Тема 1.2. Подготовительная работа, предшествующая составлению бухгалтерской отчетности
Цикл учетной работы за межотчетный период. Проверка записей на счетах бухгалтерского учета. Инвентаризация статей баланса. Искажения бухгалтерской отчетности, способы выявления и исправления ошибок. Уточнение оценки отраженных в бухгалтерском учете активов и пассивов. Методы группировки и перенесения обобщенной учетной информации из оборотно-сальдовой ведомости в формы бухгалтерской отчетности. Определение финансового результата деятельности организации. Порядок закрытия отчетного периода.
Раздел 2. Формы бухгалтерской отчетности
Тема 2.1 Бухгалтерский баланс
Общие правила заполнения форм бухгалтерской отчетности.
Значение и функции бухгалтерского баланса. Виды и формы бухгалтерских балансов. Его содержание и структура. Основные принципы построения бухгалтерского баланса. Группировка балансовых статей. Порядок формирования показателей в бухгалтерском балансе. Правила оценки статей бухгалтерского баланса. Взаимосвязь бухгалтерского баланса с другими формами отчетности. Использование бухгалтерского баланса для оценки финансового состояния организации и принятия управленческих решений.
Тема 2.2 Отчет о финансовых результатах
Назначение отчета о финансовых результатах. Содержание отчета. Порядок составления отчета и использования отчетной информации для принятия управленческих решений.
Доходы и расходы по обычным видам деятельности. Прочие доходы и расходы. Определение финансового результата в отчете.
Структура прибыли: валовая прибыль (убыток), прибыль (убыток) от продаж, прибыль (убыток) до налогообложения, чистая прибыль (убыток).
Условия признания выручки от реализации продукции (работ, услуг) в соответствии с требованиями ПБУ 9/99 «Доходы организации». Порядок определения себестоимости реализованной продукции (работ, услуг) в целях формирования финансового результата в соответствии с требованиями ПБУ 10/99.
Справочная информация к отчету о финансовых результатах. Взаимосвязь баланса и отчета о финансовых результатах.
Тема 2.3 Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах
Отчет об изменении капитала. Целевое назначение и содержание отчета об изменениях капитала. Состав и структура отчета. Порядок составления. Порядок определения стоимости расчета чистых активов. Содержание показателей отчета о движении капитала. Собственный капитал организации и его составляющие: уставной капитал, добавочный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль (непокрытый убыток).
Отчет о движении денежных средств. Назначение и содержание отчета о движении денежных средств. Состав и структура отчета. Порядок составления отчета о движении денежных средств. Текущая, инвестиционная и финансовая деятельность организации. Остатки денежных средств на начало и конец периода. Чистое увеличение или уменьшение денежных средств.
Отчет о целевом использовании полученных средств. Назначение и содержание отчета. Состав и структура отчета. Порядок составления отчета о целевом использовании полученных средств.
Пояснительная информация к бухгалтерской отчетности. Цель и назначение составления пояснительной записки к бухгалтерскому балансу. Особенности формирования пояснительной записки. Структура и содержание пояснительной записки.
Тема 2.4. Консолидированная отчетность
Понятие консолидированной (сводной) отчетности. Порядок и особенности ее составления. Сущность и принципы консолидации. Консолидация балансов материнских и дочерних компаний. Консолидация отчета о финансовых результатах. Пользователи консолидированной отчетности.
Понятие и особенности формирования статистической отчетности.
Тема 2.5. Налоговая отчетность
Расчеты по налогу на прибыль. Расчеты при исчислении налога на добавленную стоимость. Расчеты при исчислении налога на имущество. Расчеты при исчислении налогов с физических лиц. Расчеты при исчислении страховых взносов. Прочие налоги и сборы. Составление налоговых деклараций.
ТРЕБОВАНИЯ К ОБЪЕМУ И ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Содержание контрольной работы
Целью контрольной работы является углубление и расширение знаний студентов, закрепление практических навыков по заполнению форм бухгалтерской отчетности организаций.
Контрольная работа состоит из двух частей: теоретическая и практическая.
Теоретическая часть контрольной работы должна быть выполнена в форме реферата. Эта часть контрольной работы выполняется на основе самостоятельного изучения студентами действующих нормативно-правовых актов, методических и инструктивных материалов по бухгалтерской отчетности.
