Затраты для целей бухгалтерского учета

Основные задачи анализа:

- оценка и подтверждение достоверности отчетных данных о фактических издержках;

- оценка соблюдения принципа временной определенности фактов хозяйственной деятельности при принятии расходов к учету и списании их на издержки обращения.

Представленные документы:

· хозяйственные договоры;

· акты о приемке выполненных работ, оказанных услуг;

· накладные;

· прочие первичные документы по учету расходов;

· бухгалтерские регистры по счетам 86 «Целевое финансирование», 91.2 «Прочие расходы».

Построение аналитического учета обеспечивает возможность получения всей необходимой информации.

В ходе анализа затрат установлено:

1. Отчетные данные в целом соответствуют данным бухгалтерского учета.

2. Учет затрат на производство продукции, расходов на продажу и прочих расходов осуществляется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденным Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. № 33н, (далее - ПБУ 10/99).

Нарушения:

1. Товарищество неправомерно учитывает по дебету счета 86 «Целевое финансирование» затраты по основной (некоммерческой) деятельности, а также по коммерческой деятельности.

Учет затрат должен вестись на счете 20 «Основное производство» по видам деятельности.

2. В проверяемом периоде Товарищество привлекало подрядчиков для выполнения работ по строительству автостоянки по адресу: СПб., Варшавская ул., д. 61, корп. 1.

Договоры подряда заключались с ООО «САНТЕХ». Общая сумма затрат, отнесенная на расходы по целевому финансированию 2007 г., составила 163 366,00 руб.

Анализ первичных документов не позволяет сделать вывод, какие именно работы выполнялись подрядчиком.

Разъяснения:

По пункту 1:

В соответствии с Планом счетовдля обобщения информации о затратах производства, продукция (работы, услуги) которого явились целью создания данной организации предназначен счет 20 «Основное производство».

В соответствии с приказом ГК РФ по жилищной и строительной политике от 14.07.1997 г. № 17-45 все затраты Товарищества по основной (некоммерческой) деятельности на основании первичных документов, вспомогательных ведомостей отражаются на дебете счета 20 «Основное производство». На субсчете 20-1 «Содержание домового хозяйства» отражаются затраты на содержание домового хозяйства, затраты на капитальный ремонт жилищного фонда отражаются на субсчете 20-2 «Капитальный ремонт жилищного фонда».

Товарищество может вводить дополнительные субсчета к счету 20 для отражения затрат по отдельным видам основной деятельности.

На дебете счета 20 учитываются как прямые затраты (материалы, заработная плата, начисления на заработную плату и др.), так и расходы по обслуживанию производства, управлению и др.

Учтенные на счете 20 затраты списываются на счет 86 «Целевое финансирование».

По пункту 2:

В отношении требований к оформлению первичных учетных документов подробные разъяснения даны в предыдущих разделах настоящего информационного письма.

Принципы и инструменты учета выполнения договоров подряда основываются на базе организации бухгалтерского учета в строительстве, учетной политики строительной организации, форматах отчетности и нормативно-правовых основах бухгалтерского учета и строительства, а именно выполнения договоров подряда.

Договорная документация состоит обычно из договора подряда, оформленного в соответствии с действующим законодательством, и приложений, являющихся его неотъемлемой частью. Приложения, как правило, включают в себя расчеты возможного увеличения или уменьшения стоимости строительства. В учете отражаются и доходы, и расходы по договорам подряда вне зависимости от существующей системы учета на предприятии.

Согласно ст. 702 Гражданского кодекса РФ договор строительного подряда является консенсуальным, возмездным, двусторонним. Договор строительного подряда составляется на основе норм параграфа 1 «Общие положения о подряде» и специального параграфа 3 «Строительный подряд» гл. 37 «Подряд» ГК РФ. Перечнем основных статей договора подряда, как правило, на практике являются:

- определения, полное название сторон договора;

- предмет договора;

- стоимость предмета договора;

- сроки начала и завершения работ по договору;

- порядок и условия расчетов и платежей;

- обязательства сторон по договору;

- производство работ;

- приемка работ;

- поручительства и гарантии по договору;

- меры ответственности сторон;

- условия и порядок расторжения договоров подряда и др.

Приведенные выше статьи позволяют предметно учитывать операции, осуществляемые по договорам подряда в бухгалтерском учете. Сторонами по договору являются две организации - заказчик и подрядчик. Оплата осуществляется согласно договору на основе свободной (договорной) цены на строительную продукцию. Оплата по договору подряда включает в себя компенсацию подрядчика в процессе производства работ и причитающееся ему вознаграждение. Возмещению подлежат расходы прямого характера, которые непосредственно связаны с выполнением подрядных работ. Стоимость строительных работ определяется участниками договора самостоятельно. При этом составляется смета с использованием метода твердой цены (паушальный метод) и Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004 (утв. Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1).

В Методике (Приложения 2 - 3) используются следующие сметные нормативы: государственные сметные нормативы (ГСН), отраслевые сметные нормативы (ОСН), территориальные сметные нормативы (ТСН) и др. Приводятся методы определения общей стоимости строительства с помощью расчета сметной стоимости, сметных затрат, сметной прибыли, свободных (рыночных) цен на строительную продукцию с учетом соответствующих коэффициентов.

Сроки по договору определяются как период, предельный срок или точная дата завершения всех работ. Соответственно, в зависимости от того, какие сроки выполнения и приемки работ прописаны в договоре подряда, производятся расчеты и платежи со стороны заказчика. Важно учитывать, что расчеты могут осуществляться:

- по конструктивным элементам за выполнение отдельных работ и услуг;

- по этапам;

- после завершения всех работ по договору.

При сдаче заказчику выполненные подрядчиком строительно-монтажные работы оформляются Актом о приемке выполненных работ (форма № КС-2) и Справкой о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3). Стоимость выполненных работ в форме № КС-3 отражается нарастающим итогом с начала выполнения работ, с начала года и в том числе за отчетный период в целом по стройке и по каждому входящему в его состав субъекту. Формы актов № КС-2 и № КС-3 утверждены Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999г. № 100. Для соблюдения законодательства, в первую очередь подрядной организации, необходимо обратить внимание на корректное документальное подтверждение выполненных работ для их последующего использования в бухгалтерском и налоговом учете.

Наши рекомендации