Лекции по бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Лекции по бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность, как источник информации о хозяйственной деятельности организации.

Бухгалтерская отчетность – это единая система данных о финансовом положении организации, финансовых результатах её деятельности и изменениях её финансового положения. Она составляется на основании данных бухгалтерского учета. Бухгалтерская отчетность составляется на основании всех видов текущего учета: бухгалтерского, статистического и оперативного и поэтому обеспечивает возможность всестороннего отражения хозяйственной деятельности организации. Она является завершающим этапом учетной работы.

Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности работы организации, а также для проведения экономического анализа в самой организации.

Кроме того, отчетность необходима для руководства хозяйственной деятельности и служит исходной базой для дальнейшего планирования.

На базе отчетности:

1. Оцениваются риски предпринимательской деятельности, начисляются налоги и рассчитываются дивиденды.

2. Принимаются решения о целесообразности и условиях ведения дел с тем или иным партнером.

3. Проверяется возможность выдачи кредитов и займов.

4. Оценивается финансовое положение потенциальных клиентов, поставщиков, конкурентов или партнеров.

Нормативное регулирование правил подготовки бухгалтерской отчетности реализуется на 4 уровнях:

1. Федеральный Закон от 21 ноября 1996 г. № 129 ФЗ “О бухгалтерском учете” и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное приказом Министерства Финансов РФ от 29 июля 1998г. № 34 Н.

2. Положение по БУ “Бухгалтерская отчетность организации” ПБУ 4/99, утвержденное приказом Министерства Финансов РФ от 6 июня 99г. № 43 Н и другие положения по БУ,

3. Приказом Министерства Финансов РФ от 22 июля 2003г. № 67 Н “О формах бухгалтерской отчетности организации”, а также другие методические указания и методические рекомендации Министерства Финансов РФ.

4. Реализация в рамках учетной политики организации. Например, о внешней и внутренней сегментарной отчетности или о налоговых расчетах и т.д.

Организация работы по составлению

Бухгалтерской отчетности.

Организация составляет и представляет в установленные адреса и сроки годовую бухгалтерскую отчетность в следующем составе:

1. Бухгалтерский баланс Ф№1.

2. Отчет о прибылях и убытках Ф№2.

3. Приложения к ним Ф№3-6.

4. Пояснительная записка.

5. Аудиторское заключение, если организация в соответствии с Федеральным Законами подлежит обязательному аудиту.

Бухгалтерский баланс в системе бухгалтерской отчетности должен характеризовать финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату. В бухгалтерском балансе активы и обязательства должны подразделяться в зависимости от срока обращения или погашения:

- Краткосрочные до 12 мес.

- Долгосрочные долее 12 мес.

Актив баланса состоит из двух разделов:

1. внеоборотные активы

2. оборотные активы

Пассив баланса включает в себя три раздела:

3. капитал и резервы

4. долгосрочные обязательства

5. краткосрочные обязательства

По каждому разделу актива и пассива баланса подсчитываются итоги. Сумма итогов разделов записывается в последней строке «Баланс» и называется валютой баланса.

Отчет о прибылях и убытках должна характеризовать доходы и расходы организации за отчетный период, которые должны быть показаны с подразделением на обычные и чрезвычайные. Отчет содержит 4 раздела:

1. Доходы и расходы по обычным видам деятельности.

2. Прочие доходы и расходы.

3. Прибыль или убыток до налогообложения.

4. Чистая прибыль или убыток отчетного периода.

Целям дальнейшего углубления и расшифровки отдельных статей отчетности случат остальные формы отчетности, пояснительная записка и дополнительная информация сопутствующая бухгалтерской отчетности, которая при необходимости может быть представлена в аналитических таблицах или в виде графиков и диаграмм.

Организация при составлении бухгалтерской отчетности по одному численному показателю бухгалтерской отчетности, кроме отчета за первый отчетный период должна приводить данные минимальные за два года: отчетный и предшествующий отчетному.

