В бухгалтерской финансовой отчетности

В пояснительной записке к бухгалтерской финансовой отчетности надо отразить:

– сумму признанной в отчетном периоде выручки по каждому строительному договору;

– способы определения этой выручки.

При этом дополнительно по каждому незавершенному договору надо указать:

– общую сумму расходов и признанных прибылей (за вычетом признанных убытков);

– сумму полученной предварительной оплаты, задатка;

– сумму выручки за выполненные работы, не предъявленную заказчику до выполнения определенных условий или до устранения выявленных недостатков работы.

В балансе разницу между суммой выручки, не предъявленной к оплате, и величиной начисленной выручки, предъявленной к оплате по промежуточным счетам, надо показывать развернуто (по каждому договору):

(если) разница положительная - в качестве актива как не предъявленную к оплате начисленную выручку (строка бухгалтерского баланса «Прочие оборотные активы»);

(если) разница отрицательная - в качестве обязательства как задолженность перед заказчиками (строка бухгалтерского баланса «Прочие краткосрочные обязательства»).

Кроме того, в учетной политике в связи с принятием ПБУ 2/2008 необходимо указать:

– способ определения степени завершенности работ по договору;

– способ признания предвиденных расходов;

– способ распределения косвенных расходов между объектами учета;

– порядок учета дополнительных доходов по договору;

– изменения в рабочем плане счетов бухгалтерского учета, связанных с открытием субсчетов к счету 46.

Тема 3.2 Учет расчетов за выполненные работы

Основными регистрами бухгалтерского учета, в которых отражаются расчеты между заказчиком-застройщиком и подрядчиком, являются ведомость 5-с и журнал-ордер №11. В ведомости №5с ведется аналитический учет выручки от сдачи объектов, т.е. данные для синтетического учета здесь не используются. В данной ведомости аналитический учет выручки по счету 90 «Продажи» совмещен с учетом расчетов по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Кроме того, в ведомости 5-с отражаются расчеты генподрядной организации с субподрядными организациями, в ней используются данные по счета 20 «Основное производство», 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», 26 «Общехозяйственные расходы».

В журнале-ордере №11 ведется синтетический учет по счетам 90 «Продажи», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», итоговые данные из ведомости №5с переносятся в этот журнал. По окончании месяца итоговые данные из журнала-ордера №11 переносятся в Главную книгу.

Расчеты между заказчиком и подрядчиком ведутся по договорной стоимости. Договорная стоимость может рассчитываться следующими способами:

– на основе стоимости, определяемой в соответствии с проектом, т.е. по так называемой «твердой» цене с учетом оговорок в договоре на строительство, касающихся порядка ее изменения;

– на условиях возмещения фактической стоимости строительства в сумме принимаемых затрат, оцененных в текущих ценах, и согласованной в договоре прибыли подрядчика (так называемая «открытая» цена).

В соответствии с договором на строительство расчеты между заказчиком-застройщиком и подрядчиком могут осуществляться:

– в форме авансов (промежуточных платежей) за выполненные подрядчиком работы на конструктивных элементах или этапах;

– после завершения всех работ на объекте строительства.

При расчетах авансом подрядчик может открывать к счету 62 субсчета:

62 -1 - дебиторская задолженность заказчика;

62-2 - авансы полученные.

При авансовой форме расчетов в учете подрядчика будут сделаны следующие бухгалтерские записи:

1. При получении аванса:

Д-т сч.51 «Расчетные счета»

К-т сч.62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» субсчет 2 «Авансы полученные» - на сумму полученного аванса;

Д-т сч.76 «Расчеты с прочими кредиторами и дебиторами»

К-т сч.68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость» - на сумму НДС, начисленного с аванса;

Д-т сч.68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость»

К-т сч.51«Расчетные счета»- на сумму НДС, перечисленного в бюджет.

2. При сдаче работ заказчику:

Д-т сч.62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» субсчет 1 «Выполненные работы»

К-т сч.90 «Продажи» субсчет 1 «Выручка» – на сумму выручки от реализации работ;

Наши рекомендации