Практическое задание состоит из задачи. При решении задачи все хозяйственные операции заносятся в журнал хозяйственных операций. После этого составляется оборотно- сальдовая ведомость и бухгалтерская отчетность
Задание для контрольной работы студенты выбирают из таблицы 1. В соответствии с последней цифрой шифра зачетной книжки студента из таблицы определяются номера теоретических вопросов и задачи.
Выбрав тему, студент самостоятельно определяет круг изучаемых вопросов и составляет план контрольной работы. Одновременно подбирает нормативно-правовую базу и перечень источников по выбранной теме. При этом обязательным является изучение публикаций в экономической прессе журналы: Главбух, Зарплата, Упрощенка, УчетНалогиПраво и др.), а также работа с информационно-правовыми системами (КонсультантПлюс, Гарант, Кодекс и др.)
Объем теоретической части контрольной работы должен составлять 10-15 страниц.
Ответы на вопросы должны быть краткими, но исчерпывающими по содержанию. Изложение ответов на вопросы должно быть иллюстрировано необходимыми бухгалтерскими проводками.
Контрольная работа должна быть выполнена студентом самостоятельно и творчески. Недопустимо переписывание литературных источников без ссылки на авторов и издания.
Структурными элементами контрольной работы являются:
Титульный лист.
Содержание.
Теоретическая часть.
Практическая часть.
Список использованных литературных и нормативно-правовых источников.
Приложения.
4.2 Основные требования по оформлению контрольной работы
Титульный лист оформляется в общем порядке. На нем обязательно указывается: наименование дисциплины, по которой выполняется контрольная работа, № варианта, фамилия, имя, отчество студента, курс, № группы, направление подготовки, профиль, квалификация, шифр зачетной книжки, фамилия, имя, отчество преподавателя.
После титульного листа следует содержание, в котором указываются название всех разделов работы с ссылкой на страницы.
Текст контрольной работы оформляется черным цветом на одной стороне листа белой бумаги. Необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость текста по всему объему работы.
Формат страницы: А4 (210х297 мм) в соответствии с ГОСТ 2.301-68 ЕСКД.
Ориентация книжная – для текстовой части контрольной работы, книжная и/или альбомная - для приложений.
Параметры страницы - поля (мм): левое - 30, верхнее и нижнее – 25, правое – 10.
Междустрочный интервал – 1,5, шрифт TimesNewRoman (размер основного текста и нумерации страниц – 14 пт, размер шрифта сносок, таблиц, приложений – 12 пт).
Выравнивание текста – по ширине, без отступов. Абзац – 1,25 см. Автоматическая расстановка переносов.
Выделение в самом тексте полужирным шрифтом, подчеркиванием, другим кеглем (шрифтом или размером) не допускаются. Кавычки допускаются только в виде «».
Допускаются только общепринятые сокращения (например, руб., м, шт. и т. д.).
Текст должен быть написан аккуратно, без помарок и подчисток. Листы контрольной работы должны быть пронумерованы и сброшюрованы.
Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы ставится в центре нижней части листа без точки. Титульный лист включается в общую нумерацию. Номер страницы на титульном листе не проставляется.
При написании текст основной части делят на разделы (при необходимости на подразделы и пункты).
Каждый раздел должен начинаться с нового листа, прописными буквами. Название раздела следует располагать в середине строки без точки в конце, без переносов.
Расстояние между названием раздела и текстом должно быть не менее 1 строки.
Иллюстрации должны быть расположены по ходу текста. На все иллюстрации в работе должны быть даны сноски. Иллюстрация обозначается арабскими цифрами сквозной нумерацией. Название иллюстрации и записи, поясняющие ее, помещают под рисунком.
Весь цифровой материал оформляется в виде таблиц. Над таблицей слева помещается надпись «Таблица…» с указанием ее номера (знак № и точка не ставятся), после знака «-» пишется тематический заголовок с прописной буквы, без подчеркивания. Точка в конце заголовка не ставится. Ссылки в тексте на источники следует указывать порядковым номером по списку источников, выделенным двумя квадратными скобками, например, [5].
Приложения оформляются как продолжение контрольной работы на последующих ее страницах или в виде отдельной части. Располагаются приложения в порядке появления на них ссылок в тексте контрольной работы.
Если приложений более одного, их нумеруют арабскими цифрами порядковой нумерацией, например, Приложение № 1, Приложение № 2 и т.д.
В приложениях могут быть помещены вспомогательные материалы, необходимые для полноты контрольной работы:
выдержки из нормативных актов;
заполненные образцы бухгалтерских документов;
приказ по учетной политике;
акты,
расчеты и т.д.
