Дебет Счет 91 «Прочие доходы и расходы» Кредит

Дебет Счет 91 «Прочие доходы и расходы» Кредит

Затраты, связанные с выбытием основных средств Корреспондирующий счет Доходы, связанные с выбытием основных средств Корреспондирующий счет
Остаточная стоимость выбывших ОС Расходы, связанные с выбытием ОС НДС по выбывшим ОС Доход от выбытия ОС 60,69,70 Выручка от реализации ОС Убыток от выбытия ОС Убыток от выбытия ОС, подвергшихся дооценке: А) в пределах дооценки В) оставшаяся сумма 62,76

Результат от выбытия основных средств определяется на операционном счете 91, по дебету которого собираются все затраты, связанные с выбытием, а по кредиту – все доходы. Выявленный на счете 91 результат списывается на финансовые результаты (прибыль – Д 91 К 99, убыток – Д 99 К 91), при этом убыток не уменьшает налогооблагаемую базу.

14. Понятие амортизации основных средств и способы ее начисления.

Амортизация - процесс постепенного переноса стоимости основных средств на производимую продукцию (работы, услуги).

Не начисляется амортизация по основным средствам, полученным по договору дарения или безвозмездно в процессе приватизации, по жилищному фонду, объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам лесного и дорожного хозяйств, многолетним насаждениям, приобретенным библиотечным фондам (книгам, брошюрам), продуктивному скоту, земельным участкам и объектам природопользования.

Начисление амортизации проводится в течение срока полезного использования. Срок полезного использования – это период, в течение которого использование объекта основных средств призвано приносить доход или служить для выполнения целей деятельности предприятия. Срок полезного использования объекта определяется при приемке его на учет. Для этого используются либо централизованные данные, либо из технических условий объекта. При отсутствии таких данных для определения срока полезного использования принимают в расчет:

· Ожидаемый срок эксплуатации объекта в соответствии с ожидаемой производительностью

· Ожидаемый физический износ в зависимости от режима эксплуатации, естественных условий, естественных условий, влияния агрессивной среды, системы ремонтов

· Нормативно-правовые и другие ограничения использования этого объекта (например, срок аренды).

Приостанавливается начисление амортизации по объектам, которыми по решению руководителя предприятия находятся на реконструкции и модернизации свыше 12 месяцев или переведены на консервацию на срок свыше трех месяцев

Амортизация (А) для целей бухгалтерского учета начисляется одним из способов:

· Линейным

· Способом уменьшающего остатка

· Способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования

· Способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Линейный способ – списание стоимости объекта равными суммами в течение срока его службы.

Способ уменьшающегося остатка – списание стоимости объекта в первые годы эксплуатации большими суммами по сравнению с суммами, начисленными в дальнейшем. Например: данные из предыдущего примера. Норма приказом руководителя установлена в 40% годовых (удвоена).

Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования (способ суммы годичных чисел) – это также способ ускоренной амортизации, по которому стоимость основных средств списывается в сумме, равной долям оставшихся лет в общей сумме лет.

Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) – это начисление амортизации в зависимости от объема выпущенной продукции и может применяться только для объектов, непосредственно участвующих в производстве.

15.Учет амортизации основных средств.

Учет амортизации основных средств ведется на пассивном счете 02 «Амортизация основных средств»:

Оценка

МПЗ в учете оцениваются по фактической себестоимости.

Фактическая себестоимость складывается из двух основных элементов:

  • покупательной стоимости;
  • транспортно-заготовительных расходов (ТЗР).

ТЗР включают в себя расходы на транспортировку, хранение и доставку материалов на склад организации, оплату процентов поставщиками за коммерческий кредит и комиссионные вознаграждения посредническим фирмам.

Фактическая себестоимость зависит от способа поступления МПЗ на предприятие.

20. Документальное оформление материально-производственных запасов.

Операции по движениюматериально-производственных запасов оформляются первичными учетными документами.

