Дебет счета 58 Кредит счета 91 (субсчет «Прочие доходы»).
Если по результатам инвентаризации будет выявлено отсутствие необходимых документов, подтверждающих права организации на финансовые вложения, необходимо предпринять все возможные меры к восстановлению этих документов (запросить дубликат или копию у организации, куда были совершены финансовые вложения, или у организации, зарегистрировавшей такую сделку). Если получить необходимые документы не удастся, организация должна будет списать данные финансовые вложения. При этом необходимо сделать следующие проводки:
Дебет счета 94 Кредит счета 58 - отражен убыток, возникший в результате недостачи финансовых вложений;
Дебет счета 73 Кредит счета 94 - взыскание выявленного убытка обращено на виновных лиц;
Дебет счета 50 Кредит счета 73 — виновным лицом в кассу организации внесена сумма убытка
или
Дебет счета 70 Кредит счета 73 — из заработной платы работника удержана сумма выявленного убытка
или
Дебет счета 91 (субсчет «Прочие расходы») Кредит счета 94 - списан выявленный убыток на финансовые результаты в случае отсутствия виновных лиц либо если во взыскании с них отказано судом.
Инвентаризация расчетов
При инвентаризации расчетов с дебиторами проверке должны быть подвергнуты счета:
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;
66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»;
67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»;
68 «Расчеты по налогам и сборам»;
69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;
70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;
73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;
75 «Расчеты с учредителями»;
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;
79 «Внутрихозяйственные расчеты».
Инвентаризация расчетов с банками и другими кредитными учреждениями по ссудам, с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами согласно п. 3.44 Методических указаний по инвентаризации заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета.
По задолженности работникам организации выявляются не выплаченные суммы по оплате труда, подлежащие перечислению на счет депонентов, а также суммы и причины возникновения переплат работникам (п. 3.46 Методических указаний по инвентаризации).
В соответствии с п. 3.48 Методических указаний по инвентаризации инвентаризационная комиссия путем документальной проверки должна также установить:
а) правильность расчетов с банками, финансовыми, налоговыми органами, внебюджетными фондами, другими организациями, а также со структурными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы;
б) правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по недостачам и хищениям;
в) правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.
Согласно п. 77 Положения по велению бухгалтерского учета дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты у коммерческой организации, если в период предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались.
Выявленная по результатам инвентаризации кредиторская задолженность, которая не будет погашена, включается в состав доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, а также по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.
В соответствии с п. 18 и п. 20 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика, учитываемыми в целях налогообложения прибыли, признаются, в частности:
- доходы в виде стоимости излишков любого имущества, которые выявлены в результате инвентаризации;
— доходы в виде сумм кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям, за исключением случаев, предусмотренных пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ (положения указанного пункта не распространяются на списание ипотечным агентом кредиторской задолженности в виде обязательств перед владельцами облигаций с ипотечным покрытием).
Согласно ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении налоговой базы учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ. и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.
Таким образом, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, включают в состав доходов, учитываемых при определении налоговой базы, кредиторскую задолженность, за исключением кредиторской задолженности, указанной в пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ (см. письмо Минфина России от 21.02.2011 № 03-11-06/2/29).
Списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Эта задолженность должна отражаться за бухгалтерским балансом в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника (п. 77 Положения по ведению бухгалтерского учета).
Остатки валютных средств на валютных счетах организации, другие денежные средства (включая денежные документы), краткосрочные ценные бумаги, дебиторская и кредиторская задолженность в иностранных валютах отражаются в бухгалтерской отчетности в рублях в суммах. определяемых путем пересчета иностранных валют по курсу Банка России, действующему на отчетную дату (п. 75 Положения по ведению бухгалтерского учета).
В соответствии с п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации.
Сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.
Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.
В целях исчисления налога на прибыль согласно ст. 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком* в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.
Для налогоплательщиков - банков не признается сомнительной задолженность, по которой предусмотрено создание резерва на возможные потери по ссудам.
Безнадежными долгами (долгами, нереальными для взыскания) в соответствии с п. 2 ст. 266 НК РФ признаются долги перед налогоплательщиком с истекшим установленным сроком исковой давности, а также долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.
Налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам, суммы отчислений в которые включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода. Настоящее положение не применяется в отношении расходов по формированию резервов по долгам, образовавшимся в связи с не- выплатой процентов, за исключением банков. Банки вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам, а также в отношении иной задолженности, за исключением ссудной и приравненной к ней задолженности (п. 3 ст. 266 НК РФ)
Согласно п. 4 ст. 266 НК РФ сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется следующим образом:
1) по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней - в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;
2) по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней (включительно) - в сумму резерва включается 50% от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности;
3) по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней - не увеличивает сумму создаваемого резерва.
