Правила бухгалтерского учета безналичных расчетов
Выполнение безналичных расчетов включает 3 этапа:
1. Первоначальное признание
2. Последующий учет
3. Прекращение признания
Этап. Первоначальное признание.
Для учета денежных средств, поступающих в адрес клиента, и за счет которых он будет проводить платежи, всем организациям открываются банковские счета.
Порядок открытия, ведения и закрытия банковских счетов клиентам в кредитных организациях, в том числе счетов в иностранной валюте в уполномоченных банках, регламентируется Инструкцией №28-И.
Особенности открытия и ведения счетов для отдельных групп клиентов определяются банковскими правилами конкретной кредитной организации.
Открытие банковского счета клиенту начинается с заключения договора банковского счета и предоставления определенного перечня документов, предусмотренных Инструкцией №28-И.
В Плане счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях для учета денежных средств клиентов и отражения расчетных операций по банковским счетам выделена отдельная группа пассивных счетов «Средства на счетах» раздела 4 «Операции с клиентами».
Бухгалтерские счета первого порядка предусмотрены для:
- бюджетов различного уровня (401, 402, 403),
- государственных и внебюджетных фондов (404),
- предприятий в федеральной и государственной собственности (405, 406),
- негосударственных организаций (407),
- текущие счета физических лиц и счета нерезидентов отражаются на счете 408.
Счета второго порядка открываются по видам организаций.
В аналитическом учете ведутся отдельные лицевые счета на каждый договор банковского счета.
Банковский счет считается открытым с момента внесения в книгу регистрации, которая ведется в каждой кредитной организации, записи об открытии соответствующего лицевого счета.
Этап. Последующий учет.
Любая расчетная операция инициируется расчетным документом и завершается выдачей отчета – выписки с банковского счета.
Расчетный документ является основанием для проведения операций по банковским счетам и их отражения в бухгалтерском учете банка.
Выписка служит для отражения совершенных операций в бухгалтерском учете владельца банковского счета.
Расчетный документ представляет собой оформленное на бумажном носителе или в электронном виде распоряжение плательщика о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств или распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем).
Расчетные документы оформляются в соответствии с установленными в Положении о безналичных расчетах образцами.
При проведении безналичных расчетов используются следующие виды документов:
- платежные поручения;
- аккредитивы;
- чеки;
- платежные требования;
- инкассовые поручения.
Чеки и платежные поручения принимаются кредитной организацией в течение 10 дней с даты их выписки, не считая дня выписки. Клиент обязан указывать в тексте расчетных документов назначение сумм платежа.
Выпиской по счету служит второй экземпляр напечатанного лицевого счета, который предназначен для выдачи клиенту в виде выписки из лицевого счета, если иное не предусмотрено договором с клиентом.
По суммам, проведенным по кредиту, к выпискам из лицевых счетов должны прилагаться документы (их копии), на основании которых совершены записи по счету. На документах, прилагаемых к выпискам, должны проставляться штамп и календарный штемпель даты провода документа по лицевому счету. Штамп проставляется только на основном приложении к выписке. На тех дополнительных документах, которые поясняют и расшифровывают содержание и общую сумму операций, обозначенных в основном приложении, штамп не ставится. В случае если прилагаемые к выпискам документы, на основании которых совершены записи по счету, предъявляются клиенту в электронном виде, то указанные документы подписываются аналогами собственноручной подписи уполномоченного лица и содержит дату провода документа по лицевому счету.
Списание денежных средств со счета клиента осуществляется с соблюдением следующих условий:
1. по распоряжению владельца счета или без его разрешения – в случаях, законодательно установленных или предусмотренных договорными отношениями с клиентами;
2. на основании расчетных документов в пределах средств, имеющихся на счете, если иное не предусмотрено договорными отношениями с клиентами.
Списание денежных средств на основании оформленных расчетных документов проводится по дебету банковского счета клиента.
Корреспондирующими счетами могут выступать:
- банковский счет контрагента, если он открыт в данном банке;
- корреспондентский счет банка (либо расчетной небанковской кредитной организации), где открыт банковский счет получателя средств;
- И др.
Зачисление средств получателю в его банке отражается по кредиту банковского счета клиента в корреспонденции с банковским счетом контрагента, либо корреспондентским счетом банка.
При недостаточности средств на счете для удовлетворения всех требований расчетные документы помещаются в картотеку по внебалансовому счету 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок». Списание осуществляется по мере поступления средств на счет в порядке установленной законодательством очередности.