Учетная политика для целей бухгалтерского учета

Содержание приказа об учетной политике должно раскрывать два направления:

- описание элементов организационно-технического характера: рабочий план счетов; формы первичных документов; порядок организации документооборота; форма бухгалтерского учета и техника обработки учетной информации; порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;

- описание методических способов ведения учета отдельных объектов.

Организационный раздел.

Организация учетной службы. Руководитель организации, в соответствии с п. 2 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете, может: учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером (в этом случае в учетной политике необходимо отразить структурное строение бухгалтерской службы); ввести в штат должность бухгалтера (одного главного бухгалтера); передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии; вести бухгалтерский учет лично.

Рабочий план счетов бухгалтерского учета. Разрабатывается на основе типового Плана счетов бухгалтерского учета. В рабочий план счетов включаются только те синтетические счета, которые необходимы для отражения хозяйственных операций, совершаемых организацией.

Формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности. Все хозяйственные операции должны оформляться на бланках унифицированных форм. Если организация применяет самостоятельно разработанные формы документов, то они должны содержать обязательные реквизиты, указанные в п. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете, и их формы необходимо утвердить в приложении к учетной политике.

Правила документооборота. График документооборота может быть оформлен в виде схемы или перечня работ по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых каждым подразделением организации, а также всеми исполнителями, с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ.

Технология обработки учетной информации. Отражается форма бухгалтерского учета (совокупность средств и приемов, с помощью которых осуществляется регистрация учетной информации). Это может быть автоматизированная, журнально-ордер-
ная, простая или другая форма бухгалтерского учета. Организации могут самостоятельно приспосабливать применяемые регистры бухгалтерского учета к специфике своей деятельности.

Способ представления бухгалтерской отчетности. Бухгалтерская отчетность может представляться пользователям бухгалтерской отчетности как на бумажных носителях, так и в электронном виде (п. 6 ст. 13 Закона о бухгалтерском учете). При наличии технических возможностей и с согласия пользователей бухгалтерской отчетности организация может представлять бухгалтерскую отчетность в электронном виде, в соответствии с законодательством РФ, отразив это в учетной политике.

Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств. В учетной политике необходимо отразить количество инвентаризаций в отчетном году, даты и сроки их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них. Исключения составляют случаи, предусмотренные в п. 2 ст. 12 Закона о бухгалтерском учете, когда проведение инвентаризации обязательно.

Порядок контроля за хозяйственными операциями. В организации может создаваться система внутреннего (внутрихозяйственного) контроля, которая на малых предприятиях может осуществляться как самим руководством, так и специально создаваемыми для этих целей подразделениями внутреннего контроля. При отсутствии специальной службы контрольные функции обычно передаются одному из работников или равномерно распределяются между несколькими работниками. Положение о внутреннем контроле может быть утверждено как в виде самостоятельного документа, так и в составе учетной политики в качестве ее приложения.

Методический раздел.

Выбор способов ведения бухгалтерского учета отдельных объектов.

По учету основных средств:

- порядок учета основных средств стоимостью не более 20 000 руб. за единицу (в составе материально-производственных запасов или в составе основных средств (п. 5 ПБУ 6/01). Если принято решение об учете таких активов в составе МПЗ, необходимо установить лимит их стоимости – 20 000 руб. либо менее этой суммы);

- решение о переоценке основных средств (коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости (п. 15 ПБУ 6/01);

- способ начисления амортизации (линейный способ; способ уменьшаемого остатка; способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) (п. 18 ПБУ 6/01). Для каждой группы однородных объектов основных средств следует выбрать один из перечисленных вариантов. Принятый способ начисления амортизации должен использоваться в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу).

По учету нематериальных активов:

- способ начисления амортизации (линейный способ; способ уменьшаемого остатка; способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). Применение одного из способов по группе однородных нематериальных активов производится в течение всего их срока полезного использования (п. 15 ПБУ 14/2000);

- способ отражения в бухгалтерском учете начисленной амортизации (путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете либо путем уменьшения первоначальной стоимости объекта (п. 21 ПБУ 14/2000).