Показатели, являющиеся существенными должны проводиться в бухгалтерской отчетности обособлено.

Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером организации.

Баланса.

Термин баланс принят в экономической литературе, как правило, для обозначения системы интервальных показателей, характеризующих источники образования каких-либо ресурсов и направления их использования за определенный период времени. Например, баланс производства и распределения ВВП, материальные балансы, баланс денежных доходов и расходов государства и др.

Балансовый метод, как способ представления данных в виде двух сторонних таблиц с равными итогами широко используется в планировании, учете, экономическом анализе.

В бухгалтерском учете слово баланс имеет двоякое значение, во-первых – это равенство итогов, когда равны итоги записей по аналитическим счетам и соответствующему синтетическому счету, итоги актива и пассива бухгалтерского баланса и т.д., и, во-вторых, баланс – наиболее важная форма бухгалтерской отчетности, показывающая состояние средств организации денежной оценки на определенную дату.

Роль прочих форм бухгалтерской отчетности состоит в расшифровке данных, которые содержаться в балансе.

Если в указанных отчетных формах отражаются показатели, характеризующие ту или иную строку деятельности организации, то в балансе представлено состояние всех средств в организации. В основу построения баланса положено классификация хозяйственных средств. В экономике любого государства баланса выполняет важные функции:

1.Баланс знакомит собственников, менеджеров и других лиц, связанных с управлением с имущественным состоянием организации.

Из баланса они узнают, чем собственник владеет, т.е. в каком количественном и качественном соотношении находится тот запас материальных средств, который организация способна распоряжаться.

2.По балансу определяют, способна ли организация выполнять свои обязательства перед третьими лицами или е грозят другие функции.

3. По балансу определяют конечный финансовый результат деятельности организации в виде наращивания собственного капитала за отчетный период, которые судят о способности руководителей сохранить и преумножить вверенное им материальные ресурсы.

4. По показателям, приведенным в балансе, строится оперативное финансовое планирование любой организации, осуществляется контроль за движением денежных средств.

5. Данные баланса широко используются налоговыми службами, кредитными учреждениями и органами государственного управления.

В отечественной литературе выделяют следующие функции баланса:

1.Баланс – основная форма отчетности.

2.Баланс выполняет контрольную функцию.

3.Баланс является базой хозяйственно-финансовой деятельности организации.

Принципы и схема построения

Бухгалтерского баланса.

Правильно построить бухгалтерский баланс – это значит:

1.Полностью охватить хозяйственный процесс организации во всем его многообразии.

2.Дать надлежащую группировку хозяйственных средств.

3.Изучить связь между этими явлениями на основе правильной корреспонденции счетов, что позволит анализировать не только финансово-хозяйственную деятельность, но и движение имущественных средств организации.

Модель баланса предусматривает два разряда: вертикальный и горизонтальный.

Вертикальный разрез предполагает две части актив и пассив, в зависимости от интересов пользователей актив могут использовать, как средство, а пассив, как средство, а пассив, как источники (статический баланс), весь баланс – актив и пассив – это различные стадии кругооборота капитала (динамический баланс).

Горизонтальный разрез зависит от взаимосвязи между учётными объектами представленными в балансе.

Во всех случаях каждой статье баланса соответствует определенное сальдо счета или группа счетов. Дебетовое сальдо показывается в активе, кредитовое – в пассиве. Если сальдо отрицательное, то оно может быть показано со знаком минус, как в активе, так и в пассиве, в зависимости от принятого порядка заполнения бланка баланса.

В России принято преимущественно юридическая трактовка статического баланса. Согласно данному подходу, объектом баланса выступает имущество организации, то, что находится в собственности организации, или то, что находится под её контролем.

Структура пассива при этом производна от структуры актива, так как она отражает только задолженность, которая лежит на имуществе организации.

Существует иная трактовка статического баланса, когда считается, что в активе фиксируются права организации на причитающееся ей имущество, а в пассиве - её обязательства передать имущество собственникам и кредиторам.