На материалы, поступающие по договорам купли-продажи, поставки и другие аналогичные договоры организация получает от поставщика (грузоотправителя) расчетные документы и сопроводительные документы.

Доверенность (формы М-2 или М-2а)на получение материалов и соответствующие документы выдаются уполномоченному лицу для получения материалов со склада поставщика или от транспортной организации (организации). Доверенность в одном экземпляреоформляет бухгалтерия организации и выдает под расписку получателю.

Поступившие в организацию счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, актыи другие сопроводительные документы на поступившие грузы передаются соответствующему подразделению организации (отделу материально-технического снабжения, складу и т. п.) как основание для приемки и оприходования материалов.

Приемка и оприходование поступающих материалов и тары (под материалы) оформляются соответствующими складами путем составления Приходного ордера (форма № М-4)при отсутствии расхождений между данными поставщика и фактическими данными (по количеству и качеству). Приходный ордер в одном экземпляресоставляет материально ответственное лицо в день поступления ценностей на склад.

При установлении несоответствия поступивших материалов ассортименту, количеству и качеству, указанным в документах поставщика, а также в случаях, когда качество материалов не соответствует предъявляемым требованиям (вмятины, царапины, поломка, бой, течь жидких материалов и т. д.), приемку осуществляет комиссия, которая оформляет ее Актом о приемке материалов (форма № М-7). Акт в двух экземплярахсоставляется членами приемной комиссии с обязательным участием материально ответственного лица и представителя отправителя (поставщика) или представителя незаинтересованной организации.

На отпуск запасов в производство составляют Лимитно-заборную карту (форма № М-8)и Требование-накладную (форма № М-11).

Лимитно-заборные картыпредназначены для отпуска материалов, систематически потребляемых для изготовления продукции (выполнения работ и услуг), а также для контроля за соблюдением лимитов.

Лимитно-заборные карты выписываются подразделениями организации, выполняющими снабженческие или планирующие функции, в двух или трех экземплярах сроком на один месяц.

При небольших объемах отпуска материалов они могут выписываться на квартал. На каждый склад выписывается отдельная лимитно-заборная карта.

При отпуске материальных ценностей составляется Накладная на отпуск материалов на сторону (форма № М-15).

В Карточке учета материалов (форма № М-17)отражаются данные по приходу, расходу и остаткам материально-производственных запасов.Оприходование запасов, поступивших при разборке и демонтаже зданий и сооружений, осуществляется на основании Акта об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (форма № М-35).

Акт составляется в трех экземплярахкомиссией, состоящей из представителей заказчика и подрядчика, подписывается представителями заказчика и подрядчика.

21.Синтетический и аналитический учет материально-производственных запасов.

Синтетический учет производственных запасов в основном осуществляется на синтетическом активном счете 10 «Материалы». По дебету этого счета отражаются операции, связанные с приобретением материальных ценностей, а по кредиту – продажа и списание. Рассмотрим корреспонденцию счетов по счету 10 «Материалы». Корреспонденция счетов: Дт 10 Кт 60 – получены материалы от поставщика. Дт 10 Кт 75 – учредителем внесены в уставный капитал материалы. Дт 20, 23, 25, 26, 28, 29 Кт 10 – списаны материалы по видам расходов. Дт 94 Кт 10 – выявлена недостача материалов. Аналитический учет материальных ценностей ведется по каждому номенклатурному номеру. Каждому виду имущества в зависимости от сорта, размера и других технических признаков для удобства учета и расходования присваивают определенный шифр, который называется номенклатурным номером. Аналитический учет ведется также по материально-ответственным лицам. Все материальные ценности, находящиеся на предприятии, должны быть закреплены за материально-ответственными лицами с обязательным заключением с ними договора о полной индивидуальной (коллективной) материальной ответственности. Аналитический учет запасов в бухгалтерии предприятия ведется в денежном и натуральном выражении. Он неразрывно связан и должен соответствовать данным оперативного (складского) учета, который ведется материально-ответственными лицами только в количественном измерителе.