По учету материально-производственных запасов:

- выбор единицы бухгалтерского учета МПЗ (номенклатурный номер, партия, однородная группа и т.п. (п. 3 ПБУ 5/01));

- вариант учета поступающих МПЗ (на счете 10 «Материалы» по фактическим затратам на их приобретение либо на счете 10 «Материалы» по учетным ценам (плановым, нормативным) с использованием счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»);

- способы оценки МПЗ при их отпуске в производство или ином выбытии (по себестоимости каждой единицы; по средней себестоимости; по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО); по себестоимости последних по времени приобретения материально-производствен-
ных запасов (способ ЛИФО) (п. 16 ПБУ 5/01). Выбранный метод оценки отражается для каждого отдельного вида (группы) МПЗ);

- порядок списания отклонений в стоимости материалов или ТЗР (основной или упрощенный (п.п. 87 и 88 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов)).

По учету затрат на производство:

- метод оценки незавершенного производства (по фактической производственной себестоимости; по нормативной (плановой) производственной себестоимости; по прямым статьям затрат; по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов (п. 64 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности);

- показатель распределения косвенных расходов между объектами калькулирования (базой для распределения косвенных расходов (учитываемых на счетах 25 и 26) может служить заработная плата основного производственного персонала; стоимость сырья, материалов, полуфабрикатов, отпущенных на производство; количество отработанных машино-часов; объем выпущенной продукции и т.д.).

По учету готовой продукции:

- оценка готовой продукции (по фактической производственной себестоимости; по нормативной (плановой) производственной себестоимости, включающей затраты, связанные с использованием в процессе производства основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов, и другие затраты на производство продукции; по нормативной (плановой) производственной себестоимости, которая определяется по сумме прямых затрат (п. 59 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ));

- порядок учета готовой продукции (учет по нормативной (плановой) себестоимости (с применением счетов 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» и 43 «Готовая продукция» или только на счете 43 (без использования счета 40));

- вариант учетной цены выпускаемой продукции для отражения в местах хранения (фактическая производственная себестоимость; нормативная себестоимость; договорные цены; другие виды цен (п. 204 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов);

- порядок списания общехозяйственных расходов (суммы, отраженные по дебету счета 26, могут списываться в дебет счета 20 «Основное производство» (23, 29, 44), если формируется полная себестоимость готовой продукции либо в конце отчетного периода списываются в дебет счета 90, если формируется сокращенная себестоимость готовой продукции (п. 9 ПБУ 10/99).

По учету товаров в торговых организациях:

- вариант отражения в учете транспортно-заготовительных расходов по доставке товаров до склада предприятия (можно включать ТЗР в покупную (продажную) стоимость товаров (относить непосредственно на счет 41 или посредством применения счетов 15 и 16) либо отражать как расходы на продажу (на счете 44) и впоследствии распределять на реализованные товары и остаток товаров на складе (п. 13 ПБУ 5/01);

-оценка приобретаемых товаров организациями розничной торговли (учет по покупной стоимости либо по продажным ценам, включающим помимо стоимости приобретения еще и торговую наценку (счет 42 «Торговая наценка») (п. 13 ПБУ 5/01)).

По учету товаров в неторговых организациях:

- метод учета товаров при ведении натурально-стоимостного учета (сортовой и партионный (п. 240 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов)).

По учету расходов на продажу:

- порядок учета расходов на продажу(суммы расходов, связанных с продажей, могут полностью или частично списываться в дебет счета 90 «Продажи». При частичном списании такие расходы подлежат распределению между проданным товаром и остатком товара на конец каждого месяца).