В экономическом смысле решаемая задача статического баланса сводится к оптимизации структуры актива и пассива баланса.

Рассматривая актив, как основное содержание статического баланса предполагает, что его статьи должны располагаться в порядке их ликвидности (т.е. от основных средств до кассы или наоборот).

Статьи баланса должны быть сгруппированы, статьи пассива группируются по мере их возможного изъятия, при этом и в активе и в пассиве показывается одни и те же средства, но в разной группировке: в одном случае по составу, а в другом по их источникам.

Иную схему построения имеет динамический баланс. Его объектом выступает кругооборот капитала во всех своих основных фазах. Актив баланса трактуется не как набор средств, а как расходы организации, переходящие в затраты, а пассив трактуется как доходы, которые должны стать ценностями и заканчивать кругооборот капитала.

В отечественной практике в соответствии с ПБУ 4/99 актив структурируется в порядке возрастающей ликвидности с подразделением активов в зависимости от срока обращения на краткосрочные и долгосрочные.

В актив бухгалтерского баланса отечественных организаций включаются статьи, в которых показываются определенные группы элементов хозяйственного оборота, объединенные в зависимости от стадий кругооборота средств.

Так, в разделе I “Внеоборотные активы” отражаются нематериальные активы, основные средства, доходные финансовые вложения в материальные ценности, незавершенное строительство, долгосрочные финансовые вложения и др.

Раздел II “Оборотные активы” объединяет запасы, НДС, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства.

Пассив баланса показывает, какая величина средств или капитала вложена в хозяйственную деятельность организации и кто и в какой форме участвует в создании имущественной массы организации.

В рыночной экономике пассив в большей степени определяется как обязательства за определенные ценности или требования на полученные организацией ресурсы.

Согласно МСФО обязательства – это существующая на отчетную дату реальная задолженность организации, погашение кот. Вызывает уменьшение экономической выгоды в виде оттока ресурсов, чтобы удовлетворить претензии другой стороны.

Обязательства, прежде всего, группируются по субъектам: одни из них являются обязательными перед собственниками организации, другие - перед третьими лицами. Такое деление обязательств имеет значение при определении срочности погашения. Обязательности перед собственниками составляют практически постоянную часть баланса неподлежащую погашению во время деятельности организации, обязательства перед третьими лицами имеют ту или иную срочность. Обязательства перед собственниками подразделяются на два вида: одни возникают в силу первоначального взноса собственника при открытии организации и в силу последних взносов извне. Такие источники называются уставным капиталом организации.

Другие обязательства перед собственниками это те, которые превышают взносы над уставным капиталом и являются накоплением средств по причине реинвестирования, в деятельности организации части полученной прибыли (резервный капитал и нераспределённая прибыль).Оба вида обязательств перед собственниками объединятся общим понятием – собственный капитал. Последний состоит из двух основных частей: это капитал, который организуется получениями от акционеров и капитал, который она генерирует в процессе своей деятельности. В МСФО первую часть капитала называют ещё финансовыми ресурсами организации.

Другой составляющей пассива являются внешние обязательства или долги, которые подразделяются на долгосрочные и краткосрочные. В практике ещё принято этот вид обязательств называть заёмным капиталом. В международной практике особо выделяется понятие собственный капитал, который трактуется как чистое имущество, представляющее собой остаток всего имущества организации за вычетом внешних обязательств. Собственный капитал - это остаток всего капитала (итог пассива) минус заемный капитал (или внешние обязательства). Т.к. актив равен пассиву, чистое имущество и собственный капитал- это тождественные понятия.

Статьи пассива группируются по степени срочности возврата обязательств. В российской практике статьи пассива располагаются по возрастной срочности возврата. Первое место – уставный капитал и остальные статьи.

И других форм отчетности.