22. Виды и формы оплаты труда.

Оплата труда - это система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

Заработная плата - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

Выплата заработной платы обычно производится в денежной форме в валюте Российской Федерации (в рублях). В соответствии с коллективным плитрудовым договором по письменному заявлению работника оплата труда может производиться в иных формах, не противоречащих российскому законодательству. Доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20% от общей суммы заработной платы.

Основными видами оплаты труда являются повременная, сдельная и аккордная. Первые два вида оплаты разделяются соответственно на простую повременную, повременно-премиальную, прямую сдельную, сдельно-премиальную, сдельно-прогрессивную, косвенно-сдельную.

При повременной оплате оплата производится за определенное количество отработанного времени независимо от количества выполненных работ.

Заработок рабочих определяют умножением часовой или дневной тарифной ставки его разряда на количество отработанных им часов или дней. Заработок других категорий работников определяют следующим образом: если эти работники отработали все рабочие дни месяца, то их оплату составят установленные для них оклады; если же они отработали неполное число рабочих дней, то их заработок определяют делением установленной ставки на календарное количество рабочих дней и умножением полученного результата на количество оплачиваемых за счет предприятия рабочих дней.

При повременно-премиальной системе оплаты труда к сумме заработка по тарифу прибавляют премию в определенном проценте к тарифной ставке или к другому измерителю. Первичными документами по учету труда работников при повременной оплате являются табели.

При прямой сдельной системе оплата труда рабочих осуществляется за число единиц изготовленной ими продукции и выполненных работ исходя из твердых сдельных расценок, установленных с учетом необходимой квалификации. Сдельно-премиальная система оплаты труда рабочих предусматривает премирование за перевыполнение норм выработки и достижение определенных качественных показателей (отсутствие брака, рекламации и т.п.). При сдельно-прогрессивной системе оплата повышается за выработку сверх нормы. При косвенно-сдельной системе оплата труда наладчиков, комплектовщиков, помощников мастеров и других рабочих осуществляется в процентах к заработку основных рабочих обслуживаемого участка.

Труд некоторых работников иногда оплачивается и по сдельной, н по повременной оплате труда - например, оплата труда руководителя небольшого коллектива, который совмещает руководство коллективом (повременная оплата) с непосредственной производственной деятельностью, оплачиваемой по сдельным расценкам.

Аккордная оплата труда предусматривает определение совокупного заработка за выполнение определенных стадий работы или производство определенного объема продукции.

Расчет заработка при сдельной оплате труда осуществляется по документам о выработке.

23.Система документов по учету труда и зарплаты.

Основные документы по учету заработной платы, действующие на российских предприятиях, целесообразнее всего рассматривать в свете Постановления №1 от 05 января 2004 года Госкомстата России.

Затраты — это денежная оценка стоимости материальных, трудовых, финансовых и других видов ресурсов на производство и реализацию продукции за определенный период времени. Расходы — это затраты определенного периода времени, документально подтвержденные, экономически оправданные (обоснованные), полностью перенесшие свою стоимость на реализованную за этот период продукцию. Издержки — это совокупность различных видов затрат на производство и продажу продукции.

В бухгалтерском учете, согласно Положению по бухгалтерскому учету, расходы предприятия дифференцируются следующим образом:

  • расходы по обычным видам деятельности;
  • прочие расходы (в том числе операционные, внереализационные, чрезвычайные).

Классификация расходов и их состав представлены в таблице.