По учету финансовых вложений:

- признание расходов организации на приобретение ценных бумаг в случае несущественности величины затрат (в составе фактических затрат по приобретению; в составе прочих расходов отчетного периода) (п. 11 ПБУ 19/02);

- периодичность проведения корректировки оценки ценных бумаг, по которым можно определить текущую рыночную стоимость (ежемесячно, ежеквартально или по состоянию на 31 декабря отчетного года) (п. 20 ПБУ 19/02);

- принятие решения об осуществлении расчета оценки долговых ценных бумаг и предоставленных займов по дисконтированной стоимости (п. 23 ПБУ 19/02);

- способ оценки финансовых вложений, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, при их выбытии (по первоначальной стоимости каждой единицы бухгалтерского учета финансовых вложений; по средней первоначальной стоимости; по первоначальной стоимости первых по времени приобретения финансовых вложений (способ ФИФО) (п. 26 ПБУ 19/02)).

Создание резервов:

- организация может создавать резервы сомнительных долгов (дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями) по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации. Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично (п.п. 70 и 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности).

В учетной политике указываются резервы, создание которых носит добровольный характер. Это резервы предстоящих расходов и платежей, перечень которых предусмотрен законодательством: на предстоящую оплату отпусков работникам; выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет; выплату вознаграждений по итогам работы за год; ремонт основных средств; производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства; предстоящие затраты на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий; предстоящие затраты по ремонту предметов, предназначенных для сдачи в аренду по договору проката; гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание; покрытие иных предвиденных затрат и другие цели (п. 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности).

По учету расходов будущих периодов:

- порядок их списаниярасходов будущих периодов. Затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются как расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.) в течение периода, к которому они относятся (п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности).

По учету займов и кредитов:

- способ учета долгосрочной задолженности (заемщик может использовать один из двух вариантов: учитывать находящиеся в его распоряжении заемные средства, срок погашения которых по договору займа (кредита) превышает 12 месяцев, до истечения этого срока в составе долгосрочной задолженности либо переводить долгосрочную задолженность в краткосрочную, когда по условиям договора займа (кредита) до возврата основной суммы долга остается 365 дней (п. 6 ПБУ 15/01));

- порядок списания дополнительных затрат по займам (кредитам). К затратам, непосредственно связанным с получением займов и кредитов, размещением заемных обязательств, могут относиться расходы, связанные с: оказанием заемщику юридических и консультационных услуг; осуществлением копировально-множительных работ; оплатой налогов и сборов (в случаях, предусмотренных действующим законодательством); проведением экспертиз; потреблением услуг связи и др. (п. 19 ПБУ 15/01). Эти расходы могут быть в полной сумме списаны в том отчетном периоде, в котором были произведены либо могут предварительно учитываться как дебиторская задолженность с последующим отнесением их в состав прочих расходов в течение срока погашения заемных обязательств (п. 20 ПБУ 15/01);

- способ начисления и распределения причитающихся доходов по выданным организацией векселям или облигациям (начисленные проценты (дисконт) можно учитывать в составе расходов будущих периодов, а затем равномерно (ежемесячно) списывать либо суммы процентов (дисконта) можно относить на прочие расходы полностью в момент их начисления (п. 18 ПБУ 15/01)).

Другие элементы учетной политики:

- перечисленный состав и содержание приказа об учетной политике могут включать и решение других методических вопросов, регламентирующих бухгалтерский учет в организации. Основное назначение правил, утвержденных в учетной политике, – обеспечение максимального эффекта от ведения бухгалтерского учета и оптимизация налоговых платежей законным образом.

В соответствии с п. 16 ПБУ 1/98 изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

· изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;

· разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;

· существенного изменения условий деятельности:

- при реорганизации,

- при смене собственников,

-

 
  Учетная политика для целей бухгалтерского учета - student2.ru

при изменении видов деятельности и т.п.

Следует отметить, что не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

Все изменения в учетной политике должны вводиться с начала финансового года, а при изменении законодательства о налогах и сборах не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.

Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке в бухгалтерской отчетности организации.

Наши рекомендации