При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может, превышать 10% от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ (для банков - от суммы доходов, определяемых в соответствии с главой 25 НК РФ, за исключением доходов в виде восстановленных резервов).
Резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в порядке, установленном ст. 266 НК РФ.
Сумма резерва по сомнительным долгам, не полностью использованная налогоплательщиком в отчетном периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, может быть перенесена им на следующий отчетный (налоговый) период. При этом сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода. В случае, если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница включается в состав внереализационных доходов налогоплательщики» в текущем отчетном (налоговом) периоде- В случае если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные доходы в текущем отчетном (налоговом) периоде (п. 5 ст. 266 НК РФ).
Согласно п. 3.54 Методических указаний по инвентаризации сумма резерва сомнительных долгов, созданного у организации, применяющей метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) по мере отгрузки товаров (выполнения работ, услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов, заключается в проверке обоснованности сумм, которые не погашены в сроки, установленные договорами, и не обеспечены соответствующими гарантиями.
На практике достаточно часто смешивают или неверно трактуют два типичных с юридической точки зрения понятия: перечисление денежных средств в порядке взаимных расчетов и зачет встречных требований.
В соответствии со ст. 410 Гражданского кодекса РФ обязательство может быть прекращено полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо не указан, или определен моментом востребования.
При этом не допускается зачет требований в случаях, когда по заявлению другой стороны применяемый к требованию срок исковой давности истек (ст. 411 ГК РФ). Кроме того, зачет не может быть произведен в отношении требований о возмещении вреда жизни и здоровью, взыскании алиментов, пожизненном содержании, а также в иных случаях, предусмотренных законом или договором. Таким образом, если, например, в договоре купли-продажи будет указано, что оплата по этому договору не может быть произведена путем зачета взаимных требований покупателя к продавцу, то такой зачет может быть произведен только по обоюдному соглашению сторон и должен быть оформлен как изменение первоначальных условий договора.
В остальных случаях для зачета взаимных требований достаточно заявления одной из сторон, в соответствии с которым другая сторона обязана произвести такой зачет. При этом датой зачета будет дата волеизъявления стороны - инициатора зачета (то есть дата подписания ею соответствующего документа — письма, телеграммы, уведомления и т.п.).
Зачет взаимных требований возможен только по встречным однородным требованиям (то есть нельзя, например, зачесть деньги против товара) и только по требованиям, срок исполнения которых наступил (если, например, в договоре указано, что срок уплаты арендной платы — 15-е число следующего месяца, то зачесть сумму арендной платы, причитающейся с вас за январь, в счет погашения задолженности за товары (работы, услуги и т.п.) можно будет не ранее 15 февраля).
В отличие от зачета взаимных требований при исполнении обязательств в порядке взаимных расчетов (то есть при исполнении обязательств третьим лицом) нет условия об обязательном наличии встречного однородного требования (то есть можно перечислить деньги за вашего партнера, например, в счет аванса за поставку им продукции). Но при этом сторона, которую вы просите перечислить за вас денежные средства в порядке взаимных расчетов, вправе отказать в вашей просьбе и расплатиться по своим долгам (если они имеются) лично с вами, а не с вашим партнером.
Для оформления результатов инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами применяют акт по форме № ИНВ-17. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами инвентаризационной комиссии. В нем указываются выявленные по документам остатки сумм, числящихся на соответствующих счетах. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй остается у членов инвентаризационной комиссии и используется при подведении общих итогов инвентаризации в целом по организации по всем балансовым счетам.
По указанным видам задолженности к акту инвентаризации расчетов должна быть приложена справка (приложение к форме № ИНВ-17), которая является основанием для его составления. Справка составляется в разрезе синтетических счетов бухгалтерского учета.
При проведении инвентаризации и оформлении акта, как правило, производится сверка данных о взаимной задолженности между организацией и ее дебиторами и кредиторами.
Задание. Составление акта инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами
У ООО «Звук» два дебитора — ЗАО «Резонатор» (задолженность за аудиодиски в размере 3960 руб.) и ООО «Безнадежный должник» (просроченная задолженность за видеодиски в размере 1200 руб.) — и один кредитор - ООО «Корпус» (задолженность за аренду помещения в размере 50 ООО руб.).