Формы бухгалтерской (финансовой) отчетности взаимодействуют между собой. Любая организация формирует свои экономические ресурсы за счет разности доходов и расходов. Связь между отчетом о прибылях и убытках и балансом раскрывается в постулатах Эммануэля Пизани. Согласно постулату, разность между активом и пассивом баланса образует прибыль, которая должна быть равна разности между доходами и расходами отчета о финансовых результатах.

Баланс образует статику, а отчет о прибылях и убытках динамику хозяйственной деятельности организации.

Ао – По = Ко, где

Ао – актив на начало года

По – привлеченный капитал

Ко - собственный капитал

Ак – Пк = Кк – на конец отчетного периода

Кк - Ко = +/-L, где

+/-L – финансовый результат

Д – Р = +/-L, где

Д – доходы

Р – расходы

В научном мире идет дискуссия о том, что важнее баланс или отчет о прибылях и убытках? Так знаменитый американский экономист Фишер считал, что ресурсы организации – это следствие потоков капитала, поэтому отчет о прибылях и убытках – это причина, а баланс – следствие, т.к. он отражает наличие ресурсов.

Американский бухгалтер Скот писал, что обороты, а значит и прибыль – это только результат эффективного использования ресурсов. Он считал, что баланс – причина, а отчет о прибылях и убытках – следствие.

В реальной действительности величины активов привлеченного капитала. Доходов и расходов не могут быть исчислены точно, поэтому постулат Пизани не позволяет выявлять реальный финансовый результат деятельности организации.

Исторически первой отчетной формой был баланс. Тем не менее, он представлял собой логическое следствие отчета о прибылях и убытках.

Для коммерческих организаций в нашей стране большее значение имеет баланс, а на макроуровне решающее значение имеет национальное счетоводство, полностью ориентирующееся на отчет о прибылях и убытках.

Основные средства.

Основные средства, как действующие, так и находящиеся на реконструкции, модернизации, консервации или в запасе отражаются в балансе по остаточной стоимости. Изменение первоначальной стоимости основных средств, согласно действующим нормативным документам, допускается в случаях достройки, реконструкции, частичной ликвидации и переоценки основных средств.

Для целей бухгалтерской отчетности, согласно ПБУ 6/01 “по основным средствам” подлежит раскрытию с учетом существенности, как минимум следующая информация:

1. О первоначальной стоимости и сумме начисленной амортизации по основным группам основных средств на начало и коней отчетного года.

2. О движении основных средств в течение отчетного года по основным группам.

3. О способах оценки объектов основных средств, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств не денежными средствами.

4. Об изменениях стоимости основных средств, в которых они приняты в БУ (достройка, оборудование, частичная ликвидация).

5. О принятых организацией сроках полезного использования объектов основных средств.

6. Об объектах основных средств, стоимость которых не погашается.

7. Об объектах основных средств, представленных и полученных по договору аренды.

8. О способах начисления амортизационных отчислений по отдельным группам объектов основных средств.

9. Об объектах недвижимости, принятых в эксплуатацию и фактически использованных, находящихся в процессе годовой регистрации.

3. Долгосрочные финансовые вложения (кроме займа).

Долгосрочные финансовые вложения, согласно ПБУ 19/02 “Учет финансовых вложений” для целей последовательной оценки подразделяются на две группы:

1. Финансовые вложения, по которым можно определить текущую рыночную стоимость (ценные бумаги).

2. Финансовые вложения, по которым текущая рыночная стоимость не определяется.

Финансовые вложения, по которым можно определить текущую рыночную стоимость отражаются в бухгалтерской отчетности на конец отчетного периода по текущей рыночной стоимости путем корректировки их оценки на предыдущую отчетную дату.

Разница между оценкой финансовых вложений по текущей рыночной стоимости на отчетную дату и их предыдущей оценкой относятся на финансовые результаты у коммерческих организаций (указываются в составе операционных доходов или расходов) или на увеличение доходов или расходов у некоммерческих организаций в корреспонденции со счетом учета финансовых вложений.