В конце работы представляется список используемой литературы. Список литературы должен содержать перечень источников, использованных при выполнении контрольной работы и включать не менее 5-ти источников. Сведения об источниках необходимо давать в соответствии с предъявляемыми требованиями (автор, название, место, издательство, год издания).
Источники указываются в следующей последовательности:
- Нормативно-правовые акты (Законы, Кодексы, Постановления правительства РФ и т.д.).
- Учебники, монографии, др. книги.
- Периодические издания.
- Интернет ресурсы с кратким описание используемого сайта.
В первой группе источники размещаются в порядке значимости: законы, постановления правительства, приказы Минфина и т.д.
В остальных группах источники размещаются алфавитном порядке.
Выполненная контрольная работа, содержащая все требуемые элементы оформления, вставленная в обложку и скрепленная по левому краю, сдается для проверки преподавателю не позднее начала экзаменационной сессии.
Если контрольная работа выполнена в соответствии с изложенными требованиями, преподаватель проверяет ее, выставляет оценку и возвращает студенту. При наличии в работе ошибок, неточностей, небрежности преподаватель на полях или в рецензии делает соответствующие замечания.
При необходимости преподаватель может назначить защиту контрольной работы.
Замечания устраняются студентом путем дополнения к написанному тексту.
Если за контрольную работу студент получает неудовлетворительную оценку, то он должен выполнить новую работу на другую тему. На экзамен студент приносит зачтенную контрольную работу.
После экзамена контрольные работы студентам не возвращаются.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Номер варианта контрольной работы определяется по шифру зачетной книжки студента (табл. 1).
Таблица 1- Варианты для выбора задания контрольной работы
Последняя цифра шифра зачетной книжки | ||||||||||
№№ вопросов | 1,11 | 2,12 | 3,13 | 4,14 | 5,15 | 6,16 | 7,17 | 8,18 | 9,19 | 10,20 |
№ задачи |
Вопросы для выполнения теоретической части контрольной работы
1 Понятие бухгалтерской отчетности, ее значение и использование в управлении организацией.
2 Общие требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности.
3 Состав бухгалтерской отчетности.
4 Значение бухгалтерской отчетности для контроля и анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций.
5 Виды и состав бухгалтерской отчетности.
6 Адреса и сроки представления бухгалтерской отчетности организации.
7 Организация работы по составлению отчетности.
8 Порядок формирования и раскрытия учетной политики организации.
9 Ответственность за нарушение правил составления и представления бухгалтерской отчетности.
10 Первичные документы и учетные регистры бухгалтерского учета как источник информации для оставления бухгалтерской отчетности.
11 Назначение, структура бухгалтерского баланса, правила оценки статей баланса.
12 Назначение актива баланса, его структура и порядок заполнения.
13 Назначение пассива баланса, его структура и порядок заполнения.
14 Порядок проведения инвентаризации статей бухгалтерского баланса.
15 Порядок формирования финансовых результатов.
16 Назначение, структура и порядок оценки статей отчетности о финансовых результатах.
17 Назначение, структура и порядок оценки статей отчета об изменениях капитала.
18 Понятие и значение чистых активов организации. Порядок расчета.
19 Назначение, структура и порядок оценки статей отчета о движении денежных средств.
20 Назначение, структура и порядок пояснений к бухгалтерскому балансу
Задания для выполнения практической части контрольной работы
Задача № 1
ООО «Альфа» на 31.12.2016 имело следующие остатки по счетам:
Код счета | Сумма, руб. | Наименование |
1 386 580 | Основные средства | |
544 000 | Амортизация основных средств | |
128 822 | Материалы | |
56 000 | Незавершенное производство | |
2 000 | Денежные средства в кассе | |
56 321 | Расчетные счета | |
26 450 | Расчеты с поставщиками | |
10 000 | Расчеты с покупателями | |
800 000 | Долгосрочные кредиты | |
63 537 | Расчеты по налогам и сборам | |
56 980 | Расчеты с персоналом по оплате труда | |
98 756 | Задолженность перед кредиторами | |
50 000 | Уставный капитал |
Составьте и заполните бухгалтерский баланс ООО «Альфа» на 31.12.2016.