Действие первое. Издание приказа и формирование инвентаризационной комиссии.
Перед проведением инвентаризации руководитель организации издает приказ (постановление, распоряжение), в котором устанавливаются сроки се проведения и состав инвентаризационной комиссии.
Действие второе. Составление справки к акту инвентаризации.
Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами составляется на основании справки-приложения к форме № ИНВ-17, которую готовит бухгалтер в разрезе синтетических счетов бухгалтерского учета (т.е. данные в справке группируются отдельно по каждому счету, где числятся данные по дебиторской и/или кредиторской задолженности, либо для каждого счета делается отдельная справка). Таким образом, составление названной справки является первым этапом проведения инвентаризации расчетов.
В строке «организация» указывается полное наименование организации - составителя документа.
В следующей строке указывается название структурного подразделения, в котором проводится инвентаризация.
В заголовке справки указывают номер и дату акта инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами, к которому эта справка приложена, а также дату, по состоянию на которую проведена инвентаризация.
Справка выполнена в виде таблицы, состоящей из 9 граф.
В графе 1 справки «Номер по порядку» указывают порядковый номер дебитора или кредитора.
В графе 2 справки «Наименование, адрес и номер телефона дебитора, кредитора» записывают наименование дебитора или кредитора и соответствующую информацию о них.
В графе 3 справки «за что» необходимо записать, за что числится дебиторская или кредиторская задолженность.
В графе 4 справки «дата начала» следует указать дату возникновения дебиторской или кредиторской задолженности.
В графах 5 и 6 справки, объединенных заголовком «Сумма задолженности, руб. коп.», указывают, какова задолженность перед кредитором (подграфа 6) и сколько должны дебиторы организации (подграфа 5).
В последних графах справки указывают наименование (графа 7 «наименование»), номер (графа 7 «номер») и дату (подграфа 8 «дата») подтверждающего задолженность документа. По подтвержденной задолженности таким документом может быть акт сверки, письмо контрагента или решение суда, подтверждающее указанную задолженность, а по неподтвержденной - любой документ, являющийся основанием для отражения задолженности в учете (счет, накладная, акт приемки-передачи и т.п.).
Бухгалтер, составивший справку, заверяет ее своей подписью.
Действие третье. Составление акта инвентаризации расчетов с покупателями поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами.
В шапке инвентаризационного акта необходимо указать:
-полное наименование организации;
-код по ОКПО;
-наименование и код структурного подразделения;
-код вида деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденному постановлением Госстандарта России от 06.08.93 № 17;
-наименование, дату и номер документа, служащего основанием для проведения инвентаризации;
- дату начала и дату окончания инвентаризации;
- код операции;
-номер и дату самого акта.
В следующей строке указывают, по состоянию на какую дату проведена инвентаризация расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами.
Заполнение первой таблицы акта
Внесение в акт инвентаризации сведений о задолженности, числящейся по состоянию на дату проведения инвентаризации, производится на основании справки.
Соответственно составление акта инвентаризации, по сути, представляет собой почти механическое переписывание данных из справки в акт.
В графе 1 «Наименование счета бухгалтерского учета и дебитора-» следует указать соответственно наименование счета бухгалтерского учета, на котором учитывается дебитор, и наименование самого дебитора.
В графе 2 «Номер счета» необходимо записать номер счета бухгалтерского учета, на котором учитываются расчеты с дебитором.
В графе 3 «всего» указывают суммарную задолженность дебитора указанного в графе 1.
В графу 4 «подтвержденная дебиторами» записывают ту часть задолженности из графы 3, которая подтверждена дебиторами.
Если акты сверки не составлялись, то суммы задолженности считаются не подтвержденными дебиторами. Соответственно в соответствующих строках данной графы будут стоять прочерки.
В графу 5 «не подтвержденная дебиторами» следует записать часть задолженности из графы 3, которая не подтверждена дебиторами.
В графе 6 «с истекшим сроком исковой давности» указывают часть дебиторской задолженности из графы 3, по которой истек срок исковой давности.
Строки, оставшиеся свободными после внесения данных обо всех дебиторах, прочеркиваются для того, чтобы исключить возможность последующих несанкционированных дописок.
В конце таблицы в строке «Итого» указывают суммарное значение дебиторской задолженности, подтвержденной и не подтвержденной дебиторами, а также суммарное значение дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности.