Финансовые вложения, по которым не определяется текущая рыночная стоимость подлежат отражению в бухгалтерском учете и в бухгалтерской отчетности на отчетную дату по первоначальной стоимости, т.е. в сумме фактических затрат на их приобретение для инвестора. Устойчивое существенное снижение стоимости таких финансовых вложений ниже величины экономических выгод, которые организация рассчитывала получить от данных финансовых вложений в обычных условиях её деятельности признается обесцениванием финансовых вложений. В этом случае на основе расчета определяется стоимость финансовых вложений равная разнице межу их стоимостью, по которой они отражены в бухгалтерском учете (т.е. учетной стоимостью) и суммой такого снижения. В случае возникновения ситуации, в которой может произойти обесценивание финансовых вложений, организация должна проверить наличие условий устойчивого снижения стоимости финансовых вложений (эти условия определяются требованиями ПБУ 19/02).

Указанная проверка проводиться по всем финансовым вложениям организации, по которым наблюдаются признаки их обесценивания.

В случае, если проверка на обесценивание подтверждает устойчивое существенное снижение стоимости существенное снижение стоимости финансовых вложений, организация образует резерв под обесценивание финансовых вложений на величину разницы между учетной стоимостью и расчетной стоимостью таких финансовых вложений.

Если проверка на обесценивание финансовых вложений не дала положительных результатов, а также при выбытии финансовых вложений, суммы ранее созданного резерва относятся на финансовые результаты у коммерческой организации или на уменьшение расходов у некоммерческой организации в конце года или того отчетного периода, когда произошло выбытие. 59-91 – отнесение на финансовые результаты суммы ранее созданного резерва под обесценение финансовых вложений.

Согласно ПБУ 3/2000 “Учет активов и обязательств”, стоимость которых выражена в иностранной валюте, в долгосрочные ценные бумаги, стоимость которых выражена в иностранной валюте, отражается в бухгалтерской отчетности и оценке в рублях по курсу ЦБРФ, действующих на дату совершения операции и переоценке не подлежат. (Пример: облигации внутреннего валютного займа).

Незавершенное производство.

Отражаются в бухгалтерском балансе в оценке, принятой организацией при формировании учетной политики в соответствии с положениями по бухгалтерскому учету, т.е. одним из этих методов:

1. по фактической производственной себестоимости

2. по нормативной или плановой производственной себестоимости

3. по прямым статьям расходов

4. по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.

В современных условиях хозяйствования предпочтительной становится оценка НЗП по прямым затратам или нематериальным расходам. В международной практике НЗП оценивается аналогично МЗП.

6. Готовая продукция.

Отражается в бухгалтерском балансе по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости, включая затраты, связанные с использованием в производстве основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и другие затраты на производство продукции, либо по прямым статьям затрат. При этом в зависимости от принятой учетной политики, фактическая или нормативная производственная себестоимость может быть полной либо неполной.

Товары.

Отражается в бухгалтерском балансе по стоимости их приобретения. В соответствии с п.73 “Положение по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности в РФ”, полученные займы и кредиты показываются на конец отчетного периода с учетом суммы процентов, которые причитаются к уплате. В составе информации об учетной политике и в бухгалтерской отчетности организации согласно ПБУ 15/01 необходимо раскрывать, как минимум следующие данные:

1. О переводе долгосрочной задолженности в краткосрочную;

2. О порядке и свойстве списания дополнительных затрат по займам;

3. О выборе способов начисления и распределения причитающихся доходов по заемным обязательствам;

4. О порядке учета доходов от времени вложения заемных средств;

5. О наличии и изложении величины задолженности по основным видам займов и кредитов;

6. О величине, видах, сроках погашения, выданных векселей и размещенных облигациях;

7. О сроках погашения основных видов займов, кредитов и других заёмных обязательств;

8. О суммах затрат по займам и кредитам, включенных в операционные расходы и в стоимость инвентарных активов;

9. О величине средне взвешенной ставки займов и кредитов (при её применении).

Актив баланса.

