводка Д-т 90 «Продажи» К-т 43 «Готовая продукция» означает:
а) выпуск готовой продукции из производства;
б) отгрузку продукции покупателям;
в) продажу продукции.
10. Финансовый результат продажи готовой продукции выявляют на счете:
а) 91 «Прочие доходы и расходы»;
б) 9 «Прибыли и убытки»;
в) 90 «Продажи».
11. Бухгалтерская проводка Д-т 62 «Расчеты с покупателями» К-т «Продажи» означает:
а) задолженность покупателей за отгруженную продукцию;
б) отгрузку готовой продукции по фактической себестоимости;
в) оплату покупателем отгруженной продукции.
Ответы к тестам
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 18
Цель занятия –усвоение порядка заполнения типовых форм первичных документов и их оформления.
Задача 1
На основании приведенных данных заполнить первичные документы: приходные кассовые ордера.
Определить обязательные и специфические реквизиты для каждого документа.
1. Приходный кассовый ордер № 171. Организация АО «Импульс» от 4 декабря 20__г. Получен остаток подотчетных сумм от Астахова А.В. – 100руб. по авансовому отчету №36. Кассир Ковалева К.В., главный бухгалтер Воронина В.В.
2. Приходный кассовый ордер №172. Организация АО «Импульс» от 5 декабря 20__г. Получено от АО КБ «Центр-Инвест» по чеку № 3256437 – 125 600руб., в том числе для выдачи заработной платы за ноябрь 100 000руб., на командировочные расходы – 20 000руб., на хозяйственные расходы – 5 600руб.
3. Расходный кассовый ордер №348 от 4 декабря 20__г. АО «Импульс». Выдан инженеру Петрову П.В. перерасход по авансовому отчету №38 в сумме 156 руб. Проведенная операция подтверждается руководителем организации Гавриловым Г.В. и главным бухгалтером Ворониной В.А. Деньги выдала кассир Ковалева К.В.
4. Расходный кассовый ордер №348 от 10 декабря АО «Импульс». Выдана заработная плата за ноябрь в сумме 94 000руб. по платежной ведомости №23 кассиром Ковалевой К.В. Документ подписан руководителем организации и главным бухгалтером.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 19
Цель занятия –освоение порядка проведения инвентаризации и отражения результатов инвентаризации в учете.
Задача 1
1. На основе следующих данных о наличии товарно-материальных ценностей на складе и результатах проведенной инвентаризации составить инвентаризационно-сличительную ведомость.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 20
Цель занятия –закрепление полученных знаний в процессе теоретической подготовки, усвоение способов исправления ошибок в первичных учетных документах и на счетах бухгалтерского учета.
Задача 1
На основании приведенных данных исправить ошибки допустимыми способами, обосновать выбранный способ исправления.
Исходные данные:
1. В приходном кассовом ордере №12 от 04.02.2011 в графе «сумма» цифрами записано 2 500руб., а прописью указана сумма «Одна тысяча пятьсот руб.» Правильная сумма – 1 500руб.
Способы исправления:
1) подтереть цифру «2» и вместо нее записать цифру «1»;
2) зачеркнуть неправильно указанную сумму и написать необходимую, сделав надпись «исправленному верить», дату и заверить подписью ответственных лиц;
3) аннулировать приходный кассовый ордер №12 и заполнить его на новом бланке.
2. В акте на списание основных средств в графе «Год выпуска» ошибочно проставлено «1999», а правильная запись «1989».
Способы исправления:
1) подтереть цифру «9» и вместо нее записать цифру «8»;
2) зачеркнуть неправильно указанную сумму и написать необходимую, сделав надпись «исправленному верить», дату и заверить подписью ответственных лиц;
3)аннулировать акт и оформить его на новом бланке.
3. На счетах бухгалтерского учета при поступлении материалов от поставщиков на сумму 80 000руб. по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» сделана ошибочная запись 80 00руб. Для исправления ошибки используйте метод исправления «красное сторно».
4. На счетах бухгалтерского учета при поступлении материалов от поставщиков на сумму 70 000руб. по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» сделана ошибочная запись 10 000руб.
Для исправления ошибки используйте дополнительную бухгалтерскую запись.
Задания 3 и 4 выполняйте в следующей форме.
Сделаны записи на счетах:
Содержание хозяйственной операции | Дата | Дебет | Кредит | Сумма |
Необходимо сделать записи:
Содержание хозяйственной операции | Дата | Дебет | Кредит | Сумма |
Задача 2
На основании приведенных хозяйственных операций и схем счетов определить содержание ошибочных записей и способ исправления.
Произвести необходимые записи по исправлению ошибок.
Хозяйственные операции за март 20__г.
№ | Содержание хозяйственной операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Отпущены со склада материалы на производство продукции | 75 000 | |||
Отпущены со склада на производство продукции | 23 000 | |||
Смазочные материалы | 12 000 | |||
Отпущена со склада на производство спецодежда | 5 000 | |||
Возвращены из производства на склад материалы. Отпущены на производство продукции смазочные материалы | 10 000 |
Перечисленные операции отражены на счетах следующим образом:
Счет 10/3 «Топливо»
Дебет | Кредит |
Сальдо на 1.03 45 000 | |
2) 23 000 | |
Оборот за март - | Оборот за март 23 000 |
Сальдо на 1.04 22 000 |
Задача 3
Проверьте правильность бухгалтерских записей, найдите и исправьте ошибки в журнале операций.
№ | Содержание операции | Сумма, руб. | Корреспондирующие счета | Корреспондирующие счета | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | |||
Сдана выручка из кассы на расчетный счет | 90 000 | |||||
Начислена заработная плата управленческому персоналу организации | 80 000 | |||||
Удержан налог на доходы физических лиц | 10 000 | |||||
Начислены страховые взносы с оплаты труда производственных рабочих | 9 000 | |||||
Получено в кассу с расчетного счета на выплату заработной платы работниками | 70 000 | |||||
Выдана заработная плата работникам организации | 65 000 | |||||
Начислены страховые взносы | 7 020 | |||||
Сдана на расчетный счет не полученная заработная плата | 5 000 | |||||
Перечислено с расчетного счета поставщикам за материалы | 30 000 | |||||
Поступило на расчетный счет от покупателей за реализованную им продукцию | 120 000 | |||||
Выдан аванс на командировочные расходы | 14 000 | |||||
Выпущена из производства готовая продукция | 73 000 |
ТЕСТ
1. По назначению документы подразделяются на:
а) перви