Задача № 2
Даны следующие исходные данные:
Сумма, руб. | |
Выручка от реализации продукции, в т.ч. НДС | 171 100 |
Себестоимость реализованной продукции | 85 000 |
Расходы на продажу | 15 000 |
Общехозяйственные расходы | 10 500 |
Получены проценты за представление займа другой организации | 5 400 |
Начислены проценты по кредиту | 8 000 |
Начислены и уплачены штрафы за нарушение условий хозяйственных договоров | 2 100 |
Оплачены услуги кредитных учреждений | 6 700 |
В соответствии с учетной политикой коммерческие и управленческие расходы ежемесячно списываются в дебет счета 90 «Продажи».
Определить финансовый результат, рассчитать налог на прибыль и чистую прибыль, заполнить Отчет о финансовых результатах.
Задача № 3
ООО «Бета» на 31.12.2016 имело следующие остатки по счетам:
Код счета | Сумма, руб. | Наименование |
2 804 200 | Основные средства | |
974 350 | Амортизация основных средств | |
398 723 | Товары | |
Денежные средства в кассе | ||
126 789 | Расчетные счета | |
56 400 | Валютные счета | |
150 000 | Авансы, перечисленные поставщику | |
10 000 | Расчеты с покупателями | |
880 000 | Краткосрочные кредиты | |
63 537 | Расчеты по налогам и сборам | |
56 980 | Расчеты с персоналом по оплате труда | |
1 500 000 | Уставный капитал | |
71 445 | Прибыль |
Составьте и заполните бухгалтерский баланс ООО «Бета» на 31.12.2016.
Задача № 4
Даны следующие исходные данные:
Сумма, руб. | |
Выручка от реализации продукции, в т.ч. НДС | 605 340 |
Себестоимость реализованной продукции | 248 000 |
Расходы на продажу | 105 400 |
Общехозяйственные расходы | 127 600 |
Получены проценты за представление займа другой организации | 5 700 |
Начислены проценты по кредиту | 8 100 |
Доход от сдачи в аренду имущества | 26 000 |
Начислены и уплачены штрафы за нарушение условий хозяйственных договоров | 4 900 |
Оплачены услуги кредитных учреждений | 11 800 |
В соответствии с учетной политикой коммерческие расходы ежемесячно списываются в дебет счета 90 «Продажи», а общехозяйственные расходы в дебет счета 20 «Основное производство», т.е. на увеличение себестоимости.
Определить финансовый результат, рассчитать налог на прибыль и чистую прибыль, заполнить Отчет о финансовых результатах.
Задача № 5
ООО «Гамма» на 31.12.2016 имело следующие остатки по счетам:
Код счета | Сумма, руб. | Наименование |
5 897 560 | Основные средства | |
3 879 521 | Амортизация основных средств | |
256 879 | Материалы | |
569 875 | Готовая продукция | |
1 300 | Денежные средства в кассе | |
734 263 | Расчетные счета | |
56 472 | Расчеты с поставщиками | |
60 000 | Авансы, полученные от покупателя | |
59 200 | Расчеты по налогам и сборам | |
432 510 | Расчеты с персоналом по оплате труда | |
9 000 | Задолженность подотчетного лица | |
218 826 | Задолженность дебиторов | |
2 000 000 | Уставный капитал | |
1 200 000 | Прибыль |
Составьте и заполните бухгалтерский баланс ООО «Гамма» на 31.12.2016.
Задача № 6
Даны следующие исходные данные:
Сумма, руб. | |
Выручка от реализации продукции, в т.ч НДС | 324 500 |
Себестоимость реализованной продукции | 214 000 |
Расходы на продажу | 25 000 |
Общехозяйственные расходы | 30 400 |
Получены проценты за представление займа другой организации | 10 200 |
Начислены проценты по кредиту | 8 600 |
Начислены и уплачены штрафы за нарушение условий хозяйственных договоров | 1 500 |
Оплачены услуги кредитных учреждений | 11 540 |
В соответствии с учетной политикой коммерческие и управленческие расходы ежемесячно списываются в дебет счета 90 «Продажи».
Определить финансовый результат, рассчитать налог на прибыль и чистую прибыль, заполнить Отчет о финансовых результатах.