Вид расходов Состав расходов
1. Расходы по обычным видам деятельности Расходы на приобретение сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов (МПЗ) Расходы по переработке (доработке) МПЗ для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном виде, коммерческие, управленческие расходы и др.) Расчеты по оплате труда Отчисления в страховой фонд Амортизационные отчисления
2. Операционные расходы Расходы, связанные с предоставлением организациями активов во временное пользование за плату Расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности Расходы, связанные с участием в уставном капитале других организаций Расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств, товаров, продукции Проценты, уплачиваемые организацией за пользование денежными средствами (кредитами, займами) Расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями Прочие операционные расходы
3. Внереализационные расходы Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, возмещение убытков, причиненных организацией Убытки прошлых лет, признанные в отчетном году Сумма дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, не реальных для взыскания Курсовая разница Сумма уценки активов (за исключением внеоборотных активов) Прочие внереализационные расходы
4. Чрезвычайные расходы Расходы, связанные с чрезвычайными обстоятельствами (стихийные бедствия, пожары, аварии и др.)

27. Классификация затрат.

Затраты - потребленные, потраченные или потерянные материальные, трудовые и финансовые ресурсы для извлечения прибыли в процессе хозяйственной деятельности предприятия. Существует много видов затрат, и проявляют они себя по-разному. Службы управления и производственные подразделения нуждаются в самой разной информации о затратах, сгруппированной различным образом.

Нормативный метод.

Задачей нормативного метода учета затрат на производство являются своевременное предупреждение нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. В основе своей он содержит технически обоснованные расчетные величины затрат рабочего времени, материальных и денежных ресурсов на единицу продукции, работ, услуг. Нормы производственных затрат отражают технический и организационный уровень развития предприятия, влияют на его экономику и на конечный результат деятельности. Отклонения от норм показывают, как соблюдаются технология изготовления продукции, нормы расхода сырья, материалов, затрат труда и т.д. Они делятся на положительные, означающие экономию в затратах, и отрицательные, вызывающие их увеличение.

Расчеты фактической себестоимости осуществляются по следующей формуле:

Фс = Нс ± Он ± Ин, (1.1)

где Фс — фактическая себестоимость;

Нс — нормативная себестоимость;

Он — отклонения от норм (экономия или перерасход);

Ин — изменения норм (в сторону их увеличения или уменьшения).

Для расчета фактической себестоимости единицы продукции необходимо рассчитать индексы отклонений от норм и изменений норм:

Дебет Счет 91 «Прочие доходы и расходы» Кредит - student2.ru

30. Понятие готовой продукции и ее оценка

Готовой продукцией называется продукция, которая полностью закончена обработкой, принята техническим контролем, сдана на склад, или принята заказчиком, согласно акту приемки. Изделия, не прошедшие всех стадий обработки и не принятые техническим контролем, учитываются в составе незавершенного производства.

Готовая продукция оценивается в учете по фактической производственной себестоимости или по учетной цене, в зависимости от установленного учетной политикой варианта учета.

В этой оценке она отражается и в балансе предприятия.

Фактическую себестоимость готовой продукции можно определить только по окончании месяца. Движение готовой продукции происходит ежедневно (выпуск из производства, отгрузка, продажа). Поэтому для текущего учета применяются учетные цены. В качестве учетных цен на готовую продукцию могут применяться:

1) фактическая производственная себестоимость (полная или неполная);

2) нормативная себестоимость (полная и неполная);

3) договорная стоимость и другие виды цен.

Фактическая производственная себестоимость применяется в основном при единичном мелкосерийном производстве, а также при выпуске массовой продукции небольшой номенклатуры.

Нормативную себестоимость в качестве учетных цен целесообразно использовать в отраслях с массовым и серийным характером производства и с большой номенклатурой готовой продукции.

Преимущества данных учетных цен – их стабильность, удобство при осуществлении оперативного учета движения готовой продукции и единство оценки в планировании и учете.

Договорные цены применяются преимущественно при стабильности таких цен.

31. Документальное отражение движения готовой продукции.

Достоверный бухгалтерский учет готовой продукции и операций по ее реализации возможен только при грамотной организации документооборота, кᴏᴛᴏᴩый охватывает большой перечень разнообразных бланков, ведомостей, карточек и других документов.

