Экономическая сущность региональных и местных налогов

К законам, регламентирующим налогообложение, предъявляются повышенные требования, так как они затрагивают материальные интересы налогоплательщиков. В законе о каждом налоге должен содержаться исчерпывающий набор сведений, который позволил бы конкретно утвердить:

• обязанное лицо, размер обязательств и порядок его исполнения;

• границы требований государства, относительно имущества налогоплательщика.

Налог - это комплексное экономико - правовое общественное явление, включающее в себя совокупность определенных взаимодействующих составляющих, которые именуются в теории прав как элементы (структура) налога, элементы налогового обязательства.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены элементы налога. Если законодатель не установил или не определил хотя бы один из элементов, то либо налогоплательщик имеет право не уплачивать налог или уплачивать его удобным для себя способом, либо это ведет к нарушениям со стороны налоговых органов в силу расширительности толкования положений закона.

Хотя число налогов велико и структура их различна, элементы налога имеют универсальное значение.

К элементам налога относятся:

• субъект налогообложения;

• предмет и объект налогообложения;

• налоговая база;

• масштаб налога и единица налогообложения;

• налоговый период и отчетный период;

• ставка налога и метод налогообложения;

• порядок и способы исчисления налога;

• способы, сроки и порядок уплаты налога.

При наличии в законе полной совокупности этих элементов обязанность по уплате налога может считаться установленной.

Налогообложение - процесс установления и взимания налогов в стране, определение видов, объектов, величин налоговых ставок, носителей налогов, порядка их уплаты, круга юридических и физических лиц в соответствии с выработанной налоговой политикой, принципами их установлении.

Налогоплательщик как участник отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Согласно п. 2 ст. 83 НК РФ постановка на учет в налоговых органах организация и индивидуальный предприниматель и включение их в Единый реестр налогоплательщиков осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога. То есть лицо признается налогоплательщиком еще до появления у него объекта налогообложения. Например: предприятие создано, прошло регистрацию, но никакой финансово – хозяйственной деятельности не осуществляло и впоследствии ликвидировано. Таким образом, обязанностей по уплате налогов и сборов у него не возникло, хотя предприятие и было зарегистрировано в качестве налогоплательщика. С какого же момента лицо становится налогоплательщиком? С момента внесения его в Единый государственный реестр или с момента возникновения у него налоговой обязанности

У налогоплательщика два статуса:

• как субъект налогового права;

• как участник налоговых правоотношений.

В налоговых органах организации и индивидуальный предприниматель регистрируются в качестве пока лишь потенциальных участников налоговых правоотношений.

Внесение их в Единый реестр налогоплательщиков означает наделение лица налоговой правоспособностью, то есть идеальной возможностью участвовать в налоговых правоотношениях. Речь в данном случае идет о налогоплательщиках как субъектах налогового права.

Возникновение налоговой обязанности законодатель связывает с определенным юридическим фактом – наличием у лица объекта налогообложения.

Поэтому участником налогового правоотношения лицо становится с появлением у него объекта налогообложения.

Вопросы для самоконтроля:

1. Нормативно-правовая база по региональным и местным налогам

2. Принципы исчисления и порядок организации расчетов с бюджетом по налогу на имущество организаций: расчет налоговой базы, расчет суммы налога, начисление сумм налога по сч.68

3. Принципы исчисления и порядок организации расчетов с бюджетом по транспортному налогу: расчет налоговой базы, порядок применения льгот, расчет суммы налога, начисление сумм налога по сч.68

4. Принципы исчисления и порядок организации расчетов с бюджетом по земельному налогу: расчет налоговой базы, порядок применения льгот, расчет суммы налога, начисление сумм налога по сч.68

Список литературы:

1. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99. Утверждено приказом Министерства финансов РФ (в ред. Приказа Минфина России от 27.04.2012 № 55н).

2. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 Утверждено приказом Министерства финансов РФ (в ред. Приказа Минфина России от 27.04.2012 № 55н).

3. Бурмистрова Л. М. Бухгалтерский учет: учебное пособие. [Текст] / Л. М. Бурмистрова. – 2-е изд. / перераб. и доп. – М.: ФОРУМ, 2011. – 304 с.: ил. - (Профессиональное образование).

4. Мизинковский Е. А. Теория бухгалтерского учета: учебник для СПО [Текст] / Е. А. Мизиковский, М. В. Мельник. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Магистр, 2010. – 382с.

5. Швецкая В.М. Бухгалтерский учет: учебник для вузов. [Текст] / В.М. Швецкая, Н.А. Головко – 4-е изд., перераб. и доп.-М.: Дашков и Ко, 2010.– 392 с.

2.6 Организация расчетов по налогу на имущество организаций

Цель:сформировать у обучающихся представление о организации расчетов по налогу на имущество организаций, научиться определять сумму на имущество организаций, подлежащую уплате в бюджет; составлять бухгалтерские проводки на сумму начисленного и уплаченного на имущество организаций и заполнять платежные документы по уплате на имущество организаций

Вопросыдляизучения:

2.6.1 Расчет налога на имущество организаций

2.6.2 Налоговые льготы

2.6.1 Расчет налога на имущество организаций

Региональный налог, прямой. Налог на имущество организаций - важнейший налог в системе имущественного налогообложения в РФ. Это важнейший финансовый рычаг влияния на результаты хозяйственной деятельности организаций (платится за счет прибыли) и источник финансирования бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Цель введения данного налога - создание заинтересованности у организации в эффективном использовании своего имущества, освобождении от ненужного имущества.

