Средства, полученные в рамках целевого финансирования

Основные задачи анализа:

- оценка и подтверждение достоверности отчетных данных о поступивших и израсходованных средствах целевого финансирования;

- определение правомерности отнесения поступивших средств к целевым поступлениям;

- определение правомерности расходования средств в рамках целевого финансирования.

Представленные документы:

· хозяйственные договоры;

· первичные документы по учету поступления и расходования целевых средств;

· бухгалтерские регистры по счету 86 «Целевое финансирование» и пр.

В ходе проведения анализа установлено:

1. Товарищество получает целевые поступления на содержание и ведение уставной деятельности.

2. Товариществом в основном обеспечивается ведение раздельного учета поступивших целевых средств.

3. Построение аналитического учета обеспечивает возможность получения всей необходимой информации.

Нарушения:

Товариществом не предоставлен отчет о целевом использовании полученных средств. Форма отчета является составной частью декларации по налогу на прибыль, утвержденной Приказом Минфина России от 07.02.2006 N 24н (лист 07 декларации).

Разъяснения:

На основании ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, внереализационные доходы - ст. 250 НК РФ. При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ.

В частности, согласно п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом получатели обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

Статьей 346.24 НК РФ установлено, что налогоплательщики должны вести книгу учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, форма и порядок заполнения которой утверждены Приказом Минфина России от 30.12.2005 года N 167н.

Поскольку специальных форм ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования, организациями, применяющими УСН, гл. 26.2 НК РФ не предусматривает, то организация вправе самостоятельно разработать необходимые формы для ведения раздельного учета доходов (расходов) и утвердить их соответствующим приказом.

Таким образом, при соблюдении указанных выше условий целевые поступления, указанные в п. 2 ст. 251 НК РФ, не учитываются при определении объекта обложения единым налогом, уплачиваемым в связи с применением УСН.

Следует отметить, что налогоплательщики, получившие имущество (в том числе денежные средства), работы, услуги в рамках благотворительной деятельности, целевые поступления или целевое финансирование, по окончании налогового периода представляют в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств. Форма отчета является составной частью декларации по налогу на прибыль, утвержденной Приказом Минфина России от 07.02.2006 N 24н (лист 07 декларации). В соответствии с п. 2 ст. 346.11 НК РФ организации, применяющие УСН, освобождены от обязанности по уплате налога на прибыль. Так как специальная форма для организаций, применяющих УСН, не предусмотрена, некоторые специалисты считают, что указанный отчет можно не представлять. По нашему мнению, поскольку организация, применяющая УСН, определяет доходы в соответствии со ст. ст. 249, 250 НК РФ, она обязана представлять данный отчет.

Пунктом 14 ст. 250 НК РФ установлено, что в состав внереализационных доходов налогоплательщиков включаются доходы в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств. Следовательно, целевые средства, использованные налогоплательщиком, применяющим УСН, не по целевому назначению, должны быть учтены при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.

Отметим, что не использованные налогоплательщиками на конец налогового периода средства целевого финансирования налоговую базу не увеличивают. Аналогичная позиция отражена в Письме Минфина России от 21.02.2007 N 03-11-04/2/42.

10. Общие выводы и рекомендации по результатам проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности

ВЫВОДЫ:

Анализ финансово-хозяйственной деятельности в части правильности формирования регистров бухгалтерского учёта и налоговой отчётности, а также правильности расходования средств целевого финансирования ТСЖ «Олимп» за 2008 г. позволяет сделать следующие выводы:

1. Уровень постановки бухгалтерского учета, существующий документооборот организационно-распорядительных, первичных учетных документов, в целом соответствуют действующему законодательству.

2. В бухгалтерском учете Товарищества имеют место ошибки по порядку учета отдельных хозяйственных операций:

- по порядку учета объектов основных средств;

- по порядку учета финансовых вложений.

3. Кроме того, требуется усиление контроля со стороны ответственных лиц за оформлением первичных учетных документов, в частности, кассовых документов, авансовых отчетов.

4. При отражении операций по учету материально-производственных запасов имеют место нарушения, связанные с оформлением первичных документов на списание материалов, подтверждением экономической обоснованности списания материалов. В связи с этим, Товариществу необходимо разработать дополнительные контрольные мероприятия, включая проведение плановых инвентаризаций, усилить контроль за оформлением первичных документов при списании материально-производственных запасов.

5. Хозяйственные операции, проводимые ТСЖ «Олимп» за период с 01.01.2008 г. по 31.12.2008 г. в целом соответствуют уставной деятельности предприятия, заключенным договорам и действующему законодательству.

6. В ходе проведения анализа часть выявленных нарушений была устранена.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

Рекомендуем учесть рекомендации по результатам анализа финансово-хозяйственной деятельности в работе ТСЖ «Олимп», а также обеспечить организацию учета и внутреннего контроля Товарищества с учетом приведенных в настоящей Письменной информации разъяснений.

Директор по консалтингу

Наши рекомендации