Заполнение второй таблицы акта
В графе 1 «Наименование счета бухгалтерского учета и кредитора»
следует указать соответственно наименование счета бухгалтерского учета, на котором учитывается задолженность кредитору, и наименование самого кредитора.
В графе 2 «Номер счета» необходимо записать номер счета бухгалтерского учета, на котором учитывается задолженность кредитору.
В графе 3 «всего» отражают суммарную задолженность кредитору, указанному в графе 1.
В графу 4 «подтвержденная кредиторами» записывают ту часть задолженности из графы 3, которая подтверждена кредиторами.
В нашем примере акты сверки не составлялись, поэтому вся задолженность считается неподтвержденной. Соответственно в данной графе ставится прочерк.
В графу 5 «не подтвержденная кредиторами» следует записать часть задолженности из графы 3, которая не подтверждена кредиторами.
В графе 6 «с истекшим сроком исковой давности» указывают часть кредиторской задолженности из графы 3, по которой истек срок исковой давности.
Строки, оставшиеся свободными после внесения данных обо всех кредиторах, прочеркиваются для того, чтобы исключить возможность последующих несанкционированных дописок.
В конце таблицы в строке «Итого» указывают суммарное значение кредиторской задолженности всего, и в том числе подтвержденной и не подтвержденной кредиторами, а также суммарное значение кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности.
Действие четвертое. Составленный акт подписывают члены инвентаризационной комиссии.
Составленный акт заверяют своими подписями члены инвентаризационной комиссии.
Товары в пути
В составе дебиторской задолженности учитывают также суммы, оплаченные за запасы, не вывезенные со складов поставщиков и находящиеся в пути.
Для выявления количества и стоимости товарно-материальных ценностей, которые в момент инвентаризации находятся в пути, применяется акт по форме № ИНВ-6. Акт составляется в двух экземплярах ответственными лицами инвентаризационной комиссии на основании документов, подтверждающих нахождение товарно-материальных ценностей в пути, подписывается, и один экземпляр передается в бухгалтерию, а второй - остается в комиссии.
При автоматизированной обработке данных по учету результатов инвентаризации материальных ценностей, находящихся в пути, формируются средствами вычислительной техники на бумажных и машинных носителях информации.
Задание. Инвентаризация расчетов за товарно-материа,1ьные ценности, находящиеся в пути
1 октября 2012 г. на основании приказа генерального директора ООО «Звук» г-на Диезова Г. П. от 27 сентября 2012 г. № 16 в бухгалтерии была проведена инвентаризация товарно-материсигьных ценностей в пути — дисков MP3. Код дисков по системе внутренней кодировки - П6.
Диски бит приобретены у ЗЛО «Эхолот» (код по ОКПО — 27831903). Количество дисков в пути — 40 шт., их стоимость - 1000 руб. Диски были отгружены 23 сентября 2012 г. по счету № 1679, нов ООО «Звук» еще не поступили.
Инвентаризацию проводит согласно вышеупомянутому приказу инвентаризационная комиссия в составе: зам. директора Камертонова Надежда Дмитриевна (председатель комиссии), коммерческий директор Литавров Константин Константинович и менеджер Скрипкин Тимофей Николаевич.
При проведении инвентаризации излишков или недостач обнаружено не было. Данные и расчеты проведения инвентаризации проверит бухгалтер Онколева И. С.
Действие первое. Издание приказа и формирование инвентаризационной комиссии.
Перед проведением инвентаризации руководитель организации издает приказ (постановление, распоряжение), в котором устанавливаются сроки ее проведения и состав инвентаризационной комиссии.
Действие второе. Проведение инвентаризации.
Инвентаризация проводится в соответствии с общими правилами проведения инвентаризации.
Действие третье. Составление акта инвентаризации.
В шапке акта инвентаризации необходимо указать:
- полное наименование организации;
-код по ОКПО;
- наименование и код структурного подразделения;
- код вида деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденному постановлением Госстандарта России от 06.08.93 № 17;
- наименование, дату и номер документа, служащего основанием для проведения инвентаризации;
- дату начала и дату окончания инвентаризации;
- код операции;
- номер и дату самой описи.
В начале акта инвентаризации указывают, по состоянию на какую дату была проведена инвентаризация расчетов за товарно-материальные ценности в пути.
Заполнение таблицы формы № ИНВ-6
В графе 1 «Номер по порядку» указывается порядковый номер инвентаризируемых товарно-материальных ценностей.
В следующей графе указывается наименование материальных ценностей, их характеристики (вид, сорт, группа).