I. Внеоборотные активы.

В строке 110 “Нематериальные активы” отражается наличие нематериальных активов по остаточной стоимости. В свойствах нематериальных активов привлекаются В ПБУ 14/2000. В него входят:

1. Объекты интеллектуальной собственности, исключая права, которые принадлежат организации и которые используются в производственной или управленческой деятельности организации более 1 года.

2. Организационные расходы (затраты, связанные с образованием организации и признанные вкладом учредителя в уставный капитал.

3. Деловая репутация предприятия (разница между покупной ценой организации как имущественного комплекса и стоимостью всех его активов и обязательств по бухгалтерскому балансу).

Стр. 120 “Основные средства” – привлекаются показателям по основным средствам, как действующим, так и находящимся на реконструкции, модернизации, восстановлении, консервации, в запасе по основной стоимости.

Показатель строки записывается расчетным путем, как разница между суммой остатков по счетам 01,03 (за исключением данных, отраженных по строке 135 “Доходные вложения в материальные ценности”) и сумма остатков по сч.02.

По строке 130 “Незавершенное строительство” показываются затраты на СМР (строительно-монтажные работы на приобретение зданий, оборудования, транспортных средств, инструмента, инвентаря, иных материальных объектов длительного пользования, прочие капитальные расходы и затраты, стоимость оборудования, текущего монтажа и предназначенного для установки, затраты по формированию основного стада в сельском хозяйстве). Кроме того, здесь отражаются авансы выданные застройщикам и другие авансовые платежи, связанные с осуществлением капитальных вложений сч. 60.

Показатель формируется путем суммирования остатков по счетам 07,08,60 (субсчет “авансы выданные”).

Стр. 140 «Долгосрочные финансовые вложения» - здесь показывается общая сумма долгосрочных (на срок более 1 года) инвестиций, государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги других организаций, в т.ч. долговые ценные бумаги, в которых дата и стоимость погашения определены (облигации, векселя), вклады в уставные капиталы других организаций, предоставляемые другим организациям займы, депозитные вклады в кредитных организациях, дебиторская задолженность и т.д.

Стр. 145 «Отложенные налоговые активы» здесь отражается часть отложенного налога на прибыль, который должен привести к уменьшению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последнем отчетном периодах.

Отложенный налоговый актив – это положительная разница между реальным налогом на прибыль и условным налогом исчисленным с балансовой прибыли. Отложенный актив представляет собой произведение ставки налога на вычитаемые временные разницы, возникшие в отчетном периоде.

Статья баланса формируется, как сальдо сч.09 «Отложенные налоговые активы».

Стр.150 «Прочие внеоборотные активы» - здесь отражаются данные с средствах и вложениях, которые не будут записаны по другим строкам I раздела.

II.Оборотные активы.

По группе строк «Запасы» показывается стоимость всех материально – производственных запасов и затрат организации.

В том числе по стр. «сырьё, материалы и другие аналогичные ценности» по данным Главной книги сч.10,15,16 отражается фактическая стоимость материалов, комплектующих, топлива, тары, зап/частей, покупных полуфабрикатов с учетом скидок, согласно договору и суммовых ризниц по расчетам за приобретение МПЗ.

Стр. «Животные на выращивании и откорме» по данным Главной книги заносим остатки по сч.11. Здесь отражается информация о наличии молодняка, взрослых животных, находящихся на откорме, птиц, зверей, кроликов, семей пчел и т.д.

По строке «затраты в незавершенном производстве» показываются суммы затрат по незавершенному производству и незавершенным работам, а также остаток продукции не прошедшей все стадии технологического процесса, а также укомплектованные изделия, прошедшие испытание и техническую приемку, отражается в оценке, принятой в учетной политике. Строка заполняется суммированием остатков по счетам 20,21,23, 29, 44, 46.

По строке «Готовая продукция и товары для перепродажи» по данным Главной книги заполняется сч.43. Готовая продукция в балансе может отражаться по сокращенной производственной фактической или нормативной производственной себестоимости.