Задача № 7
ООО «Омега» на 31.12.2016 имело следующие остатки по счетам:
Код счета | Сумма, руб. | Наименование |
1 485 610 | Основные средства | |
501 850 | Амортизация основных средств | |
126 580 | Материалы | |
56 900 | Незавершенное производство | |
78 450 | Готовая продукция | |
Денежные средства в кассе | ||
935 793 | Расчетные счета | |
823 147 | Расчеты с поставщиками | |
458 012 | Расчеты с покупателями | |
600 000 | Долгосрочные кредиты | |
407 750 | Расчеты по налогам и сборам | |
856 400 | Расчеты с персоналом по оплате труда | |
26 540 | Задолженность перед подотчетным лицом | |
123 600 | Задолженность перед кредиторами | |
250 000 | Уставный капитал | |
- 447 822 | Убыток |
Составьте и заполните бухгалтерский баланс ООО «Омега» на 31.12.2016.
Задача № 8
Даны следующие исходные данные:
Сумма, руб. | |
Выручка от реализации продукции, в т.ч. НДС | 820 926 |
Себестоимость реализованной продукции | 456 000 |
Расходы на продажу | 123 060 |
Общехозяйственные расходы | 126 800 |
Получены проценты за представление займа другой организации | 1 000 |
Доход от сдачи в аренду имущества | 32 690 |
Начислены и уплачены штрафы за нарушение условий хозяйственных договоров | 1 200 |
Оплачены услуги кредитных учреждений | 10 640 |
В соответствии с учетной политикой коммерческие расходы ежемесячно списываются в дебет счета 90 «Продажи», а общехозяйственные расходы в дебет счета 20 «Основное производство», т.е. на увеличение себестоимости.
Определить финансовый результат, рассчитать налог на прибыль и чистую прибыль, заполнить Отчет о финансовых результатах.
Задача № 9
ООО «Сигма» на 31.12.2016 имело следующие остатки по счетам:
Код счета | Сумма, руб. | Наименование |
1 789 658 | Основные средства | |
423 000 | Амортизация основных средств | |
857 451 | Материалы | |
362 341 | Незавершенное производство | |
698 100 | Готовая продукция | |
23 140 | Денежные средства в кассе | |
985 692 | Расчетные счета | |
698 777 | Расчеты с поставщиками | |
1 256 900 | Краткосрочные кредиты | |
390 500 | Расчеты по налогам и сборам | |
895 478 | Расчеты с персоналом по оплате труда | |
258 740 | Начисленные дивиденды учредителям | |
781 939 | Задолженность дебиторов | |
1 000 000 | Уставный капитал | |
574 926 | Прибыль |
Составьте и заполните бухгалтерский баланс ООО «Сигма» на 31.12.2016.
Задача № 10
Даны следующие исходные данные:
Сумма, руб. | |
Выручка от реализации продукции, в т.ч. НДС | 141 600 |
Себестоимость реализованной продукции | 65 000 |
Расходы на продажу | 7 300 |
Общехозяйственные расходы | 5 560 |
Получены проценты за представление займа другой организации | 6 300 |
Начислены проценты по кредиту | 6 000 |
Начислены и уплачены штрафы за нарушение условий хозяйственных договоров | 4 000 |
Оплачены услуги кредитных учреждений | 5 500 |
В соответствии с учетной политикой коммерческие и управленческие расходы ежемесячно списываются в дебет счета 90 «Продажи».
Определить финансовый результат, рассчитать налог на прибыль и чистую прибыль, заполнить Отчет о финансовых результатах.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
1. Сущность бухгалтерской отчетности: назначение, виды, состав отчетности коммерческой организации.
2. Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности в России.
3. Пользователи финансовой информации
4. Порядок составления, представления, утверждения бухгалтерской отчетности.
5. Основные требования к составу и содержанию бухгалтерской отчетности.
6. Инвентаризация статей баланса.
7. Баланс, его структура и модели построения, правила оценки статей БФО.
8. Актив баланса: понятие содержание, оценка статей. Чистые активы.
9. Пассив баланса: понятие, состав статей, их оценка, порядок отражения.
10. Форма и содержание баланса. Группировка балансовых статей.
11. Отчет о финансовых результатах: его назначение и содержание.
12. Содержание отчета об изменениях капитала.
13. Содержание отчета о движении денежных средств.
14. Содержание пояснений к бухгалтерской отчетности.
15. Порядок публикации бухгалтерской отчетности: состав, сроки, адреса представляемой отчетности.
16. Взаимосвязь форм бухгалтерской отчетности.
17. Содержание пояснительной записки к годовой отчетности.
18. Содержание аудиторского заключения о состоянии отчетности.
19. Исправление ошибок в бухгалтерской отчетности (ПБУ 22/2010).
20. Состав годовых и периодических бухгалтерских отчетов.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА