Национальная система нормативного регулирования бухгалтерского учета
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации осуществляется на основании документов, которые имеют разный статус (таблица).
Таблица
Уровень | Документы | Органы, принимающие документы |
I - законодательный | Федеральный закон «О бухгалтерском учете», другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты | Государственная дума |
II - нормативный | Федеральные и отраслевые стандарты | Органы государственного регулирования бухгалтерского учета: уполномоченный федеральный орган и Центральный банк Российской Федерации. В разработке принимают участие субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета |
III - методический | Рекомендации в области бухгалтерского учета | Субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета |
IV- организационный | Стандарты экономического субъекта | Экономический субъект |
На первом, законодательном, уровне регулирования находится Федеральный закон «О бухгалтерском учете», который устанавливает общие требования к ведению бухгалтерского учета и формированию бухгалтерской отчетности, а также принципы регулирования бухгалтерского учета. К первому уровню нормативного регулирования бухгалтерского учета следует отнести и некоторые другие федеральные законы.
На втором, нормативном, уровне бухгалтерский учет регулируют федеральные и отраслевые стандарты, устанавливающие определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия и списания их в бухгалтерском учете, требования к учетной политике и документообороту в бухгалтерском учете, план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, и другие базовые правила ведения бухгалтерского учета, в том числе в отдельных видах экономической деятельности. На момент вступления в силу Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» этим критериям удовлетворяют действующие Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), в также методические указания, утвержденные Министерством финансов Российской Федерации. В настоящее время в Российской Федерации действуют двадцать четыре Положения по бухгалтерскому учету, например, Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008). Федеральные и отраслевые стандарты обязательны для применения всеми экономическими субъектами, если иное не установлено в самих стандартах.
Организация разработки федеральных и отраслевых стандартов осуществляется уполномоченным федеральным органом. В настоящее время федеральным органом, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному регулированию в сфере бухгалтерского учета, является Министерство финансов Российской Федерации.
Регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации осуществляют также саморегулируемые организации, в том числе саморегулируемые организации предпринимателей, аудиторов, заинтересованные принимать участие в регулировании бухгалтерского учета. Субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета разрабатывают проекты федеральных стандартов, участвуют в экспертизе проектов стандартов бухгалтерского учета.
Третий, методический, уровень содержит рекомендации в области бухгалтерского учета для правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию бухгалтерского учета.
Рекомендации в области бухгалтерского учета применяются организациями на добровольной основе.
Четвертый уровень регулирования бухгалтерского учета – это уровень конкретной организации. Стандарты экономического субъектапредназначены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета. Необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются организацией самостоятельно с учетом международных, федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета.
Иными словами, разработка и применение этого вида стандартов – право, а не обязанность, экономического субъекта. Если в экономическом субъекте разработаны и применяются стандарты бухгалтерского учета, то он обязательны для всех его подразделений, филиалов и представительств.
Система регулирования бухгалтерского учета основана на следующих принципах:
1. Соответствие федеральных и отраслевых стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета. Программа разработки федеральных стандартов должна ежегодно уточняться в целях обеспечения соответствия федеральных стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, международным стандартам, уровню развития науки и практики бухгалтерского учета.
2. Единство системы требований к бухгалтерскому учету. Федеральные законы, федеральные и отраслевые стандарты, а также стандарты экономического субъекта не должны противоречить друг другу.
3. Упрощение способов ведения бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства и отдельных форм некоммерческих организаций.
4. Применение международных стандартов как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов.
5. Обеспечение условий для единообразного применения федеральных и отраслевых стандартов.
6. Недопустимость совмещения полномочий по утверждению федеральных стандартов и государственному контролю в сфере бухгалтерского учета.