Организация торговли и общественного питания по данной строке отражают стоимость остатков товаров, закупленных у других организаций по покупной цене (сч.41). Строка заполняется суммированием остатков по счетам 14,16,41,43.

Строка «Товары отгруженные» (сч.45) здесь отражается стоимость отгруженных покупателем продукции и товаров в случае, когда в договоре купли-продажи определен отличный от общепринятого момент перехода права собственности. Строка заполняется по данным остатка по сч.45.

Строка «Расходы будущих периодов» показывает сумму расходов, произведенных в данном отчетном отчетном периоде, но подлежащих погашению в следующих отчетных периодах. Заполняется по данным сальдо сч.45.

Строка 220 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» здесь отражается сумма налога, подлежащая отнесению в установленном порядке в следующих отчетных периодах в уменьшение суммы налога для перечисления в бюджет или на соответствующие источники покрытия. Заполняется по данным остатков по счету 19.

Стока 230 «Дебиторская задолженность» платежи, по которым ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты. В том числе здесь выделяется долгосрочная задолженность покупателей и заказчиков. По строке 240 показываются задолженность, погашение по которой ожидается в течение года после отчетной даты.

Общая сумма дебиторской задолженности отражает остатки по счетам 60, субсчет «Авансы выданные», 62, 71, 73, 75, 76.

По строке 250 «Краткосрочные финансовые вложения» отражаются вложения организации в акции, облигации, депозиты и другие ценные бумаги, а также займы, предоставленные другим организациям, на срок не более одного года.

В состав краткосрочных финансовых вложений не включаются собственные акции, выпущенные у акционеров. Учитываются на сч.81 и их стоимость отражается в разделе III баланса «Капиталы, резервы» со знаком минус.

По строке 260 «Денежные средства» учитывается сумма наличных и безналичных средств, которые числятся в кассе, на расчетных счетах, на специальных счетах, на валютных счетах, на специальных счетах в банках, также учитываются денежные документы и переводы в пути. Строка заполняется как сумма остатков по счетам 50, 51, 52, 55, 57.

Строка 270 «Прочие оборотные активы».

Пассив баланса:

III Раздел «Капитал, резервы».

По строке 410 «Уставный капитал» показывается по данным Главной книги в соответствии в учредительными документами величина уставного капитала организации, уменьшение или увеличение уставного капитала фиксируется в балансе только после того, как в учредительные документы были внесены соответствующие изменения.

Минимальный размер уставного капитала на дату регистрации для

ЗАО составляет 10 т.р.,

ОАО – 100 т.р.

ООО – 10 т.р.

Данная строка заполняется на основании Главной книги остатка по сч.80.

Строка «Собственные акции, выкупленные у акционеров» остаток по сч.81 со знаком минус. На эту величину должен быть уменьшен уставный капитал.

Строка 420 «Добавочный капитал» здесь показывается эмиссионный доход АО. Прирост стоимости имущества в результате переоценки отдельных статей внеоборотных активов, присоединение суммы, использовавших целевых инвестиционных средств, курсовых разниц, связанных с формированием уставного капитала при вкладе доли в иностранной валюте.

Добавочный капитал может быть уменьшен на сумму переоценки основных средств, списываемых на сч.84 при выбытии основных средств, ранее подвергавшихся переоценки.

По строке 430 «Резервный капитал» отражаются суммы остатка резервного и других аналогичных фондов, созданных организацией (сч.86).

По строке 470 «Нераспределённая прибыль» отражается сальдо по сч.84. На конец отчетного периода у организации может быть только один финансовый результат или прибыль, или убыток. Он сложится из прибыли или убытка прошлых лет и результатов текущего периода, с учетом принятых решений по её использованию.

IV Раздел «Долгосрочные обязательства».

Строка 510 «Займы и кредиты» - здесь показывается непогашенные суммы заёмных средств, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты. Строка заполняется по данным остатка по сч.61. Сумма задолженности по кредитам и займам отражается с учетом суммы процентов, причитающихся к уплате по сроку.