В графе 3 «Код (номенклатурный номер)» указывается соответствующий код или номенклатурный номер, который присвоен данным материальным ценностям согласно системе кодирования или номенклатуре, разработанной в организации.
В графе «Единица измерения» указывают наименование единицы измерения и код единицы измерения согласно ОКЕИ (Общероссийский классификатор единиц измерения) или в соответствии с разработанной организацией системой кодирования.
В графу 6 «Дата отгрузки» заносится дата отгрузки товарно-материальных ценностей.
Графы 7 и 8 объединены под общим заголовком «Поставщик».
В графе 7 «наименование» указывают наименование организации, которая отгрузила товарно-материальные ценности.
В графе 8 «код по ОКПО» необходимо записать код этой организации по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО).
В графу 9 записывается наименование товарно-транспортных или расчетно-платежных документов.
В графе 10 «дата» указывают дату составления документа, указанного в графе 9.
В графе 11 «номер» необходимо указать номер товарно-транспортного или расчетно-платежного документа.
В графах 12 («количество») и 13 («сумма, руб. коп.») указывают количество и стоимость товарно-материальных ценностей в пути по товарно-транспортным или расчетно-платежным документам.
Итоговые суммы по товарно-материальным ценностям в пути заносятся в специально предусмотренные графы в конце каждой страницы.
Фактические данные по каждой из таблиц обобщаются в строке «Всего по акту».
Суммы по данным товарно-транспортных или расчетно-платежных документов записываются прописью в конце страницы.
Действие четвертое. Составленный акт подписывают члены комиссии.
Составленный акт заверяют своими подписями члены комиссии, которые указывают также свои должности и расшифровки подписи.
Действие пятое. Бухгалтерское оформление.
Если инвентаризацию фактически осуществляют работники бухгалтерии, то это действие может быть присоединено к действию 3 (см. выше). В этом случае члены инвентаризационной комиссии подписывают полностью заполненный акт (см. действие 4), что на практике гораздо удобнее, поскольку позволяет увидеть результаты инвентаризации не только бухгалтеру, но и тем, кто ее проводил. Это также поможет уменьшить вероятность допущения ошибок самими членами инвентаризационной комиссии (поскольку в данном случае проверяется не фактическое наличие ценностей, а первичные учетные документы и их отражение в бухгалтерских регистрах).
В графы 14 («количество») и 15 («стоимость, руб. коп.») записываются данные бухгалтерского учета о количестве и стоимости материальных ценностей.
В графе 16 «Примечание* указывают информацию, не вошедшую в предыдущие графы.
Итоговые суммы по товарно-материальным ценностям, которые числятся по данным бухгалтерского учета, указывают в соответствующих графах по строке «Итого».
Данные бухгалтерского учета, указанные в каждой из таблиц, обобщают в строке «Всего по акту».
После составления акта его проверяет сотрудник бухгалтерии и ставит свою подпись в самом конце акта.
* * *
Результаты инвентаризации товарно-материальных ценностей, находящихся в пути, по которым выявлены излишки или недостачи, отражают в сличительной ведомости (форма № ИНВ-19).
Сличительная ведомость составляется бухгалтером в двух экземплярах, один из которых хранится в бухгалтерии, второй - передается материально ответственному лицу (лицам). При инвентаризации товаров в пути инвентаризационная комиссия проверяет соответствие имеющихся документов на товарно-материальные ценности (сами ценности еще не поступили на предприятие) записям в регистрах бухгалтерского учета.
Таким образом, в данном случае проверяется не фактическое наличие товарно-материальных ценностей, а правильность и полнота отражения в учете соответствующих документов. Это означает, что все выявленные при инвентаризации расхождения будут являться следствием бухгалтерских ошибок и для их исправления необходимо произвести уточнение записей в учете. Делается это следующим образом:
1. в случае выявления сумм, не отраженных на счетах бухгалтерского учета:
Дебет счета 07, 08, 10, 41 Кредит счета 60 - отражена стоимость товарно-материальных ценностей в пути;
Дебет счета 19 Кредит счета 60 - на основании счета-фактуры отражен налог на добавленную стоимость по товарно-материальным ценностям в пути;
2. в случае выявления излишне отраженных сумм:
Дебет счета 07, 08, 10, 41 Кредит счета 60 - сторно — по результатам инвентаризации скорректирована стоимость товарно-материальных ценностей в пути;
Дебет счета 19 Кредит счета 60 - сторно - по результатам инвентаризации скорректирован налог на добавленную стоимость по товарно-материальным ценностям в пути.