Основными документами, без кᴏᴛᴏᴩых организация не может продать ϲʙᴏю продукцию на рынке, будут:

  • сертификат ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙия, кᴏᴛᴏᴩый подтверждает безопасность продукции организации для жизни и здоровья потребителей, а также невозможность нанесения вреда их ству и окружающей среде;
  • гигиеническое заключение, кᴏᴛᴏᴩое свидетельствует о безопасности данной продукции для здоровья граждан в период всего жизненного цикла товара: при его производстве, эксплуатации и утилизации;
  • качественное удостоверение на продукцию, характеризующее важные качественные показатели партии отгруженной продукции и содержащее сведения о количестве товара в партии, весе, таре и упаковке;
  • упаковочный ярлык. Уместно отметить, что описывает существенные ϲʙᴏйства и параметры товара, связанные с его изготовлением, использованием и стоимостью. Стоит заметить, что он выписывается в трех экземплярах на каждое отдельное место (ящик, тюк и другую тару). Важно заметить, что один экземпляр вкладывается вместе с товаром в упаковку, второй прилагается к счету-фактуре, третий остается на складе. Стоит сказать, для учета движения товарно-материальных ценностей между структурными подразделениями организации применяются: прие-мо-сдаточный акт, приемо-сдаточная накладная, накладная на передачу готовой продукции в место хранения (ф. № МХ-18) и приходный ордер (ф. № М-4). Стоит заметить, что они могут быть использованы для оформления выпуска и приемки готовой продукции на ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующий склад. Стоит сказать, для ϶ᴛᴏй же цели предназначены требование-накладная (ф. № М-11) и накладная на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары (ф. № ТОРГ-13).

Журнал учета товаров на складе (ф. № ТОРГ-17) предназначен для учета сохранности и движения готовой продукции в пределах отведенных мест их хранения.

Накладная (ф. № 19), накладная на отпуск материалов на сторону (ф. № М-15) и приказ-накладная, предназначенные для выдачи поставщиком готовой продукции покупателю, ᴏᴛʜᴏϲᴙтся к категории товарных документов и содержат сравнительно подробные характеристики отгружаемой или отправляемой продукции. Иногда в них приводятся данные о стоимости, но они не будут обязательными. Эти документы должны быть дополнены счетом-фактурой и счетом (ф. № 868). В счетах содержатся требования к покупателям или подтверждения ранее проведенных ими платежей. Исключая выше сказанное, в счетах указываются некᴏᴛᴏᴩые характеристики товара.

Счета-фактуры должны выписываться по установленной форме. Стоит заметить, что они будут основанием для отражения в учете расчетов по НДС и акцизам. Их крайне важно фиксировать в специальных журналах (выставленных и поступивших счетов-фактур), а операции по купле продаже отражать ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно в книге покупок и книге продаж.

Правила оформления счетов-фактур, ведения журналов их учета, книг покупок и продаж изложены в постановлении Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914 (с последующими изменениями).

Товарно-транспортная накладная (ф. № 1-Т) и путевой лист грузового автотранспорта (ф. № 4-П) предназначены для оформления процесса перемещения продукции от поставщика к покупателю. Стоит заметить, что они содержат полные сведения о грузе и условиях его транспортировки.

Продажа готовой продукции оформляется в бухгалтерском учете в зависимости от способа продажи — по предоплате или по отгрузке. После предоплаты продукция отгружается вместе с товаросопроводительными документами или же они высылаются отдельно. После отгрузки продукции поставщик сдает расчетные документы в ϲʙᴏй банк вместе с платежным требованием на получение акцепта и востребование платежа.

32. Синтетический учет движения готовой продукции и ее продажи.

Активный счет 43 "Готовая продукция" предназначен для учета (наличия) готовой продукции, ее движения (поступление, отгрузка). Этот счет используется организациями, осуществляющими промышленную, сельскохозяйственную и иную производственную деятельность.

При признании в бухгалтерском учете выручки от продажи готовой продукции ее стоимость списывается со счета 43 "Готовая продукция" в дебет счета 90 "Продажи".

При списании готовой продукции со счета 43 "Готовая продукция" относящаяся к этой продукции сумма отклонений фактической производственной себестоимости от стоимости по ценам, принятым в аналитическом учете, определяется по проценту, исчисленному исходя из отношения отклонений на остаток готовой продукции на начало отчетного периода и отклонений по продукции, поступившей на склад в течение отчетного месяца, к стоимости этой продукции по учетным ценам.

Аналитический учет по счету 43 "Готовая продукция" ведется по местам хранения и отдельным видам готовой продукции.

Дебет Счет 91 «Прочие доходы и расходы» Кредит

Затраты, связанные с выбытием основных средств Корреспондирующий счет Доходы, связанные с выбытием основных средств Корреспондирующий счет
Остаточная стоимость выбывших ОС Расходы, связанные с выбытием ОС НДС по выбывшим ОС Доход от выбытия ОС 60,69,70 Выручка от реализации ОС Убыток от выбытия ОС Убыток от выбытия ОС, подвергшихся дооценке: А) в пределах дооценки В) оставшаяся сумма 62,76

Результат от выбытия основных средств определяется на операционном счете 91, по дебету которого собираются все затраты, связанные с выбытием, а по кредиту – все доходы. Выявленный на счете 91 результат списывается на финансовые результаты (прибыль – Д 91 К 99, убыток – Д 99 К 91), при этом убыток не уменьшает налогооблагаемую базу.

14. Понятие амортизации основных средств и способы ее начисления.

Амортизация - процесс постепенного переноса стоимости основных средств на производимую продукцию (работы, услуги).

Не начисляется амортизация по основным средствам, полученным по договору дарения или безвозмездно в процессе приватизации, по жилищному фонду, объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам лесного и дорожного хозяйств, многолетним насаждениям, приобретенным библиотечным фондам (книгам, брошюрам), продуктивному скоту, земельным участкам и объектам природопользования.

Начисление амортизации проводится в течение срока полезного использования. Срок полезного использования – это период, в течение которого использование объекта основных средств призвано приносить доход или служить для выполнения целей деятельности предприятия. Срок полезного использования объекта определяется при приемке его на учет. Для этого используются либо централизованные данные, либо из технических условий объекта. При отсутствии таких данных для определения срока полезного использования принимают в расчет:

· Ожидаемый срок эксплуатации объекта в соответствии с ожидаемой производительностью

· Ожидаемый физический износ в зависимости от режима эксплуатации, естественных условий, естественных условий, влияния агрессивной среды, системы ремонтов

· Нормативно-правовые и другие ограничения использования этого объекта (например, срок аренды).

Приостанавливается начисление амортизации по объектам, которыми по решению руководителя предприятия находятся на реконструкции и модернизации свыше 12 месяцев или переведены на консервацию на срок свыше трех месяцев

Амортизация (А) для целей бухгалтерского учета начисляется одним из способов:

· Линейным

· Способом уменьшающего остатка

· Способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования

· Способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Линейный способ – списание стоимости объекта равными суммами в течение срока его службы.

Способ уменьшающегося остатка – списание стоимости объекта в первые годы эксплуатации большими суммами по сравнению с суммами, начисленными в дальнейшем. Например: данные из предыдущего примера. Норма приказом руководителя установлена в 40% годовых (удвоена).

Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования (способ суммы годичных чисел) – это также способ ускоренной амортизации, по которому стоимость основных средств списывается в сумме, равной долям оставшихся лет в общей сумме лет.

Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) – это начисление амортизации в зависимости от объема выпущенной продукции и может применяться только для объектов, непосредственно участвующих в производстве.

15.Учет амортизации основных средств.

Учет амортизации основных средств ведется на пассивном счете 02 «Амортизация основных средств»:

Наши рекомендации