Строка 515 «Отложенные налоговые обязательства» - здесь отражается часть отложенного налога на прибыль, подлежащая у уплате в бюджет. Строка заполняется по данным сч.77 «Отложенные налоговые обязательства».

Строка 520 «Прочие долгосрочные обязательства» - здесь указываются долгосрочные пассивы, ненашедшие отражение по строкам 510, 515.

V Раздел «Краткосрочные обязательства».

Строка 610 «Займы и кредиты» - отражаются займы и кредиты, которые организация должна погасить в течении 12 месяцев. Строка заполняется по данным остатка по сч.66. Сумма задолженности по кредитам и займам отражается с учетом сумм процентов, причитающихся к уплате по срокам.

Строка 620 «Кредиторская задолженность» - отражает общую сумму кредиторской задолженности организации, а затем она расшифровывается по отдельным строкам баланса. В том числе по строке «Поставщики и подрядчики», по аналитическим данным к сч.60 и 76 отражается сумма задолженности поставщикам, подрядчикам, за поступившие материальные ценности, за работы, услуги, а также задолженность поставщикам по неотфактурованным поставкам.

Строка «Задолженность перед персоналом»- отражает сумму задолженности по начислению зарплаты, по социальным и компенсационным выплатам, состоящим и несостоящим в штате организации ведется на сч.70, по кредиту 70 – отражается начисленная сумма, а по дебету – выплаченные и удержанные суммы. Кредитовое сальдо по сч.70 на конец отчетного периода отражается в балансе.

Строка «Задолженность перед государственными внебюджетными фондами» - отражает сумму задолженности по отчислению на государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение и медицинское страхование работников организации. Её образуют начисленные, но уплаченные взносы на обязательное пенсионное страхование, на страхование от несчастных случаев, а также часть ЕСН, подлежащая к уплате в ФСС и ФОМС. Строка заполняется по данным остатка по сч. 69.

Строка «Задолженность по налогам и сборам» - отражает задолженность организации по всем видам платежей в бюджет. Заполняется по сч.68, также здесь должна быть отражена задолженность по той части ЕСН, которая подлежит уплате в федеральный бюджет.

Строка «Прочие кредиторы» - показывает задолженность, которая не нашла отражение в предыдущих строках.

Строка 630 «Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов»- показывает сумму задолженности организации по причитающимся к выплате дивидендам, проценты по акциям, проценты по облигациям, займам и т.д. Строка заполняется по данным сч. 70 и данным кредитного остатка по сч.75. субсчет 2 «Расчеты по выплате доходов».

Строка 640 «Доходы будущих периодов» отражает доходы, полученные в отчетном периоде, но относящиеся к следующему отчетному периоду, а также иные суммы, учитываемые на сч.98:

- остатки сумм целевого финансирования, полученных коммерческой организацией;

- стоимость безвозмездно полученных ценностей;

- разница между балансовой стоимостью недостающих ценностей и сумм подлежащих взысканию с виновного лица.

Строка 650 «Резервы предстоящих расходов» показывает остатки сумм резервов, создается для равномерного списания расходов. Строка заполняется по данным сч.96. По состоянию на конец года остатки зарезервированных средств появляются лишь в том случае, если организация лишила сохранить те или иные резервы на следующий отчетный год. В частности организация может зарезервировать следующие средства:

1. На дорогостоящий ремонт основных средств

2. На выплату отпускных работникам

3. На выпуск ежегодных пособий за выслугу лет и по итогам работы за год

4. На гарантированный ремонт и гарантированное обслуживание.

Создавать резервы или нет организация решает сама. Это решение и порядок резервирования средств должен быть предусмотрен в учетной политике.

Строка 660 «Прочие краткосрочные обязательства» отражает суммы краткосрочных пассивов не нашедших отражение по другим строкам.

Отчет о прибылях и убытках.

Раздел «Прочие доходы

И расходы».

Показатель «Проценты к получению» включает суммы п<

Наши рекомендации