Налог устанавливается гл. 30 НК РФ и вводится на соответствующей территории законами субъектов РФ.

Классификация налогов и сборов на федеральные, региональные и местные налоги и сборы (ст. 13, 14, 15) соответствует разделению полномочий законодательных (представительных) органов государственной власти РФ, субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

В НК РФ установлен исчерпывающий закрытый перечень региональных и местных налогов и сборов. Это должно воспрепятствовать процессу формирования разных налоговых схем в регионах, возникновению конфликтных ситуаций в межбюджетном соперничестве и способствовать сохранению единого экономического пространства Российского государства.

Налогоплательщики. К плательщикам налога на имущество организаций относятся:

· Российские организации;

· иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ.

Объекты налогообложения: движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве основных средств в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учета. Не признаются объектами налогообложения:

· земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты, другие природные ресурсы);

· объекты, признаваемые памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством РФ порядке;

· ледоколы, суда с ядерными и энергетическими установками;

· автомобильные дороги общего пользования;

· линии связи и энергопередачи и сооружений, предназначенных для поддержания в эксплуатационном состоянии ядерных установок;

· космические объекты и т.д.

Налоговая база: среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (рассчитывается с учетом начисленного износа по нормам амортизационных отчислений по стандартам бухгалтерского учета) (п. 4 ст. 376 НКРФ).

Налоговые ставки. Предельная ставка налог - 2,2 %. Субъект РФ при установлении на своей территории налога имеет право дифференцировать налоговые ставки от 0 до 2,2 % в зависимости от категории налогоплательщиков и (или) имущества, являющегося объектом налогообложения.

Полномочия в налоговой сфере между органами законодательной власти РФ, субъектов РФ и местным самоуправлением распределяются исходя из того, что все федеральные, региональные и местные налоги и сборы являются элементами единой налоговой системы РФ.

Органам законодательной власти субъектов РФ дается право самостоятельно вводить и прекращать действие региональных налогов, сборов в рамках, определенных НК РФ (налог на прибыль 18 %: 2 % + 16 %; 16 % можно снизить законом субъекта РФ до 13,5 %).

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определяются в порядке и в пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения:

· налоговые ставки в установленных пределах;

· порядок и сроки уплаты налогов;

· налоговые льготы.

Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ (объект, субъект, ставка налога, источник).

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ, законами о налогах в порядке и в пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и поря- док их применения.

Для введения в действие на территории какого – либо субъекта РФ регионального налога субъектом РФ должен быть принят закон об этом налоге.

Налоговый период: календарный год Отчетные периоды - первый квартал, полугодие, 9 месяцев календарного года. Законодательный орган субъекта РФ при введении налога вправе не устанавливать отчетные периоды.

Порядок и сроки уплаты налога. Налог подлежит уплате налогоплательщиками в порядке и в сроки, которые установлены законами субъектов РФ. Для Иркутской области - 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода. Срок уплаты налога по окончании налогового периода - до 30 марта года следующего за истекшим налоговым периодом.

Сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере ¼ произведения соответствующей налоговой

ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период, по формуле

АП имt= 1 / 4 х СИtх Сим :100% (2.6.15) где АП имt- авансовый платеж по налогу на имущество за t – й отчетный

период (I квартал, 6 месяцев, 9 месяцев), руб.

СИt- средняя стоимость облагаемого налогом имущества за t - й отчетный период, руб.;

Сим - ставка налога на имущество, %.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового пери- ода, определятся как разница между суммой налога, исчисленной за год, и суммами авансовых платежей по налогу, уплаченными в течение года - формула

Нимгод = СИгод х Сим : 100 -∑ АП имt, (2.6.15)

где Нимгод - налог на имущество за год, руб.;

СИгод - средняя стоимость имущества за год, руб.;

Сим - ставка налога на имущество, проценты;

∑ АП имt- сумма авансовых платежей по налогу на имущество, исчисленных в течение налогового периода, руб.

Средняя стоимость имущества организации за I квартал (СИкв) определяется по формуле

СИкв=(И1+И2+И3+И4):4, (2.6.16)

Средняя стоимость имущества организации за 6 месяцев (СИ6) определяется по формуле

СИ6=(И1+И2+И3+И4+И5+И6+И7):7, (2.6.17)

Средняя стоимость имущества организации за 9 месяцев (СИ9) определяется по формуле

СИ9=(И1+И2+И3+И4+И5+И6+И7+И8+И9+И10):10, (2.6.18)

Среднегодовая стоимость имущества организации (СИгод) определяется по формуле.

