Состав и формы бухгалтерской (финансовой) отчетности
────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────
Закон N 129-ФЗ Закон N 402-ФЗ
────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────
Формы бухгалтерской отчетности
организаций, а также инструкции о
порядке их заполнения утверждаются
Министерством финансов Российской
Федерации.
Другие органы, осуществляющие
регулирование бухгалтерского учета, --
утверждают в пределах своей
компетенции формы бухгалтерской
отчетности банков, страховых и
других организаций и инструкции о
порядке их заполнения, не
противоречащие нормативным актам
Министерства финансов Российской
Федерации (п. 3 ст. 13)
────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────
Бухгалтерская отчетность Годовая бухгалтерская (финансовая)
организаций, за исключением отчетность, за исключением случаев,
отчетности государственных установленных настоящим Федеральным
(муниципальных) учреждений, а также законом, состоит из (ч. 1 ст. 14):
общественных организаций - бухгалтерского баланса,
(объединений) и их структурных - отчета о финансовых результатах,
подразделений, не осуществляющих - приложений к ним
предпринимательской деятельности и
не имеющих кроме выбывшего имущества
оборотов по реализации товаров
(работ, услуг), состоит из
(п. 2 ст. 13):
а) бухгалтерского баланса;
б) отчета о прибылях и убытках;
в) приложений к ним, предусмотренных
нормативными актами;
г) аудиторского заключения или
заключения ревизионного союза
сельскохозяйственных кооперативов,
подтверждающих достоверность
бухгалтерской отчетности
организации, если она в соответствии
с федеральными законами подлежит
обязательному аудиту или
обязательной ревизии;
д) пояснительной записки
────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────
Состав промежуточной бухгалтерской
(финансовой) отчетности, за
-- исключением случаев, установленных
настоящим Федеральным законом,
устанавливается федеральными
стандартами (ч. 3 ст. 14)
────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────
Состав бухгалтерской отчетности Состав бухгалтерской (финансовой)
государственных (муниципальных) отчетности организаций
учреждений определяется государственного сектора
Министерством финансов Российской устанавливается в соответствии с
Федерации (п. 2 ст. 13) бюджетным законодательством
Российской Федерации (ч. 4 ст. 14)
────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────
Для общественных организаций Годовая бухгалтерская (финансовая)
(объединений) и их структурных отчетность некоммерческой
подразделений, не осуществляющих организации, за исключением случаев,
предпринимательской деятельности и установленных настоящим Федеральным
не имеющих кроме выбывшего имущества законом и иными федеральными
оборотов по реализации товаров законами, состоит из (ч. 2 ст. 14):
(работ, услуг), устанавливается - бухгалтерского баланса;
упрощенный состав годовой - отчета о целевом использовании
бухгалтерской отчетности. Такие средств;
организации (объединения) - приложений к ним
представляют бухгалтерскую
отчетность только один раз в год по
итогам отчетного года в упрощенном
составе (п. 2 ст. 13, п. 4 ст. 15):
а) бухгалтерский баланс;
б) отчет о прибылях и убытках;
в) отчет о целевом использовании
полученных средств
────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────
Состав бухгалтерской (финансовой)
отчетности Центрального банка
Российской Федерации устанавливается
-- Федеральным законом от 10 июля 2002
г. N 86-ФЗ "О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)"
(ч. 5 ст. 14)
────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────
Хотя в новом Законе "О бухгалтерском учете" отсутствует норма о том, что порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности устанавливает Минфин России, соответствующие полномочия предоставлены данному органу п. 5.2.21 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329).
В отношении состава годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности отличия Закона N 402-ФЗ от прежнего закона "О бухгалтерском учете" следующие.
1. Уточнено название одного из двух основных отчетов: отчет о прибылях и убытках в новом законе представлен как отчет о финансовых результатах. Это изменение объясняется тем, что применяемая в настоящее время форма отчета о прибылях и убытках (утв. Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н) помимо чистой прибыли (убытка) организации содержит такие показатели, как результат от переоценки внеоборотных активов, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода, результат от прочих операций, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода, и совокупный финансовый результат периода. То есть данная форма, по сути, уже является формой отчета о финансовых результатах.
2. Из перечня составляющих бухгалтерской (финансовой) отчетности исчезли аудиторское заключение и пояснительная записка.
Первое представляется логичным. Ведь аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"). Закон N 402-ФЗ позволяет избежать ситуации, когда часть бухгалтерской отчетности одновременно является документом, подтверждающим ее достоверность.
Тот факт, что аудиторское заключение теперь не входит в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности, не отменяет ни обязательность проведения аудита для определенных организаций, ни их обязанность публиковать аудиторское заключение вместе с опубликованием самой бухгалтерской (финансовой) отчетности, если такое опубликование является обязательным (ч. 10 ст. 13 Закона N 402-ФЗ). Представлять аудиторское заключение вместе с бухгалтерской (финансовой) отчетностью в органы государственной статистики и в налоговые органы с 1 января 2013 г. не требуется.
В отношении пояснительной записки отметим следующее. Согласно п. 4 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности" иные приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (помимо отчета об изменениях капитала, отчета о движении денежных средств и отчета о целевом использовании полученных средств) именуются пояснениями. Эти приложения (пояснения) могут оформляться в табличной и (или) текстовой форме. Можно предположить, что пояснения в текстовой форме фактически представляют собой пояснительную записку, поэтому она не поименована отдельно в составе годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в ч. 1 ст. 14 Закона N 402-ФЗ.
По поводу состава отчетности некоммерческих организаций.
Если Закон N 129-ФЗ устанавливал упрощенный порядок только для общественных организаций (объединений) и только при условии, что ими не осуществляется предпринимательская деятельность и они не имеют кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), то в Законе N 402-ФЗ особый состав отчетности установлен для всех некоммерческих организаций.
Закон N 129-ФЗ в рамках упрощенного порядка предусматривал представление трех форм отчетности:
- бухгалтерский баланс;
- отчет о прибылях и убытках;
- отчет о целевом использовании полученных средств.
Новый закон не требует представления некоммерческими организациями отчета о прибылях и убытках (по новому Закону - отчета о финансовых результатах), что было бы вполне понятно при отсутствии предпринимательской деятельности. Однако многие некоммерческие организации в соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" осуществляют предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, поскольку это соответствует целям, ради которых они созданы, и служит их достижению. Такой деятельностью может быть приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика. Кроме того, ведение некоммерческими организациями учета доходов и расходов по предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности предусмотрено п. 3 ст. 24 Федерального закона N 7-ФЗ. В такой ситуации отсутствие отчета о прибылях и убытках (отчета о финансовых результатах) в перечне обязательных форм отчетности некоммерческих организаций представляется неоправданным.
Следует отметить, что в составе бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческих организаций (включая общественные организации и объединения) перечислены приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств. Как разъяснил Минфин России в Письме от 05.05.2012 N 07-02-06/126, состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств устанавливается федеральными стандартами (п. 6 ч. 3 ст. 21 Закона N 402-ФЗ).