СИгод=(И1+И2+И3+И4+И5+И6+И7+И8+И9+И10+И11+И12+И13) : 13, (2.6.19) где И1,И2,И3,И4,И5,И6,И7,И8,И9,И10,И11,И12,И13 –остаточная стоимость основных средств организации по состоянию соответственно на 1января, 1 февраля, 1марта, 1 апреля, 1 мая, 1 июня, 1 июля, 1 августа, 1сентября, 1 октября, 1 ноября, 1 декабря, 31 декабря отчетного периода, руб.

2.6.2 Налоговые льготы.

Полностью освобождаются от уплаты налога на имущество следующие категории налогоплательщиков:

· организации и учреждения уголовно - исполнительной системы - в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций;

· религиозные организации - в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;

· общероссийские общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 %, - в отношении имущества, используемого для осуществления их уставной деятельности;

· организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 %, а доля в фонде оплаты труда

- не менее 25 %;

· учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, - в отношении имущества, используемого для достижения образовательных, культурных, лечебно - оздоровительных, физкультурно - спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам и их родителям;

· организации основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, - в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями;

· имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций.

Организации, переведенные на уплату ЕНВД для отдельных видов деятельности или УСНО, не являются налогоплательщиками налога на имущество, используемого в указанных видах деятельности. Если указанные категории налогоплательщиков занимаются также и иными видами деятельности, то налог на имущество организаций не взимается только в той части имущества, которое используется в предпринимательской деятельности, переведенной на специальные налоговые режимы. Для реализации данной льготы организации обязаны вести раздельный учет имущества, используемого в различных видах предпринимательской деятельности. В случае, если налогоплательщик не может обеспечить раздельный учет имущества, указанное имущество подлежит обложению налогом на имущество в части, пропорциональной сумме выручки от реализации, полученной в процессе иной деятельности, в общей сумме своей выручки.

Пример.

В организации остатки по счетам бухгалтерского учета, включаемым в налоговую базу по налогу на имущество, по состоянию на 1 января, 1 февраля, 1 марта, 1 апреля отчетного периода представлены в таблице6.

Таблица 2.6.3 - Остатки по счетам бухгалтерского учета, руб.

Счетабухгалтерскогоучета Отчетныеданные (руб.) на
1.01 1.02 1.03 1.04
Основные средства по остаточной стоимости (01 + 02 - 03) 1 «Основныесредства» 2 «Амортизацияосновныхсредств»        

Требуется определить авансовый платеж по налогу на имущество за первый квартал.

Решение.

Среднегодовая стоимость имущества - 10550 руб. [(11000 руб. + 10700 руб. + 10400 руб. + 10100 руб.) / 4]

Сумма авансового платежа за первый квартал - 58,03 руб. [ (10550 руб. х 2,2 % / 100 %) х 1/4]

Данная информация заносится в расчет авансового платежа по налогу на имущество организации.

Уплата налога производится на основании налоговой декларации по налогу на имущество организаций. Раздел 2 налоговой декларации: «Определение налоговой базы и исчисление налога в отношении подлежащего налогообложению имущества российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства». В данном разделе налоговой декларации приводятся данные для расчета средне- годовой стоимости имущества за налоговый период и расчет суммы налога.

Налог на имущество включается в состав прочих расходов организации. Источник уплаты налога - прибыль, полученная организацией, т. е. при расчете налога на прибыль данный налог включается в состав прочих расходов.

Бухгалтерский учет расчетов по налогу на имущество организаций: Дт 26, 44, 91 Кт 68, субсчет «Расчеты по налогу на имущество»

Вопросы для самоконтроля:

1.Раскройте экономическую сущность налога на имущество организаций

2.Какова роль налога на имущество организаций в формировании бюджета?

3.Кто признается плательщиком налога на имущество организаций?

4. Что относят к объекту обложения налога на имущество организаций?

5.Как определяется налоговая база налога на имущество организаций?

6.Какие ставки налога на имущество организаций действуют в настоящее время?

7. Какие документы необходимы для учета расчетов на имущество организаций?

8. Перечислите основные обязанности бухгалтера по исчислению на имущество организаций?

Список литературы:

1. Керимов В.Э. Бухгалтерский финансовый учет: Учебник / В.Э. Керимов – М.: Дашков и К, 2014 г. – 688 с.

2. Бурмистрова Л. М. Бухгалтерский учет: учебное пособие. [Текст] / Л. М. Бурмистрова. – 2-е изд. / перераб. и доп. – М.: ФОРУМ, 2011. – 304 с.: ил. - (Профессиональное образование

3. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 Утверждено приказом Министерства финансов РФ (в ред. Приказа Минфина Россииот 27.04.2012 № 55н).

2.7 Организация расчетов по транспортному налогу

Цель:сформировать у обучающихся представление о организации расчетов по транспортному налогу, научиться определять сумму по транспортному налогу, подлежащую уплате в бюджет; составлять бухгалтерские проводки на сумму начисленного и уплаченного по транспортному налогу и заполнять платежные документы по уплате по транспортному налогу

Вопросы для изучения:

2.7.1 Экономическая сущность транспортного налога

2.7.2 Организация расчетов по транспортному налогу

Наши рекомендации